Главная » Хабрахабр » [Из песочницы] Компьютерная игра: защита интеллектуальных прав разработчиков

[Из песочницы] Компьютерная игра: защита интеллектуальных прав разработчиков

Видеоигра включает в себя много составляющих – это исходный код программы, графика, музыка, сценарий, персонажи и т.д. Все эти объекты могут охраняться интеллектуальными правами. Разберемся, какие права есть у разработчиков компьютерных игр и как их защитить.

Что можно защитить

В законодательстве Российской Федерации нет указания на компьютерную игру как на отдельный объект интеллектуальных прав. На практике компьютерные игры относят к программам для ЭВМ и/или к составным произведениям (которые включают в себя несколько объектов интеллектуальных прав). И в том, и в другом случае речь идет об авторских правах. Части игры могут быть запатентованы как промышленные образцы или зарегистрированы в качестве товарных знаков.

По порядку:

Авторские права 1.

Авторскими правами могут быть защищены:

В законе напрямую про сюжет тоже нет ни слова. — Исходный и объектный код программы;
— Графические элементы;
— Тексты внутри игры (правила, указания героям, диалоги);
— Саундтреки;
— Видеозаставки;
— Шрифты;
— и другое (перечень не исчерпывающий).
Отдельно стоит сказать про охрану сюжета игры. Идеи же охране не подлежат. Обычно сюжеты приравниваются к идеям. Например, сюжет (какая-нибудь старая игра вроде «Супербратьев Марио») и (современная игра, где, например, сюжет – спасти даму сердца из замка злодея) имеют похожие сюжеты. Если было бы иначе, то это сильно ограничивало возможность создания новых игр, поскольку количество сюжетов конечно.

Важно правильно оформить документы о создании игры (подробнее ниже). Авторское право хорошо тем, что для возникновения прав не требуется регистрация в государственных органах (они действуют с момента создания в объективной форме).
Однако это не означает, что для создания прав не требуется никаких документов.

Осторожно!

Любой из описанных выше объектов по умолчанию охраняется авторским правом и его использование без разрешения правообладателя запрещено. Вышесказанное также означает, что нельзя просто так использовать чужие объекты в своей игре.

С бесплатными сайтами, где можно скачать любой контент нужно быть осторожным – очень часто это пиратский склад с условными «дисклеймерами», которые, кстати говоря, в России не действуют. Иными словами, чтобы быть спокойным, когда используешь «картинки из Интернета», не надо использовать картинки из интернета.

Самый верный путь – покупка лицензий на нужные объекты на проверенных крупных сайтах, заказ разработки необходимых объектов или самостоятельное их создание.

Товарные знаки 2.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

— Название игры, имена персонажей, названия игровых миров и т.д.;
— Изображения персонажей, оригинальных элементов игры и т.д.

Все герои Angry birds зарегистрированы как товарные знаки по отдельности. GTA, The Sims, Need for speed, World of Warcraft, Half Life. Зеленый пламбоб (кристалл над головой персонажа из Sims) тоже зарегистрирован в качестве товарного знака.

Зарегистрированный товарный знак № 395564, правообладатель Электроник Артс Инк.

Кроме того, с товарными знаками проще зарабатывать на узнаваемой атрибутике игры – продавать лицензии производителям одежды, детских игрушек, канцтоваров и т.д. В суде проще доказать, что использование отдельного элемента из игры является нарушением исключительных прав, если такой элемент зарегистрирован как товарный знак.

Полный список оснований для отказа в регистрации содержится в ст. Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно убедиться, что обозначение (картинка, название и т.п.) соответствует требованиям закона, и никто его еще не зарегистрировал.
Кратко эти требования сводятся к тому, чтобы товарный знак не вводил потребителей в заблуждение и обладал различительной способностью. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Регистрация длится в среднем 8-12 месяцев. Товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. Срок охраны – 10 лет, можно продлять неограниченное количество раз.

Патенты 3.

Интерфейс игры или его части могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов (охраняется внешний вид).


Танк из World of tanks зарегистрированный Wargaming.net Limited в качестве промышленного образца

Срок охраны – 5 лет, можно продлевать несколько раз на еще 5 лет, но всего не более 25 лет. Промышленные образцы так же, как и товарные знаки, регистрируются в Роспатенте.

Оформление отношений с работниками – разработчиками игр

Немного об оформлении отношений с работниками. Поскольку интеллектуальная собственность нематериальна, чтобы права на созданные разработчиками результаты интеллектуальной деятельности перешли компании, важно всё правильно «задокументировать».

Закон устанавливает, что по общему правилу, если работник разработал какой-либо объект интеллектуальных прав, права на него принадлежат работодателю. Есть два варианта оформления отношений – по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Типовых договоров для этого недостаточно. Но не все так просто. Важно, чтобы по документам было видно следующее:

— Создание интеллектуальной собственности входит в обязанности работника;
— Работнику давалось задание на создание конкретного объекта;
— Работник получил авторское вознаграждение (и это не то же самое, что зарплата);
— Работник передал права на объект работодателю (оформляется актом приема-передачи).

Техническое задание должно быть подробным, по результатам работы должен быть подписан акт с приложением результатов работы. В случае с договором ГПХ тоже важно, чтобы было понятно, разработку какого объекта вы заказывали и что получили в итоге.

Ответственность за нарушение интеллектуальных прав на игру

Правообладатель вправе запретить использовать его объекты без разрешения (такое право может использоваться как понуждение к заключению лицензионных договоров с регулярными выплатами роялти), а также взыскать компенсации или убытки.

Суд определяет, принадлежит ли право истцу и нарушил ли его ответчик. При взыскании компенсаций не нужно доказывать размер убытков. Существует несколько способов расчета компенсаций, самый простой — это взыскание от 10 000 руб. На размер компенсации влияет способ использования, срок, совершается ли такое нарушение впервые и др. за одно нарушение. до 5 000 000 руб.

Например, есть сведения об изготовлении партии нелицензионных дисков. Другой способ расчета используется, когда есть подтвержденные данные о количестве пиратских копий. Таких споров очень много. Для подсчета компенсации берется стоимость партии такого количества лицензионных дисков и умножается на два. Некоторые правообладатели устраивают «рейды» по нарушителям по всем регионам страны.

И если уголовных дел не так уж много, то административные штрафы взыскиваются часто – при нарушении авторских прав штрафы могут достигать 40 000 руб. Помимо гражданской ответственности возможно привлечение к административной и даже уголовной. С конфискацией контрафакта и средств для его производства. за нарушение, по товарным знакам – до 200 000 руб.

Сейчас уже не стоить и думать о создании продукта с использованием пиратского контента, а профессиональные разработчики компьютерных игр в первую очередь ещё до начала работ предпочитают озаботиться будущей защитой результатов интеллектуальной деятельности. В заключение отмечу, что последние несколько лет защита интеллектуальной собственности в России становится трендом.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Конференция «Контентинг» — теперь с поддержкой hyper-threading

Друзья, на связи контент-студия Хабра. 29 ноября мы проводим собственную конференцию про контент и авторов. Будем учить, вдохновлять и рассказывать, как лучше, — в два синхронных потока докладов и дискуссий. Спикеры — эксперты в области контент-маркетинга, которые годами нарабатывали и тестировали ...

J2CL — Лучше поздно, чем никогда

Ещё никому не удалось опоздать на свои похороны.Валентин Домиль Идея трансляции Java в JavaScript далеко не нова, и все уже давно набили шишек с Google Web Toolkit, однако этот продукт сообщество ждало как ни один другой — о нем говорили ...