Хабрахабр

[Из песочницы] Scrum и спиральная динамика Грейвза: как не налететь на рифы

Все, кто хоть немного знаком со Scrum, наверняка знают три его коротких характеристики:

  • компактный;
  • простой для понимания;
  • трудный для освоения в совершенстве.

Работая Scrum Мастером в Hubber, я постоянно открываю для себя новые грани последней характеристики.
image

Процитирую великих — “Успешность использования Скрама напрямую зависит от того, насколько хорошо люди придерживаются этих ценностей”. В руководстве по Скраму (Scrum Guide) есть абзац, где перечисляются ценности — вовлеченность, фокус, открытость, уважение, смелость.

Давайте разберемся, почему так. Соглашусь, что именно эти ценности являются одной из тех граней, которые делают Скрам трудным для освоения в совершенстве.

Нейрологические уровни

Обратимся к модели “нейрологических уровней” Роберта Дилтса. В народе — Пирамида Дилтса.

image

В этой простой пирамиде есть определенная логика — более высокие уровни определяют более низкие. Дилтс поместил ценности на третий уровень. Например:

  • Моя миссия (обязательно недостижимая, это ведь миссия!): чтобы все люди в мире пили только качественный натуральный кофе;
  • Кто я: я — Великий Бариста.
  • Ценности (во что я верю): я верю, что качественный кофе дарит людям бодрость, способствует к приятному общению и продуктивности.
  • Что я могу: я отлично разбираюсь в кофе, умею его закупать и вкусно готовить.
  • Что я делаю: я готовлю кофе, общаюсь с интересными людьми ежедневно.
  • Что я имею в итоге: у меня 2 кофейни в уютных парках, несколько кофемашин, 5 сотрудников, много мягких удобных пуфов, приятная музыка в кофейнях.

Есть один важный фокус в этой пирамиде. Любые изменения на высших уровнях приводят к изменениям на нижних.

И бац — все меняется внизу. К примеру: миссию оставляем прежней, меняем второй уровень на — Супер плантатор. Бизнес на кофе — прибыльный”. Или изменим ценности на: “Я верю, что много людей пьют кофе. Все будет ориентироваться на прибыль, а не на людей (как в первом случае). И снова поменяются способности, поведение и окружение.

Приняв эти ценности, у нас должны качественно измениться способности, поведение и окружение в команде или организации в целом. В этом смысле Сазерленд и Швабер (создатели Скрама) на ряду с фреймворком дают отличные ценности (вовлеченность, фокус, открытость, уважение, смелость). А вот они! Где же трудности, спросите вы?

Трудность №1 — недопонимание

В нейро-лингвистическом программировании есть понятие — комплексный эквивалент. Это те же ценности. То есть ценность — это существительное, которое является ярлыком для набора действий и переживаний (глаголов). И все бы хорошо, вот только под каждую ценность в виде существительного у каждого отдельного человека свой набор глаголов.

К примеру:

  • 1-й человек под “Уважением” понимает “Давать советы, постоянно предлагать свою помощь, приходить на встречи вовремя, не критиковать коллег”.
  • 2-й человек понимает наоборот — “Критиковать коллег, которых уважаешь (чтобы они становились лучше), помогать и советовать только, если попросят, принимать решения совместно.

У обоих есть Ценность “Уважение”. Вот только проявляя его друг к другу, они получат в лучшем случае недопонимание, в худшем — конфликт. На уровне компаний та же история. Кроме того, в большинстве случаев сотрудникам неведом тот набор глаголов, который стоит за красивыми существительными, придуманными владельцами бизнеса.

Объясните всем, что вы ждете от коллег, когда они будут проявлять эти ценности. Таблетка. Максимально детализируйте ценности Скрама и свои собственные. Примеряйте успешные (и не очень) кейсы к ценностям — какая здесь сработала, а о какой забыли. Транслируйте ценности в своих действиях.

Трудность №2 — непрочность

Тут мы обратимся к модели человеческих ценностей Клэра Грейвза “Спиральная динамика”. Если Скрам прост в понимании, но сложен в освоении, то со Спиральной Динамикой и с пониманием не просто.

Между прочим, Фредерик Лалу придумал свои “Бирюзовые организации”, основываясь именно на этой модели. Тем не менее, это очень эффективная модель для диагностики этапов развития отдельного человека, организации, общества и человечества в целом.

Грейвз утверждает, что все мы развиваемся по спирали, и выделяет 8 уровней (есть еще 9-й коралловый, но пока он практически не описан).

image

Важно: каждый следующий уровень включает в себя предыдущий. На каждом уровне есть свои ценности, которые отображены на рисунке, и показано то, что нами движет на том или ином уровне. е. Уровни зависят от условий жизни, т. от среды и контекста.

И все вроде бы уже сложилось, но, попадая в красные условия жизни, малыш не может за себя постоять и получает тумаки, не получает должность, не может защитить бизнес и теряет его. Избалованный малыш богатых родителей попадает в оранжевые условия жизни и принимает ценности этого уровня — успех и амбиции.

Оранжевая или желтая организация с не проработанным фиолетовым уровнем (безопасность и традиции) может постоянно бороться с текучкой и отсутствием инноваций.

Можно сделать вывод, что спираль должна быть прочной от самого основания, чтобы попадая в разную среду и контексты, человек или компания эффективно справлялись с актуальными проблемами опираясь на свои ценности.

Но сначала разложим эти красивые существительные на более конкретные действия. Давайте попробуем наложить ценности Скрама на спираль Грэйвза и посмотреть на каких уровнях лежат эти пять ценностей.

image

image

image

image

image

Особенностями этого уровня являются: Как видите Открытость и Уважение находятся полностью на Зеленом Уровне.

  • Связи между людьми;
  • Формирование экологичной среды;
  • Право на ошибку;
  • Обучение происходит посредством наблюдения и эмпиризма.
  • Открытость как внутри сообщества так и с внешней средой (партнеры, клиенты).

На втором месте по количеству находится Оранжевый уровень и это совсем не странно — все таки Скрам используют в бизнесе в большей степени. Хочу отметить, что сильный оранжевый может быть только на фундаменте крепкого Красного Уровня, то есть Силы и Власти. Тут особенности:

  • Обучение экспериментами, посредством проб и ошибок;
  • Тут заправляют инженеры и предприниматели;
  • Стремление к независимости;
  • Улучшение жизни за счет науки и техники;
  • Престиж имеет значение.

На третьем месте Синий Уровень законов, правил и главенства высшей истины и цели. В Скраме тоже есть такие процедуры как структура и цель, хотя многие и путают гибкость с полным хаосом. Особенности на этом уровне:

  • Следование смыслу и цели;
  • Порядок вместо анархии;
  • Последовательность и правила;
  • Систематизация.

Как видите, ценности Скрама находятся достаточно высоко по спирали Грейвза. В отрасли IT много коллег уже тянуться к оранжевому и меньше к зеленому. Организации, находясь зачастую на оранжевом уровне, взаимодействуют с государством и конкурентами больше на синем и красном уровнях.

Это действительно работает, но проблема в том, что чем выше уровень, тем сложнее его менять. Помните Пирамиду Дилтса и фокус со сменой на определенном уровне? Это достаточно долгий и энергозатратный процесс.

Детализируйте soft-skills и примеряйте ко всем кандидатам. Таблетка. Отбирайте людей по ценностям, а не только по техническим навыкам. Создайте “Условия жизни” (среду) того уровня, которого вы хотите достичь, и люди будут осваивать новые ценности и делать их организационными. Отбирая людей по ценностям, вы уже будете формировать их в организации.

(Scrum Guide, 2017). Успешность использования Скрама напрямую зависит от того, насколько хорошо люди придерживаются этих ценностей.

Они как ветер в парусах корабля и как маяк, к которому этот корабль идет. Ценности людей и организаций являются движущей силой и целью. А если обращаться с ними просто как с красивыми существительными, то можно бесконечно болтаться в штиле и итоге налететь на рифы.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть