Хабрахабр

[Из песочницы] Облачные провайдеры: кто на рынке всех милее?

И она попросила меня опросить всех облачных провайдеров, чтобы найти лучшего… Стоп. Одной моей знакомой пришла в голову идея оптимизировать свою IT-инфраструктуру, перейдя в облако. Всё было не так. Вру. Но только ему лишь рекомендация требовалась, к кому обратиться. Не знакомая была, а знакомый, и облаками он действительно интересовался. И решил, что будет забавно проделать тот же самый эксперимент, раз уж выдалась такая оказия. А я в поисках информации наткнулся на статьи-сравнения на Хабре (раз, два, три).

Я не обратил внимания на то, что другие авторы потратили на своё исследование несколько месяцев. Да, тогда я считал это забавным. Но, ввязавшись в бой, решил не отступать. Наивный чукотский юноша. Чем всё закончилось, читайте далее.

У знакомого своя клиника с большим количеством сложного оборудования для всевозможных обследований. Итак, вернёмся к сути. И должны где-то храниться и как-то обрабатываться. Результаты исследований, — томограммы и прочие -граммы, генерируются ежедневно в большом объёме. Файлы нередко имеют очень большой объём, поэтому на сервер ложится нешуточная нагрузка. При необходимости изображения берутся из оперативной базы данных и/или исторического архива, результат сохраняется в оперативную базу данных. Сам знакомый в ИТ не особо разбирается, он больше управленец. Для рутинных задач используется другой сервер, попроще.

Грубо всё прикинув, я понял, что требуется фактически 4 сервера:

  1. Обслуживает ввод первичной информации, ведение картотеки сотрудников и графика работы/приема пациентов, истории болезней пациентов, просмотр изображений исследований пациентов из оперативной базы данных и исторического архива, корпоративная почта и т.д. Т.е., по сути, сервер терминального доступа для медицинской CRM.
  2. Обслуживает подключение диагностического оборудования и рабочих станций стандарта DICOM (передача происходит по IP-протоколу), получение изображений с него, их предварительную обработку и хранение в оперативной базе данных. По сути, сервер диагностики.
  3. Обслуживает исторический архив накопленных изображений МРТ, КТ, ЭКГ и других исследований. Файлы изображений могут быть различных размеров, с разным количеством служебных атрибутов (сейчас 32, с возможностью увеличения до 256). Архив должен работать по принципу однократной записи, многократного просмотра и невозможности изменения/удаления файла. Глубина хранения минимум 10 лет. Первоначальный объем хранимой информации от 10 терабайт с возможностью планового поэтапного увеличения по запросу. Возможно, потребуется объектное хранилище. Получается, что это архивный сервер.
  4. Обслуживает ПО графического анализа снимков МРТ, КТ, ЭКГ и т.д. Используется для исследования заболеваний, постановки диагноза и формирования предварительного плана лечения. Результаты сохраняются в оперативную базу данных. В моём случае это должен был быть графический сервер.

Послав всё это провайдеру, я почти наверняка получил бы вменяемый ответ. Но тогда исследование получилось бы так себе. Без точных цифр. Немного покумекав (прочитав много, очень много информации про облачные услуги и допросив всех, кто хоть раз касался облачных решений), я сформулировал такие критерии:

  1. Сервер терминального доступа.
    Win Server, 8 ядер 2.6 ГГц, ОЗУ 64, диск 300 ГБ. Бэкап. На 30 пользователей. Подключение пользователей — через Интернет, VPN.
  2. Сервер диагностики.
    Win Server, 8 ядер 2.6 ГГц, ОЗУ 64, диск 3000Гб: SSD все диски, бэкап.
  3. Архивный сервис
    Нужно хранилище для архива накопленных изображений 10 ТБ сейчас, с возможностью увеличения до 300 ТБ (желательно S3).
  4. Графический
    Win Server, 8 ядер 2.6 ГГц, ОЗУ 128, диск 4000 ГБ, графика 1 vGPU, видеопамять 8ГБ, бэкап
    +VPN IPSec 1 ip-адрес, ширина канала 50 мбит.

Желательна модель почасовой оплаты. Четвёртый сервер будет работать 4-8 часов в сутки, ночью по московскому времени. Должна быть функция включения/выключения сервера с оплатой только за фактическое время работы.

Иностранные не брал, так как вопрос связан с медициной. С этими цифрами я и обратился к российским провайдерам. Всего отправил 31 запрос, и на них ответило 25 компаний. А это персональные данные, которые надо хранить и обрабатывать в России.

Список компаний

  1. 1Cloud
  2. 3Data
  3. ActiveCloud
  4. Cloud4Y
  5. Datafort
  6. IT-Grad
  7. IT-Lite
  8. LanCloud
  9. Linxdatacenter
  10. M1Cloud/stackgroup.ru
  11. Onlanta
  12. Parking|INOVENTICA
  13. Rusonyx
  14. SbCloud
  15. Selectel
  16. Даталайн
  17. Крок
  18. Облакотека
  19. Яндекс.Облако

Ответили, но выбыли

  • Infobox сообщил, что разместить серверы с данными характеристиками в ближайшее время не сможет.
  • Clodo может предложить инфраструктуру только на Linux
  • Билайн Бизнес занял жёсткую позицию, заявив, что без звонка ничего сделать не смогут.
  • CloudМТS и Яндекс действовали аналогично. Общение заглохло на этапе звонка.

Проигнорировали запрос: Ростелеком, Техносерв, MakeCloud, Rentacloud, e-Style Telecom, SoftLine.

Как оценивались провайдеры

Технология аналогична тем, что использовались ранее. Сравнивал оказываемые услуги разных провайдеров, возможность получить всё требуемое сразу, а также итоговую стоимость.

Если у компании не было услуги, она получала минус.

(Информация отсутствует, ответ на вопрос не получен). ++ Превосходно — функционал или решение соответствует или превосходит ожидания)
+ (Отлично — функционал или решение присутствует и позволяет закрыть потребность)
+- (Средне — функционал или решение присутствует частично, имеются ограничения)
- (Плохо — функционал или решение отсутствует или не способно закрыть потребность)
-- (Бедово — функционал или решение не способно закрыть потребность и даже трогать его страшно)
?

Дисклеймер

Сразу скажу, был нюанс — я просил компании не звонить мне. Не то чтобы я какой интроверт и мизантроп, просто почти глухой. Разговаривать по телефону могу, но с большим трудом и с помощью доп. оборудования. И этот момент оказался реально узким местом — со мной яростно хотели поговорить. Звонили в рабочее время и в выходные, поздно вечером и ранним утром. Сметённый лавиной звонков, я был вынужден подключить к проекту друзей. Когда они могли, то отвечали на звонки. Но удавалось не всегда. Так что прошу прощения перед всеми, кто не дозвонился. Это не вы схалтурили, это я не смог вас выслушать.

Менеджеры даже не подумали, что есть люди с ограниченными возможностями или просто необщительные по своей сути. Хочу выделить и другой момент — фактическое принуждение к телефонному разговору. Это и называется клиентоориентированность. Общаться с клиентом надо тем путём, который удобен ему. У нас же звонок практически гарантирован, если вы где-то оставите свой номер телефона. В той же Европе я сначала несколько раз спишусь с продавцом по e-mail, прежде чем он предложит провести конференц-колл. Это злит.

Скорость ответа

Большинство компаний реагировали на запрос в течение нескольких часов, DataFort, M1Cloud и SbCloud заставили ждать несколько дней, а вот Linxdatacenter отличился — ответил аж через 14 дней. С КП ситуация чуть иная. Большинство компаний уложились в недельный срок, готовя расчёт по моим параметрам. M1Cloud понадобилось 8 дней, Selectel — 9. Rusonyx схитрил, прислал предварительное КП через 3 дня, а полноценное — ещё через 5 дней. Onlanta на формирование предложения потратила 13 дней, как и Linxdatacenter.

А ещё некоторые компании автоматически подписали меня на свои «полезные рассылки». Infobox ответили в течение часа и честно сказали, что не смогут предоставить необходимую инфраструктуру. Не люблю навязчивость, так что по 0,5 балла я им списал.

Что могут предложить облачные операторы клиентам сегодня? Теперь предлагаю перейти к технической части исследования.

Самой распространенной платформой остается VMWare, однако ряд компаний предлагают и другие платформы. Также распространён вариант с несколькими вариантами гипервизоров. Все компании заявляют, что используют ЦОДы уровня TIER 3.

У многих они расположены на территории России. Большинство операторов используют 1 ЦОД, ещё часть — два. Но, как я понял, у Cloud4Y не свои ЦОДы. 1Cloud, Cloud4Y, Крок работают и с зарубежными дата-центрами. За это в итоге им списал 1 балл.

Техническая поддержка у подавляющего большинства облачных операторов бесплатная, работает по схеме 24/7. Как правило, в рамках бесплатной техподдержки операторы решают вопросы с доступностью сервисов, поддержкой работы облака. Помощь по инфраструктуре заказчика и администрирование его системы тоже возможна, но уже на платных условиях.

