Хабрахабр

[Из песочницы] Госзакупки: баланс между итальянской забастовкой и русской уголовкой

Прочитал я на днях статью ЕЭТП о госзакупках, и даже поучаствовал в комментариях.

Меньше теории, больше практики. Хочу рассказать о своем видении данного процесса. Мнение закупщиков также будет упомянуто. Практики будет больше со стороны поставщика, в роли которого мне приходилось выступать, но не только.

Данная статья не является пошаговой инструкцией. В статье будут рассмотрены основные этапы процесса госзакупки, указаны способы, которыми участники вынуждены пользоваться для их обхода. От читателя ожидается знание основных понятий и некоторый опыт в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

— 1 — начало

Первое, с чего начинается почти любая закупка — с личных и деловых знакомств с сотрудниками разных ведомств. Нередко инициатива сотрудничества исходила именно с их стороны. Они сообщали о готовящейся закупке и предлагали в ней участвовать. Причина – желали нормального поставщика, а не тех что хорошо умеют только выигрывать аукционы. На данном этапе шли переговоры о том, что они вообще хотели бы закупить, чего не хотели бы, какой есть на это бюджет, какой нужен на самом деле.

— 2 — обоснование цены

Вторым этапом закупщику нужно получить обоснование начальной цены контракта. Нужно получить предложения от не менее трех фирм, вычислить среднее. В теории закупщик должен это делать сам, но почти всегда данный пункт сгружается на потенциального поставщика.
Полученное на данном этапе коммерческое предложение, даже с печатями и подписями, никуда дальше не идет и ни к чему не обязывает. Поэтому поставщик пишет 3 КП от разных компаний. От своих компаний, если их есть несколько. Если не хватает, просят дружественные компании написать КП. Если и таких нет – пишут от еще какой-нибудь компании, которая и сама не в курсе что от нее выставляют КП.

А то дадут меньше.
Бывает, что кто-то от заказчика собирается проверять эти компании на неаффилированность. Самое важное тут – подогнать среднее предложение именно под бюджет. Или правда будут. Или кто-то думает, что будут проверять. Если не хватает, в предыдущем абзаце расписано что делать. Для этих случаев нужно иметь 3 компании с разными учредителями, разными директорами, по разным юрадресам.

Тогда без хаков тут тоже никак. Бывает еще экстремальный случай, когда производитель один единственный.

— 3 — ТЗ

Теперь нужно писать техническое задание. Сотруднику заказчика нужно. Но, эта задача уж точно будет сгружена на поставщика. Работы много, работа сложная, хочешь участвовать – пиши. Хочешь выигрывать – затачивай, только без палева.

Если написать слишком общее, то результат непредсказуем. Работа и правда не простая, а может даже самая сложная в закупке. Любой китайский или российский товар самого низкого качества. Под такое ТЗ будет подходить что угодно. Никакой товар не подойдет под ТЗ. А если написать слишком много и точно, будет другая крайность.

Вовремя замеченные противоречия уберутся до публикации. Если будет противоречия, а они будут, то это вообще плохо. А вот самое плохое, это вовремя никем не замеченное, и попавшее в заявки, и в договор поставки. Замеченные после публикации породят запросы на разъяснение. Может ее вообще застопорить или отменить. В любой момент это может быть замечено и породить лишние вопросы, подозрения в фиктивности поставки и в коррупции. Остается только надеяться, что никто никогда их и не заметит.

Тут еще нужно указывать дополнительные критерии, вес каждого из них при сравнении. Может быть еще более сложный случай – конкурс. И если какой параметр указать не так, все сломается. Все тоже самое, только сложнее. Приходит чувак вообще без опыта, дает цену ниже на 21% и он выиграл. Например, можно указать, что вес цены составляет 80%, а вес подтвержденного опыта 20%.

— 4 — ждем бюджет

Далее закупщик идет все это согласовывать. С другими отделами, с начальством, с вышестоящими ведомствами. Закладывают на это бюджет, если раньше этого не сделали. Ждут, когда на этот бюджет выделят реальное финансирование. И вот наконец все звезды сложились – разрешено опубликовать закупку!

Ибо согласования могли длиться полгода, могли год. Закупщик тут же уведомляет об этом поставщика, чтобы тот обновлял цены. Ибо если не потратят забюджетированное в этом году, всех накажут. Часто именно в декабре выделяют деньги. Бывает, что не все запрошенные средства выделяют.

В рублях и только в рублях. Если кто за множеством букв упустил время повествования, обращаю внимание: бюджет кроился в начале года, исходя и цен на тот момент. По прошествии года цены могут быть значительно выше (особенно если год == 2014). А цены в нашей стране ой как зависят от доллара, особенно наша с читателями тематика – ит оборудование.

Хорошо, если в начале года смогли в КП запас сделать, и он не сожрался весь повышением цен. Тут заказчик с поставщиком собираются и начинают совет держать – что делать? Тогда можно рассчитывать на поставку ожидаемого оборудования, нового, в полном объеме.

Поставлять по бумагам одно количество, реально – меньше. Если все плохо, придется выкручиваться. Или б/у под видом нового. Или заменить часть более дешевыми аналогами. Если не удалось договориться, поставщик вообще отказывается от участия в этом цирке нищеты. Или поставляемое оборудование никак не будет совпадать с изначальными и отраженным в документах.

— 5 — публикация

И вот, самое желанное – аукцион опубликован. Не менее чем на 10 дней. Календарных. Очень хорошо, если последние дни будут выходными, тогда можно небольшую часть желающих срезать чисто технически. Не успел. Думал еще 2 дня осталось, но нужно же в выходные отдыхать, а не работать. А в 10:01 понедельника поезд уже ушел.

Например, типовой договор поставки. Подавая заявку, нужно все проверять и перепроверять на всех этапах. Часто затачивание под конкретного поставщика делается именно договором, а не ТЗ. Нужно его очень внимательно читать, на каждом этапе. 5 дней с момента подписания. Например, нереальные сроки поставок. Для оборудования, нормальный и естественный срок поставки которого 8 недель. И на само подписание 10 дней.

Что-то изменить в лучшую сторону. Кстати, можно в итоге заключить договор чуть другой, чем был в проекте. Если заранее знать о ДС, можно на увеличиваемую позицию сделать самую жирную наценку, ущемив остальные позиции. Написать доп соглашение на увеличение количества.

Это немного снижает возможность злоупотреблений. Сейчас требуют подписывать договора в электронном виде и публиковать их. Раньше можно было договор написать радикально другой чем был заявлен в закупке, и на который ориентировались конкуренты.

Они вроде действуют полностью в рамках условий закупки, но очень сильно пытаются эти рамки сдвинуть. Есть особая категория поставщиков — «нытики». И начинают ходить к заказчику и плакаться, как объект закупки внезапно снят с производства, да и когда не был снят не поставлялся, а если и поставлялся, то так долго, что лучше не ждать. Выигрывают аукцион в ноль, или с минимальной прибылью. Может что попроще? Да и нужен ли вам такой? Может вообще деньгами отдам, а вы сами купите? Чего поменьше?

Если заказчик остается непреклонен, то в самый последний возможный день ему привезут, внезапно, именно согласно ТЗ. Короче, пытаются уговорить заказчика на изменение условий, и поставку чего-то более выгодного. Существование такой категории говорит о том, что непреклонных меньшинство. А кто послабее характером, сам согласится на нечто худшее.

— 6 — подача первых частей заявок

Подали заявки. Если это 223-ФЗ, то это единственный этап. В электронном виде сейчас заказчик не видит заявок до завершения. Раньше можно было видеть. Можно было даже заявки собирать в бумажном виде и подыгрывать желаемому участнику. В совсем печальных случаях заявка добавлялась на следующий день, с пересмотром результатов работы комиссии.

Напишут, что «в предложении нет реквизитов», и все. Кстати, если это был 223-ФЗ и поставщик вдруг передумал участвовать, можно договориться и слить самого себя. Топорно, но если поставщик не жалуется, то и ладно.

Да, по любому можно придираться к заявкам и зарубить за неправильное оформление, если оно было. Если это 44-ФЗ, то ничего интересного на данном этапе. Сейчас сильно не беспределят. И еще за что-нибудь. Участник может побежать жаловаться в ФАС, и тогда придется все заново, да еще и накажут заказчика.

— 7 — вторая часть заявок (торги)

Наступает день торгов. Для 44-ФЗ это самый главный этап. В 223-ФЗ заявление цен происходит одновременно с подачей заявки и только один раз. Этакий вырожденный случай аукциона. Для поставщика может быть немного обидно, что кто-то выиграл, дав цену на рубль дешевле, он бы тоже мог на 2 снизится. В аукционе виднее и можно в процессе чуть сбросить ради победы. Некоторые азартные люди так увлекаются торгами, что снижают себе в убыток.

Начинаются торги. Вот все участники сидят, надеются на надежность своего интернета.

Или вообще не выходят на торги видя хоть одного конкурента. Есть характерная группа участников, они никогда не снижаются меньше первоначальной цены, «неснижальщики».

В закупках зачастую жира нет, только на черствый хлеб. Нельзя их сразу называть плохими словами. Ну а если вдруг прокатит, и они окажутся единственными, может что-то и заработают. Если эту корочку еще и начинают уменьшать «в среднем на 10-15%», то бежать оттуда надо.

Если они единственные участники, то можно начать давить «на неудачника». А может они плохие. Можно бы таких послать и передать победу идущему вторым номером, да вот только может второго номера не быть, тогда все тяжко. «Вы никому не нужны», «никто к вам не приедет», «будете начинать закупку заново», «еще год будете выбивать бюджет», «берите что привезу», «ждите когда-нибудь привезу».

Обычное снижение 10-15%. Идут торги. Вот только не забыли – денег и так дали мало, часть их сожралась инфляцией и курсом доллара, теперь еще 10% «на победу», за само участие площадка возьмет 1%. Это значит, что, если вы готовы снижаться на 10% от первоначальной цены, победа практически у вас в кармане. Его никто не кошмарит, он сам плохо ест и мало спит. Малому предпринимателю, торгующемуся за 100тыс жить очень тяжко.

Если начальная цена все-таки оказалась слишком высокой, и многие, глядя со стороны видят ЖЫР, то участников будет тьма, и рубилово будет жестокое. Среднее снижение не значит максимальное. Потом уйдут разные тупые прокладки, которые хотели просто купить что-то по рознице, и продать втридорога. Первыми уйдут «неснижатели». Останутся пару динозавров, у которых скидка ну не 100%, но 80 точно, и начнется честная конкуренция за каждый рубль. Потом начнут уходить те, у кого есть скидки, но не слишком большие.

Появятся жулики. А потом она закончится. Они могут пытаться поставить б/у, контрафактное оборудование, впихать самый убогий аналог. Они не совсем все осуждены по 159-й, но они не собираются работать честно и хорошо.

Часть жулик вообще не имеет понятие, кем и как эту работу нужно делать. Если говорить о работах, они будут самого убогого качества. Теорема «о пробивании дна» гласит, что при сколь угодно низкой цене всегда найдется тот, кто возьмется сделать еще дешевле. Потом уже будет искать кто сможет дешевле дешевого сделать. Эта же теорема применима к качеству работ. Потом он по рекурсии найдет еще более дешевого субчика.

Встречаются вообще «камикадзе», они готовы обрушить цену почти до 0, а потом требоваться отступных чтобы не сорвать конкурс.

О картриджах

Особенно наглядно это начинает проявляться в декабре на закупке расходных материалов.
Большинство госов хочет фирменные картриджи. Оно и понятно. Деньги не свои, гарантия на оборудование не теряется, для очень дорогого принтера только фирменные лучше и использовать, да и для простых принтеров лучше — меньше поломок.

