Хабрахабр

[Из песочницы] Нужно ли регистрировать свой бренд

При запуске нового продукта, будь-то приложения, сервиса или начала производства товара, обычно сразу возникает вопрос популяризации его бренда.

В большинстве случаев речь идет о логотипе и названии, создав которые важно не нарушить чьих-либо авторских прав. Под брендом понимается объект интеллектуальной собственности, способный индивидуализировать товар или услугу и сделать его узнаваемым на рынке.

0
  Источник: Flickr / jonas_therkildsen / CC BY-SA 2.

Общие положения

В законодательстве постсоветских стран не установлено таких понятий как логотип, торговая марка или бренд. Всё это юридически определено как товарный знак и знак обслуживания (в России, Беларуси, Казахстане) и знак для товаров и услуг (в Украине).

Уполномоченными органами являются: Регистрация такого знака в уполномоченном органе в сфере интеллектуальной собственности является обязательной.

  • в России: Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), сайт
  • в Беларуси: Национальный центр интеллектуальной собственности, сайт
  • в Казахстане: Национальный институт интеллектуальной собственности, сайт
  • в Украине: Государственный Департамент интеллектуальной собственности и созданный при нем Укрпатент, сайт

При подаче заявки на регистрацию знака в уполномоченный орган заявитель указывает нужные товары или услуги, для которых будет использоваться такой знак. Полный перечень товаров и услуг содержится в Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ) и разделен на 45 классов.

50 бел. Минимальная стоимость регистрации знака составит: в России — 23100 руб., в Беларуси — 1453. Цены приведены для черно-белого словесного изображения по 1 классу МКТУ и включают только госпошлины без оплаты необязательных услуг, таких как предварительная проверка, ускорение, услуги патентных поверенных. руб., в Казахстане: 88054,23 тенге, в Украине — 3885 грн. При такой подаче срок получения свидетельства в среднем составит до полутора лет.

Что если не регистрировать знак

Без должной регистрации бренда есть вероятность того, что в какой-то момент под давлением правообладателя, конкурента или патентного тролля вам придется изменить название своего продукта. На хабре писали о таком случае. И если претензия от каких-нибудь патентных троллей может выглядеть для суда сомнительной, особенно когда ваш продукт хорошо узнаваем и представлен на рынке достаточно долго даже без торговой марки, то в других случаях получить еще и иск о возмещении ущерба можно вполне обоснованно.

Например, мобильное приложение «Навигатор», магазин одежды «Джинсы», веб-сайт «Знакомства онлайн». Если нет желания заморачиваться с регистрацией знака и тратить на это деньги, то хорошим и минимально спорным вариантом может быть использование общеупотребляемых элементов, характеризующих ваш товар или услугу.

Даже если вы не планируете регистрировать свой будущий бренд, не лишним будет перед его использованием провести поиск по общедоступным базам зарегистрированных торговых марок:

Для проверки достаточно ввести название вашего новоиспеченного бренда и номер класса товаров и услуг (необязательно). Если по нужному виду товаров и услуг в нужной вам стране будут найдены подобные охраняемые знаки, от идеи использования такого бренда лучше отказаться сразу.

Что в итоге

Как показывает опрос, многие вообще не задумываются о регистрации знака для товаров и услуг. Это никоим образом не мешает успешно развиваться их продуктам, поскольку большинство все же не сталкивается с серьезными юридическими последствиями.

В идеале, конечно же, — заявку на регистрацию знака подать еще до начала его использования. Однако в каждом отдельном случае крайне важно все же оценить риски еще до начала использования знака, чтобы исключить негативные последствия и минимзировать возможный ущерб.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть