Хабрахабр

[Из песочницы] Нефункциональные требования: Масштабируемость

Автор: Adam Alami, PhD Fellow, IT University of Copenhagen (перевод с англ.)

ВВЕДЕНИЕ

Нефункциональные требования широко представлены в литературе. Нет недостатка в определениях и примерах нефункциональных требований. Международный институт бизнес-анализа (IIBA) определяет нефункциональные требования следующим образом:

Они также известны как атрибуты (показатели) качества или дополнительные требования. Нефункциональные требования фиксируют условия, которые непосредственно не связаны с поведением или функциональностью решения, а скорее описывают условия окружающей среды, при которых решение должно оставаться эффективным, или качества, которыми система должны обладать. Они могут включать требования, связанные с пропускной способностью, скоростью, безопасностью, доступностью, информационной архитектурой и представлением пользовательского интерфейса.

Ключевыми словами в этом определении являются «не имеют прямого отношения к поведению или функциональности решения». Это либо «условия», либо «качества».

Внутренние ограничения — это политика и саморегулирование организации, в то время как внешние ограничения — это государственные правила, отраслевые стандараты и другие параметры, определяющие бизнес-среду. Условия: они являются внешними или внутренними ограничениями.

Качества: это бизнес-требования, которые определяют не системное поведение и не связаны с процессом, а являются требованиями к качеству решения.
Примеры:

Брендинг,
    б. i) Условия
    а. Совместимость с PCI; Конфиденциальность данных,
    с.

Доступность,
    б. ii) Качества
    а. Производительность.

Основная причина таких трудностей заключается в том, что нефункциональные требования являются не простыми для их выявления, и не существует заранее определенного процесса их идентификации. Даже самый опытный бизнес-аналитик прикладывает немало усилий, чтобы выявить нефункциональные требования. Чтобы определить эти требования, нужно быть творческим и думать широко, выходя за определенные рамки!

ЗАЧЕМ НУЖНЫ «НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»

В соответствии со всеми типами требований, пропуск того или иного требования может потенциально поставить под угрозу целостность и полноту решения. Функциональные и нефункциональные требования тесно связанны между собой множественными взаимосвязями.

Обычно основное внимание уделяется функциональному аспекту требований, а значение нефункциональных требований часто недооценивается.

Почему же нефункциональные требования недооцениваются?

Основное внимание уделяется функциональным требованиям, поскольку они дают ощутимую отдачу. 1. Инфраструктура бизнеса, являющаяся неосязаемой, представляется незначительной. Нефункциональные требования же вносят вклад в инфраструктуру, а не в поведение системы.

Команда доставки решения вознаграждается и измеряется с точки зрения системных функций, процессов и поведения. 2. Технология обеспечивает обслуживание, а бизнес управляет потребностями. Бизнес-пользователи рассматривают нефункциональные требования как «ИТ-требования», а ИТ рассматривает любые «потребности» как бизнес-потребности, а не технологии. В ходе этого процессе ИТ иногда забывает, что у них только «консультативная» роль.

Требования могут быть разделены на две широкие категории: существенные и фундаментальные. Каждое решение достигает эффективности из исчерпывающего списка требований, собранных как в начале, так и во время процесса внедрения. Однако так называемые фундаментальные требования могут не иметь прямой связи с решением, но они имеют основополагающее значение для создания устойчивой среды, в которой сохраняются существенные функциональные требования. Существенные требования вытекают из их аналогии с «функциональными требованиями» и, как представляется, имеют непосредственное отношение к решению. Поэтому эти «нефункциональные требования» составляют структуру и инфраструктуру, которые поддерживают системные решения.

ЧТО ТАКОЕ МАСШТАБИРУЕМОСТЬ?

Масштабируемость — это способность системы или процесса обрабатывать увеличенный объем операций без ограничений или структурных узких мест. Каждая бизнес-модель имеет первостепенное значение для генерации бизнеса, что приводит к увеличению объема транзакций и последующему увеличению операционной деятельности. Масштабирование операций для обработки расширяющейся деловой активности присуще и встроено в дизайн системы. Масштабируемость можно разделить на две категории: физическую и нематериальную.

1. Физическая масштабируемость

Она относится к тем параметрам, которые имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы организация была оборудована для обработки расширенных операций. Это подразумевает физическую устойчивость. Это указывает на наличие факторов, необходимых с точки зрения физических компонентов процесса (т.е. хранения данных, пропускной способности сети, аппаратного обеспечения и т.д.) для обеспечения устойчивости.

Это отвечает текущим требованиям, не ставя под угрозу способность поддерживать будущие потребности. Что значит быть устойчивым? В целом, устойчивость определяется и оценивается с помощью прогнозов на три-пять лет. Например, если характеристики сетевого решения поддерживают текущие потребности, то в то же время они должны быть способны поддерживать будущие потребности в ближайшие три-пять лет.

Устойчивая бизнес-модель основывается на своем дизайне и структуре, которая лучше всего подходит для достижения решения посредством стабильных и надежных систем, процессов и инфраструктуры. Почему нужно определять потребности в устойчивости при разработке бизнес-модели / решения? Физическая устойчивость направлена на достижение двух основных характеристик: стабильности и надежности бизнес- и технологических решений.

ИТ-инфраструктура устойчива и гарантирует поддержку бизнес-операций в течение предполагаемого периода в будущем. Стабильность: то, что позволяет бизнесу оставаться стабильным.

Надежность позволяет бизнесу сосредоточиться на своих основных компетенциях в устойчивой инфраструктуре. Надежность: если бизнес постоянно растет в течение пяти лет, а инфраструктура остается устойчивой.

2. Нематериальная масштабируемость

Это относится к присущей способности поддерживать нефизический рост. Рост бизнеса имеет решающее значение для поддержания рыночной доли и конкурентоспособности. Рост может быть как внутренним, так и внешним, основанным на принятых драйверах и стратегиях. Ниже приведены несколько примеров:

* Новые продукты, которые будут размещаться на одной платформе / решении
* Дополнительные бренды (для мультибрендовых организаций)
* Дополнительные бизнес-процессы

Хотя оба они могут казаться похожими, они не идентичны. В чем разница между физическим и нематериальным? Например, если объем операций увеличивается, то решение должно быть устойчивым физически. Решение может быть устойчивым физически, но может не поддерживать неосязаемый рост. Если бизнес вводит новые продукты, то это классифицируется как неосязаемый рост, и решение должно иметь масштабируемые функции и процессы (не физические) для поддержки роста.

Необходимость определения требований к нематериальной масштабируемости становится необходимой, поскольку она является предпосылкой, которая поддерживает рост. Зачем нам нужно определять требования к нематериальной масштабируемости? Требования к масштабируемости, по сути, являются отражением стремления организации к росту и необходимостью решения для поддержки роста с минимальными изменениями и нарушением повседневной деятельности.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ К МАСШТАБИРУЕМОСТИ?

Нет простого объяснения или простой методологии для определения требований к масштабируемости. Крайне субъективно и относительно сложно определить условия и особенности, необходимые для принятия устойчивого решения. Это одна из причин, почему это называется «анализом». Ниже приведен подход, который всегда работал для автора. Однако это не подходит для всех подобных ситуаций.

Физическая масштабируемость:

Определите физические компоненты решения, которые необходимо масштабировать.
2. 1. Определите параметры для измерения функций.
4. Определите функции, которые могут сделать определенный компонент масштабируемым.
3. Это нефункциональные требования (определение параметра). Определите значения каждого параметра, определенного выше.

Ответы на эти вопросы нужно формулировать с точки зрения бизнеса, а не с точки зрения ИТ.

Пример:

Она прикладывает усилия для преобразования своих технологий и систем. Ситуация: ваша организация является финансовым учреждением, которое выпускает кредитные карты клиентам.

В целях упрощения мы сузим сферу действия. Какие вопросы следует задать, чтобы помочь начать анализ идентификации физической масштабируемости? Ниже приведены некоторые примеры:

Каков текущий объем клиентов, транзакций, счетов и т.д.?
2. 1. Каков ежегодный рост объема (клиентов, транзакций и т.д.), ожидаемый в ближайшие три-пять лет? На первый день, какие объемы ожидаются от систем?
3.

Вопрос 1 следует задать для определения текущего состояния.

Вопрос 2 определяет непосредственное требование с первого дня жизни.

Например, если организация прогнозирует рост новых клиентов на 10% в год и ежегодный рост числа транзакций на 15%, то требования к масштабируемости следующие: Вопрос 3 является вкладом в определение требования масштабируемости решения.

Решение должно поддерживать ежегодный рост на 10% новых клиентов.
2. 1. технология не требует каких-либо изменений для обработки роста)? Решение должно поддерживать ежегодный рост на 15% от количества транзакций.

Однако в этом примере я предлагаю дополнительно определить ожидания того, что требование предполагает «поддержка» (т.е.

Нематериальная масштабируемость:

Это будет варьироваться от одного бизнеса к другому и зависит от домена. Это рост бизнеса, а не развитие технологий, инфраструктуры или логистики. Тем не менее, бизнес-стратегия высокого уровня формулируется на основе детализации из заявления о видении организации. Поэтому знание бизнеса и промышленности, разработанное с помощью экспертного исследования, является ключом к определению параметров масштабируемости на уровне детализации.

Пример:

Она прикладывает усилия для преобразования своих технологий и систем. Ситуация: ваша организация является финансовым учреждением, которое выпускает кредитные карты своим клиентам.

В целях упрощения мы сузим сферу действия. Какие вопросы следует задать, чтобы помочь начать анализ идентификации нематериальной масштабируемости? Ниже приведены некоторые примеры:

Планирует ли организация выпускать новые продукты (например, мобильные платежи, продукты, подобные Apple Pay или Bitcoin)?
2. 1. Какова стратегия организации (т.е. Есть ли какие-либо будущие приобретения или слияния с аналогичными предприятиями?
3. Например, если организация планирует запустить новый бренд продуктов для кредитных карт, тогда требования к масштабируемости будут следующими: новые каналы сбыта, выход на новые рынки и т.д.)?

Эти вопросы помогают определить нематериальный рост.

Решение должно быть в состоянии разместить два разных бренда: Brand A и Brand B.
2. 1. Оба бренда должны иметь возможность использовать одни и те же системы и процессы.

В реальном сценарии они должны быть изучены более подробно. Эти требования достаточно высокоуровневы и приведены только в качестве примера.

Относительно сложно определить условия и функции, необходимые для создания масштабируемого решения. Нет простого метода определения нефункциональных требований.

__________________________________________________________
Автор: Адам Алами, доктор философии, ИТ-университет Копенгагена

Адам обладает богатым опытом в области информационных технологий. Адам Алами — кандидат наук в ИТ-университете Копенгагена. Его 20-летний опыт связан с крупными проектами трансформации бизнеса и совершенствованием процессов. Он начал свою карьеру в качестве разработчика программного обеспечения, затем перешел в бизнес-анализ и управление проектами. Он накопил богатый передовой опыт в крупных проектах в области трансформации предприятий, интеграции, миграции и модернизации систем.

Он имеет степень бакалавра по разработке программного обеспечения в Университете Квебека Монреаля (UQÀM) и степень магистра по вычислительной технике в Технологическом университете Сиднея (UTS). У него есть ряд академических достижений.

Электронная почта: adamalami2016@gmail.com

Опубликовано на ресурсе Modernanalyst.com

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»