Хабрахабр

[Из песочницы] ЕГАИС 3.0 или как не ответить за чужие ошибки

Внедрение в нашей стране различных систем маркировки и учета делит всех участников рынка на две большие группы – тех, кто внедряет эти системы и старается жить по-честному, и тех, кто окончательно уходит в тень. Жить по-честному и так-то не очень легко, а если за тобой постоянно наблюдают и ловят тебя на ошибках, то и совсем сложно. Такие системы работают по принципу сети, размер ячейки в которой постоянно уменьшается. Вначале они ловят только «крупную рыбу» с серьезными нарушениями. Потом, когда крупная рыба заканчивается, переходят на среднюю, а затем уже и на мелкую, компенсируя ее размер огромным количеством.

Давайте на примере внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкоголя рассмотрим постепенное ужесточение правил ее работы и те возможности, которые она дает контролирующим органам. Потому что именно по такой схеме пойдет внедрение маркировки табака, лекарств, обуви и одежды. К чему готовиться?
В розничный сегмент, а именно о нем мы сегодня и поговорим, ЕГАИС пришел сравнительно недавно, а именно с 1 января 2016 года. На первом этапе от розницы требовалось лишь подключится к автоматизированной системе (зарегистрироваться и получить электронные ключи) и начать подтверждать закупки алкогольной продукции от поставщиков. Таким образом государство заставило розницу логировать производственный сегмент, фиксируя объемы поступающего к ним оттуда алкоголя. Теперь ту продукцию, которую произвели или ввезли «по серому» уже нельзя было продать через «белую» розницу, а это сильно сокращало возможности для реализации незаконных схем. На этом этапе резко выросли поступления в бюджет от акцизов на алкоголь, а его производство по официальным данным по некоторым видам продукции практически удвоилось. Всем ведь понятно, что не за счет роста производства? Размеры выявленных в это время нарушений измерялись миллиардами рублей. Те, кого не поймали, или ушли с рынка или стали легальными производителями. Мелкую и среднюю розницу никто не трогал, она с ее небольшими оборотами была просто не интересна на фоне оптовиков и производителей.

Этот первый «крупноячеистый фильтр» работал по принципу триггера – «есть накладная»/«нет накладной», количество бутылок совпало с количеством в ЕГАИС или не совпало. Кроме того, и сама розница еще могла спокойно торговать «серым» алкоголем, потому что внешне было невозможно понять, закупила она его через ЕГАИС или нет – на полке и на кассе все бутылки выглядели одинаково. С этим должен был помочь следующий этап – с 1 июля 2016 года продать алкоголь на кассе магазина стало возможным только с одновременной регистрацией продажи в ЕГАИС. Теперь каждый покупатель мог лично проконтролировать, в темную работает продавец или легально. На чеке появилась информация о регистрации продажи в ЕГАИС, кассиры начали, тихонечко матюгаясь, сканировать каждую бутылку. Сознательные граждане теперь стали активно жаловаться «куда нужно», потому что стало сразу понятно, какой магазин работает с алкоголем официально, а какой – без ЕГАИС, лицензии и совести.

Но и второй фильтр по своей сути был триггером – несмотря на то, что на кассе кассир сканировал акцизную марку каждой бутылки и передавал в ЕГАИС ее уникальный идентификатор, учет в системе был построен таким образом, что отследить этот идентификатор было практически невозможно. Связано это с тем, что ЕГАИС второй версии оперировал диапазонами марок, по сути интервалами кодов и в системе хранилась информация только о том, сколько бутылок из этого диапазона числится на этом объекте. Количество марок в диапазоне зависело от объема партии, которую выпустил завод или ввез производитель. А какие именно марки должны быть сейчас на полке или на складе было не известно.

Выбор такой сложной архитектуры был определен типичной ошибкой в перепрофилировании сложного проекта – ЕГАИС изначально создавался как система для производителей и оптовиков, которые оперировали партиями, контейнерами, фурами алкоголя. Судьба каждой бутылки их совершенно не интересовала – никто в этой задаче не перемещал, не ввозил и не разливал одну бутылку, а только партию бутылок. И вот к этой системе приказали подключить розницу или, иными словами, уменьшить размер фильтрующей ячейки и начать контролировать путь каждой бутылки от завода до потребителя. А как это сделать, если архитектура системы для этого не предназначена, в ней постоянно работают миллионы пользователей, а объем данных измеряется миллиардами записей? Только эволюционно, ведя одновременный учет в разных измерениях и постепенно замещая старый формат данных новым. Именно по такой схеме сейчас и проходит переход на третий этап учета в ЕГАИС – помарочный учет каждой бутылки.

Внедрение этого самого мелкоячеистого фильтра также начинается с сегмента производителей, импортеров и оптовиков. Сейчас они в добровольном режиме уже начинают наполнять систему данными в третьем формате, с указанием перечня акцизных марок выпускаемой продукции. А с 01.07.2018 добровольный принцип такой работы заменят обязательным и ЕГАИС совсем перестанет принимать новые данные в разрезе партий, перейдя на помарочный учет.
Ожидается, что с этого момента партионные остатки продукции будут только уменьшаться за счет естественной убыли – они будут продаваться и списываться из системы. Всем понятно, что долго поддерживать такой параллельный учет в двух измерениях сложно и дорого, и рано или поздно ФСРАР все-таки заставит непроданные остатки партионной продукции пересчитать и перевести в помарочную. Но когда этой произойдет – через полгода, год или два никто не знает.

Розничный сегмент снова будет выступать своеобразным контролером, фильтруя те ошибки, которые на него будут спускать оптовики и производители. Потому что физически и те, и другие по-прежнему будут перемещать между собой фуры, вагоны и контейнеры и им просто физически будет невозможно на каждом этапе сканировать и сверять данные в ЕГАИС с реальными марками, наклеенными на реальные бутылки, чтобы убедиться, что никто не ошибся и поставил нужную коробку и нужную паллету в правильную фуру. И вот весь этот по сути «черный ящик» приедет в магазин, будет вскрыт и выставлен на полку в торговый зал. И если раньше было не очень важно, если пересорт по маркам случался в пределах одной партии, то теперь такой вариант ЕГАИС на кассе уже не пропустит.

И вот тут начинается самое интересное, потому что выявление такой ошибки системой является подтверждением факта нелегального оборота алкогольной продукции. Виновным по такой операции по закону будет владелец алкогольной продукции. А владельцем алкогольной продукции в этот момент является магазин. Получается, что если магазин принял на свои склады алкогольную продукцию и не проверил, что данные в ЕГАИС по этой поставке четко совпадают с реальными марками, наклеенными на бутылки, то в случае выявления ошибок в такой поставке в независимости от причины их возникновения будет виноват он.

Ответственность за нарушение лицензионных требований при обороте алкогольной продукции предусмотрена по 14.17.1 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 150 тыс. рублей. Также такое расхождение данных между ЕГАИС и реальностью является нарушением лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции, что может привести к отзыву такой лицензии у магазина.

Вот и получается, что тот, кто хочет честно работать с ЕГАИС, должен делать это ну прямо очень тщательно. Потому что все описанные проблемы совершенно не затронули тех, кто работает без лицензии и без подключения к ЕГАИС — они для ФСРАР по-прежнему не видимы. Выявить их могут только местные органы власти при прямых проверках, а именно они, как правило, являются скрытыми бенефициарами таких нелегальных точек продажи алкоголя. И число таких нелегальных точек за последний год только выросло. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что производство алкоголя в России за 2017 год по всем данным выросло, а розничная продажа – упала. Экспорт алкоголя из России при этом вырос не значительно и не может перекрыть рост производства на фоне падения продаж. Получается, что за прошлый год сегмент нелегальной алкогольной розницы только вырос.

Что же остается делать тем, кто работает по-честному?

Готовиться к тотальному входному контролю поступающего в магазин алкоголя, чтобы еще на этапе приемки товара «отсеить» ошибки поставщиков и не принять их на свои остатки.

Изучить, что делать при проверке контрольной службы ФСРАР, как грамотно отвечать на их запросы чтобы минимизировать риски административного преследования. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ «юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Это означает, что если вы можете как-то доказать, что приняли все меры по соблюдению требований закона, или у вас совсем не было возможности для его исполнения, то вы не можете быть признаны виновным. В случае с ЕГАИС проще всего продемонстрировать физическую невозможность в тот или иной момент отразить реальные остатки в системе – отсутствие доступа к сети интернет, неработоспособность компьютера, поломка ключа доступа и т.д. Но все эти причины должны быть подтверждены документально и так же документально должно быть зафиксировано, что вы сделали все возможное для устранения поломки – заявление в сервис-центр, обращение к провайдеру, вызов сервис-инженера и т.д.

Важно понимать, что штрафы по КоАП 14.17.1 никак не зависят от объема нарушения. Суду будет не важно, насколько ваши реальные остатки алкоголя отличаются от данных в ЕГАИС, на 1-2 или на 1-2 тыс. бутылок. Перфекционизм в работе с ЕГАИС в рознице вряд ли сможет гарантировать вам полную уверенность в том, что ошибок в учете нет. А значит запасной вариант на случай претензий со стороны ФСРАР лучше все-таки проработать заранее. Ведь контроль за вашей работой со стороны государства будет только усиливаться.

Показать больше

Похожие публикации

Кнопка «Наверх»