Хабрахабр

[Из песочницы] Оформить ИП — единственный путь

К каждой статье на Хабре, касающейся преимуществ или недостатков оформления ИТ-шника, как ИП, пишутся сотни комментариев сторонников и противников этой схемы. Такое ощущение, будто у рынка еще остался выбор. А я вот уверен, что с развитием удаленной работы, всякими agile-подходами и практиками, которые сложились при взаимодействии с удаленными командами, в ИТ просто нет иного пути. ИП — единственная форма взаимоотношений, которая соответствует реальности, а не с трудом на нее “натягивается” (если не рассматривать более «хитрые» случаи — ООО, ЗАО).

image

Карикатура «Без вариантов» Андрея Абрамова

Под катом изложено исключительно мое ИМХО — опыт человека, более 15 лет отработавшего в России (с российскими заказчиками и работодателями) с самыми разными формами отношений.

Зачем и для кого существует трудовой кодекс?

Ради интереса почитайте воспоминания людей, живших в конце XIX — начале XX века о только зарождавшемся тогда рабочем классе. Рабочий день по 14 часов, бесправие, насилие со стороны владельцев предприятий. Трудовой кодекс был разработан гораздо позже, но основной его задачей было упорядочить взаимоотношения работодателя и сотрудника в индустриальном мире. Он ориентирован на физический и даже отчасти на умственный труд, где производительность оценивается часами смены.

Однако как только речь заходит о творческих, научных изысканиях или ИТ, где границы рабочего дня размыты, а квалифицированных сотрудников не хватает, приходится от ТК отступать, формируя какие-то условные договоренности: “Мы сделаем вот так, хотя по ТК не обязаны, а гарантией этого будут наши добрые взаимоотношения”. В отношениях по ТК хорошо себя чувствуют секретари, водители, работники промышленности.

Нет. Разве ТК РФ предусматривает ДМС, оплату фитнеса, кофе и снеки в офисе? Однако последний вполне привыкает к этому положению дел, считая все эти “плюшки” обязательным элементом сотрудничества. Это прописывается в отдельных соглашениях, а зачастую остается просто на словах между работодателем и сотрудником. В итоге есть ТК, есть должностная инструкция, а есть — реальное положение вещей, которое может радикально отличаться.

На мой взгляд, успех этих мероприятий в “приструнении” работодателей как раз подтверждает мои слова. Слышали об “итальянских забастовках”?

Удаленная работа и ТК

Еще сложнее ситуация с удаленной работой. Формально дистанционная (или надомная) работа у нас существует. Но работодатели, которым потом никак не уволить сотрудника, не выполняющего взятые обязательства, неохотно на нее идут. А если и идут, то через максимальную стандартизацию.

Не знаю, как идея кадрового оформления дистанционной работы была изначально задумана, но по факту ты вообще никак не влияешь на условия, прописанные в документах, которые присылают на подпись. Мне доводилось работать по такой схеме. Возможно, это мне так не везло. У организации есть типовая форма, а ты должен с ней просто согласиться и никаких поправок внести не можешь: либо все оговорки остаются только на словах, либо в изменении процессов просто отказывают.

Лично с таким не сталкивался ни разу. На мой взгляд, схема с дистанционной работой хорошо работает только там, где есть “сильный” кадровый отдел, который хорошо (за счет собственных стремлений к прогрессу) выстраивает процессы, касающиеся использования каких-нибудь электронных подписей, актуализации трудовых договоров и т.п.

При чем тут ИП?

Как только мы заговариваем о том, как бы нам упростить эти устные договоренности и непонятные условия дистанционной работы, переложив все на бумагу, неизбежно всплывает тема ИП. На самом деле всплывает вообще тема взаимодействия ИП или юридических лиц, но, как писал выше, более «хитрые» ООО и ЗАО не рассматриваю.

Это уже не работники “у станка”. Работая в офисе, ИТ-шники давным давно пользуются так называемой “предпринимательской свободой”, и привыкли к этому. Большинство ИТ-шников продает свое время за деньги, так и оценивая свой труд в часах. Они скорее сами поставят условия работодателю (“уйду за сутки до релиза!”), чем останутся бесправными и незащищенными. А соответствует ли это должностной инструкции? Многие даже вполне свободно регулируют эти часы: «Сегодня приду на час позже, завтра отработаю».

Я считаю, что ИП и договор возмездного оказания услуг (выполнения работ) — единственный способ прописать реальные договоренности на бумаге, а не ставить кучу словесных условий поверх слишком уж общих ТК, должностной инструкции и т.п.

Серая схема или белая?

Очень часто я вижу замечания относительно того, что схема с ИП — есть серый уход от налогов недобросовестного работодателя.

Но если речь идет об удаленке, все очевидно — это предпринимательство. На мой взгляд, при работе в офисе еще можно подискутировать относительно природы взаимоотношений разработчика и нанявшей его конторы. Это оказание почасовых услуг. Исполнитель (ИП) сам определяет свой график, разворачивает и поддерживает рабочее место, подключение к интернету и т.п. Я могу отработать 36, и никого не будет волновать, что я делал еще 4 часа. И в актах потом фигурируют часы, которых не обязательно должно быть “40 в неделю”. А может оказывал услуги кому-то другому. Может на диване лежал.

Это нормально. Мне кажется, этот шум вокруг “серости” ИП-шной схемы вызван исключительно тем, что денежные вопросы всегда пробуждают у людей некую паранойю. В нашей стране нет закона, запрещающего ИП работать только с одним партнером. Но надо отделять слухи и мнения от объективных данных.

Так ли страшен статус ИП?

Вокруг ИП осталось какое-то нездоровое количество предрассудков из 90-х. Хотя на мой взгляд, это вполне логичная ступень развития вчерашнего “наемного работника”. Ты начинаешь понимать, что выполняя поставленную задачу, нужно защищать не только интересы “работодателя”. Нужно заботиться о своем имени, о корректности заполняемых документов, о том, чтобы в договорах была прописана реальная ситуация, а не мифическая. Ты начинаешь читать все, что подписываешь, до последней буквы, даже акт о приемке продуктов от службы доставки. Понимаешь, что даже рутина дает тебе “+1” к личному профессиональному бренду. А разыскивая нового партнера, применяешь все те же механизмы маркетинга, что малый и средний бизнес в поиске клиентов.

Но во-первых, ситуация становится проще — один из банков недавно вполне осознанно выдал довольно масштабный потребительский кредит знакомому ИП-шнику вообще без кредитной истории (правда, доходы ИП-шнику приходили на счет в этом же банке). Единственным существенным барьером на сегодняшний день остаются отказы в кредитах ИП-шникам.

Пошел работать по ТК, проработал положенные 3 — 6 месяцев, взял ипотеку и уволился снова на ИП-шные хлеба. И если так уж приперло взять большой кредит, вроде ипотеки, эту “особенность” системы можно “обойти” через официальное трудоустройство. Вряд ли такую схему придется проворачивать очень часто — квартиры и дома покупаются не каждый день.

А что с бюрократией?

Считается, что работа через ИП связана с большим объемом бюрократии, которую придется вести самому или нанимать бухгалтера (а это деньги, сложности с поиском и т.п.). Это не так.
Сегодня ИП можно открыть чуть ли не удаленно, например, обратившись в банк, чей представитель сам приедет на встречу, чтобы изучить оригиналы документов (не буду называть конкретных явок, чтобы не сочли рекламой). Я так и оформлялся. Работая из города за несколько тысяч километров от места прописки, просто заплатил за совершенно легальный посреднический сервис. Это было намного дешевле билета на самолет туда-обратно. Кстати, идея, что тем самым я привязал себя к определенному банку навечно, — лишь иллюзия, потому что потом я вполне успешно перевел свой счет в другой банк, где открыта личная дебетовая карта.

Но зачастую у них есть свои формы, которые надо просто внимательно изучить (также внимательно стоит читать и договор о трудоустройстве по ТК — тут никакой разницы). Самое сложное, на мой взгляд, — составить договора со всеми контрагентами. А со временем я даже составил из разных попавших ко мне в руки договоров собственную форму, чтобы было проще начинать общаться с новыми заказчиками.
Дальнейшая работа зависит от того, как договориться и отразить это в договоре. В отличие от договора о дистанционной работе туда вполне можно вносить изменения, если что-то прописано не так, как есть на самом деле. Три бумажки, две из которых можно сделать прямо в интерфейсе онлайн банка. В моем случае с каждым из контрагентов раз в месяц надо оформить допсоглашение к договору, прописав там стоимость выполненных за данный период работ, а потом выставить счет и составить по итогам акт. Если партнер это поддерживает, вместо того, чтобы каждый раз бегать на почту, можно получить ЭЦП и весь документооборот можно перевести в электронный вид. А допсоглашение после обсуждения формы легко составляется по шаблону (подставляя новые цифры).

На ИП уже нет “доброго дяди” или “тети” из бухгалтерии или кадровой службы, которые оформят все документы за тебя. Да, ты должен сам вести свои налоги. И, честно говоря, бухгалтеры контрагентов на начальном этапе ни разу не отказывали мне в помощи по оформлению отношений именно с их компанией — это в их же интересах. Зато есть онлайн сервисы.

Многие на Хабре как-то негативно высказываются об экономистах и кадровиках. Это снова разговор об ответственности. А мы им достаточно для этого доверяем? Но мы же доверяем именно этим людям платить за нас налоги и отчисления в фонды при работе по ТК. Честно говоря, себе я доверяю больше.

Даже если “от корки до корки” читаю все законы, остается ощущение, что оно может работать не так, как я понял — система самопротиворечива. Мне сложно вникнуть в детали законодательства и постоянно обновляющихся требований, указаний и разъяснительных писем, касающихся работы ИП. Все уважающие себя банки предлагают сервис онлайн бухгалтерии, и для типичных ситуаций стоит он совсем недорого. Однако сейчас есть масса мест, где можно получить консультацию, чтобы разобраться. Т.е. В итоге подача “страшной и ужасной налоговой декларации” сводится к нажатию пары кнопок в интерфейсе. бюрократия-то есть, но она уже не так масштабна, как в “до-интернетовское” время.

Договорились — прописали в договоре. ИП выигрывает у трудоустройства по ТК в том, что вся эта бюрократия имеет непосредственное отношение к реальности.

Думаю, нет. А при работе по ТК кто-нибудь когда-нибудь видел должностную инструкцию разработчика Haskell (для примера)? Никто не будет там прописывать реальные детали работы, потому что это бессмысленно: все меняется слишком быстро, чтобы параллельно с обновлением самих технологий в компании заниматься постоянными правками документации в кадровом отделе. Максимум, что вы увидите в отделе кадров — какую-нибудь типовую форму “должностная инструкция разработчика” со стандартным стеком технологий, в лучшем случае с разделением по уровням — junior, middle, senior.

Деньги и соцгарантии

Пока я нигде не упомянул, что ИП — это еще и выгодно в деньгах. При этом все происходит совершенно легально: я оплачиваю взносы в фонды и УСН 6% с учетом вычета. В некоторых регионах и на этом, кстати, можно сэкономить через переход на патент. Сам я, правда, такой подход не пробовал. Где-то есть и налоговые каникулы (для некоторых ОКВЭДов). Социальные гарантии от государства таким образом не страдают. Это как минимум честнее работы “в черную”. А при каком-то стечении обстоятельств может стать еще и выгоднее (обсуждался тут недавно штраф для безработных… пруфлинк).

Но во-первых, никто не запрещает прописать их в договоре, если это так уж важно. Социальные гарантии от работодателя (ДМС, фитнес и прочее) в этой схеме, конечно, по умолчанию отсутствуют. Не лучше ли получить их на счет и самому распоряжаться, например, купив себе хорошие кроссовки для бега по парку, вместо оплаты душного зала? А во-вторых, начиная воспринимать работодателя не как “доброго дядю, у которого надо отжать побольше зарплату”, а как партнера по делу, ты понимаешь, что все эти “плюшки” оплачиваются из средств, которые могли бы пойти тебе в доход. И это здорово. Слышал, что некоторые компании, работающие с ИП-шниками, так и делают: раз в год выделяют суммы на некий соцпакет, сверх оговоренной в документах стоимости часа.

Но, во-первых, на Хабре не так давно уже обсуждалось, что существует 1000 и один способ убрать неугодную персону из коллектива. К некоторым гарантиям зачастую присоединяют и защиту со стороны ТК, который, например, запрещает увольнять сотрудников без веской причины. В таких ситуациях проще уйти и оставить это болото копошиться в своем соку.
Во-вторых, предположим, вас действительно пытаются “уволить” (разорвать договор в терминах ИП). Тут не важно, по какому принципу собран этот коллектив — по ТК или это равноправные партнеры с ИП. Но захотите ли вы работать в таком коллективе, где от вас хотели просто избавиться без явных на то причин? По трудовому кодексу вы можете отсудить восстановление в должности — и такие прецеденты были. Даже если в такой компании ты восстановишься по суду, проигравшая сторона всегда может создать те самые “нерабочие отношения”. Я вот, если честно, нет.

И если тому нужен отпуск по семейным обстоятельствам — до того, что он готов шлепнуть условным заявлением об увольнении на стол, если такой отпуск не будет предоставлен — это решается путем переговоров. А в нормальной ситуации, вне зависимости от способа оформления отношений, заказчик (работодатель) не заинтересован в том, чтобы хорошего исполнителя (работника) что-то не устраивало. Нормальный заказчик совсем не хочет потерять хорошего исполнителя из-за таких мелочей.

Но как я уже упоминал, будучи ИП, я плачу за себя все предписанные отчисления в фонды. Еще один острый вопрос — пенсия. Могу даже в матрас их сложить (условно). А имея чуть больший заработок, чем в среднем на моей должности, я могу этот “сверхдоход” пустить на инвестиции в будущее — купить себе нормальное жилье, дать хорошее образование детям, инвестировать в консервативные или даже активно развивающиеся направления экономики. И, что самое главное, я точно знаю, что эту часть моих инвестиций никто не может без моего ведома реструктурировать так, чтобы покрыть какие-то недостачи. Снова мы приходим к вопросу ответственности: я осознанно беру на себя ответственность за свою старость, не полагаясь на некие фонды — государственные или не очень — а формируя собственный “пакет” инвестиций в будущее, который мне кажется адекватным.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»