Примерно половина компаний допускают возможность продления тестового периода. Тестирование бесплатное есть почти у всех (немного жадничает Selectel, INOVENTICA бесплатно тестирование не предоставляет вообще), но сроки разнятся от 3 дней до двух недель. LanCloud готов предложить месяц бесплатного тестирования, в Cloud4Y заявили, что готовы предоставить даже три месяца, если это будет необходимо для всесторонней оценки возможностей облака и нагрузочного тестирования.

А теперь предлагаю перейти к очень важной части исследования — ценам на всю эту благодать.

Как видим, разброс невероятно большой. SbCloud насчитал больше полумиллиона рублей в месяц, а INOVENTICA предлагает 88 т.р, но без vGPU и S3-хранилища. Некоторые провайдеры по-прежнему не учитывают НДС в своих КП, хотя большинство избавилось от этой плохой привычки. 6 из 18 провайдеров готовы предоставить все услуги комплексно. Это 33,3 %. Негусто.

Принцип оценки я взял самый простой.
+ 1 балл
+- 0,5 балла
- -1 балл

Итоги

Итак, что можно сказать в итоге? Среди лидеров оказались следующие компании:

  1. С точки зрения цены единства нет, итоговые суммы у всех разные. Но замечу, что их предлагают снизить за счёт скидок, на которые активно намекали облачные провайдеры. Кроме того, у лидеров были все необходимые мне услуги, то есть они готовы комплексно обслуживать бизнес, не надо заказывать пару серверов у одной компании, а третий и четвёртый — у другой.
  2. Если сравнивать с предыдущими исследованиями, можно заметить, что некоторых лидеров столкнули с пьедестала более молодые компании. Впрочем, я ещё раз подчеркну, что некоторые облачные провайдеры не ответили на моё письмо. Возможно, при их активном участии результаты были бы иные. Но то ли они не очень заинтересованы в расширении клиентской базы, то ли просто профукали моё письмо – непонятно. Может, в комментариях ответят.
  3. Также теперь я знаю, что некоторые облачные провайдеры принадлежат другим, более крупным. И что что Даталайн куплен Ростелекомом. Эта информация меня огорчает, так как мне кажется, что бизнес-интересы госконторы могут испортить отлаженные бизнес-процессы провайдера. Также мне известно, что IT-Grad перешёл под крыло МТС. Мобильный оператор, как показал мой опыт, очень негибкий и не слишком заинтересованным в маленьком клиенте. Подобное может проявиться и у Даталайна. Но это чисто мой негативный опыт и опасения.
  4. Облака от Яндекса, МТС и Билайна выглядят привлекательно, но у них маловато практического опыта. По сути, сейчас они учатся на своих клиентах, и есть опасения, что будут возникать «детские» болезни, через которые уже прошли крупные облачные провайдеры, давно работающие на рынке. То есть года два-три соваться к ним рискованно.

Что получилось – судите сами. В общем, я попытался учесть всё, что можно учесть. Linxdatacenter, в принципе, показали себя с хорошей стороны, но они самоубились, прислав КП аж через 27 дней после того, как я им написал. В целом, понравился подход Cloud4Y, неплохо показала себя Облакотека.

В конце хочу отметить несколько нюансов, которые мне показались важными.

  1. Не у всех компаний есть емейл для связи. Это неудобно. Я не люблю звонить, сидеть в чате и ждать ответа тоже не всегда удобно.
  2. Интроверту придётся попотеть. Будьте готовы к шквалу звонков и писем, что вас внезапно подпишут на рассылку (отдельный не-респект IT-Grad и Крок, половину балла я вам снял именно за это).
  3. Назойливость продавцов иногда даже злит. Про утренние звонки в субботу я уже говорил. И вроде в ЧС заносить не за что, но и трубку брать точно не возникает желания.
  4. Удивил игнор со стороны как крупных, так и небольших компаний. Почему не ответил SoftLine — загадка, они были в числе лидеров в прошлых сравнениях. Странный подход к бизнесу, как мне кажется. Да и другие компании-«молчуны» вполне могли на что-то претендовать.

Кого выбрали для клиники? Пожалуй, не буду отвечать на этот вопрос. Человек сам сделал выбор, и я не хочу никого рекламировать. Если вдруг вы заметили неточность, напишите мне. На сбор данных ушло три месяца, потом всё это надо было собрать в таблицу и привести в надлежащий вид. Я, конечно, несколько раз всё перечитал и пересчитал, так что если неточности и есть, то на итоговый результат они не повлияют. А так, буду рад, если мой первый пост станет для кого-то полезным.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»