Хабрахабр

[Из песочницы] «Извини, но у меня депрессия»: как работать с заболевшим сотрудником

image

«Извини, кажется, мне надо было раньше это сказать – я столкнулся с депрессией». Такое письмо мне пришло утром от одного из сотрудников, который уже пару дней не мог закрыть несложный тикет.

Столкнувшийся с депрессией сотрудник – мой ровесник (+- 30 лет), работает на этом месте 5 лет. Контекст: работаю тимлидом в крупной корпорации, в подчинении – удаленная команда из 50 человек (территориальный разброс — от Нью-Йорка до Токио). Рабочий день – ненормированный: то густо, то пусто. Один из лучших членов команды, стабильно показывает отличные результаты, с мотивацией проблем ранее не было.

Работа его всегда драйвила, ничего в ней менять не хочет (ни локацию, ни команду). Нет, это не профессиональное выгорание. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, от депрессии страдают 264 миллиона человек во всем мире. «Ищу терапевта».
Немного сухой статистики. Депрессия и тревожные расстройства стоят мировой экономике 1 триллион долларов в год. В тяжелых случаях заболевание может привести к суициду: ежегодно в результате самоубийства погибают 800 тысяч человек.

Согласно докладу ООН от 2017 года, 41% членов распределенных команд сообщили о «высоком уровне стресса». Удаленная работа создает дополнительные риски для развития депрессии. Для сравнения: подобное состояние испытали только 25% работников в традиционных офисах.

А как у них?

В США человек, столкнувшийся с нетрудоспособностью (депрессия входит в перечень заболеваний), защищен Americans With Disabilities Act (ADA). Работодатель в этом случае обязан предоставить сотруднику «приемлемые условия» для его работы в сложившихся обстоятельствах. Например, он может предложить страдающему от депрессии гибкий график, возможность отлучаться в рабочее время ко врачу или на групповую терапию, тихое рабочее место, работу из дома и т.д.

Уволить признавшегося сотрудника работодатель не может – если только у него нет «объективных свидетельств», что человек не может выполнять свою работу или представляет опасность для окружающих. Начальство может попросить (а может и не попросить) у подчиненного справку с диагнозом от врача.

Говорить или нет своему боссу о депрессии – дело добровольное. При этом по закону работодатель не имеет права спрашивать у сотрудника, не болен ли он чем-нибудь, если он сам не сказал. Вот что на эту тему мне рассказал профессор психологии в Claremont McKenna College Рональд Риджио (Ronald Riggio):

В США недопустимо спрашивать о состоянии здоровья работника. «Это очень чувствительный вопрос. Они есть у многих компаний (либо есть контракт с внешним агентством): в рамках такой программы столкнувшийся с депрессией может получить помощь профессиональных консультантов». Так что лучшая стратегия — направить его на так называемую программу помощи сотрудникам.

А как у нас?

А в ваших компаниях есть такие «программы»? У нас есть штатный психолог, но, откровенно говоря, доверия к нему примерно столько же, сколько и к корпоративному терапевту (однажды пришла к нему с, как потом выяснилось, запущенным гайморитом, а он закапал сосудосуживающие, мол, «температуры нет, какой еще гайморит»). Куда более полезным выглядит возможность обратиться к внешним специалистам, с которыми у компании заключен контракт. Не на один визит (как у многих предусмотрено по ДМС), а на весь период лечения. В России, кстати, есть сервисы, с которыми можно договориться об оказании сотрудникам подобных услуг, разумеется, на анонимной основе. Называть здесь не буду, легко гуглится.

Много ли заболевших получают больничный (а это, кстати, технически возможно)? К сожалению, в России в большинстве своем депрессию серьезным заболеванием не считают, хотя в тяжелых случаях человек физически не может встать с кровати. То есть по факту заболевших гораздо больше. И это при том, что в нашей стране от депрессии страдают около 8 миллионов человек – и это только те, кто попадает в поле зрения докторов. Согласно статистике, с депрессией сталкиваются примерно 8-12% населения планеты.

3 совета менеджерам:

  • Не обесценивать проблему. Утешалки в духе «Это пройдет!», «Не вешай нос!» и фразочки в духе «Ну, не рак и слава богу!» здесь не к месту
  • Предложить помощь. Позволить сотруднику иногда работать из дома (если он и так не удаленщик) или сменить обстановку (стажировка, отпуск). Если отпустил сотрудника в отгул, не заваливать его тасками – пусть отдохнет. Не перегружать задачами. Спросить сотрудника, чем еще ему можно помочь
  • Создавать доверительную среду в коллективе, чтобы сотрудники не боялись поделиться с руководителем проблемами, которые отражаются на рабочем процессе. Сохранять конфиденциальность – разговор «между нами» не должен утекать

Лично я сказала своему сотруднику следующее:

В нашей стране эта проблема замалчивается, многие не воспринимают ее всерьез, говорят что-то вроде «Соберись, тряпка!», «Ой, тоже мне проблемы», «С жиру бесишься» и т.д. «Ты большой молодец, что сказал. В общем, если мы со своей стороны можем тебе чем-то помочь, говори. С ОРВИ люди неделю на больничном сидят, а депрессия поводом для отгулов почему-то не считается. Знаем, ты любишь командировки – не хотел бы ты съездить в M на конференцию? Можно попробовать тебя немного разгрузить и освободить от N проекта – ты его всегда называл рутинным. Можем еще попробовать перевести тебя в другую страну, если, конечно, есть такое желание».

В ответ получила благодарность, что компании не все равно, последние новости лечения (уже нашел специалиста и начал принимать антидепрессанты) и пару весьма скромных пожеланий по графику работы и задачам.

Главный вывод — надо разговаривать. Даю ссылку на материал об исследовании взаимодействия менеджеров с сотрудниками с депрессией.

Главный совет заболевшему сотруднику:

Поставь в известность руководство о непростом периоде в жизни. Необязательно (но можно) называть диагноз. Расскажи, как это может отразиться на рабочем процессе, попроси понимания, возможно, стоит очертить примерные временные рамки, которые может занять процесс выхода из ситуации.

И если вы у себя подозреваете депрессию или о вашем психическом здоровье беспокоятся ваши близкие, то никогда не делайте так, некоторые пользователей русского гугла: Ну, и напоследок – ссылка на шкалу Гамильтона, которая была разработана еще в 1960 году и используется специалистами для постановки диагноза и оценки эффективности лечения.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть