Главная » Хабрахабр » [Из песочницы] 10 смертных грехов спикера

[Из песочницы] 10 смертных грехов спикера

Прелюдия

Сегодня я хотел бы рассмотреть те вещи, которые, по моему мнению, портят эмоции ваших слушателей и заставляют их не слушать вас.
Я довольно часто езжу по конференциям различного масштаба, иногда как слушатель, иногда как спикер, и не менее часто замечаю, что даже на огромных конференциях, даже у значимых в индустрии людей, даже у довольно знаменитых докладчиков встречаются вещи, которые портят впечатление от выступления у зала, или вовсе, заставляют человек покинуть зал, недослушав спикера до конца.

Грех первый: язык презентации

На работе вы называете переменные на английском, документация — на английском, и даже контент вашего приложения, зачастую, на английском. Так уж повелось, что русский язык не особо часто используют современные отечественные инженеры. деформации заставляют вас использовать иностранный язык везде, включая вашу презентацию — что плохо сказывается на восприятии аудитории. Годы проф. Используйте в презентации язык, на котором делаете доклад, сохраняя баланс того, что говорите, и что показываете.
Визуальная память намного мощнее аудиальной, и если у вас рассинхрон, с тем что человек видит, и что вы говорите — аудитория понимает меньше.

Источник: Виталий Фридман — New adventures in frontend

Грех второй: мемы и неуместный юмор

Юмором можно разбавить доклад и дать аудитории передохнуть от потока основной информации, но когда юмор не средство, а цель, доклад скатывается в стендап, или ТОП-10 лучших мемов из 2ch. Юмор — очень важный инструмент шоумена. Отсутствие юмора не всегда плохо влияет на ваших слушателей, так как сам доклад может быть легким для восприятия, в то время как поток смешных картинок — всегда. Необходимо давать аудитории отдых от доклада, а не заставлять её смеяться страдать. Старайтесь ввести одно правило: если ваш доклад действительно требует «когнитивных перерывов», то старайтесь вставлять не более одной шутки/смешной картинки на 5-15 минут доклада (зависит от формата).

Источник: Дарья Кашаева — NgTemplate vs синьорский копипаст

Грех третий: непонятная презентация

Визуальный контент остаётся в памяти у зрителя и создаёт долгосрочные воспоминания и ассоциации. Более важной составляющей доклада является его визуализация. Но, как только вы начинаете «играться со шрифтами», «выбирать необычный фон» или применять головокружительные анимации, каким бы интересным не был ваш спич — ассоциации зрителя крушатся и начинают болеть глаза.

Чек-лист простой:

  • Минимум текста на слайдах
  • Визуализируйте все, что должно остаться в умах аудиторией
  • Не используйте «необычные» шрифты
  • Используйте максимальный размер текста
  • Для лучшей видимости, используйте светлую тему презентации/редактора, если заранее не знаете локацию
  • Не стоит использовать фоновые паттерны, если они будут сливаться с текстом/кодом

How Internet works under the hood Источник: Roman Yakobchuk — A tale of one request.

Грех четвертый: циклический доклад

И прежде чем вы допишете гневный комментарий, скажу, что естественно нужно улучшать свой доклад и следующий раз можно сделать его более насыщенным и интересным чем предыдущий, разница лишь в количестве итераций. Посредственный спикер как угасающая рок-звезда — просто повторяет старый материал. Нет единого мнения по поводу количества выступлений с одной темой, но я придерживаюсь мысли, что не нужно повторять доклад более одного раза (если кончено вы не выступаете на другом языке, например).

by Asim Hussain Источник: How to hack an Angular app?

Грех пятый: незнание аудитории

У каждой темы есть своя аудитория, и было бы глупо рассказывать на митапе по CSS особенности работы с памятью в C, или про то, как открыть свой хлебобулочный бизнес на JavaScript конференции. Основное предназначение любого доклада: что-то донести зрителю, и когда большая часть зала вас не понимает (или не хочет понимать) — ваш доклад терпит крах. Знайте «средний по больнице» багаж знаний ваших слушателей и темы, которые будут им интересны, и самое главное, понятны.

Next big deal Источник: Georgiy Podsvyetov — JavaScript and offline business.

Грех шестой: неподготовленность

Если спикер забивает на подготовку — доклад становится ужасным. Одним из залогов хорошего выступления является его подготовка. Под подготовкой доклада я понимаю следующие вещи:

  • Формирование темы
  • Формирование цели
  • Сбор и упаковка контента
  • Визуализация контента
  • Подготовка собственной речи
  • Отсечение ненужного

Еще страшнее, когда зрителю начинают рассказывать оправдания, вместо доклада.
Здесь рецепт еще проще: начинать готовится к выступлению нужно, по меньшей мере, за неделю до него.

Источник: Андрей Бережной — PWA и Service Workers в Angular.

Грех седьмой: отсутствие подачи

Подача доклада включает в себя многие критерии: голос, мимика, жесты, позы, акцент на ключевых фразах и многое другое. Важнее визуализации доклада является его подача. Иначе, в лучшем случае, вас никто не поймет.
Но если упустить ключевые моменты — доклад станет непонятным, каким бы крутым не был контент.
Если у вас есть проблемы с ораторским искусством, то запишитесь на курсы, читайте Цицерона, заготавливайте фразы или целые предложения для доклада.

Источник: Алексей Швайка 'Chrome internals & rendering performance'

Грех восьмой: cамореклама

Я не сноб, и понимаю, что каждый доклад в какой-то мере является пиар ходом самого докладчика (или его компании). Каждый вкладывает в доклад какую-то цель: кто-то стремится сделать вклад в сообщество, кто-то рассказать народу о своих профитах/страданиях с какой-то технологией, а кто-то просто за хайпом. Такие доклады обычно про не особо сложные и популярные (уже пережеванные на сотнях конференциях) вещи. Но есть такие спикеры, у которых одна цель — пиар. Они не несут никакой смысловой нагрузки, и заполнены кучей ссылок на автора, логотипы его компании, рассказ о крутизне решений компании/докладчика и тд.

Источник: Anton Nemtsev «Кодстайл и насилие»

Грех девятый: низкий уровень квалификации

Есть два вида докладчиков с этой проблемой: Одна из самых ужасных вещей для докладчика — не владение темой доклада.

  1. Осознающие свою частичную некомпетентность в вопросе
  2. Уверенные во всем ранее и позже сказанном

С первым типом докладчиков все просто: они рассказывают о чем-то новом, или о чем-то на стыке технологий. С ними можно вести полемику в той части вопроса, в которой они компетентны. Но со вторыми все очень плохо. Есть такое когнитивное искажение называемое «эффектом Даннинга — Крюгера», которое заключается в неспособности осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Такие доклады ужасны, а серия Q&A смехотворна для людей имеющих достаточный уровень квалификации.
Рецепт, как всегда, прост: рассказывайте о том, о чем знаете, или изучайте вопрос по всем вертикалям.

Азиатский тигр в вашем браузере (удален из публичного доступа) Источник: Николай Лотоцкий — Разработка приложений с использованием Vue.js.

Грех десятый: высокомерие

Хороший докладчик всегда должен ставить себя наравне с сообществом. Я долго думал о том, что больше всего отталкивает меня от доклада — первым и единственным вариантом возникшем в моих мыслях стало высокомерие. Хороший докладчик рассказывает о своём опыте, а не критикуйте опыт других. Хороший докладчик предлагает решение, а не навязывает единственно верные мысли, до которых никто кроме автора не додумается (сарказм). Хороший докладчик слушает вопросы и корректирует свои знание, а не отстаивает публично свою точку зрения.

Кода

Надеюсь, статья поможет начинающим (и не очень) докладчикам провести анализ собственных выступлений и сделать выводы, и порадуют наше сообщество крутейшими выступлениями.
Также, хотелось бы узнать, какие вещи отталкивают вас от доклада/докладчика.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Векторные представления товаров, или еще одно применение модели Word2Vec

Когда видов товаров тоже много, решить задачу помогает модель Word2Vec. Каждый день полтора миллиона людей ищут на Ozon самые разные товары, и к каждому из них сервис должен подбирать похожие (если пылесос все-таки нужен помощней) или сопутствующие (если к поющему ...

[Перевод] Внутренняя и внешняя линковка в C++

Всем добрый день! Надеемся, что она будет полезна и интересна для вас, как и нашим слушателям. Представляем вам перевод интересной статьи, который подготовили для вас рамках курса «Разработчик C++». Поехали. Хотите узнать, для чего используется ключевое слово extern, или как ...