Главная » Hi-Tech » Из фудкорта в YouTube: почему вегетарианскому бизнесу трудно закрепиться на рынке

Из фудкорта в YouTube: почему вегетарианскому бизнесу трудно закрепиться на рынке

Никита Шипилов

В продаже только продукция растительного происхождения для веганов, экологичная косметика и товары для дома. «ВегМарты» проходят в последние выходные каждого месяца на разных площадках Москвы. Исключение — мёд, который пользуется большим спросом у посетителей.

В каждом «ВегМарте» принимают участие от 80 до 150 компаний и приходят от 3000-6000 посетителей. Также организованы фудкорты и лекторий по питанию и ЗОЖ. Раз в год Шипилов организует более масштабные фестивали — «МосВегФест» с выступлениями артистов.

В Москве дважды в год проходит аналогичная выставка-ярмарка Veg-Life-Expo. Вегетарианские мероприятия с такой периодичностью в России не проводит никто. В Европе самым крупным стал проект VeggieWorld, который организует 14 вегетарианских выставок в год в разных странах.

Создание рынка

В 26 лет он последовательно бросил курить, пить, увлёкся ЗОЖ и вегетарианством. Никита Шипилов занимался организацией концертов с 15 лет. По его словам, когда у него появился опыт в вегетарианстве, возникла идея помочь миру тем, чем он силен.

За 13 дней до фестиваля администрация парка «Музеон» внезапно отказалась его принять, пришлось искать новую площадку, и часть участников не пришли. Летом 2015 года вместе с другом Сергеем Доброздравиным они провели фестиваль "Go Vegan!" в Сокольниках и потеряли из-за этого 250 тысяч рублей. Несмотря на коллизии, фестиваль посетило около 10 тысяч человек, и Шипилов решил идти дальше.

В 2016 году прошло ещё три мероприятия, в том числе первый «ВегМарт», а в 2017 году они стали ежемесячными. Уже в ноябре он организовал вегетарианскую выставку. После первых мероприятий предприниматель понял, что не может сочетать концерты и ярмарки.

Начинали с идеи, хотя это неправильно, ведь с точки зрения бизнеса надо начинать со спроса.

Никита Шипилов

«ВегМарт» на открытом воздухе

Шипилов продал свой клуб за 3 млн рублей и вложил их в новое направление. «Стоял выбор: либо я остаюсь в концертном бизнесе, либо занимаюсь тем, чем мне хотелось, то есть вегетарианством», — рассказывает он.

Праздник каждый месяц

Участники — часто маленькие компании — не могли платить такие деньги. Шипилов говорит, что сейчас место на «ВегМарте» стоит 16 тысяч рублей за два дня, а раньше один день стоил 40 тысяч рублей. От платного входа пришлось отказаться, потому что это вызывало массу нареканий.

Всё нужное оборудование пришлось выкупить, потому что аренда стоила слишком дорого. Организовывать мероприятия несколько раз в год предпринимателю было невыгодно, и он решил сделать их ежемесячными.

В июле 2016 года предприниматель выкупил её и запустил бизнес по аренде мебели. Другой расходной статьёй была мебель, затраты на которую, по словам Шипилова, в два-три раза превышали заработки. Позже предприниматель сменил склад. Целый год заказов было мало, а первый склад для неё был слишком дорогим — в результате на это потратили 2 млн рублей.

Несмотря на то, что на рекламу он не тратится, время от времени появляются заказы от компаний, которые занимаются проведением мероприятий. Летом 2017 года Шипилов сделал новый сайт с более узнаваемым доменом.

Со временем эта статья только растёт. Во время организации мероприятий половина затрат у Шипилова приходится на оплату труда.

На каждый маркет у нас выезжает пять-десять тонн мебели, которую расставляют до 30 человек, причём нужно успеть в ночь перед мероприятием. Самое сложное здесь — монтаж оборудования.

Никита Шипилов

Шипилов рассказал, что служба клининга их подвела, а аудитория проявила себя не лучшим образом — всё вокруг было завалено мусором. Недавно перед организаторами возникла «мусорная проблема». Тогда предприниматель получил претензию от районной управы.

Позже он ввёл нормативы по раздельному сбору мусора и подписал договор с мусороперерабатывающей компанией.

Но они пока не окупаются. Параллельно с «ВегМартами» раз в год предприниматель организует более масштабные мероприятия — фестивали «МосВегФест» с выступлениями артистов.

