Хабрахабр

[Из песочницы] Self-driving ГАЗ66 Monster Truck 1/16

Хабр, привет!

Хочу рассказать вам о том, как я делал и сделал самоуправляему машинку 🙂

Я мог бы рассказать сразу, как делать, сухо прикрепив схемы и bash команды, но так будет скучно. Предлагаю вам интересную (я надеюсь) историю о том, как лично я прошел этот путь, и куда пришел.

Те места, где было что фоткать, с фотками. Там, где про софт — скорее всего без фото.

Это будет действительно история в формате повествования, как я рассказывал бы вам за чашкой кофе. Это не про bash команды, python скрипты, и вот это вот всё.

Начнём с фотки и видео того, что получилось, и дальше вся история под катом.

История пройдет по такому сценарию

  • Почему я этого захотел
  • Как устроена самоуправляемая машина (взгляд сверху)
  • Эпоха 1 — Gelendwagen из детского мира + Raspberry Pi Zero W + камера
  • Эпоха 2 — ГАЗ66 + NVIDIA Jetson Nano + Камера для RaspberryPi
  • Эпоха 3 — Remo Hobby SMAX
  • Эпоха 4 — Соединение SMAX и ГАЗ66
  • Эпоха 5 — Монтирование компонентов на монстр траке
  • Эпоха 6 — Установка Donkey Car и окружения
  • Эпоха 7 — Сборка трассы, поездки
  • Эпоха 8 — Поездки с джойстика
  • Эпоха 9 — Обучение нейронки
  • Эпоха 9 — Всё работает, наконец-то!
  • Что дальше?
  • Вызов на батл
  • Сообщество
  • Образ sd карты моей машинки

Наливайте кофе, мы выезжаем!

Почему я этого захотел

Всё началось с того, что я фрустрировал с того, что в одной большой IT компании России делают очень классные беспилотники, это невероятно круто, а я не у дел 🙂

Не, ну правда, это же так круто — самоуправляемые тачки) Отличный сплав из механики и алгоритмов 🙂

Фрустрация продолжалась до тех пор, пока я не соединил у себя в голове разные факты о себе, а именно:

  • я умею писать на питоне
  • я (примерно) понимаю как работает машинное обучение
  • я знаю, как работать с линуксом в консольке
  • я провел детство с паяльником
  • у меня есть целая коробка с diy компонентами (raspberry pi, arduino, сенсоры, и т.д.)

Когда всё в голове сложилось, я решил — self drirving car (sdc) быть!

Для начала, решил я, стоит вообще разобраться, как устроена sdc, и об этом будет следующий раздел.

Как устроена самоуправляемая машина (взгляд сверху)

Для того, чтобы машина поехала сама, ей нужно четыре компонента — тележка, сенсоры, компьютер, алгоритм.

Давайте разберемся

Тележка

То, что собственно, будет ездить. Колеса, моторы, батарея, которая это все питает.

Здесь есть две условных когорты машинок, которые я назвал для себя так — машинки из детского мира, и машинки для хобби.

Даже не пытайтесь заигрывать с машинками из детского мира, я пробовал, это провал. Их минус в том, что у них слабые двигатели без обратной связи. Это значит, что вас, скорее всего, остановить любой домашний ковер, и что вы не сможете поворачивать с заданной точностью.

Машинки из мира хобби — то, что вам нужно. У них мощные двигатели, хорошие батареи, сервоприводы на передних колесах для поворотов. Считайте, что это порог входа. Самое дешевое и нормальное, что мне удалось найти — Remo Hobby SMAX.

Сенсоры

То, что собирает некоторую информацию о окружающем мире, и передает в компьютер для принятия решений.

Базово, джентельменский набор для SDC такой:

  • Камера. Основа основ SDC. Смотрит на кусок пространства перед собой, передает изображение компьютеру, который распознает происходящее, и решает, что делать. Кажется, что я не встречал реализаций SDC без камеры.
  • IMU сенсор. Штука, показывающая ускорение и угол наклона по осям. Помогает понимать, куда мы, собственно, едем, и как изменилось наше местоположение относительно точки старта. Используется почти во всех коптерах.
  • Лидар. Одновременно и простая и сложная штука, которая стреляет лазером вокруг себя, измеряет время возвращения луча, и понимает расстояние до границы пространства. Лидары бывают дорогими, как в настоящих SDC, и довольно дешевыми, как в вашем роботе пылесосе. Для сравнения, лидар из пылесоса стоит 75$, тогда как лидар для большой SDC от Velodyne нагуглился мне за 4K$. Такая разница в цене объясняется тем, что дорогие лидары строят 3D картинку, тогда как пылесосный лидар находит просто границы комнаты в 2D.
  • GPS. Не используется в маленьких машинках, так как слишком большая погрешность измерения на маленьких расстояниях, но о нем стоит сказать, так как в больших SDC активно используется.
  • Камера глубины. Работает примерно как смесь лидара и камеры — получает картинку с точками, и расстоянием до них. Позволяет строить 3D карту видимой области.

Компьютер

То, что получает значения от сенсоров, анализирует ситуацию, передаем команды управления тележке.

В мире компьютеров для встраиваемой электроники правят бал энергоэффективные ARM процессоры (как в вашем телефоне), и одноплатные компьютеры на их основе.

На сегодня есть два самых популярных варианта одноплатников — RaspberryPi и NVIDIA Jetson.
RaspberryPi отличается меньшей ценой, бОльшим количеством разнообразных проектов, бОльшим сообществом.

NVIDIA отличается бОльшей ценой, меньшим количество проектов, но при этом бОльшей производительностью в задачах машинного обучению. Имеет на борту 128 CUDA ядер (как в вашей большей NVIDIA видеокарте), которые используются для ускорения алгоритмов машинного обучения.

В моей коллекции есть три штуки Raspberry Pi (ZeroW, 3, 4) и NVIDIA Jetson Nano. Машинку я решил собирать, конечно же, на Jetson.

Алгоритм

То, что принимает решение о действиях на основе показаний сенсоров. Обычно, для этого используется комбинация компьютерного зрения и нейросетей. В самом базовом варианте, вы ездите сами на своей машинке вдоль некоторой разметки, записываете видео таких поездок с трекингом газ/тормоз/поворот, и потом обучаете на этом нейросеть, чтобы она находила вам зависимость сигналов двигателя от картинок с камеры. Совсем просто, это задача распознавания разметки, и попытка держаться в ней.

Если вы хотите освежить, как работает нейросеть, то предлагаю вам посмотреть вот такое видео:

Здесь я описал самый простой вариант, где есть только камера и езда по разметке. Но есть варианты с бОльшим количеством сенсоров и другой логикой работы — об этом здесь будет отдельный пост.

Если очень высокоуровнено, то это всё.

Остается только:

  • собрать тележку
  • повесить сенсоры
  • подключить компьютер
  • нарисовать разметку
  • поездить по ней
  • обучить нейросеть
  • поехать

Теперь, когда мы разобрались, из чего состоит самоуправляемая тачка, давайте перейдем к тому, какие эпохи реализации были конкретно у меня.

Эпоха 1 — Gelendwagen из детского мира + Raspberry Pi Zero W + камера

Да, самый мой первый подход был именно такой. Так получилось потому, что рядом с моим домом был детский мир, в который я зашел, в котором мне понравился гелик, и я его купил.

Окей, подумал я, гелик есть, теперь нужен компьютер и сенсор. Подумано — сделано. Заказал RPi Zero W и камеру для неё. Пока ждал компьютер и камеру, зашел, купил для этого дела пауэрбанк.
Итак, всё на месте, пора собирать. Нашел вот такой проект, решил идти по нему.
Разобрал гелик, вытащил его родные мозги, перекинул их на контроллер двигателя, его, в свою очередь, перекинул на RPi, к ней подключил камеру, запитал всё это дело пауэрбанком, остался доволен.

Прежде, чем переходить к самоуправлению, решил по приколу поездить через консоль, погоняться за кошкой, транслируя изображение с камеры к себе на ноут.

Тут-то меня и ждала пара провалов.

Первый — Raspberry Pi Zero W очень слабая в плане производительности.

Второй — Проходимость гелика из детского мира почти никакая, его останавливало почти любое минимальное препятствие.

Уже сейчас стало понятно, что проект мертворожденный, но ради интереса я попробовал собрать для Raspberry Pi Zero компьютерное зрение (OpenCV) прямо на ней же. Это заняло, без шуток, больше суток, и стало последним гвоздем в крышку гроба этой реализации SDC.
Стало понятно, что нужно менять и компьютер для большей производительность, и тележку, для большей проходимости.

Получилось довольно смешно:

Эпоха 2 — ГАЗ66 + NVIDIA Jetson Nano + Камера для RaspberryPi

Итак, на этом моменте стало понятно, что нужно какая-то более проходимая машина, и желательно, грузовик, чтобы положить в кузов все компоненты. После штудирования одного сервиса по подбору товаров, стало понятно, что мне подходит модель нашего родного ГАЗ66, он же шишига в народе. Окей, заказал, жду, пора думать про компьютер. К этому моменту NVIDIA как раз готовила старт продаж своих Jetson Nano, и я оформил заказ в первый день продаж.

Приехал грузовик, я продолжал ждать Jetson, в нетерпении катался на шишиге по дому, катал котят, которых родила кошка, упомянутая выше. Не сказать, что котятам нравилось — пришлось перестать.

Тем временем, Jetson еще ехал, а я заказал из Китая пылесосный лидар — пока не знал, как конкретно буду его применять, но понимал, что хочу.

В какой-то день в подъезде офиса возник деловитый курьер, вручил мне довольно большую коробку с одноплатником от NVIDIA, я расписался в накладной, и ощутил себя разработчиком энтузиастом — ничего себе, ко мне приехал девайс, купленный на старте продаж.

Пора собирать! Но сначала, надо разобрать, лол. Разобрал шишигу, выкинул ее родные мозги, смазал механизмы, начал собирать уже на базе компьютера.

Подключил камеру, контроллер двигателя, поворотный двигатель, двигатель газ/тормоз, завел питоновские скрипты для теста — снова облом!

В этот раз история такая — у шишиги для поворота используется обычный двигатель, не сервопривод. А значит, у него нет обратной связи. А значит, я не могу им упрвлять точно, а значит, он не подходит для SDC.

Окей, снова нужно как-то это решать, что-то делать. Переходим к следующей эпохе.

Эпоха 3 — Remo Hobby SMAX

Так как в этот момент времени было понятно, что машинка нужна не только проходимая, но и минимально хорошая по комплектующим, выбор пал на магазины для тех, у кого RC, это хобби.
Не мудрствуя лукаво, я приехал в один такой магазин, и не таясь рассказал, что делаю, и какая мне нужна машинка. Продавец, будь ласка, рассказал мне, какая машинка подходит под мои минимальные требования, и это был Remo Hobby SMAX. Купил.

Приехал домой, достал шишигу, скинул всё с неё, сел подключать к SMAX. И что, как вы думаете? Правильно — снова неудача!

Базово, RC машинки устроены так, что двигатель подключается к контроллеру двигателя, а тот, в свою очередь, подключается к радио модулю, который общается с пультом. И вот именно SMAX устроен так, что там контроллер двигателя и радио модуль были объединены — у меня буквально не было возможности подключиться к контроллеру двигателя вместо радио модуля.

Окей, надо что-то снова делать. Возвращаюсь на сайт RC машинок, лезу в комплектующие. Ковыряюсь там, и ура, нахожу такой контроллер двигателя, у которого есть отдельный провод до радио модуля.

Заказываю, привозят, собираю всё заново — работает, но только повороты. А газ и реверс нет! Да что, блин, такое, думая я, но продолжаю ковыряться.

