[Из песочницы] Облачная касса, мой скромный опыт
Есть вещи, которые понимаешь, что делаешь раз в жизни и больше полученный опыт не пригодится. От этого грустно, но делать приходится. Таким опытом и набитыми шишками легко делиться, может поможет кому.
Делать это после вступления в силу 54 Федерального Закона стало прилично сложнее и затратнее. Ниже приведен мой небольшой опыт по поднятию интернет-магазина с приемом оплаты согласно законодательству. Поэтому, все повествуется с точки зрения инженера, с приличным слоем автобиографичности.
История началась как у многих: мы с друзьями образовали клуб по интересам, и начали кое-что делать для себя, допустим, глиняные свистульки. Я не настоящий бизнесмен, а инженер. Потом друзья друзей. Потом другие друзья попросили сделать для них. Поэтому, стали брать наличные на комплектующие. Деньги в начале не брали, но любовь к искусству быстро опустошила кошелек, а малознакомые люди толкали по срокам. Потом как-то выросли объемы, появились заказы из других городов, начались быстрые переводы, в том числе с карты на карту.
Отваги получать большие суммы на карту, ровно как и желания объясняться с налоговой у меня не было, поэтому было решено зарегистрировать ИП, что и было сделано через госуслуги и две поездки в МФЦ, и открыть расчетный счет (неделя).
И, мол, извините, как раньше, за 15 минут по номеру карты больше не можем. Бояться стало нечего, знай себе, работай, развивайся, плати 6% налогов и успокаивай-объясняй клиентам, что переводы по 1-2 дня на счет юр.лица — это норма, деньги не пропали, просто сегодня суббота.
Сроки обработки — не радовали и было написано заявление в банк на эквайринг.
Сумма списывается с карты клиента, поступает на счет юр.лица, за вычетом комиссии организации предоставляющей услугу. Эквайринг — это возможность для юрлиц принимать оплату на расчетный счет картами и другими видами электронных платежей. Делается это как физически, например, в продуктовом, так и по интернету, когда заполняется форма оплаты картой.
Все бы ничего, но замаячил 54ФЗ и обязал на любое получение оплаты от физических лиц выдавать электронный чек, с отправкой в налоговую.
законом было предписано всем, кто получает деньги от физиков обзавестись кассами. Деньги на счет ИП от физических лиц оставалось получать пол года, т.к. Интернет-кассами, чтобы они физически были в офисе / торговой точке / квартире, подключены к интернету и информация о пробитом чеке отправлялась в налоговую.
Очередь на кассы была на несколько месяцев вперед. Традиционно, в законе было много разночтений, несколько исключений, были двоякие толкования, а главное, что техники — просто не было. штрафуют у нас легко и непринужденно. Все были напуганы, т.к.
Те, у кого был подключен эквайринг — забили тревогу. Как увязывать сайт и счет — никто не знал.
Я прекрасно получал оплату на счет, клиенты были уже со всей России, физически я никого не видел. Мне не очень хотелось иметь кассовый аппарат, дежурить возле него в офисе, а главное, для чего? Сколько получено денег — налоговая и так знает, банк ей сообщит. Получил оплату, выполнил заказ, отнес на почту. Но, закон есть закон и были начаты работы по поиску легального метода получения оплаты.
Упрощенно, как теперь должна выглядеть интернет-торговля:
- Клиент делает покупку на сайте, вводит данные карты для оплаты.
- На стороне продавца кроме обычной обработки заказа, должны быть сформированы данные для чека.
- В течении 5 минут после прихода оплаты вашей кассовой машиной должен быть отправлен клиенту кассовый чек по электронной почте или SMS. Тут на самом деле, многоходовочка: касса отправляет данные для чека Оператору Фискальных Данных (ОФД). ОФД отправляет данные в налоговую и электронный чек клиенту.
Если заказ свершен ночью, когда вы мирно спите, а клиент выбрал именно ваш в сайт, после утомительного маркетинга, и оплатил, а касса просто выключена, не открыта новая смена и прочее — ваши проблемы. Если интернет пропадет (а у нас часто то трубы меняют, то молния в оборудование) — ваши проблемы. Если сайт дал сбой и чек не ушел — ваши проблемы.
Это только и жить возле кассы ради редких покупок и молиться, чтобы у провайдера на чердаке ничего не зависло.
Это эмулятор кассовой машины. Поэтому, было окончательно решено отказаться от физической кассы в пользу облачной. Касса с веб интерфейсом, если можно так выразиться.
Я нахожусь в Петербурге, место установки облачной кассы — Москва. Так же регистрируется в налоговой, требует подключения к ОФД, но место нахождения указывается — ЦОД кассового провайдера. Никого это не смущает.
Чтобы более-менее все наладить, пришлось прикинуть план действий для регистрации кассы и получения пластика на счёт.
По шагам он таков:
- Получить услугу эквайринга в банке. Я получил в своем, банке Т. Можно в Яндекс.деньгах, или ином подобном сервисе. Это для зачисление оплаты картами на счет.
- Найти подходящий движок интернет-магазина. Чтобы был живой, удобный, с неплохими отзывами, а главное, совместимый с эквайером (чтобы был модуль оплаты под заданный движок). Мне хотелось побыстрее закрыть вопрос (ха-ха, наивный!), поэтому пошел в лоб и выбрал Opencart (в последнем туре участвовали надстройка к Word Press, Opencart, Magento, Presta Shop). Opencart — один из самых ходовых движков, наглядный, людей разбирающихся, вроде бы не мало.
- Найти облачную кассу в аренду. Тут почти пусто. Я выбрал Атол, потому что выбирать было не из чего. Остальные полторы существовавшие на конец 2018 года облачные кассы выглядели не очень внушающе. Список совместимости с движками интернет-магазинов банками — короткий, список совместимых ОФД — тоже не очень.
- Выбрать ОФД — кому касса должна отправить данные для регистрации чека в налоговой. ОФД много, но на деле — многие агенты друг у друга. Был выбран ОФД по которому было наименьше плохих отзывов и он был в списке партнеров провайдера кассы. Подумалось, что раз партнер, значит совместимость должна быть хорошей.
- Начать регистрировать облачную кассу у провайдера касс, потом полученные данные передать в налоговую, потом полученные от налоговой данные ввести провайдеру. Опять многоходовочка.
Охрана, конечно, срабатывает, но все равно осадок остается). Для регистрации кассы в налоговой потребовались бы поездки (у меня неплохая налоговая инспекция, но там постоянно что-то происходит: то ремонт здания и кабинеты переезжают рандомно, то аппарат электронной очереди ломается и анархия, то сограждане из живой очереди норовят вставить люлей тем, кто записался по интернету, хотя время назначила сама налоговая, выдала приоритет. Чтобы видоизменить данный участок квеста, можно воспользоваться пунктом 6.
- Получить квалифицированную электронную подпись, чтобы регистрировать кассу (или много касс) по интернету, через сайт nalog.ru.
Внезапно, тут тоже квест. Множество провайдеров ЭЦП. Тех поддержка отвечает зазубренными фразами, на вопрос в лоб: «Смогу ли я с предложенной ЭЦП зарегистрировать кассу в налоговой», чаще всего зачитывался абзац размытого текста. Потом я проредил список по организациям, отсеяв тех, у чьих офисов нулевые шансы на парковку даже платно (на момент регистрации кассы я работал на двух работах, доступное временное окно было узким). Потом осталось готовое решение, которое так и называлось «ключ для кассы», правда ехать на другой конец города.
Итак, участники цепочки:
- Я как ИП;
- Провайдер сайта интернет-магазина;
- Банк, в котором счет и услуги эквайринга;
- Провайдер облачной кассы;
- Налоговая для регистрации кассы;
- Провайдер электронной подписи для регистрации кассы в налоговой;
- ОФД для регистрации чеков.
До вступления в силу закона, хватило бы первых трёх пунктов. После вступления — их семь и надо согласовывать одних с другими. Чтобы эквайринг дружил с движком сайта, а выбранная касса — с банком.
Что с чем соединялось:
- К CMS подключался модуль предоставленный банком. В модуле прописывались номер платежного терминала и пароль.
- В разделе эквайринга банка в подразделе «Кассы» прописывались логин: пароль кассы и какой-то код, а-ля «код подразделения» скачанные с сайта Атол. В открытом виде их нет, пришлось выковыривать из XML.
- Касса и ОФД соединились сами (был нюанс, что ОФД хотел отдельно денег, несмотря на «всё включено» от Атол).
Что на деле получилось и что я об этом всем думаю:
Не очень просто далось заполнение всех форм у того же Атол, за разъяснением по заполнению отдельных полей приходилось писать в поддержку. 1. Потом пришлось расчитывать лишь на себя.
Для создания электронной подписи на регистрацию кассы пришлось попотеть и обвесить плагинами браузер Chrome. Менеджер помогал с оформлением и обещал помочь с настройкой кассы через Team Viewer после регистрации в налоговой и это ровно до тех пор, пока организация не получила оплату. Я не до конца понимал что делаю, все не с первой попытки, но как-то оно получилось.
Я им не пользовался много лет, и апгрейд с 9й версии на 11ю привело к зависанию Windows при загрузке. Налоговая считает, что нет никакого хрома и под неё пришлось ставить плагины для Internet Explorer. После починки — перестала работать часть софта.
Банк Т. 2. Тесты — толковые, но. предоставил для отладки эквайринга тестовые явки: логин с припиской демо и пароль, тестовые номера карт, при которых деньги не списывались и чеки не отправлялись в кассу и ОФД.
Оказалось, что модуль для интернет-магазина предоставленный банком оказался несовместим по протоколу с партнером банка — Атол. 3. мог работать лишь по протоколу 1. Банк Т. 05. 0, в то время как касса работала на несовместимом с ним 1. Смена протокола зависла дней на 10 (система писала что все хорошо, ошибок не было, но чеки не пробивались!).
