Главная » Хабрахабр » IT-курсы: что остается за кадром

IT-курсы: что остается за кадром

Мы разрабатываем курсы для будущих программистов. Всем привет, меня зовут Евгений Картавец, я руководитель отдела обучения IT-портала GeekBrains. Я расскажу вам, как среди практикующих программистов мы отбираем преподавателей и с чем сталкиваемся при создании курсов. При их создании мы опираемся на опыт практиков отрасли и стремимся дать набор навыков, необходимых для устройства на работу.

Только востребованные направления

Первый — трендовость и популярность какой-то технологии. Обычно новое образовательное направление мы выбираем по двум критериям. Для анализа мы проводим регулярные опросы и делаем исследование рынка. Мы должны понять, есть ли к ней интерес, и если да, то насколько сильный. Также нам важно, чтобы по данному направлению было достаточно вакансий. Делаем email-опросы на портале, чтобы узнать, чем интересуются будущие студенты и что у них сейчас популярно. Смотрим количество вакансий, динамику открытия и закрытия. Чтобы понять спрос на специалистов, мы анализируем порталы по поиску работы — HeadHunter и другие. Если вакансий нет, мы не будем открывать курс, иначе выпускникам потом будет негде работать. Мы хотим, чтобы студенты после окончания обучения смогли трудоустроиться.

Это профессии будущего — робототехника и искусственный интеллект. Но сейчас мы готовим к запуску несколько направлений, которые выбиваются из этого правила. Эти курсы важны для тех, кто размышляет, чем будет заниматься через пару лет, кто хочет работать по актуальным и топовым профессиям. Вакансий по этим специальностям пока еще мало, но можно прогнозировать растущий спрос на них. Спрос на таких специалистов растет и будет расти.

Разрабатываем методологическую базу

Те подавали материал так, как считали нужным. Когда мы только начинали, то просто согласовывали программы курсов с преподавателями. Каждый преподаватель старался сделать занятия как можно лучше. С одной стороны, это был очень творческий процесс. Кто-то из преподавателей был звездой, а кто-то — терялся перед аудиторией. Но с другой стороны, отсутствовала стабильность. Мы хотим, чтобы студенты всегда получали продукт стабильно высокого качества, поэтому в итоге пришли к стандартизации и к подготовке учебно-методических пособий для каждого курса.

Слушатели используют их как учебник, повторяют по ним материал. Учебно-методические пособия — руководство одновременно для учеников и преподавателя. Преподаватель сверяется с методичкой, чтобы понимать очередность тем, видит, по каким вопросам нужно подобрать практические примеры, берет дополнительные задания.

Практика показала, что после внедрения УМК качество преподавания заметно поднялось. Мы взяли за основу системный подход, который применяется в вузах. По сути, они получают материал, по которому можно сразу преподавать. Преподаватели быстрее вливаются в процесс. Но упускать вопросы и задачи из методички они не могут. Чтобы глубже раскрыть сложные темы, они могут дополнять его.

Учебную программу пишет методист, а утверждает рецензент

Но потом обнаружили, что не все способны логично изложить учебный материал «на бумаге». Сначала для написания методичек мы привлекали именно преподавателей. Поэтому мы разделили их на две специальности. Люди делятся на две категории: тех, которые могут красиво преподнести, общаться с аудиторией, зажечь слушателей, и тех, которые могут понятно и просто написать.

Он садится и прописывает всё, что есть в курсе: разрабатывает программу, подбирает исходные коды программ, создаваемых на уроках. У каждого курса есть методист. Однако подготовленные им материалы не выпускают сразу в учебный процесс, они должны пройти рецензирование. Также методист готовит презентации и конспекты для преподавателей.

Благодаря ему можно избежать таких ситуаций, какая у нас произошла при разработке курса по компьютерным сетям. Зачем нужен рецензент? В классическом формате сначала рассказывают, как работает интернет на физическом уровне, как перемещаются данные. В рамках занятий нужно объяснить, что такое сетевой стек. Данные проходят много уровней вплоть до самого верхнего, на котором отправляют электронные письма и скачивают страницы. Затем разбирается канальный уровень, транспортный и так далее, вплоть до уровня приложений, на котором рассматриваются протоколы SMTP, HTTP и прочие. Его объяснение получилось очень доступным, мы сразу утвердили план лекции. Методист предложил перевернуть эту пирамиду и начать рассказ сверху вниз. Нам пришлось всё переделать и вернуться к традиционному подходу. Но когда эту лекцию стали читать другие преподаватели, материал «не лег».

Сейчас у нас двухступенчатая система подготовки учебных материалов: автор пишет, как он видит этот курс, а рецензент проверяет материалы, насколько полно с технической точки зрения подаётся информация, насколько интересно, есть ли ошибки, можно ли вести курсы по этому материалу. Поэтому теперь все материалы оценивают другие профильные специалисты-преподаватели. Методички переделываются, пока их не утвердит рецензент.

Как мы набираем команду

Первым делом мы ищем методиста, который будет разрабатывать программу. Допустим, мы хотим открыть курс «Программист Kotlin». Опыт работы по профилю должен быть не менее трех лет. При отборе методиста мы смотрим на уровень подготовки. Стараемся искать таких спецов, как, например, Игорь Симдянов, который разрабатывал и вел у нас несколько курсов. Желательно иметь публикации по теме курса и достижения в профессиональной области. Игорь — соавтор более десятка книг по программированию, в том числе библии для PHP-разработчиков — книги по PHP 7.

Мы оцениваем общий подход, глубину проработки темы и связность изложения. Методист предоставляет свое видение программы, концепцию и готовый отдельный блок методички в качестве тестового задания. Над проектом работает, как правило, несколько методистов, которые параллельно создают разные уровни курса. Если всё в порядке, человек присоединяется к команде.

Методисты и рецензенты работают совместно. Работа над курсом идет от одного до шести месяцев. Ждать, когда курс будет готов, а потом рецензировать, нецелесообразно. Материалы проверяются сразу после написания. Так мы потеряли несколько месяцев, разрабатывая курс по фреймворку Spring для GeekUniversity. Может случиться, что в курсе будет упущено что-то важное, тогда его придется переделывать. Методички по частям поступают рецензенту, который сразу даёт обратную связь. При еженедельном рецензировании такие ситуации исключены. То есть мы на раннем этапе можем понять, что есть проблемы, или что методист не может выдать хороший контент. Неподходящий материал оперативно отправляется на доработку.

Отслеживают, чтобы темы не пересекались и были согласованы. Сами методисты тоже рецензируют друг друга. Нагрузка на студентов должна плавно увеличиваться, а материалы — сбалансировано перетекать в «домашку». Мы разрабатываем сразу несколько курсов в рамках одной профессии, поэтому один уровень должен перетекать в другой. Всё это достигается только плотной командной работой. Особенно важно работать согласованно при подготовке программы, в которой студенты выполняют один большой проект в течение двух курсов.

Присоединиться к команде можно здесь. Мы всегда рады пополнить команду талантливыми программистами, которые хотят делиться знаниями.

Кто еще работает над курсом

Опыт показал, что технические специалисты прекрасно владеют предметом, но
допускают грамматические ошибки. Утвержденные учебные материалы мы передаем редакторам, которые «причесывают» текст. Над визуальным оформлением и подготовкой презентации работает дизайнер. Поэтому редакторы вычитывают пособия, проверяют орфографию и грамматику, делают материал более структурированным.

У нас есть внутренние стандарты качества курсов без привязки к специализации: Затем материалы переходят в отдел качества, в котором смотрят, что в результате получилось.

  • Должен быть соблюден баланс между теорией и практикой.
  • Теоретическая и практическая части должны коррелировать между собой.
  • Материала должно быть достаточно для углубленного изучения всеми желающими.
  • Должны быть домашние задания разного уровня сложности.
  • У каждого урока должен быть отдельный план.
  • Должны быть best practices.

Бывает, что у кого-то меняются личные или семейные обстоятельства, и он не может остаться преподавателем. Когда программа полностью готова, курс по ней могут вести уже двое — методист и рецензент. Мы в первую очередь заинтересованы, чтобы специалисты, готовившие программу, потом вели по ней курсы. Но такое случается редко. После этого анонсируем новый курс, утверждаем даты ближайших потоков и открываем запись. Часто сразу ищем дополнительных преподавателей, потому что поток студентов большой, а количество мест в группе ограничено.

Регулярно следим за качеством курса

Мы отслеживаем результаты студентов, а они оценивают преподавателей, чтобы мы могли совершенствовать учебный процесс. После старта курса работа над ним не заканчивается. Как правило, курс ведет специалист, который его писал. Отдел качества постоянно мониторит возражения, недовольства и пожелания студентов. Это наша постоянная практика — после обучения собирать пожелания и вносить изменения в программу. Поэтому обратную связь от студентов он получает с первых занятий и вносит коррективы по горячим следам.

Мы стараемся следить за этим и обновлять программы курсов по мере необходимости. Многие технологии быстро устаревают. Дополнительно отдел качества отслеживает отзывы учеников: что было сложно, а что непонятно. Для этого заказываем рецензирование у технического специалиста, который дает замечания и комментарии, что нужно улучшить и переработать. Он исправляет недочеты, вносит последние изменения. Когда объем работы и блоки для улучшения понятны, отправляем курс на доработку профильному методисту. Затем проверяет рецензент, и после его утверждения курс считается обновленным.

Пробуем новые форматы

Для них ищем прикольные, трендовые и перспективные направления, на которые еще нет бешеного спроса. Сейчас мы экспериментируем с новым форматом обучения — создаем интерактивные курсы с качественными видеолекциями. Нам важно, чтобы человек не просто считался специалистом, а мог работать по профессии. Подобрав специальность, анализируем рынок, чтобы понять, что должно входить в программу обучения, какими знаниями и навыками должен обладать выпускник. Но сейчас мы можем себе позволить делать нишевые образовательные проекты, которые будут востребованы в узком профессиональном кругу. Изначально мы выпускали курсы исключительно по мега-популярным профессиям, например, программист Java (больше тысячи вакансий). Они будут только у нас.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] Неожиданная полнота по Тьюрингу повсюду

Каталог программных конструкций, языков и API, которые неожиданно являются полными по Тьюрингу; последствия этого для безопасности и надёжности. Приложение: сколько компьютеров в вашем компьютере? — Десятое правило Гринспена Любая достаточно сложная программа на Си или Фортране содержит заново написанную, неспецифицированную, ...

[Перевод] Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты

Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ...