Хабрахабр

[Из песочницы] Про сервисы для записи к врачу

Сейчас уже записью к врачам через интернет никого особо не удивишь. Как же устроен этот рынок?

Итак, немного вводной информации.

Для автоматизации своей деятельности медицинские учреждения используют медицинские информационные системы (МИСы БАРС, Инфоклиника, Медиалог, СВАН и пр.), файлы Ворд или Эксель, неспециализированные системы CRM/ERP или их «вариации» на тему медицины/записи куда-либо (Gbooking, YCLIENTS и т.п.).

Проблема еще в том, что единого стандарта нет и каждый разработчик изобретает что-то свое. МИСов не так мало и разные медицинские организации в зависимости от потребности и бюджета используют разные системы. Хотя все чаще можно встретить заявления, что они разрабатывают согласно стандарту HL7.

Обычно для того, чтобы вывести запись к врачу на свой сайт медицинская организация должна докупить еще соответствующий модуль к МИС (иногда это очень недешевое удовольствие). Обычно МИС устанавливается на внутренний корпоративный сервер внутри медорганизации с последующей платной поддержкой от разработчиков, реже предлагается облачное решение (в качестве примера приведу MEDESK). Поэтому медорганизация довольствуется тем, что делает форму обратной связи на сайте, а заявки сваливаются сотруднику (в почту/админку), а он уже руками может вносить эту информацию в МИС или Эксель файл.

МИСов много, они все разные, где-то вообще они отсутствуют, а где-то отсутствует возможность подключения онлайн записи. И так, что мы имеем.

Чтобы разобраться как это функционирует надо понимать, что в России существует два сегмента — государственный (ОМС) и коммерческий (разовые и ДМС).

Коммерческий

Если совсем упростить бизнес-модель, то в целом это более «технологичная» лидогенерация. Собрать трафик, передать клиента в клинику и получить за это вознаграждение. Успех заключается в том, чтобы эффективно решить эти 3 задачи.

Для передачи клиента важно наладить обмен информацией между агрегатором и медорганизацией. Для привлечения, кроме SEO, используются рейтинги врачей, справочники болезней и прочее. Иногда используют «урезанную» интеграцию — выгрузкой информации из системы с какой-то периодичностью и отображением слотов на портале. Но тут как писалось выше много проблем с разнообразием и интеграциями, поэтому часто решают задачу записи просто звонками колл-центра «туда-сюда», отправкой сообщений и внесением руками клиента в расписание. Реже бывает интеграция по API с МИС, так как надо договориться с каждым разработчиком МИС, а не все готовы договариваться или у нах свои планы на создание собственных порталов.

отстают от лидера. В коммерческим сегменте лидером записи является DocDoc, приобретенный Сбербанком в 2017 году, с количеством записей к врачу на тот момент порядка 300-500 тысяч в год (цифры 2017 года, сейчас эта цифра может быть в 1,5-2 раза больше с учетом роста числа клиентов), прочно обеспечил себе 1-е место, прочие — Инфодоктор, Medbooking, Медкомпас и др.

Государственный сегмент

Здесь главный вопрос — какая МИС работает в регионе. Поэтому в каждом регионе или группе регионов свои лидеры. Чем больше регион — тем крупнее сервис.

в год и городской портал госуслуг Mos.ru (Москва) с вдвое меньшим числом записей. Крупнейшим интернет-ресурсом в стране является московский сервис emias.info (Москва) с количеством записей более 20 млн. Высокие показатели 2-х московских ресурсов emias.info и Mos.ru объясняются несколькими факторами: высокой численностью населения Москвы, глубиной проникновения «МИС» ЕМИАС в самих медучреждениях (ЕМИАС активно используется в ежедневной работе сотрудников городских поликлиник) и открытостью API записи для сторонних интернет-ресурсов (конкуренция между ресурсами ведет к повышению качества сервисов, например, одно из первых мобильных приложений по записи к врачу в России было разработано в Москве порталом emias.info еще в 2014 году). Оба портала подключены к Единой медицинской информационно-аналитической системе города Москвы (единая облачная МИС для всех московских городских поликлиник), кроме них в Москве еще более 10-ти различных интернет-ресурсов предоставляют запись к врачам в городские поликлиники через открытое API в ЕМИАС — это Мэйл.Ру, Медихост, Яндекс, Medaboutme и пр., хотя их доля не столь существенна.

Надо сказать, что это достаточно распространенная практика, когда рядом с региональным медицинским порталом функционирует негосударственный портал, которым управляет разработчик МИСа, которая внедряется в конкретном регионе. Второе место по размеру сервиса занимает портал k-vrachu.ru, который объединяет 11 регионов, в которых используется МИС от компании СВАН, эта же компания владеет данным интернет-ресурсом по записи к врачам. Реже бывают ситуации, когда региональные власти открывают API для сторонних компаний (Москва скорее исключение).

Но пока в части сервисов их потенциал недостаточно раскрыт. Высоким потенциалом обладает Санкт-Петербург и Московская область как субъекты с большой численностью населения.

за 2017 год. Заметным ресурсом по записи к врачу последние время становится федеральный ресурс gosuslugi.ru (более 76 регионов) с количеством записей 2 млн. Одним из ключевых проектов портала заявлен раздел «Мое здоровье». Несмотря на хорошую динамику роста за 2017 год (рост в 4 раза), по абсолютным цифрам он сильно отстает от лидеров. За портал отвечает Минсвязь и Ростелеком, а за МИСы с которыми он должен интегрироваться — Минздрав и Ростех. Надо отметить, что сам портал gosuslugi.ru являются B2C историей. Но для того, чтобы проект «взлетел» требуется решить оба вопроса: разобраться с «фронтом» (т.к. Отметим, что и у Ростех, и у Ростелеком есть свои МИСы, которые работают в ряде регионов. каждый регион по своему решал вопросы информатизации, поэтому такое разнообразие МИСов в регионах). региональные медицинские порталы являются конкурентами и дублерами портала gosuslugi.ru) и бэком/МИСами (т.к. Тем самым переведя траффик на себя. Вопрос с фронтом решили простым способом — закрытием региональных медицинских порталов, передачей записи на портал gosuslugi.ru. С бэком (интеграцией МИСов) вопрос будет решаться труднее и дольше. С этим, в том числе связан активный рост записей на портале за 2017 год. Но именно решение этого вопроса может обеспечить устойчивый рост интернет-записей к врачам на ресурсе gosuslugi.ru в долгосрочной перспективе.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть