Хабрахабр

[Из песочницы] Феномен хакатона: мотивы, методы и результаты участников. Итоги полевого исследования

Приветствую всех заинтересованных!

Не плюсов ради, а дабы удовлетворить интерес желающих (и потешить свое эго, конечно же), пишу сей текст. Представляю вашему вниманию описание исследования на тему мотивации к принятию участия в хакатоне.

Кратко, кто я

Студентка Выпускница Школы Культурологии НИУ ВШЭ. А собственно выпуститься мне помогла успешная защита дипломной работы.

Как я пришла к этому исследованию

Как и любой другой студент, я до последнего откладывала момент поиска темы для диплома. Ведь, несомненно, три часа проведенные за просмотром мануалов по складыванию оригами будут гораздо продуктивнее, чем чтение научных статей для поиска хотя бы поля (не говоря уже о конкретной теме) для исследования. И, тем не менее, в ходе обсуждения злободневных вопросов с подругой, спустя n-ное количество мемов и вопросов в духе «а зачем оно все надо?», я подошла к тому, что мне было бы интересно изучать активно развивающуюся сейчас область – информационные технологии, и, в частности, Big Data. Но возник первый вопрос – как это привязать к культурологии?

Мне советовали направить свой взор в сторону этики использования большого массива данных. И тут настал ступор (очередной). Тем временем поисковики с большой буквы, как чувствовали, и предлагали мне контекстную рекламу – «примите участие в состязаниях по Data Science». Но где этика и где я, подумала я и отказалась от этой затеи. Хакатон. И до меня дошло. Что-то пугающе техническое для гуманитария, сразу насторожилась я. Вот оно – новая культурная практика, новый тип взаимодействия людей, новый способ поиска решений. Это про то, что актуально сегодня. Однако потом я аргументировала (да, себе же), что культурология – это не узкая специальность, это не только про грустные пыльные книжки, это еще и «здесь и сейчас». Это когда-то давно это могло считаться уделом программистов-затворников. Ведь этот феномен все сильнее встраивается в нашу повседневность. Сейчас же это то, что становится частью нашей культуры.

И чтобы хоть немного заинтересовать руководство я ринулась в область прагматики – задалась вопросом, насколько полезно участие в хакатоне при приеме на работу. Итак, с полем разобрались, но все же не хватает конкретики. Выложив все карты на стол, и мысленно приготовившись к линчеванию своей темы, я с удивлением обнаружила, что научный руководитель не только поддерживает ее, но и заинтересован в ней. Примерно с такой размытой тематикой и глазами, полными отчаяния, я пошла к своему научному руководителю. В итоге мы пришли к тому, что было бы интересно исследовать мотивацию к принятию участия в хакатоне. Направление, правда, пришлось все же сменить, причем в лучшую сторону – в сторону расширения. И, естественно, там, где речь заходит о большом количестве людей, не обойтись без социологии и ее методов. Глаза тут же загорелись, сердце бешено забилось, мысли закрутились в поисках нужного инструментария. Тут-то мы и решили прибегнуть ко всеми известному и горячо любимому опросу.

Моего первичного энтузиазма хватило только на то, чтобы посмотреть очередную серию «Мистера Робота». Сказка скоро сказывается, да не скоро дело делается. И вышло что-то не совсем «уклюжее», скорее похожее на анкетку для школьников. Однако на следующий день, вдохновившись вчерашним моментом Х, я села за сочинение животрепещущих вопросов. Он с удовольствием меня выслушал, посмотрел мой вариант вопросов, снисходительно улыбнулся и прислал свои правки. Тогда я решила обратиться за помощью к своему коллеге-социологу. Все замечания были аккуратны и по делу, все их я приняла к сведению. Как приятно все же работать с профессионалами, людьми, которые знают и любят свое дело!

И, как истинный динозавр, скинула им документ, для заполнения. Воодушевившись своим достижением (вордом с вопросиками), я отправилась приставать к своим коллегам, участвовавшим в хакатоне. До тех пор, пока не вспомнила (с помощью намека от знакомых), что великие люди изобрели такую прекрасную вещь, как Google. Как же я была собой довольна. Я молниеносно («Блиц, скорость без границ») кинулась составлять (впервые в жизни, серьезно) онлайн форму. Forms. Все оказалось не так страшно, как представлялось, и минут за 20 я справилась с тем, что откладывала месяца полтора.

И здесь основным источником стали тематические сообщества «Вконтакте» и тематические Telegram-каналы, вдобавок к этому на помощь пришла рассылка от «Инфокультуры». Далее встал вопрос о способах распространения ссылки.

К чему же в итоге удалось прийти?

В результате, общее число участников, прошедших опрос, составило 26 человек. Может кому-то этого покажется недостаточно, но ведь размер – это не главное! И потом, это мой первый (и вообще в российском сообществе), так что: чем богаты, тому и рады.

Простое перечисление вам может показаться суховатым, но всю воду я оставила в дипломе. Итак, перейдем к самому желанному – результатам опроса (да, наконец-то будут пикчи).

1. image
Рис. Распределение респондентов по полу

2.
Рис. Распределение респондентов по возрастным группам

3.
Рис. Частота участия в хакатоне среди респондентов

4.
Рис. Частота участия в хакатоне в определенном городе

5.
Рис. Тематика хакатонов, в которых участвовали респонденты

6.
Рис. Источники, из которых респонденты получали информацию о предстоящих хакатонах

7.
Рис. Способы подготовки респондентов к предстоящим хакатонам

8.
Рис. Результаты участия в хакатоне среди респондентов

9.
Рис. Уровень оправданности ожиданий респондентов

10.
Рис. Уровень удовлетворенности опытом участия среди респондентов

11.
Рис. Оценка респондентами степени влияния участия в хакатоне на их карьеру

Было выделено 7 ключевых (по предварительным изысканиям) аспектов, способных в той или иной мере побудить людей принять участие в хакатоне.
Респондентам предлагалось оценить по шкале от 1 до 10 (где 1 – «абсолютно НЕ важно» и 10 – «крайне важно») уровень значимости для них того или иного фактора при принятии ими решения участия в хакатоне. Одной из ключевых в проведенном опросе является часть, посвященная вопросам мотивирования участников.

В результате проведения вычислений было получено среднее взвешенное значение по каждому показателю в ранжировании от 10 до 100.

12.
Рис. Индекс мотивированности различными аспектами хакатона

В качестве основных плюсов были выделены: Для более целостной картины относительно мотивирующих аспектов к результатам оценивания важности тех или иных факторов необходимо добавить данные о том, какие плюсы и минусы в самом формате хакатона выделяют его участники.

13.
Рис. Положительные аспекты хакатона, по мнению респондентов

Список основных минусов выглядит следующим образом:

14.
Рис. Отрицательные аспекты хакатона, по мнению респондентов

Что все это значит?

В качестве итогов опроса стоит выделить несколько важных пунктов:

  • Уровень осведомленности участников хакатона о значении данного термина является высоким и совпадает с приведенными определениями из литературы;
  • Высокий уровень посещаемости и наличие предварительной подготовки к хакатону его участниками указывает на высокую степень их вовлеченности в это мероприятие, которая выходит за хронологические рамки его актуального проведения;
  • Уровень удовлетворенности мероприятием коррелирует не с материальной выгодой, но с эмоциональными ощущениями, обусловленными наличием новых социальных связей и интересных заданий;
  • Наиболее популярными первичными факторами, мотивирующими принять участие в хакатоне, респонденты обозначили: общение, интерес, образование. Вторичными – креативная атмосфера, разнообразие задач, удобный формат мероприятия;
  • Факторы, оцененные респондентами как наиболее негативные – плохая организация мероприятия, напряжение (психофизическое), большой объем работы.
  • Основными методами для подготовки респонденты выделили: изучение информации о предстоящем хакатоне и командное обсуждение;
  • Применимость полученных в ходе участия в хакатоне навыков отметило большинство респондентов.

В завершении приведены результаты сравнения полученных результатов среди российских участников хакатонов с результатами предыдущих исследований, приведенными выше.

  • Одной из отличительных особенностей хакатонов в России является большее процентное соотношение женщин-участниц к мужчинам-участникам.
  • Различия в мотивации для участия не сильно выражены, во всех исследованиях возможность улучшения навыков оценивается как важный пункт, при этом на втором месте стоит «нетворкинг». В России ситуация складывается противоположным образом, на первом месте стоит потребность в общении, и только на третьем – важность обучения.
  • Отмеченные в зарубежных исследованиях в роли важных альтруистичные причины для участия не нашли столь высокого отклика в российском сообществе.
  • Минусы и плюсы, выделенные участниками обеих «сторон», также являются схожими (кроме отмеченной зарубежными участниками возможности саморекламы и продвижения).
  • Так же, как и у зарубежных, у российских участников наблюдается наличие заинтересованности в мероприятии и нацеленности на дальнейшее участие.

Поздравляю, вы дочитали эту простыню до конца, за что я вам очень признательна!

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»