Хабрахабр

История советских кассетников: стационарные деки «Вильма» — творческий плагиат, инновации и дьявол в мелочах

Итак, очередной пост о яркой и неоднозначной истории советских кассетных магнитофонов. На сей раз рассмотрим стационарные модели от литовского завода “Вильма”. Отмечу сразу, что коснемся далеко не всех, но наиболее показательных и интересных экземпляров, которые ознаменовали переход от одного поколения к другому, оставили значимый след, являются коллекционной редкостью или представляют оригинальную техническую идею.

На заре своего появления компакт-кассеты, как следует из названия, разрабатывались, позиционировались и воспринимались в качестве носителя для портативных устройств. Известно, что как и на западе, в СССР портативные модели опередили стационарные, что не удивительно. Под катом о том, какими были советские стационарные магнитофоны.
Неожиданно для создателей формата его плюсы оценили не только репортеры и представители спецслужб, но и меломаны.

Пионер — глубокая модернизация и плагиат

Пальма первенства по разработке первых стационарных кассетных магнитофонов в СССР принадлежит литовскому приборостроительному заводу “Вильма”. Как и в прочих случаях с советскими новинками им предшествовало появление аналогов в капиталистических странах. Так в 1970-м транснациональная корпорация голландского происхождения Philips — разработчик и пионер компакт-кассетного магнитофоностроения выпускает Philips N 2400 — стационарную кассетную деку со встроенным усилителем и колонками.

В дальнейшем магнитофон получит другое наименование, а именно «Вильма-302-стерео». По прошествии двух лет, упростив и слегка изменив конструкцию (убрали “лишние” детали лентопротяга, выбросили счетчик ленты, отзеркалили расположение функциональных элементов), появляется и советский стационарный первенец под названием “Вильма-Стерео”. RMS ок. Переработке также подвергся усилитель, мощность которого упала в полтора раза (RMS Филипса составлял 10 Вт, номинальная мощность советского изделия 2 Вт — т.е. 7 Вт).

Philips N 2400 образца 1971-го года, открытой АС в комплекте


«Вильма-302-стерео» образца 1972-го года, открытой АС в комплекте

Для 1972-го года в СССР — сегодня это равносильно выпуску аналога iPhone X в России. Главной инновацией продукта является даже не стационарный форм-фактор и усиление, основной провыв в другом — это первый серийный стереофонический кассетный магнитофон.

Совершенно естественно, что устройство сделано на рассыпухе, для уменьшения габаритов использованы распространенные в то время германиевые транзисторы. Несмотря на стереофоничность, стационарность, наличие АС и прочие особенности, магнитофон заимствует ряд особенностей у дизайна портативных моделей, впрочем как и его зеркальный прототип из Голландии. Лентопротяг бесхитростный однодвигательный, надежный, но основательно жующий плёнку, уже после первых 10 месяцев работы.

Они также были заимствованы у оригинального Philips и также несколько видоизменены. Отдельного внимания заслуживает АС, которой оснащался стационарный первенец Это вполне себе годные для того времени двухполосные полочники с открытым акустическим оформлением, оснащенные двумя динамическими громкоговорителями: 4ГД-8Е и 1ГД-28.

Стереофонический пионер обладал следующими техническими характеристиками:

  • скорость протяжки ленты 4,76 см/сек;
  • коэффициент детонации 0,4%;
  • выходная номинальная мощность 2х1 Вт;
  • рабочий диапазон частот 63...10000 Гц;
  • уровень помех 40 дБ;
  • масса 4 кг;
  • цена магнитофона с акустикой составляла 275 рубля (3 зарплаты молодого специалиста или полторы зарплаты руководителя среднего звена).

Интересны также внушительные размеры АС 376х260х190 мм, масса которой составляла 5 кг. Инженеры того времени помнили и реализовывали принцип: “чем больше АС, тем лучше).

Выпуск этого устройства начался в 1973-м году. Один из вариантов магнитофона выпускался в урезанном моно-варианте и назывался «Вильма-303». Был использован приём удешевления, который сегодня часто применяют при разработке смартфонов. Обрезанная версия появилась в связи с необходимостью в недорогом стационарном магнитофоне, решили пожертвовать стереофонией. Выпускают устройство в корпусе, внешне неотличимым от флагмана, но с катастрофически урезанным функционалом.

Это стало причиной управленческих решений, благодаря которым в СССР началось массовое производство стандартных магнитофонов. Несмотря на относительный успех первого стационарного магнитофона, потребительские запросы продолжали расти.

«Вильма 001» — магнитофонне для всех

Время шло, и к началу восьмидесятых в очередной раз возникла потребительская необходимость в современной кассетной деке высшего класса сложности. Традиционно первыми в разработке такого рода устройства стал завод «Вильма» в Вильнюсе. В 1982-м году появились первые серийные образцы флагманской деки. По ряду сведений, устройства не попали в крупную серию, но оставили неизгладимое впечатление у всех, кто имел с ними дело.