В этот раз не работало то, что, оказывается, для того, чтобы двигатель SMAX проснулся, пульт должен прислать ему определенное значение (360) через радиомодуль. Но я об этом не знал, и вводил значения непосредственно для газа тормоза. А двигатель не реагировал, исходя из логики, что никто его не просил просыпаться.

В какой-то момент я сел перебирать буквально все подряд значения, ожидая, что хоть на что-то оно среагирует.

Сначала я перебирал по 100 — мимо. Потом по 50 — мимо. И вот когда дошел до перебора по 10, на 360 услышал какой-то приветственный писк — ура! Работает!

Потестил из консоли газ/реверс/лево/право, все работает. Вот это огонь, вот это я программист =)

Кажется, пора собирать, но есть проблема — положить компоненты совершенно некуда. RC машинки устроены так, что их верх — весьма условная вещь. Во первых, верх состоит из очень тонкого пластика, во вторых, он изображает из себя джип, и типа просто некуда всё положить.
В этот момент я решил поискать, а как, собственно, это делают другие.

Нашел проект donkey car, в котором есть всё под ключ, чтобы собрать свою SDC — и Hardware примеры, и Software фреймворк. Казалось бы, круто, бери и пользуйся, но, есть нюансы:

  • они печатают верх машины на 3D принтере, и машину оно потом напоминает очень отдаленно. некрасиво, короче, не эстетично
  • их 3D модели совместимы с такими машинами, которые у нас не продаются.

Окей, запомним Donkey Car, возьмем потом их Software фреймворк, но пока надоо думать про hardware.

В какой-то день, крутя в своей квартире головой, я посмотрел на разобранную шишигу, на SMAX без верхней части, и подумал — хммм, а они, кажется, одного масштаба (1/16). Взял шишигу, взял SMAX, просто на глазок приложил одно к другому — и правда, подходит! И выглядит круто! Окей, надо делать! Переходим к следующей эпохе.

Эпоха 4 — Соединение SMAX и ГАЗ66

Итак, на старте этой эпохи у меня есть внутренний таргет — соединить верх от одной машины с низом от другой. Так как мы с коллегами скинулись на 3D принтер, и я являюсь его совладельцем (серьезный инвестор), то было решено нарисовать соединение в CAD программе, распечатать, и таким образом их соединить.

С этой идеей я ходил около 2 месяцев, думая, что вот-вот сяду разбираться в CAD системах. Лол, нет. Признавшись себе в том, что я не хочу разбираться в CAD системах, я стал думать, какие еще есть варианты.

Зашел снова в детский мир, решил посмотреть конструкторы, вдруг они мне как-то помогут. Купил классический металлический конструктор, который был у меня, когда я учился в школе (аш олдскулы свело).

Притащил его домой, положил две части машинки рядом, и стал прикладывать к ним всякие элементы конструктора. Долго ли, коротко ли, стало появляться какое-то понимание, как, хотя бы в теории, это можно было бы сделать.

Начал делать. Провел не один день с детским гаечным ключом, гайками, и пространственным мышлением.

Пока соединял, научился сверлить пластик отверткой, аккуратно отрывать лишние части так, чтобы не повредить корпус, контрить гайки другими гайками (но без шайб все равно так себе). В общем, мой трудовик бы мной гордился.

Спустя примерно три переделки и три дня я увидел перед собой этот монстр трак — ГАЗ66 SMAX Edition by Beslan.

Итак, кажется, hardware база готова, переходим к следующей эпохе.

Эпоха 5 — Монтирование компонентов на монстр траке

Наконец-то:

  • у меня есть тележка с хорошими компонентами
  • у меня эстетичный и вместительный верх
  • на этой тележке нормально работают газ/тормоз/повороты
  • верх и низ даже соединены вместе =)

Пора монтировать на этой красоте компоненты.

Вооружившись отверткой как сверлом для пластика, и двусторонним скотчем как универсальным креплением для всего, я взялся за дело.

Сделал на кабине крепление для камеры, которое позволяет регулировать угол наклона камеры. Кинул от камеры длинный шлей до Jetson, который, в свою очередь, поселился в кузове.

Помимо Jetson, в кузове поселились:

  • пауэрбанк для питания компьютера (пожертвовал свой основной, классный, с usb power delivery, чтобы jetson не проваливался по питанию)
  • PCA9685 (ШИМ контроллер) для управления двигателями
  • батарея для питания двигателя машины

Так как проект уже на этот момент считался долгостроем, с лидаром решил пока не связываться, и сделать MVP хотя бы на камере и софте от Donkey Car.

По приколу подключил родные фары от ГАЗ66, чтобы было красивее и увереннее в темноте.

Окей, моя машинка включается, двигатели реагируют на команды из питона, камера дает картинку, фары горят, все окей, пора ставить софт.

Эпоха 6 — Установка Donkey Car и окружения

Благо, на прошлых этапах я нашел проект Donkey Car, и он очень упростил мне жизнь, избавим меня от написания всего самостоятельно. Говоря по простому, DonkeyCar, это фреймворк, в котором уже есть все, что нужно для SDC. И у них даже есть гайды по тому, как ставить софт. Но, как это обычно бывает с OpenSource — гайды устарели, и моментами противоречат друг другу.

Окей, придется разбираться. Для нормальной работы фреймворка нужны следующие библиотеки:

  • OpenCV
  • tensorflow-gpu (gpu именно для jetson, ибо есть cuda ядра. для rpi там tensorflow-lite)
  • tensorrt (библиотека для ускорения инференса нейронок)
  • и все то, что ставится автоматически исходя из списка окружения

Начнем с OpenCV.

В гайде DonkeyCar сказано, что его нужно собрать самом из исходников, ибо для ARM нет OpenCV в pip-е. Я это даже проделал, скомпилял OpenСV, но перед установкой решил проверить, вдруг в системе есть старая версия OpenCV, и ее надо снести. Позвал питон, заимпортил cv2, спросил версию, а она бац, и актуально. Быстренько поискал, и узнал, что оказывается, в последние версии linux4tegra (который в jetson) ребята из NVIDIA стали класть OpenCV. Круто, мне меньше дел. Молодец, что смог сам скомпилять 🙂

Дальше, tensorflow-gpu.

В гайде DonkeyCar указана, во первых, устаревшая ветка версий (1.xx), во вторых, даже не последняя версия из устаревших. Я решил их не слушать, и поставить последнюю актуальную версию (2.0).

Следующий шаг — tensorrt.

Гайд по установке tensrort на jetson написан отдельной вики страницей, и по ней понятно, что автор не читал основной гайд =) Ибо в гайде по tensorrt переназначаются переменные окружения, и перестает работать OpenCV. Я покрутил это и так и этак, откатил всё назад, и решил забить на окружения и переменные окружения — вкатил прямо в основное окружение.

Довольный собой открыл питон, по очереди позвал cv2, tensorflow, tensorrt, и потом спросил у питона их версии — они все заимпортились, все показали актуальные версии. Круто!

Процесс установки самого donkey car довольно простой, не буду описывать, предлагаю почитать их гайд. Единственное, что отмечу сейчас — в конфиге donkey car можно повысить разрешение картинки с 86х86 для RPi до 224х224 для Jetson (ибо больше производительности и так будет выше точность).

Итак, все готово, время запускать и тестировать!

Моя машинка действительно включается, на ней стартует веб сервер на том IP, которой машинке выдал роутер. И туда реально можно зайти, и из браузера поездить джойстиком, смотря на картинку с камеры.

Еще пришлось откалибровал значения, подаваемые на ШИМ (PCA9685), чтобы найти полный ход вперед, полный назад, максимальные повороты в стороны.

Тут, кстати, выяснил, что у меня был неправильно подключен двигатель — назад машинка ездила сильно бодрее, чем вперед — опытным путем нашел провода, перекинул их наоборот. Там так было устроено, что все провода от двигателя одного цвета, и нельзя запомнить, как было. Но я подключил правильно, и на каждый провод посадил термоусадку, чтобы потом их различать.

Круто, пора переходить к подготовке трассы!

Эпоха 7 — Сборка трассы, поездки

Алгоритм Donkey Car так устроен, что там нейронка, обучаемая учителем. А это значит, что трекается картинка с камеры, и рядом с каждой картинкой появляется json файл, в которой пишется имя картинки, ускорение, поворот, timestamp. И для того, чтобы обучить нейронку, таких пар «картинка + json» нужно минимум 5К.

Трассу было решено собирать дома, мол квартира большая, есть где развернуться. Но начав собирать, стало понятно, что по всей квартире не поездить — пол разного цвета, контраст будет разный, и моделька может не вывезти.

Окей, решил собирать в одной комнате. Купил 4 рулона малярного скотча, и наклеил им по полу трассу.

Поставил машинку, запустил, поехал, и снова провал — оказывается, одна комната слишком маленькая, и моя машинка банально не входит в повороты. Точнее входит, но на такой скорости, что будет стыдно потом =)

Окей, надо делать вторую итерацию, и нужно большое помещение. Выбор пал на офис — места много, полы однотонные, открыто 24Х7. Проблема только в том, что ночью работают уборщики, и трассу нужно будет убрать. То есть, надо сделать все в один заход — поездить руками, чтобы быть учителем, обучить модель, закинуть обратно в машинку, и поехать уже без управления руками.

Окей, день Х, после ивента про А/Б эксперименты решено остаться в офисе, и делать трассу.
Место выбрано, скотч готов, команда строителей трассы в игре. Буквально час, и в коридоре офиса появляется отличная трасса.

Ставлю машинку, включаю, пробую ездить — ура, в повороты входит, и скорость пришлось ограничить всего до 80%.

Эпоха 8 — Поездки с джойстика

Итак, у меня есть трасса, есть машина, и мне нужно 5К пар картинка+json.

Опытным путем я выяснил, что один круг моей трассы, это 250 пар фотка+json, а это значит, что мне нужно отъездить минимум 20 кругов.

Желательно подряд. Можно, конечно, с перерывами, но тогда брошеный газ затрекается моделькой, и она может начать тормозить, а мне такого не хочется.

Начал пытаться ездить по 20 кругов без перерыва, и это, должен сказать, не самая простая задача.

Первая сложность возникла с тем, что по центру трассы была здоровенная колонна, и когда машинка ехала за ней, коннект с ноутом, с которого было управление, становился с лагом, и этот мелкий лаг выбивал меня за границы трассы.

Окей, значит надо сделать так, чтобы коннект был с того устройства, с которым я сам хожу за машинкой, когда езжу. А это значит, что надо ездить из браузера телефона.

Но ведь еще есть джойстик, и его я держу двумя руками, куда еще взять телефон? Возить на машинке не вариант, он будет ее тормозить, и потом, без телефона, она поедет быстрее, и может запутаться в поворотах из-за чрезмерного ускорения.

Хм, значит нужно как-то объединить телефон и джойстик. Окей, у меня есть читалка, она достаточно большая, на ней поместится и телефон и джойстик — подойдет. Взял скотч, и примотал скотчем к читалке телефон, а чуть ниже джойстик. Смотрел на это чудо, и думал — что ты такое, вообще? 🙂

Но, сработало 🙂 С этой штукой мне удалось отъездить 20 кругов. А на самом деле, даже 25, ибо я вошел во вкус где-то к 15 кругу.

Такс, готово, у меня есть датасет для обучения нейронки, пора обучать!

Эпоха 9 — Обучение нейронки

В этот момент у меня есть машинка, трасса, датасет — да я в одном шаге от результата!
Дома крутился PC на холостом ходу, с NVIDIA RTX 2070, на котором я и планировал обучаться. Благо, для умного дома у меня есть внешний IP, и нужно было всего лишь прокинуть 22 порт из интернета на PC. Хорошо, что нашлись помощники, которые сделали это для меня, пока я был в офисе.

Итак, захожу по ssh на комп с убунтой, монитирую домашнюю папку по sshfs, закидываю файлы. Казалось бы, всего 40 мегабайт, но это длилось около 30 минут. Так вышло, я так понимаю, потому, что их было очень много.

Файлы на компе, tensorflow-gpu установлен, софт от DonkeyCar установлен, пора обучать.
Зову скрипт от DonkeyCar для обучения нейронки, указываю ему на папки с датасетом — побежало.
Пока нейронка бегает, nvtop (монитор загрузки видеокарты) показывает 1406% утилизации, обычный htop показывает 100% загрузки cpu по всем 16 ядрам, дело идет).

Спустя каких-то 20 минут у меня есть обученная модель для управления тачкой. Казалось бы, бери, пользуйся. Но нет 🙂

Помните, я выше писал про tensorrt, который оптимизирует инференс нейронок и запускает их на cuda ядрах? Конечно-же, я хочу выполняться через него.

А это значит, что мне нужно:

  • зафризить модель (упаковать всё нужно для модели в один файл)
  • сконвертировать результат фриза в пригодный для tensorrt формат

Пытаюсь зафризить модель, зову скрипт от DonkeyCar, неудача. А тем временем, дело к ночи, скоро уборщики демонтируют мою трассу, мне нужно быстро.

Родилась гипотеза, что это потому, что я взял не тот tensorflow, что был у DonkeyCar. Окей, сношу tensorflow 2.0, ставлю 1.15, пробую еще раз — успех, ура!

Теперь конвертация, и снова расстройство — команда не найдена. Окей, отправляюсь искать, в чем дело. Оказалось, NVIDIA пометили эту функцию как устаревшую, и оторвали поддержку. Теперь, мол, нужно конвертировать руками. Благо, я нашел гит репо, где был аналогичный запрос, и пользователь нашел то место, где лежит собственно питоновский скрипт, который конвертирует модели.

Зову скрипт из того места, и правда отзывается. Но, говорит, никаких тебе третьих питонов, давай второй.

Окей, зову второй питон. Он мне говорит — у меня нет tensorflow. Хорошо, прошу его поставить tensorflow-gpu 1.15, а он мне говорит, что такой версии нет, есть только 1.14. Ладно, соглашаюсь я, давай рискнем, и поставим разные версии в разные питон окружения. Поставил tensorflow во второй питон, позвал конвертацию — ура, сработало!

Окей, у меня есть модели для tensorrt и для обычного tensorflow-gpu, закидываю в машинку.

Запускаю машинку с моделью для tensorrt, огромный трейсбек ошибки, время давит — окей, попробую обычную модель.

Запускаю обычную, снова ошибка, но на этот раз довольно четкая — ваш размер картинки 224X224, тогда как ожидается 86X86. Помните, где-то сильно выше я писал о том, что правил конфиг, менял разрешение картинки с камеры?

Так вот, на машинке я поправил, а на хост компьютере нет.

Возвращаюсь на хост компьютер, правлю конфиги там, заново обучаю, заново делаю фриз, заново конвертирую, закидываю обратно.

Запускаю машинку с моделью для tensorrt, и…

Эпоха 10 — Всё работает, наконец-то!

Ура! Моя машинка поехала! Сама, без меня. Очень круто. Я невероятно рад)

Почти год я всё это делал, и вот)

Что дальше?

На дальнейшее развитие есть ряд планов, пойду от простого к сложному.

  • Добавить в модель IMU сенсор, чтобы, возможно, повысить точность. Например, что при движении в горку нужно больше усилия двигателю.
  • Перевести логику на поездки не по трассе, а просто ездить, объезжая препятствия
  • Добавить лидар и учитывать показания с него

Вызов на батл

Если вы сам, или с компанией друзей, чувствуете, что хотите гонок, то пишите мне, давайте устроим соревнования =)

Сообщество

Еще я собрал чатик по интересам, и готовлю канал. Я не уверен, что по правилам Хабра так можно, так что пришлю в личку по запросу.

Образ sd карты моей машинки

По запросу, так же, я пришлю вам img образ моей тачки, если хочется сделать на аналогичной базе, и не хочется париться с настройкой.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть