Хабрахабр

[Из песочницы] Мультсериал «Математический кружок»

Помню, как-то я отправил в редакцию журнала письмо с решением такой задачки, вложив в него конверт с обратным адресом, и получил разбор решения от члена редколлегии Н. В девятом и десятом классах средней школы я выписывал журнал "Квант", решал задания вступительных экзаменов в ведущие вузы, а иногда и задачи из "Задачника Кванта". Виленкина. Я.

Мне нравился стиль статей и иллюстраций старых номеров журналов, и хоть я не художник и не аниматор, а любитель-программист, лет десять назад я попробовал сделать схематический мультик о необыкновенной девочке по загадке из раздела "Квант для младших школьников":

Забавно, но люди с высшим, возможно, даже инженерным, образованием не могли понять, о чём эта загадка. После того, как 80% мультика было сделано, энтузиазм иссяк, и остальные 20%, собрав всю свою волю в кулак, я доделал через год.

В них ищущие и думающие школьники пытаются что-то доказать, а учитель математики показывает им, где они ошиблись. Ещё больше из этого раздела для младших школьников мне нравились такие статьи, как "Расстояние Стёпы Мошкина". Сериал предназначался для любителей математики от 12 лет и до докторов наук. И вот три года назад пришла идея сделать любительский и юмористический мультсериал "Математический кружок", для начала первую серию, а там посмотреть, какая будет реакция и какие отзывы.

один харьковский любитель неожиданно согласился сделать одну серию бесплатно для любопытства, делалась она в программе Moho. Я долго пытался найти начинающего аниматора, который бы согласился оформить мой сценарий для портфолио, и вот в октябре 2018 г. Эта серия изготовлялась месяцев десять. Справедливости ради, такой мультфильм для любопытства великоват и энтузиазм может быстро закончиться. Поэтому я начал переводить ему деньги, чтобы не было перерыва в работе. Через некоторое время после начала работы аниматор сказал, что у него заканчиваются деньги, поэтому ему надо искать работу фрилансера (делать что-то вроде рекламы с инфографикой), чтобы было, на что жить. за секунду анимации. А под конец, набив немного руку за мой счёт на анимации, он уже выкатывал мне цену в 200 р. руб. Моё желание сделать что-то значительное было велико, и я на анимацию и озвучивание постепенно потратил около двухсот тридцати тыс. Вот, что в итоге получилось: Теперь иногда возникает вопрос: как бы вернуть хотя бы часть нажитого непосильным трудом?

в школе захолустного городка. Действие первой серии разворачивается в конце 70-х гг. Откуда ему знать, что Нобелевские премии по математике не присуждаются? Стёпа Мошкин, тонкая и парящая в облаках натура, мечтает завоевать славу, получить Нобелевскую премию и для этого хочет доказать парадоксальную теорему, которая перевернёт теорию чисел. Некоторые активные учащиеся, о которых при выставлении оценок учительница говорила "три пишем, два в уме", подстраивали мелкие пакости: то портфель спрячут, то кеды куда-нибудь закинут, то в моей тетради что-нибудь нарисуют, когда я выйду из класса… Неприятно ведь, когда учительница что-то спрашивает, и пока ты это пытаешься понять, кто-то уже отвечает. Стёпа находится во враждебном окружении заурядности и серости, этим он немного похож на меня: в советской средней школе я слышал ироничную и неодобрительную фразу "гений среди удобрений". Поэтому инстинкт выживания подсказывал: чтобы выживать самому, нужно объединяться и выживать интеллектуально более продвинутых. Если доминировать будут такие, то тем, кому место во вспомогательной школе с трудовым уклоном, останется быть бойцами скота, истопниками, дворниками и почтальонами. Но за редким исключением все получали аттестат о среднем образовании, а некоторые шли в институты. По моим прикидкам, примерно двадцати процентам учащихся уровень их интеллекта не позволял закончить даже восьмилетку: они не могли ни решать задачи, ни складно написать сочинение.

Иностранцам это было бы непонятно: вроде бы хвалят, но каким-то неодобрительным тоном. Русский язык хранит множество и других характерных выражений: "не высовывайся", "тебе что, больше всех надо?", "(ишь, какой) грамотный!", "(сильно) умный!" Просто гуляя по улицам, чуть не каждый день можно услышать, как препирающиеся граждане вместо слова "хитрый" употребляют слова "умный" и "грамотный" (и это при всеобщем среднем образовании). Неграмотные работники артелей не любили грамотных бригадиров за то, что те их обманывали. Размышляя, почему так происходит, я вспомнил, что есть у Некрасова поэма "Железная дорога", а в ней есть строка "грабили нас грамотеи-десятники". слова "инженер" и "вредитель" были синонимами.) Но ведь эти фразы произносят также ИТР с высшим образованием! (Можно ещё вспомнить, что в СССР в середине 30-х гг. Почему же они ассоциируют себя с босяками и холопами?

По этой же причине в мультфильме звучит тема Штирлица. Итак, главный герой Стёпа Мошкин чувствует, что находится в некомфортной обстановке, возможно, под колпаком КГБ, поэтому он осторожен и склонен создавать тайные математические общества, как было при Пифагоре. В глубоком подполье они ведут работу над доказательством Великой теоремы Стёпы Мошкина, которая должна их прославить и пополнить их скромные сбережения за счёт Нобелевской премии, сделав их нескромными. Стёпа имеет единомышленника и единомышленницу. Среди них есть один учитель, на которого можно положиться. Но для выдвижения на премию нужна поддержка учителей. Для получения этой поддержки Стёпа решает представить своё доказательство учителям математики и заверить их, что поделится с ними, когда получит премию.

Некоторое время назад я писал стихи с каламбурной рифмой, и сравнение с другими авторами за всю историю показывает, что мои стихи — одни из лучших. В процессе работы возникла, можно сказать, гениальная, идея сделать мультфильм музыкальным.

Приведу несколько небольших примеров:

О голубых снах Барака Обамы Снятся по ночам Обаме
Голубые сны о БАМе,
Правда, не готов Барак
Дом сменить свой на барак. Примечание: БАМ - Байкало-Амурская магистраль,
в СССР был романтической стройкой века.
*** Каламбурный разговор с Пушкиным - Под шорох нежных покрывал
Ты где красоток покрывал?
- Два видел у бахчи сарая?
- Вон те, что у Бахчисарая??
*** Каламбур о Галке и сенегалке "Что нашла ты в Сене, Гал? -
Вопрошал я в сене Галку. -
Он уехал в Сенегал
И влюбился в сенегалку!"
*** Кому-то баксы из трубы,
Кому грозят судилищем,
А нам с тобой на Истру бы,
Да посидеть с удилищем
Там, где пасли на Истре коз
Под шум комбайна и стрекоз.

Не совсем ясно, о чём идёт речь, но очень круто. После каламбуров мне захотелось научиться писать тексты песен для своих мультфильмов, как в к/ф "Земля Санникова", "Бриллиантовая рука"… Муж Вики Цыгановой тоже писал для неё очень хорошие тексты песен, напр., "Любовь и смерть". Дербенёва я нашёл непонятный косяк: "Вы называли меня умницей, милою девочкой..." Звучит так, как будто умницей называли Меня. Кстати, в тексте песни Л. Этот прокол встречается и у других авторов, а в данном случае он исправляется простой перестановкой слов: "Меня вы называли умницей, милою девочкой..."

Получилось что-то вроде гимна математике и агитка за её изучение. Так я написал текст песни "Мы любим математику" для заставки мультсериала. В первоначальном варианте было так:

Мы верим в математику, она поможет нам
Приобрести бессмертие, стать равными богам.

Моё объяснение, что имеются в виду древнегреческие языческие боги, не прокатило. Стать равными богам было бОльшим побуждением для изучения математики, чем то, что появилось в окончательном варианте, но аниматор стал возражать против множественного числа богов: мол, не могу поступиться своими религиозными принципами. Действительно, не только их древнегреческие боги, но и всемирно известные философы часто нарушали УК СССР, взять хотя бы нетрадиционного мыслителя Платона или эпатажного уличного хулигана Диогена Синопского. И в ответе аниматор указал на такие отрицательные моменты из жизни их богов, как "отцеубийство и всякая гомосятина". В общем, тоже неплохо. Поэтому строчку о богах пришлось заменить на "Узнать законы вечности и мчаться по мирам". Также была сокращена сцена, в которой Стёпа шёл из школы домой мимо домов частного сектора после демонстрации своей теоремы. По замыслу, заставка должна была кончаться посадкой космического корабля на загадочную планету с выходом экипажа на стартовую площадку, но аниматор и так неделю мучился с облётом пирамид, поэтому в целях экономии пришлось сократиться. В ней и должна была звучать песенка "Мы любим математику".

Сама эта статуя Мухиной заимствует симметричную стойку с древнегреческой статуи, на которой два брата, спасшие свой город от врагов, держали в руках мечи. Живая статуя на заставке пародирует заставки Мосфильма со статуей "Рабочий и колхозница" и Ленфильма. Поэтому Стёпа держит в руке, как меч, логарифмическую линейку, а его единомышленница Света держит, как серп, транспортир.

Увидев заставку, он сказал: "Нет динамики, до свидания". На сайте "Неизвестный гений" я познакомился с одним казахским композитором, который тоже ради ссылки в своём портфолио задаром написал музыку и организовал детский хор. Да, такого я пока не планировал. Видимо, под динамикой имелись в виду погоня, стрельба и мордобой.

Это было бы смешно, остроумие достигалось бы за счёт контраста между высокими забугорными любовными страданиями и мультяшным советским персонажем, который имеет коллекцию из 20 кг талонов на сданную макулатуру. Следующая идея была "перевести" на русский мировые хиты, чтобы русское звучание было похоже на оригинальное, но песни чтобы пелись о Стёпе. Последняя получилась совсем близкой по звучанию к оригиналу и очень юмористичной за счёт употребления детских жаргонных словечек. Я удачно с первого раза нашёл замечательного вокалиста, который записал песню под She's A Lady Тома Джонса и для второй серии — под Tombe La Neige (Падает снег) Сальваторе Адамо. Что ж, пусть получит, если сможет... Через несколько минут после публикации сценки с песней под Тома с ютюба прилетело письмо, в котором сообщалось, что у песни She's A Lady имеется держатель авторских прав, но ничего страшного: он эту песню монетизирует и просто будет получать доход (или его часть) от просмотров вашего видео на ютюбе.

Вот известный пример: "Если есть полярные медведи, то должны быть и декартовы?" Как-то я нашёл этот афоризм, но поиск показал, что его уже нашли до меня. Стёпа использует мои афоризмы, которые делятся на "вопросы ребром" и "вопросы учёного, пришедшие утром первого января", не всем они нравятся. Это нередко случается, когда речь идёт об отдельных фразах.

Вот некоторые мои примеры:

Если есть перелётные птицы, то должны быть и недолётные?
Если есть служебный вход, то должен быть и служебный выход?
Если бывают башенные краны, то должны быть и безбашенные?
Если бывает моральное удовлетворение, то должно быть и аморальное?

Если есть цепные дроби, то должны быть и бродячие?
Если есть модель атома Бора, то должна быть и модель атома брома?
Если есть голубые гиганты, то должны быть и голубые импотенты?
Если есть совершенные числа, то должны быть и аляповатые?
Если были крестовые походы, то должны были быть и бубновые?
Если бывают прямоточные двигатели, то должны быть и приблизительные?
Если есть комплексный обед, то должен быть также натуральный, рациональный и действительный обед?
Если существуют математические понятия, то должны быть и математические разборки?
Если существуют параллельные вселенные, то должны быть и перпендикулярные?
Если бывают логические диски, то должны быть и сумбурные?

Критика мультфильма

В основном отзывы были отрицательными: видимо, сильно не похож этот любительский мультфильм на мультфильмы, которые делаются промышленным способом и крутят по ТВ. Мультик получился несколько специфичным: должен понравиться людям, которые хотят понять, где ошибка в доказательстве Великой Стёпиной теоремы, а также ностальгирующим советским ИТР, которые читали журнал "Квант". Юмор тоже непонятен: ну, какие сейчас могут быть талоны? Мне не хватает режиссёров, художников-аниматоров, фоновщиков и прочих. И смех у героев какой-то затянутый и искусственный… Насчёт смеха вина не моя, так сделал аниматор, а если заставлять его делать много исправлений, то он не сможет заработать. А зачем реанимировать надоевшего всем Штирлица? Дети у него маленькие, по 11-12 лет, и они привыкли озвучивать рекламные слоганы. Озвучивание детей я заказывал на фрилансерском сайте и получил лишь одно предложение — от киевского голоса "Европы+". Часть голосов детей пришлось заменить голосом знакомой аниматора, т.к. А мальчик, озвучивавший Стёпу, в период работы перенёс операцию на горле. Организатор работы детей признал, что лучше было бы нанять взрослых, говорящих под детей, но было поздно: двадцать с чем-то тыс. ошибочно сначала была сделана анимация с черновой озвучкой, а озвучивание детьми было сделано без учёта моей просьбы попадать в липсинг, или хотя бы, чтобы длительность фраз совпадала с черновиком. рублей было уже заплачено.

Хорошо написал один мастер с одного форума по компьютерной графике:

По моему мнению, вам нужен режиссер, художник и аниматор. "Добрый день. Однако поскольку у вас есть готовность тратить некоторые деньги, лучшим решением я вижу инициативный проект на базе какого-нибудь образовательного учреждения, типа гимназии или института, где можно найти одаренных ребят, готовых отдаться интересной идее. Профессионалов нанять вы не можете. Если при этом ребята получат пусть небольшую, но денежку, это будет для них стимулом. Для этого надо заручиться поддержкой руководства, найти препода, который будет готов вести это на уровне, например, дипломных проектов. Этого нет. Анимациям не хватает профессионализма, но больше всего не в отдельных деталях (хотя здесь многое достаточно спорно), мастерства не хватает как бы в комплексе, на уровне всего проекта: сюжет, фабула, визуальный ряд, все должно быть продумано и убедительно. Т. Вот такой мой совет. не полагайтесь на какого-то отдельно взятого человека, нужен системный подход, его может дать университет или институт в вашем случае. е. И идея сама по себе интересная, удачи!" Как тема научно-исследовательской работы студентов это жизнеспособная вещь, я полагаю.

Я попробовал найти образовательные учреждения, где пишут такие курсовые и дипломные проекты, но с налёта не получилось.

Когда главным редактором НиЖ был акад. Хотелось бы, конечно, опубликовать информацию об этом мультфильме в таких местах, как журнал "Наука и жизнь", а не на форуме этого журнала, который вряд ли читают кандидаты в доктора и доктора. К. И. Пенни, открытого только в 1969 г. Лаговский, он публиковал мои статьи по играм, а также он опубликовал мой, основанный на реальных событиях, юмористический н/ф рассказик "Прыжок через козла" о том, как студенты мехмата Днепропетровского ун-та получают зачёт по физкультуре с помощью нетранзитивного парадокса У.

А ещё можно было бы заказать мультик под ключ в каком-нибудь "союзмультфильме" за какие-то $75000 за пять минут... Можно было, конечно, нанять профессиональных аниматоров и прочих, но тогда пришлось бы выложить тысяч восемьсот.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»