Хабрахабр

[Из песочницы] 10 смертных грехов спикера

Прелюдия

Сегодня я хотел бы рассмотреть те вещи, которые, по моему мнению, портят эмоции ваших слушателей и заставляют их не слушать вас.
Я довольно часто езжу по конференциям различного масштаба, иногда как слушатель, иногда как спикер, и не менее часто замечаю, что даже на огромных конференциях, даже у значимых в индустрии людей, даже у довольно знаменитых докладчиков встречаются вещи, которые портят впечатление от выступления у зала, или вовсе, заставляют человек покинуть зал, недослушав спикера до конца.

Грех первый: язык презентации

На работе вы называете переменные на английском, документация — на английском, и даже контент вашего приложения, зачастую, на английском. Так уж повелось, что русский язык не особо часто используют современные отечественные инженеры. деформации заставляют вас использовать иностранный язык везде, включая вашу презентацию — что плохо сказывается на восприятии аудитории. Годы проф. Используйте в презентации язык, на котором делаете доклад, сохраняя баланс того, что говорите, и что показываете.
Визуальная память намного мощнее аудиальной, и если у вас рассинхрон, с тем что человек видит, и что вы говорите — аудитория понимает меньше.

Источник: Виталий Фридман — New adventures in frontend

Грех второй: мемы и неуместный юмор

Юмором можно разбавить доклад и дать аудитории передохнуть от потока основной информации, но когда юмор не средство, а цель, доклад скатывается в стендап, или ТОП-10 лучших мемов из 2ch. Юмор — очень важный инструмент шоумена. Отсутствие юмора не всегда плохо влияет на ваших слушателей, так как сам доклад может быть легким для восприятия, в то время как поток смешных картинок — всегда. Необходимо давать аудитории отдых от доклада, а не заставлять её смеяться страдать. Старайтесь ввести одно правило: если ваш доклад действительно требует «когнитивных перерывов», то старайтесь вставлять не более одной шутки/смешной картинки на 5-15 минут доклада (зависит от формата).

Источник: Дарья Кашаева — NgTemplate vs синьорский копипаст

Грех третий: непонятная презентация

Визуальный контент остаётся в памяти у зрителя и создаёт долгосрочные воспоминания и ассоциации. Более важной составляющей доклада является его визуализация. Но, как только вы начинаете «играться со шрифтами», «выбирать необычный фон» или применять головокружительные анимации, каким бы интересным не был ваш спич — ассоциации зрителя крушатся и начинают болеть глаза.

Чек-лист простой:

  • Минимум текста на слайдах
  • Визуализируйте все, что должно остаться в умах аудиторией
  • Не используйте «необычные» шрифты
  • Используйте максимальный размер текста
  • Для лучшей видимости, используйте светлую тему презентации/редактора, если заранее не знаете локацию
  • Не стоит использовать фоновые паттерны, если они будут сливаться с текстом/кодом

How Internet works under the hood Источник: Roman Yakobchuk — A tale of one request.

Грех четвертый: циклический доклад

И прежде чем вы допишете гневный комментарий, скажу, что естественно нужно улучшать свой доклад и следующий раз можно сделать его более насыщенным и интересным чем предыдущий, разница лишь в количестве итераций. Посредственный спикер как угасающая рок-звезда — просто повторяет старый материал. Нет единого мнения по поводу количества выступлений с одной темой, но я придерживаюсь мысли, что не нужно повторять доклад более одного раза (если кончено вы не выступаете на другом языке, например).

by Asim Hussain Источник: How to hack an Angular app?

Грех пятый: незнание аудитории

У каждой темы есть своя аудитория, и было бы глупо рассказывать на митапе по CSS особенности работы с памятью в C, или про то, как открыть свой хлебобулочный бизнес на JavaScript конференции. Основное предназначение любого доклада: что-то донести зрителю, и когда большая часть зала вас не понимает (или не хочет понимать) — ваш доклад терпит крах. Знайте «средний по больнице» багаж знаний ваших слушателей и темы, которые будут им интересны, и самое главное, понятны.

Next big deal Источник: Georgiy Podsvyetov — JavaScript and offline business.

Грех шестой: неподготовленность

Если спикер забивает на подготовку — доклад становится ужасным. Одним из залогов хорошего выступления является его подготовка. Под подготовкой доклада я понимаю следующие вещи:

  • Формирование темы
  • Формирование цели
  • Сбор и упаковка контента
  • Визуализация контента
  • Подготовка собственной речи
  • Отсечение ненужного

Еще страшнее, когда зрителю начинают рассказывать оправдания, вместо доклада.
Здесь рецепт еще проще: начинать готовится к выступлению нужно, по меньшей мере, за неделю до него.

Источник: Андрей Бережной — PWA и Service Workers в Angular.

Грех седьмой: отсутствие подачи

Подача доклада включает в себя многие критерии: голос, мимика, жесты, позы, акцент на ключевых фразах и многое другое. Важнее визуализации доклада является его подача. Иначе, в лучшем случае, вас никто не поймет.
Но если упустить ключевые моменты — доклад станет непонятным, каким бы крутым не был контент.
Если у вас есть проблемы с ораторским искусством, то запишитесь на курсы, читайте Цицерона, заготавливайте фразы или целые предложения для доклада.

Источник: Алексей Швайка 'Chrome internals & rendering performance'

Грех восьмой: cамореклама

Я не сноб, и понимаю, что каждый доклад в какой-то мере является пиар ходом самого докладчика (или его компании). Каждый вкладывает в доклад какую-то цель: кто-то стремится сделать вклад в сообщество, кто-то рассказать народу о своих профитах/страданиях с какой-то технологией, а кто-то просто за хайпом. Такие доклады обычно про не особо сложные и популярные (уже пережеванные на сотнях конференциях) вещи. Но есть такие спикеры, у которых одна цель — пиар. Они не несут никакой смысловой нагрузки, и заполнены кучей ссылок на автора, логотипы его компании, рассказ о крутизне решений компании/докладчика и тд.

Источник: Anton Nemtsev «Кодстайл и насилие»

Грех девятый: низкий уровень квалификации

Есть два вида докладчиков с этой проблемой: Одна из самых ужасных вещей для докладчика — не владение темой доклада.

  1. Осознающие свою частичную некомпетентность в вопросе
  2. Уверенные во всем ранее и позже сказанном

С первым типом докладчиков все просто: они рассказывают о чем-то новом, или о чем-то на стыке технологий. С ними можно вести полемику в той части вопроса, в которой они компетентны. Но со вторыми все очень плохо. Есть такое когнитивное искажение называемое «эффектом Даннинга — Крюгера», которое заключается в неспособности осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Такие доклады ужасны, а серия Q&A смехотворна для людей имеющих достаточный уровень квалификации.
Рецепт, как всегда, прост: рассказывайте о том, о чем знаете, или изучайте вопрос по всем вертикалям.

Азиатский тигр в вашем браузере (удален из публичного доступа) Источник: Николай Лотоцкий — Разработка приложений с использованием Vue.js.

Грех десятый: высокомерие

Хороший докладчик всегда должен ставить себя наравне с сообществом. Я долго думал о том, что больше всего отталкивает меня от доклада — первым и единственным вариантом возникшем в моих мыслях стало высокомерие. Хороший докладчик рассказывает о своём опыте, а не критикуйте опыт других. Хороший докладчик предлагает решение, а не навязывает единственно верные мысли, до которых никто кроме автора не додумается (сарказм). Хороший докладчик слушает вопросы и корректирует свои знание, а не отстаивает публично свою точку зрения.

Кода

Надеюсь, статья поможет начинающим (и не очень) докладчикам провести анализ собственных выступлений и сделать выводы, и порадуют наше сообщество крутейшими выступлениями.
Также, хотелось бы узнать, какие вещи отталкивают вас от доклада/докладчика.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть