Хабрахабр

[Из песочницы] Получение разрешения на полет дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации в 2019 году

Получение разрешения на полет дрона (БВС, БПЛА) в Российской Федерации.
На примере Калининградской области

Также хочется с большим удовольствием отметить высокий профессионализм, серьезное и внимательное отношение всех сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». image
Выражаю особую благодарность Алексею Алексеевичу Симановичу, начальнику РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за постоянную готовность помочь и предоставить необходимую информацию.

Ознакомиться данной статьей можно здесь. Два года назад я описывал процедуру получения разрешения на использование воздушного пространства в РФ для БПЛА.

На мой взгляд, она будет полезна не только обычным владельцам радиоуправляемых игрушек, авиамоделей и аппаратов, но и должностным лицам, чиновникам, так как я собираюсь затронуть некоторые проблемные места в действующем законодательстве РФ, которые уже давно требуют своего решения. Новая статья была построена на базе новейших данных и была дополнена различной полезной информацией.

Мало кто подозревает, какой законодательный казус кроет в себе этот вопрос. Особое внимание я уделил теме фото и видеосъемки с воздуха. Эта тема обсуждается в конце данной статьи.

Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) для дрона, беспилотного воздушного судна (БВС) (радиоуправляемых авиамоделей), заключается в обеспечении безопасного ИВП — исключению возможности столкновения БВС между собой, с другими воздушными судами (ВС), падения их на важные объекты и просто на головы граждан.

Но это вовсе не исключает вероятности создания аварийной ситуации для гражданских и военных ВС, которые совершают взлет-посадку или полеты на высотах ниже этой отметки высоты. Большинство серийно производимых дронов фирмы DJI имеют программное ограничение по высоте полета, равное 500 метров. Здесь учитывается склонность литий-полимерных батарей, которые используются в БВС, к мгновенному самовоспламенению при механическом повреждении, при горении которой, достигаются высокие температуры. Многие эксперты отмечают, что возможное столкновение пассажирского самолета с дроном гораздо опаснее, чем с птицей аналогичной массы, размера. Инженерные анализы на базе компьютерных расчетов показывают, что дрон с взлетной массой более 3 кг. Это особенно важно в случае попадания частей БВС в поврежденный в результате столкновения фюзеляж, двигатель самолета, что может иметь серьезные последствия. В этом смысле особенно важной является необходимость заранее исключить вероятность столкновения БВС в воздушном пространстве с различными ВС, с целью чего и оформляется разрешение на ИВП при действии которого, часть воздушного пространства выделяется одному пользователю, а другим воздушным судам запрещается нахождение в этой зоне. способен нанести повреждения лопастям вентилятора ТРД самолета.

Здесь и далее по тексту используются разные термины и аббревиатуры, по сути обозначающие одно и то же – дрон, БВС (Беспилотное Воздушное Судно), БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат). Данная статья фактически представляет собой руководство пользователя по получению разрешения на ИВП в Российской Федерации для БВС.

Поэтому, в конце статьи, я кратко, по пунктам еще раз опишу всю необходимую процедуру получения разрешения на ИВП для двух случаев — для временного и местного режимов. Основная часть статьи, фактически описывающая процесс получения разрешения на ИВП будет часто сопровождаться различными пояснениями и дополнениями, без которых невозможно изложить текст так, чтобы это было понятно читателю.

Для начала следует запомнить, что все без исключения дроны, радиоуправляемые модели и игрушки, БВС выполняют полёты:

1. При установленном для них временном или местном режиме использования воздушного пространства;
2. При наличии условий на ИВП, выданных на основании поданного пользователем плана полёта.

Существующие классы воздушного пространства никоим образом не оказывают на эти требования никакого влияния. Так же не существует никакого диапазона высот, в котором, якобы, можно летать не соблюдая эти два пункта. Для всех дронов, радиоуправляемых моделей, БВС установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок ИВП.

Подобные требования существуют уже как минимум 19 лет. Для того, чтобы можно было законно воспользоваться любой радиоуправляемой авиамоделью на открытом воздухе (дроном, квадрокоптером, вертолетом, самолетом и т.д.) необходимо получение разрешения на ИВП. Исходя из текущего законодательства РФ (на начало 2019 года), совершенно нет никакой разницы, какую массу имеет модель или игрушка, а также на какую высоту планируется осуществлять полеты.

Речь идет о взлетной массе от 0,25 до 30 кг. В течении нескольких лет многие СМИ упорно пытаются запутать своих читателей, осуществляя однобокую подачу информации и упорно умалчивая при этом о самых важных моментах. Вся эта информация не имеет никакого отношения к разрешению на ИВП и СМИ сделали все, чтобы многие люди подумали, что раз дрон регистрировать или ставить на учет не нужно, то и можно летать свободно. включительно и более 30 кг., соответственно учете или регистрации БВС.

Фактически, многие СМИ занимались распространением бесполезной информации исходя из того, что акценты были сделаны вовсе не там где нужно.

33 Воздушного Кодекса РФ, определяющая какие БВС подлежат регистрации, а какие учёту. Однако, на свои места всё ставит ст. Государственная регистрация – попадание БВС в реестр гражданских воздушных судов, а разработкой системы учета все еще занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации. В настоящее время не существует каких-либо правовых последствий за отсутствие у граждан учета/регистрации БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде. ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС.

11. За полет без разрешения на ИВП предусмотрена ответственность по ст. для должностных лиц и до 500 000 руб. 4 КоАП (для физлиц штраф до 5 000 руб., до 50 000 руб. для юрлиц) и именно об этом следует беспокоиться всем владельцам радиоуправляемых авиамоделей, дронов, а не об отсутствии учета или регистрации БВС.

На самом деле, независимо от высоты полетов БВС процедура оформления разрешения на полеты остается одинаковой. В качестве примера, будет рассмотрен мой случай получения разрешения на ИВП для личного БВС с целью осуществления высотных полетов (на высоту до 5 000 метров) возле города Калининград, в Калининградской области. Об этом будет указано ниже. Есть небольшая разница при установлении временного и местного режима, но она несущественна.

Для начала, следует убедиться, что место планируемого взлета-полета-посадки БВС находится вне запретных зон и зон ограничения полетов. Итак, вы планируете запускать свой дрон, БВС в каком-либо месте. Нажатием первой слева кнопкой вверху, следует включить отображение запретных зон и зон ограничений полетов (вкладка «ЗОНЫ»). Для этого можно открыть сайт, который отображает актуальное состояние воздушного пространства РФ, аэродромы и зоны. Если необходимо совершать полеты в пределах подобных зон, вам следует получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Выбрав нужную зону, можно увидеть в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся в вкладках.

image

Наличие подобных зон можно увидеть и на специальной карте:

image

NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации. Имеется еще один вариант просмотра различных зон и другой информации, относящейся к воздушному пространству РФ, в том числе НОТАМ (англ. С помощью этого сервиса можно увидеть в программе Google Планета Земля, «свою» зону временного ограничения полетов, которая появится в базе данных, после того как вы оформите разрешение на ИВП и отправите представленный план полетов БВС.

Сервис предоставляется межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан-владельцев воздушных судов AOPA.

В удобной форме можно видеть:

Границы зональных центров;
Границы районных центров;
Границы местных диспетчерских пунктов;
Границы аэропортов, аэродромов;
Границы районов аэроузлов;
Запретные зоны;
Опасные зоны (возможные артиллерийские стрельбы, падение частей ракет);
Зоны ограничения полетов, с указанием времени ограничения;
NOTAM (серия, тип, текст);
Воздушные трассы (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
Местные воздушные линии (направление, разрешенные высоты, истинные и магнитные курсы);
База аэродромов (индекс, принадлежность, размеры и курсы ВПП, частоты радиосвязи).

Для просмотра всей этой информации, необходимо установить программу Google Earth. Далее, при запущенной программе следует запустить на исполнение файл ivprf.kmz (ссылка на файл в конце статьи). После этого в программе Google Earth слева появятся метки, относящиеся к воздушному пространству Российской Федерации (ВП РФ). Теперь, можно выбирать интересующий вас пункт, устанавливая галочки в соответствующем квадрате. Google Earth обеспечивает загрузку новых данных с серверов, так что информация в программе оперативно обновляется.

image

К сожалению, далеко не все должностные лица органов местного самоуправления знают о подобном требовании текущего законодательства и часто направляют незаконный отказ лицу, запросившему подобное разрешение, мотивируя это тем, что орган местного самоуправления «не занимается выдачей разрешений на полеты БВС». Если вы планируете совершать полеты БВС в пределах населенных пунктов, вам следует заранее получить разрешение от органа местного самоуправления на полеты БВС в данном городе, поселке и т.д. Чтобы избежать подобных ситуаций, гражданам при подаче заявлений в орган местного самоуправления следует конкретно указывать источник подобных требований, а именно:

03. пункт 49 «Постановление Правительства РФ от 11. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.“
2010 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“, который гласит „49.

В моем случае полет совершается по двум точкам — западнее и севернее города Калининград, сразу за Большой Окружной дорогой, за пределами населенных пунктов, а значит разрешение от органа местного самоуправления не требуется. Я определился с географическими координатами каждой точки: №1 — радиус 300 метров, с центром г.т. 54°42'31»N 020°22'49", №2 — радиус 300 метров, с центром г.т. 54°46'52«N 020°31'30», максимальная высота полета для каждой точки составляет 5000 метров.

Внимание! Для начала необходимо согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39. В различных регионах действуют свои Районные и Зональные Центры и для того, чтобы определить к какому РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД вы относитесь, откройте карту с отображением структуры центров ЕС ОрВД.
В ходе разговора с диспетчером планирования ИВП мне следует сообщить о намерении произвести запуск БВС, с указанием местоположения каждой точки, радиуса, высоты и времени полетов.

Но здесь я вынужден сделать небольшое отступление и написать пару слов о временном и местном режимах.
Вся необходимая информация находится в Федеральных Правилах использования воздушного пространства Российской Федерации. В процессе согласования мне было сообщено, что для осуществления полетов БВС в заданных точках и в диапазоне заданной высоты, мне необходимо установление временного режима, а также согласование полетов с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», так как точки, где я собираюсь запускать свой дрон входят в район ответственности этого аэродрома (в этом смысле полезно иметь специальную карту, где указаны все эти зоны). Там говорится:

«При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений.»

В пункте 137 ФП ИВП РФ указано:

Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:
е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.

Что касается местного режима:

Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности: г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.

В пункте 139 говорится:

«Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается.»

Так как мои точки полетов находятся в районе аэродрома Калининград «Храброво», открытого для выполнения международных полётов, то соответственно устанавливается временный режим.

Однако, так как от этого зависят сроки подачи представления, то желательно разбираться и в этом вопросе. Вам необязательно знать заранее, какой тип режима будет установлен — это вам сообщат в РЦ ЕС ОрВД на начальном этапе согласования полетов БВС.

Мне было сообщено, что скорее всего в планируемые мною дни и время полеты авиации производиться не будут и я могу указать эти дни в подаваемых документах (представлении). Далее, так как мне было указано на необходимость согласовать свои полеты с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», я позвонил старшему штурману военного аэродрома и сообщил о своих намерениях произвести полеты в указанных точках, с указанием всех данных, сообщенных мною в РЦ ЕС ОрВД. Исходя из этого становится понятным, что лучше зарезервировать дополнительные дни на тот случай если в планируемый день полеты не удастся осуществить, например по причине того, что военная авиация будет поднята по боевой тревоге. Так как безопасность и обороноспособность страны являются высшим приоритетом, то естественно, что полеты БВС не должны создавать помех этим задачам.

Естественно, что внешний пилот этого БВС будет обязан быть постоянно доступным для связи, например по мобильному телефону. Кстати говоря, если боевая тревога будет объявлена уже после того, как БВС был поднят в воздух, то владелец этого дрона будет обязан произвести посадку в кратчайшие сроки и уведомить об этом факте РЦ ЕС ОрВД.

«При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.»

Итак, полеты были предварительно согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск» и с РЦ ЕС ОрВД ( это в свою очередь означает согласование полетов с гражданским аэропортом «Храброво»).

При составлении этого документа следует учитывать, что Представление на установление временного режима подается в Главный центр Единой системы (г. Теперь необходимо составить Представление на установление временного режима (ВР). Временный режим устанавливается начальником Главного центра Единой системы, соответственно документ адресуется на имя начальника Главного центра ЕС ОрВД, местный – Начальником ЗЦ ЕС ОрВД и адресуется ему. Москва) не менее чем за 5 суток до необходимого времени введения в действие режима, а Представление на установление местного режима в зональный центр Единой системы соответствующего города (для Калининградской области это Санкт-Петербург) не менее чем за 3 суток до необходимого времени введения в действие режима.

Этот документ определяет порядок и правила подачи Представлений, а так же, объём той информации, которая должна содержаться в нём. Существует Инструкция по по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России № 171).

Вот общие требования:

«Ст. 6 Разработка временного режима главным центром Единой системы или местного режима зональным и региональным центрами Единой системы начинается с получения представления от пользователя воздушного пространства, которое содержит следующую информацию:

а) дата проведения мероприятия (не более трех основных и трех резервных дней) и вид деятельности;

б) при установлении временного или местного режимов для района проведения мероприятия:
— границы района, обозначаемые в системе географических координат (градусы, минуты, секунды), и диапазон используемых высот (метры);
— время начала и окончания мероприятия (всемирное координированное время);
— предлагаемые эшелоны для полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения и в районах гражданских аэродромов, находящихся в границах района проведения мероприятия;
— предлагаемые ограничения в районах гражданских аэродромов (в случае, если деятельность по использованию воздушного пространства осуществляется в районе гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов);
— резервный эшелон для обеспечения безопасности полетов в особых случаях при проведении мероприятия;

в) при установлении временного или местного режимов для обеспечения полетов воздушных судов по маршруту (маршрутам):
— маршрут полета (маршруты полетов) воздушных судов шириной, установленной пунктом 28 Федеральных правил, с указанием пунктов маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды) для каждого из его участков, которые по своей длине эквивалентны участкам с полетным временем не более 25 минут;
— необходимый эшелон (диапазон эшелонов) для маршрута полета воздушных судов;
— рубежи набора высоты и снижения на маршруте полета;
— количество и типы воздушных судов;
— количество групп воздушных судов, дистанции и интервалы между группами воздушных судов;
— дистанции и интервалы между воздушными судами при выполнении групповых полетов;
— время пролета (всемирное координированное время) воздушным судном каждого пункта маршрута, при выполнении групповых полетов — время пролета каждого пункта маршрута воздушным судном, следующим первым из группы;
— участки маршрута полета воздушных судов с выключенной аппаратурой государственной радиолокационной системы опознавания;
— участки маршрута полета воздушных судов, на которых планируется создание помех средствам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, виды помех, типы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, подверженных воздействию помех;
— время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство района гражданского аэродрома на высотах от поверхности земли (воды) до эшелона 3050 м включительно в радиусах от контрольной точки аэродрома:
30 км — для аэродрома при внутренних полетах по расписанию,
50 км — для аэродрома, открытого для международных полетов;

г) разрешения на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения, полученные в соответствии с Федеральными правилами;

д) данные о воздушных судах и аэродромах (вертодромах, посадочных площадках), с (на) которых разрешается их взлет (посадка) при проведении мероприятия;

е) порядок обслуживания воздушного движения (управления полетами) воздушных судов, участвующих в мероприятии, с указанием географического месторасположения пунктов управления, частот воздушной радиосвязи и порядка установления связи с ними;

ж) фамилия, имя, отчество, должность руководителя мероприятия и способ связи с ним;

з) фамилия, инициалы, должность лица, разработавшего представление на установление режима, и способ связи с ним.
Информация, указанная в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта Инструкции, должна учитывать максимальные отклонения материальных объектов от расчетной траектории движения с учетом правил эшелонирования, установленных Федеральными правилами.»

В тексте Представления указываем то что имеем мы — тип БВС, его название (модель, производитель), взлетную массу.

Всего может быть указано не более трех основных и трех резервных дней (полезно на тот случай, если полеты могут сорваться в силу не зависящих от вас обстоятельств). Далее, указываем дни, в которые планируется осуществлять полеты.

Затем указываем границы районов полетов: я всегда указываю радиусы полетов с учетом максимальных отклонений от расчетной траектории полета, это наиболее оптимальный вариант для меня, однако границы районов полетов могут описываться не только радиусами: например автономный полет БВС на большую протяженность и в этом случае описание границ должно включать не менее трех точек.

В случае описании зоны полетов в виде окружности указываются координаты центра каждой точки (градусы, минуты, секунды). Полеты БВС могут также осуществляться и по маршруту и в этом случае следует указывать точки маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды).

Здесь нам необходимо вычислить значение AMSL — Above Mean Sea Level – над средним уровнем моря. Далее следует указать абсолютную высоту — диапазон высот полета БВС. Нам необходимо визуально выбрать центр каждой точки полета и записать значение. Для этого можно воспользоваться онлайн картами высот. В более привычном формате AGL — Above Ground Level — над уровнем земной поверхности, это значение будет равно от 0 до 5000 метров. Итак, я знаю, что буду поднимать вверх свой дрон на высоту до 5км.

Если уровень земной поверхности совпадает со средним уровнем моря, то диапазон высот будет равен от 0 до 5000 метров. В моем случае, уровень земной поверхности находится выше среднего уровня моря на 30 метров и запись в формате AMSL будет равна 30 — 5030 метров.

Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение UTC. Затем указываем время полетов в стандарте UTC — всемирное координированное время. В ходе разговоров с диспетчерами ЕС ОрВД, вы вероятно не раз услышите слово «Гринвич». Определить свое время можно просто набрав в поиске браузера «UTC время». В повседневной жизни, когда дробная часть секунд не важна, среднее время по Гринвичу (GMT) может рассматриваться как эквивалент UTC. Стандарт UTC пришел на смену Гринвичу(GMT). Исходя из этого вы можете сказать например «Двадцать часов по Гринвичу» — вас сразу поймут.

Если же полеты проводятся вне таких зон, как в моем случае, то указываем это. В случае, если полеты проводятся в пределах запретных зон или зон ограничений полетов, следует указать разрешения, полученные в соответствии с Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

Затем указываем воздушные суда, на которые режим не распространяется: пилотируемый БВС, а также воздушные суда, вылетающие/прилетающие с/на аэродромы совместного базирования в зоне действия которых вводится временный режим для полета БВС.

Далее указывается информация, относящаяся к порядку управления полётами БВС, участвующих в мероприятии: указывается ФИО внешнего пилота БВС и его номер мобильного телефона для оперативной связи, ФИО руководителя мероприятия, ФИО разработавшего представление, цель полетов, контактные телефоны и ФИО должностных лиц, с разрешения которых будет осуществляться взлет, полет, посадка БВС.

Так как предстоящие полеты уже были в устном виде согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», то следует указать и это.

Данные схемы отображают радиусы, маршруты планируемых полетов БВС прямо на картах Google, Yandex. Во второй части представления указываем карту-схему полетов. Я обычно открываю Yandex.Карты, по координатам из представления на установление ВР нахожу центральную точку и с помощью инструмента «Линейка» выстраиваю прямую, в данном случае длиной 600 метров, так как запрашиваемый радиус равен 300 метров. Для составления таких карт-схем удобно пользоваться Yandex.Карты или Google Планета Земля. Полученные графические файлы сохраняются и вставляются в файл представления на установление временного режима. Затем, сохраняю снимок экрана и в Paint рисую окружность на построенной прямой таким образом, что точка географических координат находилась в центре нарисованной окружности.

image

image

Затем, после того, как представление было согласовано, в представлении указываем ФИО согласовавшего, в данном случае ФИО Начальника РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД, распечатываем документ и ставим подпись. После того, как представление было составлено, отправляем его для первичного согласования в РЦ ЕС ОрВД по электронной почте — office@kld.sz.gkovd.ru. Полученный файл следует по электронной почте — spbzc.rgm@sz.gkovd.ru отправить в Зональный Центр ЕС ОрВД (в моем случае это Санкт-Петербург) для согласования. Теперь, представление следует отсканировать или сфотографировать. (Требование сотрудников ЗЦ ЕС ОрВД с точки зрения безопасности на открытие вложений от неизвестных источников). Графический файл не следует отправлять как вложение – необходимо вставить его в тело письма. +7(812)305-1778 и записать фамилию должностного лица, согласовавшего представление (в моем случае — начальник смены ЗЦ ЕС ОрВД Санкт-Петербург). Необходимо через 20-30 минут позвонить в ЗЦ ЕС ОрВД — тел.

После этого документ распечатываем, ставим подпись и снова фотографируем и отправляем по электронной почте — regimivp@matfmc.ru в Главный Центр ЕС ОрВД. Далее, необходимо вписать в раздел «представление согласовано» ФИО начальника смены ЗЦ ЕС ОрВД. Через 20-30 минут перезваниваем +7(495)601-0664 и запрашиваем подтверждение о получении. В этом случае файл целесообразнее вставить как вложение для последующей печати сотрудником ГЦ ЕС ОрВД. Звонить сильно позже не рекомендую, так как ваше представление возможно уже будет сложно найти среди прочих.

Нужно помнить о том, что представление на установление временного режима должно поступить в Главный Центр не позднее 5 суток, поэтому нужно заранее учесть временные затраты на согласование в РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД.

Этот номер впоследствии понадобится при составлении плана полетов и он станет вашим своеобразным идентификатором. После того, как получили подтверждение от Главного Центра ЕС ОрВД о получении вашего представления, можно уточнить, когда можно позвонить, чтобы получить номер временного режима.

Номер временного режима сообщает Главный центр +7(495)601-0664, а номер местного режима сообщает Зональный Центр +7(812)305-1778.
Итак, я позвонил на следующий день и мне был сообщен номер временного режима, который я записал (ВР-508).

Следующий шаг — составление плана полета.

Его следует отправлять на адрес электронной почты spbzc@sz.gkovd.ru в электронном виде, так чтобы была возможность скопировать и вставить текст средствами ОС компьютера (данные полетного плана заключаются в круглые скобки и предназначены для автоматизированной обработки). План полета БВС должен подаваться в Зональный Центр ЕС ОрВД не менее чем за одни сутки до начала полетов.

02. В теме письма следует указать ключевые данные, как например у меня — "План полета БВС на 16. 2019 ВР-508 Штейн"

N 13«Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации». Порядок составления полетных планов описан в Приказе Министерства транспорта РФ от 24 января 2013 г.

Я планировал запускать свой дрон в двух точках, соответственно мой план полета состоит из двух похожих частей.

Эти требования были введены чуть более года назад.
Можно заметить, что в отличие от старой статьи, план полета должен составляться с использованием букв латинского алфавита.

(SHR-ZZZZZ
-ZZZZ2000
-M0000/M0500/ZONA R001 5442N 02022E/
-ZZZZ0100
-DOF/190216 DEP/5442N02022E DEST5442N02022E EET/UMKK0001 TYP/BLA
OPR/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5442N02022E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 890XXXXXXXX)

(SHR-ZZZZZ
-ZZZZ2100
-M0003/M0503/ZONA R001 5446N 02031E/
-ZZZZ0100
-DOF/190216 DEP/5446N02031E DEST5446N02031E EET/UMKK0001 TYP/BLA
OPR/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5446N02031E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 890XXXXXXXX)

Теперь о том, как составляется план полетов БВС:
Признаком начала каждого поля данных (кроме поля ТИП СООБЩЕНИЯ) является символ "-" (дефис).
Структура полей информационной части сообщения о плане запуска БВС:

Поле 3 — ТИП СООБЩЕНИЯ
Поле 7 — ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНДЕКС ВОЗДУШНОГО СУДНА
Поле 13 — АЭРОДРОМ И ВРЕМЯ ВЫЛЕТА
Поле 15 — МАРШРУТ
Поле 16 — АЭРОДРОМ НАЗНАЧЕНИЯ И ОБЩЕЕ РАСЧЕТНОЕ ИСТЕКШЕЕ ВРЕМЯ, ЗАПАСНОЙ(ЫЕ) АЭРОДРОМ(Ы) ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ
Поле 18 — ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В поле 3 (Тип сообщения) указывается тип сообщения. Для сообщения о плане запуска БВС используется индекс SHR.
Пример заполнения поля 3: (SHR

Так как для БВС и иных авиамоделей с взлетной массой от 0,25 до 30 кг регистрация не требуется, то указываются буквы Z.
Пример заполнения поля 7: -ZZZZZ В поле 7 (Опознавательный индекс летательного аппарата, режим и код ВРЛ) указывается до пяти цифр, обозначающих номер государственной регистрации, если такая регистрация установлена воздушным законодательством Российской Федерации.

В поле 13 (Аэродром вылета, время) место запуска шара-зонда (подъема привязного аэростата), вылета пилотируемого аэростата или беспилотного летательного аппарата указывается одним из следующих способов:

  • если находится на аэродроме, то указывается четырехбуквенное обозначение аэродрома вылета (посадочной площадки вылета) и затем без пробела расчетное время взлета в часах и минутах (четырьмя цифрами), при этом задействуется не более восьми буквенно-цифровых знакомест;
  • если место запуска (старта) не имеет четырехбуквенного обозначения, то в поле 13 указываются ZZZZ, а в поле 18 после сокращения DEP/ — местоположение, обозначенное географическими координатами.

Для обозначения аэродрома вылета применяется четырехбуквенный индекс ИКАО, указанный в документе «Указатели (индексы) местоположения» (Doc 7910).

Для обозначения аэродрома вылета (посадочной площадки вылета) государственной и экспериментальной авиации применяется индекс, указанный в Сборнике четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов, посадочных и вертолетных площадок для использования государственной и экспериментальной авиацией.

В моем случае место взлета БВС находится не на аэродроме, значит указываются ZZZZ, а время взлета во второй точке производится в 21:00 (UTC).
Пример заполнения поля 13: -ZZZZ2100

В поле 15 (Маршрут) для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов указывается последовательно значение диапазона высот полета и границы зоны полетов.

Значение диапазона высот полета записывается через косую черту:

  • в десятках метров по давлению 760 мм рт. ст. — буква S и без пробела четыре цифры, указывающие значение эшелона в десятках метров, а необходимое число цифр дополняется с помощью нулей (пример: S0120/S0540...);
  • в десятках метров максимальная абсолютная высота — буква М и без пробела четыре цифры, обозначающие значение высоты в десятках метров, определенной по минимальному атмосферному давлению, приведенному к уровню моря, а необходимое количество цифр также дополняется слева нулями (пример: М0020/М0060...).

Границы зоны полетов записываются после признака "/ZONA":

  • обозначением точек излома границы зоны полетов географическими координатами в градусах и минутах (используется до 11 знаков): четыре цифры — широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр — долгота места в градусах и минутах с указанием буквы Е (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей. Запись производится через пробелы между обозначением каждой точки излома границы зоны (пример: /ZONA 4955N 04312Е 4815N 04210Е 5012N 04410Е/);
  • либо после признака "/ZONA" с обозначением зоны полетов в виде круга и указанием его радиуса после R без пробела до трех цифр в километрах и далее — центра круга с географическими координатами в градусах и минутах: четыре цифры — широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр — долгота места в градусах и минутах с указанием буквы Е (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей и запись производится через пробелы (пример: /ZONA R020 4955N 04312Е/);
  • либо указанием номера зоны ограничения полетов, постоянной опасной зоны или в соответствующих случаях запретной зоны (пример:/ZONA ULR22/).

Вся информация относительно границы зоны полетов ограничивается с обеих сторон наклонными чертами.

Максимальная абсолютная высота подъема указывается в десятках метров четырехзначным числом, перед которым записывается буква М, при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей.

Во второй точке диапазон высот составляет от 30 до 5030 метров (AMSL), соответственно запись принимает вид: M0003/M0503. В моем случае, указывается значение абсолютной высоты (AMSL). Здесь есть важный момент: на мой взгляд, в этом месте составления плана полета есть недостаток. Так как я выбрал зоны полетов, которые ограничены окружностями, мне необходимо указать радиус окружности.

Исходя из этих правил, минимальный радиус окружности будет составлять 1 километр. Дело в том, что по требованиям правил для указания радиуса полета БВС указывается только три знакоместа с указанием в километрах. На мой взгляд, это слишком большие цифры и следовало бы добавить еще одно знакоместо с указанием сотен метров. Диаметр окружности будет равен уже двум километрам. Даже с учетом сильных ветров, возможного сноса аппарата, в большинстве случаев для безопасного полета более чем достаточен радиус окружности, равный 300 метров. Дело в том, что поднимая БВС на высоту 5 000 метров, мне в большинстве случаев достаточно радиуса окружности равного 50 метров (подъем строго вверх). В моем случае, если бы диаметр окружности равнялся двум километрам, она зашла бы на границы сразу двух населенных пунктов – мкрн. С учетом того, что некоторые населенные пункты находятся очень близко (особенно в Калининградской области), полеты БВС в зонах, диаметр окружности которых равен 2 километра может приводить к попаданию границ населенных пунктов в эти зоны, а для полетов над населенными пунктами уже требуется разрешение от органов местного самоуправления. Прегольский. Александра Космодемьянского и пос. Исходя из действующих правил я указываю минимально возможный радиус полета, равный одному километру и центральную точку географических координат.

В идеале, нужно стремиться изначально указывать минимальный радиус полетов БВС, равный 1 километр или более, чтобы текст полетного плана полностью соответствовал представлению на установление временного режима. Впоследствии, при разговоре с диспетчером ЗЦ ЕС ОрВД, я отдельно укажу на невозможность указать в плане полета радиус 300 метров и сделаю об этом соответствующую запись в комментариях к плану полета. Запись принимает вид — /ZONA R001 5446N 02031E/

Пример заполнения поля 15: -M0003/M0503/ZONA R001 5446N 02031E/

При этом если место приземление не имеет четырехбуквенного обозначения, то в поле 13 указывается ZZZZ, а в поле 18 после сокращения DEST/ — местоположение, обозначенное географическими координатами. В поле 16 (Аэродром (площадка) и общее расчетное истекшее время) для пилотируемых аэростатов и беспилотных летательных аппаратов аэродром (площадка), где планируется приземление после выполнения полета, указывается в порядке, как для поля 13.

Общее расчетное истекшее время до окончания полета указывается четырьмя цифрами без пробела, где первые две цифры обозначают часы, вторые — минуты.

Посадка БВС в моем случае производится вне аэродромов, поэтому указывается ZZZZ, общее расчетное истекшее время равно одному часу.

Пример заполнения поля 16: -ZZZZ0100

В поле 18 (Прочая информация) указывается дополнительная информация о полете, которая записывается после соответствующих буквенных признаков, отделенных косой чертой.

Для обозначения типа летательного аппарата используются следующие обозначения:
BLA — беспилотный летательный аппарат;
OPR/ — указывается сокращенное наименование федерального органа исполнительной власти, название организации или данные физического лица (фамилия, имя, отчество), при этом применяются буквы русского алфавита.
RMK/ — любые другие замечания произвольным текстом с применением букв русского или латинского алфавита, если считается необходимым. DOF/ — дата вылета летательного аппарата в формате из шести цифр (YYMMDD, где YY — год, ММ — месяц и DD — день).
DEP/ — местоположение места старта, если в поле 13 вставлено ZZZZ, указывается в градусах и минутах (используется до 11 знаков): четыре цифры — широта места в градусах и минутах с указанием буквы N (северная) или S (южная) и пять цифр — долгота места в градусах и минутах с указанием буквы Е (восточная) или W (западная), при этом необходимое число цифр дополняется с помощью нулей и запись производится одной группой без пробелов (пример: — 5402N04812E).
DEST/ — местоположение точки приземления, если в поле 16 вставлено ZZZZ, указывается также в DEP/ выше.
ЕЕТ/ — основные точки или четырехбуквенные обозначения (индексы) районов Единой системы и нарастающее расчетное истекшее время с момента взлета до таких точек или границ районов ответственности.
TYP/ — тип летательного аппарата, перед которым при необходимости без интервала указывается количество летательных аппаратов, если их более одного.

Пример заполнения поля 18: -DOF/190216 DEP/5446N02031E DEST5446N02031E EET/UMKK0001 TYP/BLA
OPR/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5446N02031E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 890XXXXXXXX)

Законченный план полета БВС:

(SHR-ZZZZZ
-ZZZZ2000
-M0000/M0500/ZONA R001 5442N 02022E/
-ZZZZ0100
-DOF/190216 DEP/5442N02022E DEST5442N02022E EET/UMKK0001 TYP/BLA
OPR/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5442N02022E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 890XXXXXXXX)

(SHR-ZZZZZ
-ZZZZ2100
-M0003/M0503/ZONA R001 5446N 02031E/
-ZZZZ0100
-DOF/190216 DEP/5446N02031E DEST5446N02031E EET/UMKK0001 TYP/BLA
OPR/ШТЕЙН ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ RMK/ЗОНА РАДИУСОМ 300М С ЦЕНТРОМ 5446N02031E, ВР-508, ТЛФ ДЛЯ СВЯЗИ 890XXXXXXXX)

Итак, план полетов БВС должен быть направлен в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия по адресу электронной почты — spbzc@sz.gkovd.ru. Не следует отправлять план полета БВС сильно заранее — его потом будет сложно найти. После отправки плана полетов следует в течении часа перезвонить в ЗЦ ЕС ОрВД +7(812)305-1778 и получить подтверждение о получении.

После того, как план полетов был принят, остается ожидать запланированной даты проведения полетов БВС.

В соответствии с требованием текущего законодательства, период своей фактической деятельности пользователь воздушного пространства сообщает в главный или зональный (региональный) центры Единой системы: не менее чем за два часа до установленного начала действия временного или местного режимов.

Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены временный или местный режим, без получения подтверждения от соответствующих оперативных органов Единой системы о готовности к их обеспечению не допускается.

Так как зона проведения полетов БВС попадает в район ответственности военного аэродрома Калининград «Чкаловск», я не менее чем за два часа звоню старшему штурману и сообщаю о намерении произвести полеты в соответствии с данными, указанными в представлении на установление временного режима.

Не менее чем за один час следует позвонить в РЦ ЕС ОрВД и запросить разрешение на использование воздушного пространства. После этого я звоню в ЗЦ ЕС ОрВД, РЦ ЕС ОрВД и сообщаю период своей фактической деятельности.

Необходимо учитывать, что сообщения о начале, окончании деятельности по использованию воздушного пространства передаются пользователем воздушного пространства в Калининградский РЦ ЕС ОрВД (Планирование ИВП), в районе ответственности которого установлен временный или местный режим не позднее, чем:

  • пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;
  • десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час;
  • немедленно после истечения расчетного времени посадки воздушного судна или при неприбытии его на аэродром назначения, если отсутствует информация о местонахождении этого воздушного судна.

Непосредственно перед взлетом БВС, я звоню в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и сообщаю о начале работы. Так как полеты по второй зоне начинаются через час, я попутно запрашиваю разрешение на ИВП и на эту точку.

После того, как полеты в первой зоне были закончены, я сообщаю о завершении полетов в этой зоне Калининградскому РЦ ЕС ОрВД (Планированию ИВП) и старшему штурману аэродрома Калининград «Чкаловск». Так как я согласовываю полеты и с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», я сообщаю старшему штурману о начале полетов БВС.

Необходимо постоянно контролировать время, так как существующие правила весьма строго обязывают сообщать не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности о задержке, переносе, отмене и о фактическом времени начала деятельности. После этого я перемещаюсь к второму месту проведения полетов. Во второй точке я также непосредственно перед взлетом звоню в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и старшему штурману аэродрома Калининград «Чкаловск» и сообщаю о начале работы.

Так как я указал второй, резервный день полетов, то мне не следует сразу звонить в Главный Центр ЕС ОрВД и снимать временный режим. После завершения полетов во второй зоне, я звоню в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и старшему штурману аэродрома Калининград «Чкаловск», сообщаю об окончании деятельности.

Для этого следует позвонить в Главный Центр ЕС ОрВД +7(495)601-0664 и сообщить о фактическом завершении деятельности. Выполнив полеты во второй день по примеру выше и завершив полеты, помимо сообщения об окончании деятельности в Калининградский РЦ ЕС ОрВД и старшему штурману аэродрома Калининград «Чкаловск», мне необходимо снять временный режим, так как я уже совершил полеты по всем дням, указанным в представлении на установление временного режима.

Основанием для снятия временного или местного режима является информация пользователя воздушного пространства о фактическом завершении деятельности, для обеспечения которой вводился режим. В соответствии с приказом Минтранса № 171 “Об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений” пункт 31: Снятие временного режима осуществляет главный центр Единой системы, а снятие местного режима — зональный или региональный центр Единой системы.

Теперь я кратко опишу процедуру получения разрешения на ИВП:

Порядок получения разрешения на ИВП — временный режим:

1. Необходимо получить разрешение на полеты БВС от органа местного самоуправления (в том случае, если полеты производятся в пределах границ населенных пунктов).

2. Согласование полетов БВС с военным аэродромом (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома)

3. Первичное согласование полетов БВС с РЦ ЕС ОрВД, получение информации об условиях проведения полетов БВС (в моем случае Калининград — 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39 )

4. Составление представления на установление временного режима, отправка и согласование его с начальником РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград — office@kld.sz.gkovd.ru )

5. Отправка и согласование представления на установление ВР в ЗЦ ЕС ОрВД (в моем случае Санкт-Петербург — spbzc.rgm@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778).

Москва — regimivp@matfmc.ru +7(495)601-0664). 6. Отправка и согласование представления на установление ВР в ГЦ ЕС ОрВД (г.

Москва +7(495)601-0664). 7. Получение номера временного режима (ГЦ ЕС ОрВД г.

8. Отправка плана полета БВС в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия (в моем случае Санкт-Петербург — spbzc@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778).

9. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

10. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности (подтвердить о том что Вы будете использовать установленный для Вас режим или снять его, если передумали летать) в ЗЦ ЕС ОрВД +7(812)305-1778 или ГЦ ЕС ОрВД +7(495)601-0664 и РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

11. Не менее чем за 1 час до начала мероприятия запросить разрешение на использование воздушного пространства от РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

12. Сообщить не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

13. Сообщить о фактическом времени начала деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

14. Сообщить не позднее десяти минут после окончания деятельности: об фактическом окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

15. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

Москва +7(495)601-0664 и снять временный режим (в том случае, если полеты БВС производиться не будут). 16. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности в ГЦ ЕС ОрВД г.

Порядок получения разрешения на ИВП — местный режим:

1. Необходимо наличие разрешения на полеты БВС от органа местного самоуправления (в том случае, если полеты производятся в границах населенных пунктов).

2. Согласование полетов БВС с военным аэродромом (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

3. Первичное согласование полетов БВС с РЦ ЕС ОрВД, получение информации об условиях проведения полетов БВС (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

4. Составление представления на установление местного режима, отправка и согласование его с начальником РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград office@kld.sz.gkovd.ru).

5. Отправка и согласование представления на установление МР в ЗЦ ЕС ОрВД (в моем случае Санкт-Петербург spbzc.rgm@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778).

6. Получение номера местного режима в ЗЦ ЕС ОрВД (в моем случае Санкт-Петербург +7(812)305-1778).

7. Отправка плана полета БВС в ЗЦ ЕС ОрВД не менее чем за сутки до начала мероприятия (в моем случае Санкт-Петербург spbzc@sz.gkovd.ru +7(812)305-1778).

8. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

9. Не менее чем за 2 часа до начала мероприятия сообщить период своей деятельности (подтвердить о том что Вы будете использовать установленный для Вас режим или снять его, если передумали летать) ЗЦ ЕС ОрВД (в моем случае Санкт-Петербург +7(812)305-1778) и РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

10. Не менее чем за 1 час до начала мероприятия запросить разрешение на использование воздушного пространства от РЦ ЕС ОрВД (в моем случае Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

11. Сообщить не позднее пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

12. Сообщить о фактическом времени начала деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

13. Сообщить не позднее десяти минут после окончания деятельности: об фактическом окончании деятельности; о перерывах в аэродромных полетах более чем на час в РЦ ЕС ОрВД (Калининград 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39).

14. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности должностному лицу военного аэродрома, с которым были ранее согласованы полеты (в том случае, если полеты совершаются в районе ответственности военного аэродрома).

15. Сообщить о фактическом времени окончания деятельности в ЗЦ ЕС ОрВД +7(812)305-1778 и снять местный режим (в том случае, если полеты БВС производиться не будут).

Если диспетчер РЦ ЕС ОрВД при доведении информации об условиях проведения полетов БВС сообщил, что полеты будут производиться на условиях установления местного режима, то это несколько упрощает задачу, так как не потребуется согласовывать документ и координировать полеты с Главным Центром ЕС ОрВД.

Фото\видеосъемка с воздуха

В рассматриваемой теме, помимо полетов БВС есть важный аспект, который требует рассмотрения — съемка с воздуха. В Российской Федерации только ежедневно производится несколько сотен вылетов БВС, дронов, радиуправляемых авиамоделей гражданского назначения, большинство которых оборудованы камерой для фото и видеосъемки.
Съемка с воздуха относится к авиационным работам. Даже если конечной целью съемки с воздуха является получение художественных снимков, это не исключает возможности получения геопространственных сведений, отнесенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года, №1203 к государственной тайне. В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В соответствии с текущим законодательством, для проведения подобных съемок требуется:

  • Разрешение на съемку Генерального штаба вооруженных сил РФ;
  • Разрешение на съемку оперативного управления штаба военного округа, в зоне ответственности которого находится снимаемый объект;
  • Разрешение территориальных органов безопасности ФСБ;

После завершения съемки, заснятый материал передается региональное УФСБ для рассекречивания для последующего использования в открытом доступе.

В данном случае возникает существенная проблема, так как исходя из существующих правил, подобную лицензию требуется иметь каждому владельцу квадрокоптера, радиоуправляемого самолета, летающего крыла, планера, вертолета, в том числе игрушек из «Детского Мира» и т.д., исходя из того, что даже на так называемых «карманных» дронах небольшого размера уже установлена камера для фото и видеосъемки.
Учитывая огромное количество владельцев радиоуправляемух авиамоделей в РФ, а также существующую сложность в соответствии и получении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, даже теоретически невозможно обеспечить требуемые условия. Я отправлял запросы в Генштаб ВС РФ и Управление ФСБ РФ для получения разрешений на проведение воздушных съемок с целью получения художественных снимков и видеозаписей (закаты, восходы солнца, исторические объекты, съемка дикой природы, животных с воздуха) и мне было сообщено, что для получения разрешения на подобные съемки требуется наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

На мой взгляд, сложившаяся за многие десятилетия ситуация требует разрешения, так как в настоящее время обычный гражданин не может выполнять авиационные работы в соответствии с требованием закона, из-за того что для этого не были созданы необходимые условия, но в то же самое время любой гражданин имеет возможность получать разрешение на использование воздушного пространства в РФ для БВС, дрона, радиуправляемых авиамоделей.

Так как правовой статус съемки с дронов вообще никак не освещается в СМИ, а законодательство не вносит ясности в этот вопрос, то при осуществлении воздушной съемки каждому владельцу БВС, радиоуправляемой авиамодели фактически приходится руководствоваться лишь доводами собственного разума, что на мой взгляд является недопустимым.

Количество совершаемых полетов увеличилось многократно, причем основными исполнителями таких полетов стали люди, не имеющих знаний, навыков, практического опыта в авиамоделировании и конструировании летательных аппаратов. Повсеместное внедрение дронов, БВС в нашу жизнь в последние годы лишь усугубило проблему. Заводские, серийные изделия, которыми сейчас с избытком заполнены многие интернет-магазины еще отсутствовали. Еще 8-10 лет назад, многороторные БВС вертикального взлета, дроны были лишь доступны людям, имеющим знания и опыт в таких сферах как электроника и механика. Отношение к дронам как к гаджетам, игрушкам получило свое естественное развитие — количество летных происшествий по вине человеческого фактора увеличилось многократно. Необходимость познаний в различных областях науки, аэродинамики, электроники для постройки собственного летательного аппарата естественным образом отсекала ту многочисленную часть людей, для которых в наши дни дроны стали лишь своеобразным гаджетом. К счастью и лишь по случайности, в большинстве случаев это пока не затрагивает интересы третьих лиц.

Исходя из того, что каждый владелец БВС, радиоуправляемой авиамодели принимает самостоятельное решение о целесообразности съемки того или иного объекта ввиду отсутствия каких-либо конкретных правил съемки, учитывающих нынешнюю ситуацию с дронами в стране, это решение порой может быть ошибочным, неправомерным с точки зрения законодательства.
Для избежания подобных проблем, достаточно руководствоваться подобными принципами:

Съемка и полеты БВС не должны проводиться в запретных зонах и зонах ограничения полетов, без наличия соответствующих разрешений. Посмотреть подобные зоны можно на веб-ресурсе fpln.ru или с помощью Google Earth, установив соответствующий файл KMZ. 1.

Следует категорически исключить съемки, полеты в близости или над объектами: 2.

  • любые структуры Министерства Обороны РФ (здания, воинские части, полигоны и т.д.)
  • города с военной инфраструктурой, военные гавани, корабли, любые объекты военно-оборонного назначения
  • заводы и иные производства оборонного назначения, либо иные предприятия с особым режимом посещения
  • действующие военные и гражданские аэродромы
  • структуры УФСБ
  • -места лишения свободы, исправительные колонии.

3. Полеты, съемка в пределах приграничной полосы должны осуществляться по согласованию с пограничной службой ФСБ РФ. Приграничная полоса — полоса шириной 25 километров, устанавливаемая вдоль всей границы Российской Федерации (за исключением Северного Ледовитого океана). Это особенно важно для Калининградской области – небольшие размеры области в совокупности с приграничной полосой, шириной 25 километров в большинстве случаев требуют согласования полетов с погранслужбой ФСБ. На карте ниже, она изображена красным фоном от гос.границы(синий цвет линии) вглубь области.

Даже если вы не проводите авиационные работы (обычные граждане и не могут их проводить в полном понимании смысла этого слова) и у вас имеется разрешение на ИВП, вам в любом случае необходимо согласовывать полеты с пограничной службой ФСБ РФ во избежание последующих серьезных проблем. Было бы ошибочно полагать, что запуск даже небольшого БВС в глухом месте может остаться незамеченным: БВС вертикального взлета является источником повышенного акустического шума и часто находятся свидетели взлета-посадки, а отношение к БВС в приграничной полосе у всех структур особое по вполне понятным причинам. По каждому факту несанкционированного запуска дрона, БВС, радиоуправляемой авиамодели в приграничной полосе проводится расследование.

В случае его обнаружения у погранслужбы ФСБ и спецслужб будет множество вопросов к вам, так как в последнее время участились случаи использования дронов в незаконных целях. Что же касается транспортировки дрона, БВС — если у вас не имеется согласования с пограничной службой ФСБ, лучшим вариантом будет отказаться брать дрон с собой в личный или общественный транспорт. Все это особенно актуально для Калининградской области.

image
Так как многие владельцы дронов публикуют снимки с воздуха сразу после полетов, необходимо помнить о том, что это уже не просто снимки, а оперативная информация, которая может быть использована в разных целях. Публикация таких оперативных данных не должна давать повода для их использования злоумышленниками и не должна наносить ущерба обороноспособности страны.

Лишь получив неоднократный практический опыт при получении подобных разрешений, можно отметить, что он выполним на практике. Завершая статью, мне хотелось бы отметить, что существующий порядок получения разрешения на ИВП для БВС гражданского назначения сам по себе достаточно сложен, особенно для начинающих пользователей воздушного пространства РФ.

Цель статьи заключается именно в этом — объяснить и показать гражданскому населению Российской Федерации как именно выполняется процедура получения разрешений на использование пространства в РФ и описаны всевозможные нюансы в этой связи.

На сегодняшний день в Российской Федерации более 90% всех полетов гражданских БВС совершается незаконно. Временные затраты, большое количество согласований отпугивает значительное количество владельцев БВС, радиоуправляемых моделей от выполнения полетов в соответствии с Федеральными Правилами ИВП.

Я получил ответ о том, что предлагаемые мною изменения будут учтены при внесении изменений текущее законодательство. Два года назад, я направил свое обращение руководителю Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) с описанием сложившейся ситуации и необходимостью упростить процедуру получения разрешений на ИВП.

Речь идет о полетах БВС без получения разрешения на ИВП на безопасном диапазоне высот. В настоящее время существует проект Федеральных Правил ИВП с изменениями, направленными упростить использование воздушного пространства гражданам РФ. В случае принятия закона, это будет большой шаг вперед по упрощению процедуры для всех владельцев радиоуправляемых авиамоделей, так как это автоматически узаконивает все небольшие радиоуправляемые авиамодели и дроны, которые в силу своих конструктивных особенностей не способны совершать продолжительные полеты и подняться на высоту более 100 метров.

Однако, даже если изменения в Федеральные Правила будут утверждены, описанный порядок получения разрешений на ИВП при полетах на более значительную высоту скорее всего еще долгое время будет оставаться в силе и потому иметь актуальность для всех пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Ссылка для скачивания файлов.
Вся статья в формате PDF.

Автор статьи: Денис Штейн
vk.com/steinden
steinden@mail.ru

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»