Хабрахабр

[Из песочницы] Блеск и нищета 1С для интернет-магазина. Блеск золота для франчайзи и нищета функционала для пользователя

Все знакомы с картинкой-мемом «ожидание-реальность». TL;DR или ВКРАТЦЕ: Статья рассказывает о том, что ожидать от использования системы 1С для интернет-магазина. Автор поэтому имеет представление нормальной схемы работы интернет-торговли и хорошо сформированное «ожидание» от внедрения нового ПО, а в статье рассказывается как неприглядна «реальность» при внедрении 1С даже для небольшого интернет-магазина. Автор работает в давно функционирующем интернет-магазине без единой товаро-учетной системы (эксель, макросы и прочий хардкор).

Взгляд на рынок и догадка почему нет аналогов 1С

Граждане с особо расширенным кругозором назовут еще Ultima ERP. Если спросить у обычных людей, даже не айтишников, «какая есть товаро-учетная система?», то большинство ответит «1С». Даже если поискать как следует в интернете, выходит, что конкурентов у 1С и нет.

Наверно, 1С настолько хорошая система, что переиграла всех конкурентов в борьбе и осталась в гордом одиночестве! Как такое могло произойти? У меня, человека знакомого с термином «ошибка выжившего» и наукой «маркетинг», более реалистичное и циничное объяснение этому факту. – предположит наивный читатель.

Думаю, успех 1С связан с успехом маркетинга.

Скажите, что вам надо внедрить 1С и ничего из программ не куплено – вы почувствуете, как на той стороне телефона разгорится желание с вами работать. Позвоните в небольшую компанию, занимающуюся внедрением 1С. Кто-то скажет прямо, кто-то витиевато. Повторите эксперимент и скажите, что все лицензии уже куплены, и… большинство мелких компаний и частников попробуют «слиться». Доходы от продажи лицензий составляют немалую часть денег, которую может заработать франчайзи при работе с маленькой компанией, с которой много не возьмешь. Ведь секрета никого нет, внедренцы 1С зарабатывают 50% от стоимости всех проданных вам лицензий.

Поставьте себя на место софтверной фирмы: при наличии двух программ, что вам выгоднее использовать в работе, программу, которая пусть даже будет удобнее и лучше, или программу на которой вы сразу заработаете половину? Подозреваю, что успех в распространении 1С связан не с офигенностью программы, а с построением умелой сети продаж.

1С это дорого

Конфигурации делает как сама 1С, так и их крупные партнеры, их может делать вообще кто угодно. Капля вводной информации, которая сэкономит вам время: 1С версия 8 это своего рода среда, нечто вроде операционной системы, в которой в дальнейшем можно запускать Конфигурации, своего рода программы. У вас есть прайслист по ссылке выше, легко можно прикинуть во сколько выйдет «внедрить 1С» для интернет-магазина. На данный момент самой продвинутой системой для торговли от 1С является Управление Торговлей 11, для сайта – Битрикс в самой полной-неурезанной версии Бизнес. Десять человек много для начала? Итак, нужна система товаро-учета и сайт, плюс возможность подключаться к системе для 10 человек. Два менеджера, закупки-приемка, менеджер/директор/владелец, бухгалтер, контент-менеджер/товаровед, касса в точке самовывоза – уже больше 5, пусть будет еще запас. Любое подключение к системе = пользователь.

Управление Торговлей (USB) + 1С Битрикс: Управление сайтом. Считаем.
1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия на 5 рабочих мест (USB) 28100 х2 = ~136к Бизнес 79815 + 1С: Предприятие 8.

Идем далее, все франчайзи вам расскажут, что в файловом режиме базы данных 1С-ка работает плохо, медленно и рано или поздно база поломается. Нормальная цена, а что сейчас дешево стоит! Нужно, чтобы все работало на сервере, 1С: Предприятие 8. Работа встанет, оно вам надо? Лицензия на сервер (x86-64) (USB) за 103700 всяко дешевле пары дней простоя. 3.

Немало? Промежуточный итог, на лицензии от 1С для небольшого интернет-магазина требуется 240к. Ахаха, это только начало!

В теории есть платная Microsoft SQL и бесплатная PostgreSQL. Файловый режим работы – это когда база данных в виде файла на жестком диске, а серверный режим предполагает наличие системы управления базой данных (СУБД). На практике большинство компаний не хочет возиться с PostgreSQL, не умеют или невыгодно (наверняка, неплохой % от продажи дает и Microsoft) – не знаю, но такова суровая действительность.

Поэтому покупаем СУБД:
Лицензия на сервер MS SQL Server 2014 Standard Runtime для пользователей 1С: Предприятие 8 26116 + Клиентский доступ на 5 рабочих мест к MS SQL Server 2014 Runtime для 1С: Предприятие 8 61375 х2
+149к = 389к

Кстати, для 1С нужна специальная операционная система:
Microsoft Windows Server Standard 2016 64-bit Russian 1pk DSP OEI DVD 16 Core с RDP 44374
+44к = 433к

И вообще к 1С мы хотим иметь возможность подключаться удаленно, а не только в офисе, поэтому покупает доступ к удаленному рабочему столу RDP:

( Microsoft Windows Server CAL 2016 Single Open No Level User CAL 1975 + Microsoft Windows Remote Desktop Services CAL 2016 Single Open No Level User CAL 6871 ) х10
+88к = 521к

И это без установки всего этого. Полмиллиона на лицензии для простого интернет-магазина, охренеть! На установку накидываем еще 100к сверху.

Естественно, для работы программ требуется компьютер-сервер, в умеренно-разумном виде этого еще 100к.

Более 700 тысяч уплачено, ну теперь-то у меня все будет «по-красоте», думаете вы – и жестоко обламываетесь!

Импорт базы товаров в 1С, точнее его отсутствие

Для максимального упрощения, это может быть только каталог товаров. Работа по внедрению 1С для уже работающего магазина начинается с импорта всего, что можно. Нет, в Управление Торговлей 11 нет импорта каталога товаров. Думаете, потратили на софт от 1С около 240к, выгрузили всю базу товаров в табличном виде в csv или xls файл, и сейчас быстренько все импортируете? Каждый программист каждый раз пишет новую обработку для импорта каталога товаров. Есть на просторах форумов какие-то обработки (подпрограммы) для этой цели, но все они одинаково ограниченны и ущербны. Как вы понимаете это деньги, минимально 30к.

Ведение каталога товаров и услуг в 1С

Лидер рынка, десятки тысяч работающих магазинов, интернет-магазинов и гигантов торговли в СНГ. Наберите в легкие воздуха и лучше сядьте, сейчас будет явление карточки товара в лучшем программном продукте от 1С.

Не надо быть Безосом, чтобы понять, что перед нами функциональный инвалид.

Это не фотомонтаж и я не прикалываюсь – все выглядит действительно так!

Огромный список фатальных недостатков каталога товаров в 1С Управление Торговлей 11:

  1. Картинка для товара добавляется только одна.
  2. Картинка без водяного знака.
  3. Картинка модификации товара (цвет, размер) не добавляется.
  4. Описание товара просто текстом без HTML-оформления.
  5. Вес товара указывается только один. Поясню важность. Стоимость доставки, как мы все знаем, считается по весу. Банка краски 1л и бочка 50 л, ботинки 30 размера и 46 размера, лестница 2 метра и 4 метра, – эти и прочие товары по логике ведения каталога должны быть выполнены как разные модификации одного товара и присутствовать в интернете на одной странице (с переключателями). Логика работы УТ11 делает это невозможным в принципе, вес товаров и стоимость доставки не будут иметь общего с реальностью.
  6. Не записывается дата добавления товара, дата начала продаж и пр.

1С Управление Торговлей 11 в 2018 году – это уровень 2003 года. Я и представить себе не мог, что все настолько плохо. В программе для торговли начисто отсутствует жизненно важный функционал, без которого просто нельзя работать в современном мире.

Действительно, п. Кто-то может возразить, что все это есть в Битрикс. Давайте по-серьёзному, весь функционал и информация должен быть не раскидан как мусор по разным местам, порождая хаос синхронизаций и недопонимание у сотрудников, а должны быть в одной базе – в УТ11. 1-4 есть. При размазывании каталога товаров по 1С и по Битриксу: Это единственный возможный вариант.

  • невозможно сделать нормальный единый бекап. База и товародвижения в 1С, картинки и описания в Битриксе.
  • приемщик на складе/продавец в пункте самовывоза тупо не может посмотреть, как должен выглядеть товар (на сайте ему что ли рыться?)
  • закупщик имеет дело с безликими строками
  • контент-менеджер должен наполнять две базы и следить, чтобы все совпадало
  • и сотня других возможных косяков, которые просто лень придумывать
    Кстати, такой единственно верный подход «все в одной базе» реализовали Ultima ERP (ulmart, например, на ней работал) самое позднее еще в 2010 году (отсюда это очевидно)…

Малозначительная придурь в работе 1С

Мало того, что в 1С используется русский язык для программирования, они используют свой собственный русский язык для обозначения всего функционала и терминологии.

В 1С это называется «пролог» и «эпилог». Все привыкли, что «хедер» и «футер» обозначают верх и низ страницы, ну или «шапка» и «подвал».

А «Каталог товаров и услуг» – номенклатура.

Товарное предложение или SKU – характеристика.

Как говорил преподаватель в институте, стоявший у истоков 1С, изначально предполагалось, что бухгалтер (фирма и программа 1С начиналась с бухгалтерии) сам может дописать нужные ему функции в программе. Использование русского языка в программировании 1С несет неудобства не самим фактом использования кириллицы, а нестандартностью и непохожестью на все другие языки программирования. Как мы знаем, бухгалтерский и налоговый учет с 90 годов сделали большой шаг вперед в сторону мордора (шутка ли, 30 отчетов в год для упрощенной системы налогообложения), и сейчас такие вещи никому в голову не придут.

Русский язык в программном коде 1С остался просто как рудимент.

Наличие же своего куриного языка (на птичий язык не тянет) в терминологии я объяснить ничем не могу.

Что делать?

У меня есть купленные сервер, лицензии 1С и понимание, как должен работать наш небольшой интернет-магазин. Это не рекламная статья, не троллинг, это личный опыт. Разработчики системы Ultima ERP, упоминаемой в статье, не заинтересованы в работе с малым бизнесом. Но нет никакого понимания, как все реализовать в 1С или хотя бы как найти грамотного специалиста.
Перейти на другую систему? У них есть бесплатная система Ultima 2C, но она поставляется в виде «качайте и разбирайтесь сами» и сторонних разработчиков под нее нет.

1С монополист, все модули от сторонних сервисов (например, служб доставки), подпрограммы и драйверы пишутся под нее и только под нее. Что делать? Множество нормальных интернет-магазинов работают на 1С и у них на сайтах весь современный функционал. На ней работают все.
Как им удается? Много дорабатывать. По всей видимости единственный выход – дорабатывать систему. Не каких-то специфичных функций, а самого стандартного функционала, без которого в наше время невозможно нормально работать. Да, даже если вы хотите открыть свой даже небольшой интернет-магазин, то при выборе систем 1С Управление Торговлей 11 и Битрикс вам потребуется потратить многие сотни тысяч рублей на доработку программ до базового функционала. Ну, попытаться работать можно, но продавать не получится.

– Ты же не можешь ответить «потому что гладиолус»?
– Могу!
Уральские пельмени

Тариф на доработки в среднем 2500р/час, крепитесь.

Про обновления «программы» можно забыть, вы навсегда обязаны нанимать программиста, чтобы параллельно в своей конфигурации реализовывать все нововведения, которые выпускает 1С. Стоит также понимать, единожды ступив на дорожку доработки 1С ваша конфигурация становится специфичной, отличающейся от базовой. Другими словами, ваш программист будет постоянно заново изобретать велосипед, который делает 1С.

Дальше ада будет много больше. Статья рассматривает только маленький участок работы интернет-магазина, а именно работу с каталогом.

P.S.

Давайте так, статья написана с использованием фактов, примеров, пруфов и скриншотов, поэтому ответы могут быть только такими же. Возможно, в комментариях появятся люди, зарабатывающие на 1С. Если есть какие-то советы, которые могут мне помочь в сложившейся ситуации, с радостью почитаю. Апеллирование в стиле "все работают и никто не жалуется", "компании с миллиардными оборотами работают, один ты ноешь" и прочее в том же духе, только укрепляет утверждения, написанные в статье.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть