Хабрахабр

[Из песочницы] Четырёхуровневая модель Системного Администратора

Введение

HR производственной компании попросила написать, чем должен заниматься системный администратор? Для организаций с единственным айтишником в штате это вопрос с подвохом. Попытался простыми словами описать функциональные уровни одного специалиста. Надеюсь, кому-то это поможет в общении с маглами неайтишниками. Если я что-то упустил, то старшие товарищи меня поправят.

Уровень: Техник

Задачи. Тут решаются хозяйственные вопросы. Чтобы работало то, что можно потрогать руками. На этом уровне: аудит, инвентаризация, система учёта, дрель, отвёртка. Убрать провода из-под столов. Заменить вентилятор или блок питания. Найти ИТ-договора, гарантийные талоны и сложить их себе в папки. Выписать телефоны 1С-ника, мастера по оргтехнике, провайдеров. Познакомиться с уборщицей. Уборщица — ваш друг и помощник.

Вы не сможете действовать на следующих уровнях, если вас будут отвлекать звонки по поводу бледной печати или севшей батарейки. Это фундамент. А позаботиться об этом должны вы. Запасной картридж должен быть в тумбочке под МФУ, запасные батарейки для мышек — у офис-менеджера.

Вам важна не версия сборки операционной системы, а есть ли в компании обычный пылесос. На этом уровне вы почти не работаете за компьютером.

На этом уровне, кроме ИТ смежников, вы общаетесь с завхозом, инженером здания, уборщицами, электриком. Взаимодействие. Вы с ними коллеги. Общаетесь уважительно. Вы должны помогать друг другу. У вас много общих задач.

Прямые руки, аккуратность, любовь к порядку.
Качества.

2 уровень: Эникей

Задачи. Работа с пользовательскими программами. 80% техподдержки ложится на Эникея.

Вы знаете, как минимум, три способа решить большинство задач, с которыми обращаются пользователи. Садимся за компьютер. Но помните, деньги для компании зарабатывают они. Это вызывает некую снисходительность. По сути, вы просто очень продвинутый пользователь. А вы просто умеете быстро переустанавливать Windows и знаете, что некоторые типы драйверов печати лучше никогда не использовать. Поставить и настроить любую программу. Можете решить проблему с таблицей в Excel и документом в Word.

За чужим по большей части. На этом уровне вы работаете за компьютером. Бухгалтерия есть везде, поэтому особенности настройки 1С на клиентской стороне в любых конфигурациях — ваш хлеб. Вам важно знать специфичный софт, с которым работают в компании. И у них тоже программы со своими особенностями. Но есть ещё дизайнеры, юристы, производственный отдел. Хорошая новость: они настроят всё сами. Бывают ещё программисты.

Вы догадались. Взаимодействие. Но не только. С пользователями. На сайтах делают заявки, контролируют поставки, выписывают пропуска, работают с госконтрактами. Онлайн сервисы вытесняют обычные приложения. Но спрашивать будут вас. Эти сервисы писали не вы. А вчера работало. Почему с этого сайта не печатается накладная в Excel? Вам понадобится телефон техподдержки и пара шаманских бубнов.

Выдержка, умение быстро решать задачи, исполнительность. Качества.

3 уровень: Сисадмин

Задачи. Сервисы, сервера, сети, резервное копирование, документация.

Он ответит: нужно взять ключи от серверной, и проверить, гудит ли чёрный ящик с зелёными лампочками. Спросите эникея: работает ли сервер?

А Сисадмин на этот вопрос ответить не сможет.

Вероятно, речь о сервере 1С: Предприятие. Ему нужно будет вначале понять, что имелось ввиду. Возможно, о базе данных Microsoft SQL Server, в которой эта 1С хранит данные? Но не факт. Windows Server 2019, в свою очередь (вы только не волнуйтесь, это скоро закончится) запущен на VMware ESX Server, на котором крутится ещё десяток других виртуальных серверов. Или о виртуальной операционной системе Windows Server 2019, на которой запущен этот SQL Server? А вот уже VMware ESX работает на том чёрном сервере с красивыми лампочками.

На этом уровне у вас приличный компьютер с двумя мониторами, на одном открыта статья «как настроить XXX в YYY» на другом — консоль удаленного сервера c YYY, где вы пытаетесь сделать XXX. И вы молодец, и у вас всё здорово, если этот удалённый сервер в тестовой среде.

Его утомляют пользователи, они отвлекают его от прекрасного мира консольных команд, файловых хранилищ и облачных серверов. Программирование скриптов, резервное копирование, системы мониторинга, базы данных, виртуализация серверов — вот задачи Сисадмина. С начальством общаться тоже не любит, потому что им сложно объяснять, чем же конкретно он тут занимается и зачем покупать ещё один сервер за 300 тысяч.

На самом деле, всё просто.
Это системы, которые не нужны сами по себе. Всё потому что Сисадмин занимается инфраструктурными сервисами.
Спросите у Гугла, что это и… понятней не станет. А только для работы других систем.

Нужен вам для работы. Вот ноутбук. AD — инфраструктурный сервис. Чтобы настроить много ноутбуков, нужна служба каталогов Active Directory. Можно. Можно обойтись без Active Directory? Там, где нужно было пять админов, теперь справляется один. Но с ним удобней.

Общаться Сисадмину всё-таки приходится. Взаимодействие. С другими сисадминами. И много. С провайдером IP телефонии, почему не работает добавочный номер. С админом клиента вы будете решать, почему не ходит почта между почтовыми серверами ваших компаний. С франчайзи 1С будете выяснять границы зоны ответственности. С Диадоком, почему не работает электронная подпись документов. А разработчикам нужно обеспечить виртуальную среду для веб-серверов и доступ к базе данных.

Умение разбивать сложную задачу на несколько простых, усидчивость, внимательность. Качества. Умение расставлять приоритеты.

3.1 подуровень: Сетевик

Сетевой Администратор. Это специалист по компьютерным сетям. Свой большой мир. Без Сетевого Инженера не обходится ни провайдер, ни оператор связи, ни банки. В крупных компаниях с сетью филиалов Сетевику тоже работы хватает. Основами этой профессии должен владеть любой системный администратор.

3.2 подуровень: Разработчик

Это программисты. Своя каста, даже несколько. Одни пишут онлайн магазины, другие — обработки в 1С. Работа интересная, но, если в обычной, нетехнологической компании есть должность программиста, возможно, что-то не так с бизнес-процессами. Сисадмины пишут код для автоматизации своих задач, но всё-таки Сисадмин и Разработчик профессии разные.

4 уровень: Менеджер

Задачи. Руководство ИТ. Управление рисками. Управление ожиданиями бизнеса. Расчёт экономической эффективности.

Контролируете этот процесс. Вы продумываете стратегию развития ИТ. Организуете проекты в рамках этой стратегии. Вы доносите свое видение до руководства. Вы распределяете ресурсы времени вашей команды и бюджет отдела.

Вам не важно, как работает Linux, но очень интересует выгодно ли переходить с Windows на Linux с учётом издержек эксплуатации.

Вы не будете разбираться почему не работал сайт, но вы знаете в какую сумму обошёлся компании часовой простой этого сервиса.

Потому что вы вносите изменения. И если сисадмин делает чтобы всё работало и было стабильным, то вы, как менеджер, наоборот, ему мешаете. А изменения — это риск простоя для бизнеса, дополнительная работа для сисадмина и замедление работы на этапе обучения для пользователей.

Руководство, топ-менеджмент, аутсорсинговые компании. Взаимодействие. Важно понимать бизнес-процессы, и как ИТ может влиять на бизнес в целом. Вы общаетесь с бизнесом.

Умение общаться с руководством, договариваться с другими менеджерами, ставить задачи и добиваться их выполнения. Качества. Системный подход.

Выводы

Пользователи ожидают, что вы будете менять за них картриджи. Руководство хотело бы видеть с вашей стороны какие-то стратегические инициативы. И те и другие по-своему правы. Найти баланс между этими требованиями и выстроить отношения в коллективе — вот интересная задача. А как её решите вы?

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть