Хабрахабр

[Из песочницы] Аналитика девушек с низкой социальной ответственностью (Заряжено Power BI, Qlik Sense, Tableau)

Кто мы такие и какие были предпосылки проекта?

Добрый день, меня зовут Лазарев Владимир, я руководитель BI-интегратора Аналитикс Групп. Мы делаем для бизнеса наглядные отчёты по маркетингу, продажам, финансам, логистике на базе ведущих аналитических платформ Qlik Sense, Power BI, Tableau.

Если вы посмотрели десятки демо-отчетов BI-систем и вам не нравится как выглядит та или иная платформа, то скорее всего вы ее не будете внедрять, даже если вас устраивает цена и технические характеристики. В BI платформах очень важна визуальная составляющая. Исходя из этого рождается необходимость увидеть одни и те же данные в разных аналитических платформах, чтобы можно было сопоставить.

И желательно, чтобы данные были интересными… 🙂

Откуда появилась идея сделать этот отчёт?

Несколько лет назад Высшая школа экономики опубликовала статью о формировании цен на услуги девушек низкой социальной ответственности в Москве. Это были агрегированные данные анализа 1.800 анкет. Нам показались интересными данные, которые стоят за этими выводами социологов ВШЭ. И мы решили проработать эту тематику.
Ключевые идеи:

  • Показать не только выводы, которые лежат на поверхности, но данные, на базе которых они строились;
  • Дать возможность желающим самостоятельно проанализировать закономерности, выдвинуть гипотезу и её проверить.
  • Проработка должна включать большую выборку анкет для повышения достоверности;
  • Показать не только «предложение рынка», но и спрос на основе статистических данных в поисковых системах;

Источники данных:

  • SQL база анкет*, сформированная на базе одного сайта, входящего в ТОП 3 выдачи в поисковых системах Яндекс и Google.
  • Excel-файл с релевантными** запросами по предметной области анализа.
  • Excel-файл с исторической частотностью запросов в поисковой системе Яндекс.
  • Excel-файл с частотностью запросов в поисковой системе Google.

* Для сбора информации использовался парсер. Парсинг данных выполнялся разово.
** Инструментом для подбора релевантных запросов являлся wordstat.yandex.ru

Бизнес-роли & USER-story

В обычных проектах, мы всегда уточняем, кто будет пользоваться аналитикой и на какие вопросы (прямые или косвенные) человек хочет найти ответы.

Поэтому нам пришлось выдумать три роли и их вопросы. Только вот незадача — у этого проекта нет заказчика.

Итак роли у нас получились следующие:

  1. Девушка низкой социальной ответственности
  2. Администратор сайта с анкетами
  3. Владелец недвижимости под сдачу

Девушка с низкой социальной ответственностью

«Инди» Эльвире 25 лет. Хорошо выглядит, знакомые мужчины оценивают её возраст в районе 19-20 лет. Занимается спортом, посещает солярий, здоровое питание, хороший маникюр и все дела. Она привыкла хорошо жить, не особо себе в чём-то отказывать. Но такой образ жизни требует немалых денег. Офисная работа, как она считает, не для неё. Она любит секс и не видит чего-то зазорного в этом занятии. Экономическое образование и аналитический склад ума подтолкнул её подойти к процессу определения ценообразования, перечня оказываемых услуг с прагматичным подходом. Эльвира решила проанализировать данные с помощью BI — платформы.

Цель: выявить ключевые моменты, чтобы быть конкурентоспособной и больше зарабатывать.

Её интересуют следующие вопросы:

  • За какую стоимость «коллеги» со схожими параметрами (рост, вес, грудь, возраст) продают свой час в районе проживания Эльвиры? Есть ли смысл найти вариант квартиры в другом Округе Москвы за такие же деньги, но с более высоким средним чеком или меньшей конкуренцией?
  • Стоит ли завышать или занижать свой возраст в анкете?
  • Есть ли экономический смысл увеличить 2ой размер груди до 4ого и как быстро окупятся ли вложения в операцию?

Владелец сайта с анкетами

Знакомьтесь, Феликс Альбертович — владелец сайта с анкетами. Властный, 45 летний обаятельный мужчина, с хорошими коммуникативными навыками, богатым предыдущим опытом в маркетинге и не только. Смог наполнить сайт множеством анкет разных девочек, обеспечить хорошую посещаемость данного ресурса через SEO продвижение. На текущий момент он зарабатывает на платном размещении анкет на сайте.

Цель: понять запросы общества, определить перспективные направления работы со своим сайтом

Обратившись в агентство бизнес-аналитики, он рассчитывает получить следующие ответы:

  • Каков портрет типичной «инди»?
  • Какие запросы делают пользователи в поисковых системах?

Предприимчивый самозанятый гражданин, который сдаёт квартиру

Митя — авантюрист, шагающий в ногу со временем, с основательным подходом в делах. Привык руководствоваться цифрами статистики и фактами. У Мити есть квартира в ЦАО Москвы. Он хочет найти зарабатывать на своём активе больше денег.

Цель: найти новую более эффективную модель использования своей квартиры

Основные вопросы:

  • Если сдавать квартиру девушке низкого социального поведения не за фиксированную сумму, а за % от дохода, можно ли при таком подходе заработать больше?

Управленческие выводы Эльвиры

Эльвира увидела, что «коллеги» с аналогичными параметрами по возрасту, размером груди, росту и весу предлагают одинаковые цены — 4080 — 4930 рублей/час. За исключением районов «Западный» и «Центральный».

Конкуренция минимальна в «Московской области», всего 20 анкет, а стоимость аренды жилья почти в два раза ниже чем, в любом административном округе Москвы при сохранении уровня стоимости за час.

image

В случае наличия достаточного количества предложений, она переедет в данный район. При этом Эльвира хотела бы со временем продавать услуги дороже, поэтому создала дубликат анкеты, указав размещение в Западном округе и работу исключительно по выезду на ночь.

Т.к. Возраст указала свой реальный — 25 лет. Был установлен фильтр на приоритетную услугу. увидела, что максимальная цена за ночь указана в анкетах в возрастной категории от 25 до 30 лет.

image

Касательно целесообразности увеличения груди со 2 размера груди до 4, Эльвира посчитала:

  • Средняя стоимость её часа увеличивается на 1.190 (7.060 — 5.870 = 1.190).
  • Операция по увеличению груди стоит 300.000 рублей
  • Так образом инвестиция в увеличение груди будет окупаться 252 человеко-часа. С загрузкой 5 часов в в день, это составляет 50 рабочих дней.

image

Управленческие выводы Феликса

Феликс Альбертович сначала решил понять, типичный портрет «инди». Итак он увидел:

  • Средний возраст: 29,8 лет
  • Ср. размер груди: 2,8
  • Ср. рост: 168 см
  • Ср. вес: 57 кг
  • Ср. размер одежды: 44

image

Ранее он уже систематизировал ключевые запросы по группам, нам не хватало понимания веса каждого ключевого слова, статистики его запросов Феликс Альбертович далее решил проанализировать запросы в поисковых системах.

image

В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество запросов выросло на 60% (с 9. В аналитическом отчёте Феликс увидел стабильный рост количества запросов. 99 млн до 16,59 млн).

image

На втором месте идут общие запросы, на третьем ценовая классификация. Как и ожидалось большая часть запросов связана с локацией. Это натолкнуло Феликса использовать динамический контент на сайте, в зависимости от того, по какому поисковому запросу человек пришёл на него.

image

Поэтому поручил программисту-верстальщику своего сайта проверить качественное отображение на мобилке. Также он обратил внимание на существенное преобладание в поисковых запросах заходов с мобильных телефонов — почти в три раза.

image

Любопытный момент — отдельные группы запросов растут быстрее, чем остальные.

image

Также отдельные ключевые слова «самые дешёвые *****» выросли на 113% и «**** узбечки» выросли на 120%. Например, «Ценовая категория» — Подкатегория «Дешевые» выросла на 74% (против 60% роста в среднем). Но на эти данные Феликс смотрит с учётом не только процентного соотношения, но и количественного.

image

Управленческие выводы Мити

У Мити квартира в ЦАО Москвы и он хочет её сдать. «По рынку» такая квартира сдаётся за 100-120 тысяч рублей. Но он хотел бы больше зарабатывать. Поэтому решил сдавать квартиру «инди» за % от дохода. Для них — меньше рисков нежелательной реакции владельца квартиры, для него — больше доход от квартиры.

У него квартира в ЦАО, поэтому он сначала посмотрел за какие бюджеты обычно продают девушки свой час в этом районе. Митя построил гипотезу, что девушки, которые продают свой час дороже, принесут ему потенциально больший доход.

image

000 рублей. Большая часть анкет (206 шт.) продают в ЦАО свой час от 10. Именно эту аудиторию он будет сортировать на сайте, с целью прозвона и предложения иной схемы аренды квартиры, но в ЦАО. Далее он отсортировал анкеты, которые находят не в ЦАО, но продают себя за аналогичный ценник.

image

203 * 3 часа * 30 дней = 1. При продаже в среднем 3 часов в день со чеком этой аудитории совокупная выручка в месяц составляет: 11. 270 рублей/месяц. 008.

image

000 рублей/мес. При этом, если он будет получать 20%, значит, квартира будет продаваться более чем за 200.

услугах: В расчётах Митя не учитывал доходы при доп.

image

Заключение

В заключение этой статьи, хотелось бы отметить, что предметная область анализа достаточно спорная. Безусловно эта тема — проблема общества. Мы умышленно с юмором написали данную статью, а «Управленческие выводы» были построены с долей абсурда, чтобы информацию было легче воспринять, но надеемся заставит задуматься насчёт тенденции.

В этом плане аналитическая платформа как ничто другое позволяет увидеть реальную картину, просто цифры, за которыми должны следовать правильные человеческие действия.

Это особенно актуально когда данных много, когда они находятся в разных источниках и сведение в единую картину занимает много времени. На этом примере мы показали, что любую тему или бизнес, его показатели возможно анализировать, строить свои гипотезы, полагаясь на факты. Если есть потребность, пишите, будем рады обсудить возможное решение. Это актуально для маркетинга, продаж, финансов, логистики, товарного учёта.

Скриншоты Microsoft Power BI

image

image

Скриншоты Tableau

image

image

Скриншоты Qlik Sense

image

image

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть