Хабрахабр

[Из песочницы] Как развивались бизнес-инкубаторы и акселераторы: от лаборатории Томаса Эдисона до Y Combinator

Какой бы захватывающей ни была идея стартапа, у него не так много способов привлечь средства на развитие. Можно самостоятельно искать инвесторов, обратиться к бизнес-ангелам, или стать частью программы бизнес-инкубатора или акселератора. Так начинающие предприниматели могут не только быстро получить первый опыт работы с потенциальными инвесторами и клиентами, но и прокачать бизнес-навыки, необходимые для развития проектов.

Они проделали долгий путь от университетских лабораторий до самостоятельных компаний, являющихся частью глобальной экосистемы. Первые инкубаторы появились еще в прошлом веке. А сейчас и крупные корпорации (как когда-то — университеты) запускают свои программы и все активнее привлекают стартаперов в новый и уже совместный бизнес.

Первые опыты

Концептуальным прообразом нынешних бизнес-инкубаторов считают исследовательский комплекс Томаса Эдисона. Его построили в 1887 году в Нью-Джерси. Он включал в себя химическую, физическую, металлургическую и другие лаборатории, имел библиотеку и мастерские. В нем Эдисон с коллегами разрабатывал прототипы своих изобретений — например, алкалиновых батарей и звукозаписывающих устройств. Позже их серийно производили на расположенной рядом фабрике. По сути, Томас Эдисон построил комплекс, в рамках которого реализовал полный технологический цикл: от идеи до коммерческого запуска.

Он сформировался на основе обыкновенной прачечной, которую решил открыть один из студентов Корнелльского университета, чтобы оплачивать учебу. Другой прообраз современного бизнес-инкубатора стартовал спустя семь лет, в 1894 году. Цикл продолжался вплоть до 1910 года, когда новые владельцы захотели расширить это предприятие. После выпуска он продал свой скромный бизнес коллегам с младших курсов, а те, в свою очередь, поступили аналогичным образом.

Она начала предоставлять инфраструктуру для студентов, желающих открыть собственное дело, и сегодня там работает 200 человек, а годовая выручка стартапов, проходящих через программы организации, превышает $2,5 млн. Позже на его основе сформировали некоммерческую компанию Student Agencies.

Настоящие инкубаторы

Первым в мире полноценным бизнес-инкубатором стал Batavia Industrial Center (BIC), основанный в 1959 году. Его история началась в городе Батавия (штат Нью-Йорк) на месте закрывшейся птицефабрики. Пустующие помещения предприятия получил в управление агент по недвижимости Джозеф Манкузо (Joseph Mancuso), которому нужно было придумать им применение. Тогда в городе сильно вырос уровень безработицы, поэтому Манкузо решил превратить заброшенный объект в «центр по выращиванию бизнесов». Он стал сдавать площади в аренду по низким ставкам для небольших компаний и параллельно оказывал арендаторам всяческую поддержку: от администраторских услуг до консалтинга. За два года в BIC создали для местных жителей больше рабочих мест, чем было во времена птицефабрики.

Они расширили дело отца и управляют четырьмя инкубаторами на территории США. Сегодня бизнесом Джозефа занимаются его сыновья.

Успешный опыт BIC в США стали распространять в конце 1980-х. В рамках программы поддержки малого бизнеса власти открывали бизнес-инкубаторы на заводах и фабриках, складах и даже в старых школах. Они были некоммерческими — их поддерживала местная администрация, исследовательские институты и университеты. Так в 1989 году в Техасе появился один из первых современных бизнес-инкубаторов — Austin Technology Incubator — при университете Остина.


Unsplash / Фото: HIVAN ARVIZU

Но позже ей удалось привлечь частных спонсоров — за последние двадцать лет объем инвестиций в проекты инкубатора составил $1,7 млрд, а за все время существования через него прошли 300 компаний. Первые три года организация существовала за счет финансирования властей штата и Торгово-промышленной палаты города.

Программы акселерации

После запуска первого интернет-браузера Mosaic в 1993 году начался рост рынка технологических компаний, известный как «бум доткомов». Он вызвал всплеск активности инвесторов, и в период с 1999 по 2000 год на территории США запустили около 400 коммерческих бизнес-инкубаторов. В начале нулевых интерес к доткомам утих, инвесторы временно потеряли интерес к бизнес-инкубаторам. Но уже через два года появились программы акселерации.

За счет сжатых сроков и ставки на измеримые показатели эффективности предприятий, бизнес-акселераторы быстро добивались результата и привлекали все больше инвесторов и основателей стартапов. Они уже не предусматривали длительное сопровождение проектов и были сразу нацелены на их кратный рост в рамках пары-тройки месяцев. Он предложил краткосрочные программы и посевные инвестиции — около $12 тыс. Первым успешным бизнес-акселератором считается Y Combinator, который появился в 2005 году. за 6-процентную долю в компании — и временное офисное пространство.

стартапов, включая такие известные проекты, как Reddit, Airbnb и Dropbox. В отличие от инкубаторов, через которые за десятки лет проходит 200–300 компаний, Y Combinator на сегодняшний день выпустил более 2 тыс. Только эти 102 стартапа без учета остальных выпускников создали больше 50 тысяч рабочих мест и их суммарная капитализация сегодня превышает $155 млрд. 102 стартапа из числа выпускников Y Combinator оцениваются выше $150 млн.

Следом за Y Combinator начали появляться другие организации. Например, в 2006 году в Колорадо открыли Techstars. Он предложил стартапам трехмесячную программу и $6-18 тыс. стартовых инвестиций. По данным за 2019 год, акселератор принял более 1600 компаний, суммарная капитализация которых сегодня составляет $18 млрд. Это с учетом того, что в программу Techstars попадает менее 1% стартапов, подававших заявку.

Что есть сегодня

За последние десять лет число акселераторов увеличилось в 10 раз — с 16 до 170 штук, и это только на территории США. Если говорить о глобальном рынке, то в 2016 году компания Gust насчитала более 570 акселераторов. И есть основания полагать, что за прошедшее время их количество продолжает расти. Это связано и с тем, что эффективность акселераторов привлекла в эту область крупные корпорации и международные концерны.


Unsplash / Фото: Annie Spratt

Аналогичные программы есть у BMW, Ford (партнерская программа с Techstars) и Jaguar — последняя выпускает около 50 стартапов в год. Свои программы запустили General Electric и BP.

Программы поддержки стартапов проделали долгий путь от университетских бизнес-инкубаторов до программ акселерации крупных IT-компаний, автоконцернов и других корпораций. Сегодня акселераторы являются одним из ключевых компонентов технологической экосистемы. Можно ожидать, что со временем их число продолжит расти — в том числе в развивающихся странах.

Наш акселератор — StartupDrive

У нас в «Газпром нефти» есть собственный акселератор — StartupDrive. Программа предназначена для стартапов в сферах логистики, грузоперевозок, онлайн-услуг для водителей, каршеринга, инфраструктуры автозаправочных станций и технологий ретейла, а также других продуктов, смежных с транспортным рынком.

И сейчас мы запускаем набор во вторую акселерационную программу. В начале года мы уже поработали с пятью командами — всего в отборе участвовали 200 стартапов. Резидентов ждёт трехмесячный интенсив — бизнес-кураторы помогут компаниям доработать свои продукты и масштабировать их продажи.

Стартапы могут участвовать дистанционно, из любых городов России. Отбор участников пройдет в открытом формате, достаточно подать заявку через официальный сайт до 20 декабря 2019 года. Всего для участия выберем 10 команд — результаты опубликуем 24 января 2020 года.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть