Главная » Hi-Tech » Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика

Из арт-директора агентства Slava в оператора-постановщика

Анна Волик — о смене профессии и о том, как распознать, что карьера зашла в тупик и пора двигаться дальше.

В закладки

Как пришла в рекламу

Я не была уверена, что хочу работать по специальности, и искала любую работу в большой международной компании. Я попала в рекламу случайно после окончания магистратуры НИУ ВШЭ по направлению «Социология, маркетинговые исследования».

Тогда я рассуждала так: «Начну скорее работать, освоюсь, а потом разберусь, в каком направлении двигаться дальше». Знакомая подкинула вакансию в BBDO Group в отделе ТВ-баинга (закупки эфирного времени на ТВ) — и я тут же побежала на собеседование.

Это был важный этап самопроверки — хочу ли я работать по своей специальности или всё-таки нужно искать что-то другое. Через полгода я перешла из ТВ-баинга в отдел маркетинговых исследований, где занималась аналитикой и оценкой эффективности рекламных кампаний.

Но в то же время я была уверена, что всегда есть возможность обучиться новым навыкам и освоить новые профессии. За плечами были шесть лет обучения, и мне не хотелось спускать их в трубу. Главное — понять, к чему лежит душа.

И я вместе с ними жаждала снимать яркие эмоциональные ролики, осваивать нюансы рекламного сторителлинга и визуального повествования. В то время была большая конкуренция среди желающих попасть в рекламный креатив.

Правда, переход был не быстрым — больше полугода потребовалось на самообразование, стажировки, курсы и конкурсы, чтобы собрать портфолио и получить первый офер в креативный отдел в качестве арт-директора. Тогда я в первый раз решила, что хочу менять профессию. И больше полутора лет — чтобы снять первый ролик.

Чем занималась в рекламе

Здесь я училась креативу (то, что рекламщики называют ideation), стажировалась и собрала первое портфолио. С BBDO Group началось погружение в индустрию — это моя рекламная alma mater. В агентстве DDB прошла «школу» дизайна и digital — занималась сайтами, принтами и разработкой интернет-кампаний для Tele2, McDonalds, Kitekat.

Первые ролики для ТВ и интернета сняла в стенах небольшого, но мощного агентства Slava — здесь мне посчастливилось поработать с такими крупными клиентами, как Google, Raffaello, Kinder Pingui, «Фрутоняня», Pfizer, и получить опыт общения с большими продакшнами, а также с талантливыми российскими и зарубежными режиссёрами.

За время работы в агентствах я прокачала навыки разработки рекламных кампаний и визуальных концепций роликов, графического дизайна.

Почему решила менять профессию

Скорее я ушла в смежную профессию в рамках той же сферы. Я не сменила сферу коренным образом — остаюсь в видеопроизводстве (реклама, клипы, кино), но в роли оператора-постановщика.

Не поймите неправильно — он хорошей консистенции, держит форму, вкусно пахнет и имеет хороший потенциал вызвать эмоциональный отклик у потребителя. Если можно так выразиться, то агентство и клиент вместе создают полуфабрикат. Этим занимается съёмочная команда вместе с продакшном. Но кто-то должен его приготовить, довести до финальной кондиции, добавить приправы и даже чуть усилить вкус. В какой-то момент я поняла, что для меня это и есть самая интересная часть работы над роликом.

Это свет, цвет, движение камеры, композиция, правильный художественный образ — всё, чем занимаются оператор-постановщик и режиссёр. Мне как арт-директору не хватало участия в непосредственном материальном воплощении идеи — в проработке элементов, из которых строится визуальная гармония изображения и всего ролика, — благодаря им разворачивается драматургия истории.

Для меня в этой работе больше творческой реализации, хоть иногда по привычке и хочется влезать в сценарии и смыслы. Часть этих компонентов закладывается агентством и клиентом, но остальное полностью ложится на плечи съёмочной команды.

Как меняла профессию

Принятие этого факта — это первый шаг перехода. Мне кажется, нужно быть честным с самим собой и менять работу, если она не приносит столько же эмоциональной отдачи, сколько сил ты в неё вкладываешь. Но хороший коллектив — не равно подходящая лично вам работа. Мне везло с прекрасными коллективами и понимающими руководителями везде, где я работала, и я безмерно благодарна им за опыт и поддержку.

При этом важно различать просто усталость от выполнения сложных задач, жёстких сроков и глобальную усталость от того, что вы находитесь не на своём месте. Если где-то в глубине нарастает неудовлетворённость — пора задуматься. Суть как раз в том, чтобы найти «свою» работу, где вы решаете одну большую проблему за другой, ломая голову, тратя силы и нервы, но при этом дико кайфуете.

В моём случае эта стратегия сработала дважды. Если у вас сейчас нет чёткого понимания, куда двигаться, но есть желание сменить профессию, то можно попробовать действовать по схеме «у меня есть гипотеза о том, чем я хочу заниматься, и я, не откладывая, иду её проверять».

Гипотеза должна быть основана на внутренних ощущениях — какие нереализованные потребности у меня есть, что вызывает у меня наибольший эмоциональный отклик и желание действовать, что соответствует моей матрице ценностей.

Проверка в идеале должна осуществляться в максимально экстремальных условиях — желательно уйти с текущей работы (понятно, что это не всегда возможно, но это эффективнее, чем размазывать переход во времени), найти себе реальные дедлайны, связанные с этой профессией (собеседования, экзамены, фестивали, конкурсы, заявки на гранты) и углубиться в изучение области (курсы, самообразование, практика).

Также классно если вы окажетесь в окружении людей интересующей вас профессии — будете перенимать их опыт и постепенно вливаться в среду. Обязательно должно быть внешнее обстоятельство, повышенные ставки, иначе мозг будет лениться и избегать решения этой задачи.

Сначала уволилась, чтобы высвободить время, затем пошла на курс по фотографии в Photoplay и параллельно занималась фрилансом, подрабатывала у друзей. Примерно так я и действовала. Это обучение нужно было, чтобы не вариться дома в своих мыслях и сомнениях — а их было предостаточно, и чтобы начать делать хоть какие-то шаги в сторону новой профессии.

Ты ищешь что-то конкретное и извлекаешь из этого намного больше практической ценности. Когда у тебя есть реальное задание, ты уже не бороздишь просто так просторы интернета, читая всё подряд по твоей теме, и не залипаешь на YouTube. Ещё я познакомилась со студентами московских киношкол и помогала им на съёмках — это давало контакты и съёмочный опыт, а в последствии — работу.

Снова у меня был список задач и понимание, какие статьи читать, какие видео смотреть, с кем проконсультироваться. Следующим шагом было поступление в киношколу «Индустрия» — к экзамену нужно было собрать видео- и фотопортфолио и выполнить несколько вступительных заданий.

У меня были контакты операторов, с которыми я работала в рекламе, — они могли ответить на вопросы, подсказать книги, фильмы, статьи или просто дать совет. У меня не было репетитора или ментора — в этой профессии репетиторов не существует, менторы в теории могут быть у начинающих операторов. К этим же талантливым ребятам я приходила на площадки и смотрела, как они работают, почему принимают именно такие решения, как рассуждают.

Летом сняла свой первый клип. Во время учёбы я получила много съёмочного опыта и реализовала творческие проекты. Ментально для меня переход завершится, пожалуй, когда я начну получать от этой профессии финансово больше, чем в неё вкладываю. Но думаю, что я всё ещё нахожусь в состоянии перехода — в этой профессии вообще можно всю жизнь учиться и быть в движении, что мне дико нравится. Надо продолжать работать. Это сложный период во всех отношениях, но от него никуда не денешься.

Зимой буду снимать короткий метр, летом — заявку на полный метр. Сейчас я учусь на последнем курсе в киношколе на операторском факультете, параллельно подрабатываю фокус-пуллером и камерменом, снимаю творческие проекты. В новому году планирую собрать шоурил и начать снимать рекламные ролики — в каком-то смысле возвращаюсь к истокам.

#сменилисферу


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Экзопланета испаряется. И по космическим меркам – очень быстро!

И очень быстро – по космическим меркам, бьют тревогу астрономы. Экзопланета почти в 100 световых годах от Земли исчезает. «Это говорит о том, что планеты могут терять значительную долю всей своей массы», говорит Дэвид Синг, профессор астрофизики Университета Джона Хопкинса, ...

#Видео | Нейронная сеть генерирует фото несуществующих людей

Компания NVIDIA пошла дальше, и использовала похожий алгоритм для создания лиц людей, которых не существует. В октябре 2018 года подразделение Google под названием DeepMind создала нейросеть BigGAN для придумывания фотографий. Дело в том, что сгенерированные компьютером портреты ничем не отличаются ...