К декабрю вымучили. И вот вымучили они закупку фирменных картриджей, например хэпэ по 6000 руб.

Фирменные (ибо производитель техники требует!), с сертификатом, с закупочными документами, подтверждающими происхождение, с экспертизой от производителя. ТЗ с каждым годом на такие закупки все жестче. Жесть, да и только. Если окажется подделкой — вся партия уничтожается. Но даже с ней скидка поставщику не такая гигантская — максимум будет до 5000. У многих производителей есть защита проектов: застолбившему проект будет самая большая скидка, остальным много меньше.

И вот выбран победитель за 500р. И вот на конкурс выползает 10-20 участников, 6000 и 5000 проходятся за минуту, начинается рубилово за 2-3тыс, а вообще цена ассимптотически приближается к цене кактуса. И как вы думаете, что он привезет?

А вот в регионах, все по варианту «неудачника». В Мск с этим еще так себе, поставщиков много, получается и фирменные закупать.

Наказание невиновных

Казалось бы, есть жалобы в ФАС, и всех этих гадов можно мочить и жить хорошо. Но не все так просто. Самое главное на чем они играют – сложность перевыставления закупки. Это время. Для начала время на поставку, бывает оно и не 5 дней, а нормальный такой срок в месяц-другой. И пока он не наступит никаких санкций. Потом время и трудозатраты на подачу жалобы. Жалоба – процесс официальный. Закупщик жалуется в свой юр.отдел, а те уже пишут в ФАС. И начинаются расследования, разбирательства, скандалы. Юристы у жуликов конечно самые лучшие, и если нет железных аргументов что бедного госа обманули, лучше даже не начинать. Но даже если жалоба удовлетворяются, обычно это приводит в перевыставлению закупки. Всем GOTO к началу статьи. Это если год еще не кончился.

Ну объявляют его в черный список на 2-3 года. А для жулика что? И не все такие принципиальные и с аргументами для сражений. Пока идет процесс, он еще много кого обманет. Ну а дальше у жулика новое юрлицо, новые участники. Есть непроверенные данные, что даже в жестких случаях «неудачника» жалуются процентов 50, остальные обтекают.

Воистину, жертва тут страдает больше чем жулик, особенно в случае взывания к правосудию.

— 8 — награждение непричастных

Но вот окончен торг, погасли свечи, сейчас придурок скажет речи выбран победитель. Коварными усилиями заказчика и поставщика произошел предвзятый выбор. Теперь можно пилить и откатывать. Да, инструменты у честных и нечестных заказчиков одни и те же. И цель одна – пропихнуть своего. Только мотивация разная. У честных людей – пропихнуть своего, что нормальное оборудование поставил, чтобы качественно работу сделал. У нечестных – пропихнуть своего, чтобы карманы набить, товары и работы как получится, хоть вообще не делай. Все какими были, такими и остались, 44-ФЗ никого не исправил.

Но трудности тут не кончаются, протеже честных и нечестных закупщиков еще не разделились на белых и черных.

Вначале стулья, когда-нибудь деньги. В госзакупках рекомендуемый способ оплаты – постоплата. Официальные и неофициальные рекомендации на разных уровнях превращают это в железобетонный принцип — 100% постоплата.

(с 2014) сложились другие обычаи – предоплата 100%. На рынке же сейчас, в 2019г. Все уже наелись банкротств, мошенничества и просто маркетинговых неудач.

Он еще ничего не продал. Да данном этапе госзакупки поставщик оказывается вообще в неуважаемой ситуации. Он уже потратился на электронную подпись 5000руб/год. Ни рубля не заработал. Он должен заплатить обеспечение контракта (от 10 до 100% от стоимости контракта). Он уже заплатил 1% обеспечение заявки, которое от победителя ушло к площадке. А потом, когда-нибудь, через 30 дней, если никто ничего не перепутает – он получит деньги. Теперь он еще должен купить все товары. И вернут обеспечение.

Потом – штрафы, т.е. Не забудем еще срок поставки типового договора, который никто не удосужился изменить: 10 дней на подписания, 5 дней на поставку. еще меньше денег.

С частичным выполнением или вообще без такового. Чтобы совсем не гнобить бедного коммерса, добрые закупщики готовы подписать все накладные и акты сразу. И обеспечение заранее ставят минимальное. После этого сразу напрягают бухгалтерию оплатить и вернуть обеспечение. Поставщик получает деньги, и спокойно все приобретает, и поставляет заказчику.

Если что – у поставщика все документы подписаны, он все поставил, у него все приняли. Это очень сильное колдунство. Только тут познается честность поставщика. Можно свалить и все деньги оставить себе. Единственные призрачные гарантии – до реального завершения поставки можно не отдавать экземпляры поставщика. Только тут жулики отделяются он честных, вынужденных действовать криминальными методами.

— 9 --

Вот и конец. Вроде все поставили, у нас все приняли, даже что-то заработали. Но, на самом деле не стоит расслабляться. Еще осталась гарантия. Что-то может пойти не так, и под гарантию могут попасть не единичные экземпляры, а вся партия, вся поставка. И классика жанра – ты еще должен и с тебя требуют, а вот кто тебе эту гарантию должен уже слились и с них требовать ничего не выйдет.

Обычно так просто на себя берут обязательства те, кто не собирается их исполнять. Нужно очень осторожно подписываться на гарантии, особенно расширенные. Ответственный же человек постарается вообще не давать гарантий, не придется лишнего отвечать.

Если идущий первым не преуспеет, то следующий займет его место, а если и его сольют, то так до 7 колена. Если вы проиграли конкурс, расстройтесь вдвойне и не расслабляйтесь. Вот пришло время работать по тем ценам!» И через полгода вам позвонят и скажут – «помнишь, когда доллар был 35 и ты участвовал в конкурсе и занял 5 место?

— Главные выводы

Чтобы что-то нормально купить, приходится искать обходы и нарушать законы, регламенты, внутренние ведомственные инструкции и указания. Четко все соблюдая, результат будет нулевой, либо вообще отрицательный. Ничего не будет куплено, либо будет куплено самое плохое оборудование, самые низкокачественные услуги. Придется на следующий год все покупать заново, работы переделывать.

Что можно улучшить

Главный тормоз – медлительность.

Чтобы и время у закупщиков не отнимать, и цены бы не устаревали. Быстрее выпускать в свет закупку. Рассмотреть возможность оперативного исправление закупки без перевыставления.

Чтобы обнаруженные злоупотребления не приводили к откату жизни на год назад, а можно было продолжить закупку. Придумать механизм более быстрого рассмотрения спорных ситуации.

Но подумать стоит. Скорректировать способы оплаты под современные реалии.
Все по предоплате без обеспечения это конечно глупо, ибо это кормушка для отдельной категории жуликов, единственная которую вроде извели.

Ну или хотя бы сроки оплаты ограничить в несколько рабочих дней, чтобы не ждать месяцами денег. Рассмотреть возможность оплаты малыми частями. Не до 0, но уменьшить. Рейтинг компаний, позволяющий уменьшить обеспечение.

В случае неисполнения контракта выданная гарантия превращается для фирмы в обычный кредит. Я не упоминаю механизм банковских гарантий. Далеко не каждой фирме его возможно получить. Соответственно, и условия выдачи гарантии аналогичны кредиту. Также, гарантия — это минус дополнительный небольшой процент от общей мизерной прибыли с закупки.

Да и не факт что правильные. Это, конечно-же, не все способы улучшения ситуации. Кому-то совершенствовать законодательство и ведомственные регламенты, а кому-то искать пути обхода непродуманного законодательства и тупых регламентов. Есть над чем думать, над чем работать.

end

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»