государство принудило всех перейти на протокол 1. С 2019 года эта проблема закрыта, т.к. Но это до введения нового протокола. 05.
Модуль банка Т. 4. Есть платная доставка на сайте — оплата вылетает с неизвестной ошибкой на последнем шаге оплаты. отлично вылетал. Любой чих и все, оплата не прошла, репутация — подорвана. Нужны колбэки, чтобы оплаченный товар списывался автоматом со склада — аналогично. Что-то поменял на сайте, будь добр остановить сайт и пройти серию тестов заново, иначе не факт, что модуль будет работать.
Тех поддержка банка сама просила отключать колбэки и разные фичи сайта, лишь бы пройти тест. Перед первой настоящей оплатой, тестовых оплат было сделано порядка 60 штук и это вместо 5. То, что они починили свой модуль — даже письмом не обмолвились. Сейчас многие баги подлатаны, причем, втихаря. А еще, глядя в логи CMS, если человек дошел до оплаты, но не оплатил, сразу думается, что модуль оплаты вылетел. Сейчас все равно страшно что-то менять на сайте, потому что придется останавливать сайт и делать серию тестов.
Приходится жить в логах. 5. Атол часто встает на профилактику, 9 писем за 2019й год об остановке на профилактику и одно про технический сбой. Смотреть логи CMS, и логи ОФД, вдруг опять пропадет касса из эфира. Потом надо смотреть логи были ли продажи и «пробивать» чеки вручную.
Время:
- На регистрацию облачной кассы в сумме ушла неделя. Квест в плагины. Электронная подпись не очень быстро формировалась, были сложности с заказом, а главное, что зачисление оплаты за подпись производилось пресловутых три для.
- Сопряжение CMS, банка и облачной кассы заняло почти месяц. Было бы сильно короче, если бы модуль предоставленный банком был без заметных ошибок и Атол переключал протокол не за сутки (от суток, до «пока не дернешь»).
Деньги:
- Электронная подпись — 1500р., разово
- Аренда облачной кассы на год. + ОФД — 36000р.
- Эквайринг — 2.79% с каждой оплаты
- Пара модулей для CMS — 2800р. (разово)
- Хостинг CMS — 1800р. в год.
Можно ли было не ставить облачную кассу?
Во-первых, надо прочитать закон 54-ФЗ и пояснения к нему, возможно, для Вашей деятельности касса пока не нужна.
Затем, сервис переводит оплату на расчетный счет как юридическое лицо юридическому лицу. Если все же нужна, а возможности и желания нет, есть сервисы вроде РобоМаркет, который берет продажи физическим лицам на себя: принимает заказ и оплату от физика, потом пересылает заказ продавцу и тот отправляет заказ клиенту. В результате, сервис оказался непопулярным, как у продавцов, так и у покупателей. Но, там достаточно запутанный и пугающий договор, за любой чих штрафы в 1000 евро.
Она получает данные о продажах с сайта/банка и отправляет чек. Можно поставить обычную, онлайн (физическую) кассу. Скорей всего, сейчас таких решений стало больше. На момент поиска решений о принятии оплаты от физических лиц такая схема работала с CMS Bitrix + какой-то конфой 1С.
прямого контакта с покупателями практически нет. Мне оно не подошло, потому что не верю в надежность доступных интернет-соединений и нет потребности в физическом кассовом аппарате, нет желания дежурить у него, в случай чего, т.к.
В целом, задача решена, принимать оплату по интернету от физических лиц — получилось.
Удалось распутать достаточно запутанную схему и привести её в работоспособное состояние, но даже простое решение в лоб на всем готовом состоялось на троечку (хорошо, что хватило ума взять готовую CMS, а не заказывать самописную).
оповещения о новых услугах приходят на регулярной основе, а сообщение об обновлениях модуля для CMS приходили примерно никогда. Процесс тормозила несогласовка между отдельными участниками, даже несмотря на заявленные партнерские соглашения, плюс не очень хорошее качество ПО, да и работа с клиентами могла быть получше, т.к.
В общем, удовлетворительно, граничащее с плохо.
Быть готовым читать логи, прописывать явки, добывать их из XML, и в целом понимать что с чем соединяется. Отдельно нужно отметить, что нужна подготовка в IT хотя бы на уровне колледжа.
Поискал бы других провайдеров облачных касс, у которых есть самотесты, которые проверяют, жива ли касса. Если бы начал этот квест проходить заново сегодня, возможно бы сменил банк или эквайера на более компетентного с точки зрения софта и с комиссией поменьше. А пока, приходится поглядывать в логи.
В целом, я более менее доволен работой и не стал бы менять CMS, ОФД и, внезапно, налоговую. Чтобы телефон техподдержки круглосуточный, с номером 8-800.
Все вышеприведенное — мой личный опыт, без претензии на абсолютную истину.
Ссылки, которые могут пригодиться: