Хабрахабр

[Из песочницы] Обновленный браузер Safari: как быть маркетологам

Что произошло?

16 сентября вышла новая версия операционной системы iOS 14 для мобильных устройств экосистемы Apple. Обновился также и встроенный браузер Safari — не только на смартфонах и планшетах, но и на ноутбуках и десктопах. В новой версии браузера появился встроенный функционал блокировки трекинговых пикселей на сайтах для лучшей защиты пользовательских данных. Блокируются популярные пиксели для веб-аналитики, например:

  • Google Tag Manager
  • Google Analytics
  • Facebook
  • Яндекс.Метрика
  • Mail.ru (myTarget)
  • Doubleclick (Floodlight)
  • VK

Вот так это выглядит:

image

Статистику по заблокированным пикселям можно также отследить в Safari:

image

И в iPhone и iPad:

image

Что происходит, если серфить интернет с помощью обновленного браузера Safari:

  • ни одна стандартная система веб-аналитики, а значит и бренды, не могут отследить действия пользователя;
  • пользователь не попадает в ремаркетинговые аудитории;
  • не работает Google Tag Manager.

Важно понимать

Соблюдение конфиденциальности пользователей и усиленная защита данных сейчас — популярный рыночный тренд. Это понимают компании-разработчики браузеров, постепенно внедряя технологии повышенной приватности. Для справки: доля пользователей браузера Safari на рынке составляет 17%. И хотя ограничения в будущем только усилятся, мы еще можем успеть подготовиться и улучшить работу наших систем аналитики.

Как ограничение работает на самом деле?

Многие тематические ресурсы и обозреватели (такие, как Apple Insider и Search Engine Journal) не совсем корректно поняли сообщениями в браузере Safari и вышли с громким сообщением, что трекинг-системы перестали работать. На самом деле обновленная версия браузера не блокирует работу трекинговых систем, а повышает конфиденциальность даннх пользователей и показывает пользователю сообщение о том, какие трекинг-системы обнаружены на веб-сайте.

Как решить проблему?

Весной в Google Tag Manager появилась бета-версия функции настройки отслеживания на стороне сервера (Server-side Tagging).

image

Как работает Server-side Tagging

Если вкратце, то тегирование на стороне сервера позволяет запускать контейнеры Google Tag Manager на серверном окружении. К сожалению, на данный момент инструмент все еще находится в стадии бета-тестирования, поэтому пока что доступен только вариант установки на серверах Google Cloud Platform, однако будем надеяться, что поддержка других серверов появится в ближайшее время.

Отличия от стандартных контейнеров

Во многом тегирование на стороне сервера похоже на стандартные контейнеры Google Tag Manager:

  • теги запускаются по триггерам и оперируют переменными;
  • новые контейнеры можно запустить в режиме предпросмотра и затем опубликовать;
  • пользователи могут создавать свои собственные кастомные шаблоны.

Однако, есть и отличия:

  • контейнер серверного типа отличается от web-, app- и AMP-контейнеров;
  • триггеры срабатывают не при наступлении событий на сайте, а при получении входящих HTTP-запросов;
  • эти HTTP-запросы обрабатываются Клиентом — это новая сущность GTM, которая является адаптером между устройством пользователя и серверным контейнером;
  • клиент обрабатывает запросы, генерирует объект данных события и выгружает его в виртуальный контейнер, с помощью которого теги могут обращаться к объектам событий, чтобы отправлять данные в сторонние системы.

Вот схема работы нового типа контейнеров:

image

А вот как выглядит интерфейс — отличий от “стандартного” веб-контейнера совсем немного:

image

Более подробно про добавление тегов на стороне сервера можно прочитать в официальной документации.

Преимущества Server-side Tagging

С помощью тегирования на стороне сервера мы можем проводить полноценную веб-аналитику без необходимости установки какого-либо пикселя в код сайта. При правильной настройке, мы сможем забыть о блокировке трекинга как со стороны производителей браузеров, так и со стороны плагинов блокировки рекламы (например, AdBlock). Помимо этого, браузер перестает загружать скрипты пикселей с внешних серверов, соответственно, ощутимо возрастает скорость работы сайта для пользователей.

Скорость загрузки сайта

При переносе логики создания и обработки событий на сторону сервера, у нас появляется замечательная возможность убрать из кода сайта огромное количество JS-кода от сторонних поставщиков, что значительно скажется на скорости загрузки и отрисовки страниц в браузере пользователя.

Все данные хранятся у вас

Вы полностью контролируете и владеете всеми данными на сервере Google Cloud:

  • сервера Google Cloud обрабатывают только те данные, которые вы хотите обрабатывать;
  • вы владеете всеми данными. Google не использует ваши данные для рекламных целей;
  • вы всегда знаете и контролируете в каком регионе хранятся ваши данные;
  • хранение данных производится со всеми современными стандартами безопасности.

Обходим блокировки трекеров отслеживания

Блокировка трекеров и пикселей обычно осуществляется двумя способами:

  • блокируется JS-код от трекеров (пиксели на сайте);
  • блокируется домен трекера, чтобы предотвратить отправку данных на него.

С помощью серверного отслеживания мы обходим обе эти проблемы:

  • мы переносим логику из пикселей на серверное окружение, не размещая на сайте JS-код, поэтому браузер не сможет его заблокировать;
  • мы можем привязать к серверному контейнеру свой домен, поэтому блокировка по домену не будет работать.

Недостатки серверного отслеживания

Дополнительные расходы на сервер в облаке

На данный момент GTM поддерживает размещение серверных контейнеров только на серверах Google Cloud. Стоимость аренды одного сервера начинается от 40 долларов в месяц.

Не все пиксели можно поставить через серверный контейнер

Серверный контейнер работает как замена JS-коду на стороне браузера, поэтому поставщик пикселя должен уметь принимать данные через HTTP-запросы.

Для простого отслеживания, как правило это не является проблемой. Но проблемы могут возникнуть, если в скрипте используется сложный JS-код, который нельзя перенести на сервер, как например в Вебвизоре от Яндекс.Метрики. Он точно не будет работать.

Как внедрить отслеживание на стороне сервера?

  1. Создать серверный контейнер в Google Tag Manager;
  2. Зарегистрироваться на Google Cloud Platform, создать новый проект и настроить способ оплаты;
  3. Развернуть сервер Google Cloud AppEngine;
  4. Привязать свой домен к созданному серверу;
  5. Перенести теги, триггеры и переменные из веб-контейнера в серверный контейнер GTM.

Подробная инструкция доступна в официальной документации по ссылке.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»