Фестиваль «МосВегФест»

Из-за чемпионата мира по футболу пришлось сделать много листовок, а в результате всё подорожало для них на $5000. По словам Шипилова, каждый раз возникают какие-то непредвиденные обстоятельства. Он признаётся, что периодически сомневается, стоит ли проводить такие фестивали снова.

Маркетинговый ликбез

Холодных звонков они уже не делают. По словам предпринимателя, сейчас в базе организаторов «ВегМарта» 2000 компаний, ежемесячно они получают до 300 заявок на участие.

«Про слово "маркетинг" мало кто слышал. Однако выйти в плюс удаётся не всем. Я периодически общаюсь с ними, провожу какие-то консультации, но это почти не действует», — утверждает предприниматель. Они верят, что если заплатили нам, то обязательно заработают.

«Этим ребятам трудно найти реализацию, и многие из них зарабатывают только на маркетах», — говорит Шипилов. На «ВегМартах» около 10% постоянных участников, в том числе пять компаний из регионов.

Почти все места выкупаются. В каждом мероприятии участвуют от 80 до 150 партнёров — это вдвое больше, чем в начале. Но в этом плане постоянно идём на риск, потому что договариваемся с площадками задолго до мероприятия. «С каждым разом мы стараемся выбирать пространства крупнее. Например, сейчас я веду переговоры на проведение маркетов весной 2019 года», — утверждает предприниматель.

Бывали случаи, когда приходилось снимать участников, которые добавляли в ассортимент невеганские продукты, например, мороженое из коровьего молока.

«Они долго не верили в нас, — рассказывает предприниматель, — а сейчас пришла какая-то другая аудитория, которая заходит и сразу ищет фалафель. Фудкорты на «ВегМартах» появились не сразу, хотя сейчас пользуются стабильным спросом. В прошлом августе мы устроили "Битву фалафелей", и это был один из самых посещаемых маркетов за год, несмотря на лето».

На фудкорте «ВегМартов» кроме фалафелей есть смузи, сыроедческая еда и растительное мороженое

«В течение года наш фудкорт меняется на 50-70%. Сейчас в каждом мероприятии участвуют от 5 до 20 кафе — больше всего их приходит в пост, но задерживаются не все. Это связано с тем, что бизнес не может закрепиться — они живут какими-то ложными идеалами и питаются сказками бизнес-коучей», — рассказывает Шипилов.

Избалованная аудитория

По оценке Шипилова, в Москве и области до полумиллиона вегетарианцев, однако моды на это направление он не наблюдает.

Сегодня привезти людей на мероприятие — задача маркетолога 80-го уровня. Публика избалована. В 2016 году у нас не было никакого контента, и мы жили от мероприятия к мероприятию. У меня он есть, но много лет ушло на то, чтобы понять, как это работает. В 2017 году у нас появился такой менеджер, мне пришлось выделить на это деньги, хотя на тот момент их не хватало.

Никита Шипилов

Лекция на «ВегМарте»

Больше всего Шипилов верит в Youtube. Сейчас на продвижение уходит 20-30% бюджета каждого мероприятия, и маркетингом занимается трое из восьми человек в команде. По его словам, они вкладывают туда много денег.

Также активно используется таргетированная реклама, хотя, по словам предпринимателя, с 2015 года стоимость клика выросла с 3-5 рублей до 35-50 рублей. Сейчас у проекта 52 тысячи подписчиков в почтовой рассылке и социальных сетях.

Во время Великого поста посещаемость традиционно растёт. Больше всего людей в этом году — 6000 человек пришло на «ВегМарт» в последние выходные марта. Наибольшим спросом на «ВегМартах» пользуются колбаса на основе сои, растительное молоко и готовая еда.

Детская мечта

«С детства хотел свой магазин, да и нас об этом спрашивали с первых маркетов», — признаётся он. Ярмарок и фестивалей Шипилову оказалось мало, и в начале года он открыл веганский интернет-магазин.

Для предпринимателя было особенно важно предоставить площадку для производителей, которые не могут регулярно участвовать в его мероприятиях.

Магазин позволил предоставить для них склад площадью 150 м² и шоурум. «Нам не хватает колбас, потому что в Москве находится только один производитель, а остальным слишком дорого участвовать», — говорит он. Теперь веганская колбаса вместе с кэробом (плоды рожкового дерева, используются как заменитель какао) лидируют по продажам.

«Бизнес-процессы у наших участников плохо налажены: заказываешь хлеб к понедельнику, а они привозят в пятницу», — утверждает Шипилов. Первоначально предприниматель хотел работать по принципу прямых доставок, минуя склад, но от этой идеи пришлось отказаться.

В июне он вышел в ноль. В команде интернет-магазина три человека. В первые месяцы выбрасывали продуктов на 50-100 тысяч рублей. Ассортимент предприниматель подбирал, основываясь на наблюдениях за посетителями «ВегМартов», но потерь избежать не удалось.

«У нас уже был эксперимент с сыром, и продажи выросли втрое. В ближайших планах переход на собственную торговую марку «ВегМарт» по основному ассортименту. Люди нам доверяют», — утверждает Шипилов.

Сложная математика

Задач у предпринимателя всегда много. С самого начала Шипилов работает через ИП. Все задачи предприниматель ставит в Trello. «Я стараюсь нанимать новых людей, когда появляется зазорчик в 20-30 тысяч рублей, я сразу думаю, чтобы найти фрилансера», — говорит он.

«На одной из семейных тусовок он сказал, что уходит, и мы тут же договорились о работе. Первое время он руководил в одиночку, а недавно нанял управляющего, который раньше работал у одного из участников «ВегМарта». Он сильно меня разгрузил», — рассказывает Шипилов.

«Мне сложно вести бизнес с партнёрами. Впрочем искать себе партнера на проведение мероприятий он не хочет. В эвенте любой лишний человек, который не разбирается в этом направлении, — страшная обуза», — говорит предприниматель.

Сейчас Шипилов обсуждает два спонсорских контракта. Вся выручка от мероприятий приходит от участников. По его словам, в такой нише сложно искать спонсоров, потому что в понимании крупных компаний вегетарианский фестиваль — это не массовое мероприятие.

В этом году его ежемесячная выручка составляла 1,5-2 млн рублей, а прибыль — 150-200 тысяч рублей. Финансовые результаты всех активностей предприниматель считает общим валом. По словам Шипилова, рентабельность эвент-бизнеса выше не бывает.

Более просторная площадка — всегда риск для предпринимателя

По его словам, вложенные на старте деньги он ещё не окупил, потому что постоянно вкладывает в развитие. В прошлом году обороты составляли около 1 млн рублей. К концу года он надеется увеличить выручку до 2,5 млн рублей в месяц.

Зелёное будущее

Одну из них он хочет посвятить эко-косметике. В ближайшее время предприниматель хочет организовать две выставки, связанные с «Зелёным движением» и вегетарианством. Из 2000 компаний в его базе косметикой занимается 500.

— Но для этих товаров нужна более спокойная атмосфера, чтобы можно было постоять и пообщаться. «К нам не раз обращались с такой идеей, поэтому мы её взяли не с потолка, — говорит предприниматель. Сейчас наши мероприятия больше похожи на русские ярмарки».

Шипилов верит, что экологичная косметика будет пользоваться большим спросом

По словам предпринимателя, к нему часто обращаются с просьбами провести такие мероприятия в Санкт-Петербурге.

Но пока математика не сходится: расходы на организацию мероприятия везде почти одинаковы, но участники не готовы платить московскую цену. «Еще в 2016 году я это планировал: ездил, смотрел залы, общался с производителями. Хотя в том, что мы там соберём людей не меньше, чем в Москве, у меня сомнений нет», — говорит Шипилов.

«Сейчас я достаточно зажат, и мне нужно переложить часть своих задач, чтобы появилось поле для творчества», — утверждает он. Перед предпринимателем по-прежнему стоит задача отладки бизнес-процессов.

«В эвенте в этом нет необходимости. Впрочем, брать кредиты под развитие Шипилов пока не хочет. Возможно, понадобятся деньги для интернет-магазина, но в этом случае я не пойду в банк, а найду инвестора», — говорит предприниматель.

#еда


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

30 сотрудников и оборот в 100 млн рублей: история SMM-агентства «Лайка» из Волгограда

Основатель агентства Василий Косарев — о выходе на европейский рынок, нежелании участвовать в тендерах и ведении бизнеса с друзьями. В закладки Как всё начиналось На одно бесплатное мероприятие мы собрали 550 человек. В 2011 году я помогал в организации мероприятий ...

Кратер Джезеро способен раскрыть тайну жизни на Марсе

Агентство NASA заинтересована в изучении этой гипотезы — именно этим через два года займется новый марсоход под названием Mars-2020. Марсоходы Spirit, Opportunity и Curiosity ранее находили подтверждения тому, что много лет назад на Марсе могла существовать жизнь. Агентство уже выбрало ...