Несмотря на это распространённое суждение, хочу отметить, что компоновочная схема, лентопротяг, а также реализация управления на интегральной микросхеме в 1982-м не были принципиально новыми решениями. Считается, что конструкция и схемотехника этой разработки была оригинальной. Дизайн устройства также не представляет из себя чего-то инновационного для 1982-го года, кассетные деки того времени от именитых компаний AKAI, SONY, Matsushita Electric были очень похожи на советский флагман.

Характерной чертой механизма также стали два ведущих тонвала и целых 3 двигателя. Интересно, что был использован лентопротяжный механизм производства и сборки Grundig, который оснащался двигателями компании SONY с кварцевой стабилизацией частоты, а также закрытым трактом. Тракт магнитофона оснащался сразу тремя магнитными головками, что также не было характерно для прочих советских магнитофонов.

Лентопротяг в свою очередь получил цифровое программное управление. Юзабельность девайса серьезно улучшили квазисенсорные кнопки. Также функциональным новшеством в советском кассетном магнитофоностроении стала автоматизация калибровки тока записи и подмагничивания, которые отображались на специальном люминесцентном индикаторе.

Для подключения других устройств в деке предусмотрели две дополнительные сетевые розетки, которые в свою очередь оснащались встроенным таймером. Также принципиально новым и почти незнакомым советским пользователям стало оснащение устройства беспроводным пультом дистанционного управления.

Для отображения уровня сигнала, программ и текущего времени были использованы газоразрядные индикаторы. Помимо минимально необходимых воспроизведения, записи, паузы и перемотки в «Вильму 001» были включены функции, которые даже на Западе станут обыденностью лишь спустя десятилетие, а именно: обзор треков, поиск по паузам.

Один из пользователей vegalab оценил стоимость магнитофона в 2 мотоцикла “Ява” с объемом двигателя 360 кубических см. По некоторым данным, в 1982-м году чудо-магнитофон продавался в московском магазине «Орбита» на Смоленской площади и стоил 1900 руб, при средней месячной зарплате по СССР около 150 рублей.

Учитывая класс сложности, могу предположить, что советские инженеры добивались максимально возможных на тот момент характеристик. Ввиду редкости модели достоверных данных о спецификации нам обнаружить не удалось. Сегодня эта модель востребована у коллекционеров, как сравнительно редкая. Возможно, это первый советский магнитофон, сделанный не на рассыпухе, а на базе нескольких чипов, что, пожалуй, добавляет культовости его статусу.

Говорим Вильнюс, подразумеваем Львов

1982-й год порадовал советских меломанов ещё одной стационарной декой, которая относилась к высшему классу сложности, а именно «Вильма-010-стерео». Это также опытно-экспериментальное устройство, которое также первоначально выпускалось Вильнюсским приборостроительным. Но в отличие от “001” она выпускалась более крупной серией, а потому сведений о ней значительно больше.

Эта дека была одним из первых советских магнитофонов, где применили двухдвигательный лентопротяг с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Предшественником 010-й деки и её почти полным конструктивным аналогом был магнитофон первого класса сложности «Вильма-102-стерео», выпуск которого был начат за год, в 1981-м. Оные стали визитной карточкой премиальных моделей советских кассетных дек.

Комбинированная магнитная головка записи-воспроизведения, предположительно, была японского производства. В этой модели основательно отказались от рассыпухи и построили электронику на базе специально разработанных кремниевых интегральных микросхем. Как и ультрапремиальная модель 001, «Вильма-102-стерео» оснащалась индикаторами среднего и квазипикового уровня сигнала, которые работают как при записи, так и воспроизведении.

Позже, по слухам, была разработана советская копия, что, опять же по слухам, окончательно добило легендарную фирму Ernst Plank, которая бесславно прекратила свое существование в 1985-м году. Известно, что в этой и аналогичных моделях изначально использовался немецкий (ФРГ) лентопротяг от компании Ernst Plank. Среди редких в советской технике функций также значились автостоп, устройство выборки ленты и счетчик расхода. Существенным достижением можно считать собственную систему устранения помех при переключении режимов и применение компандерного шумодава ''Dolby-B'”.

Так, после установки более совершенной элементной базы, характеристики устройства существенно улучшились.
В частности, был расширен частотный диапазон рабочих частот — 1,5... В «Вильма-010-стерео» конструктивно ничего не меняли, но существенной модернизации подверглась электронная часть устройства. Также были отличия в конструкции прижимного ролика заднего вала. 18000 Гц (в версии 102 верхняя граница не превышала 14000), коэффициент детонации составил 0,15% против 0,17% у 102-й модели.

Каи большинство магнитофонов Вильнюсского завода, 010-я и 102-я модели страдали качеством сборки и отдельных комплектующих. Несмотря на все эти почти уникальные для советской техники и редкие для западной особенности, в бочке меда оказалось густая и большая ложка дегтя. В связи с этим у пользователей, заплативших несколько среднестатистических месячных окладов за звуковоспроизводящие устройства, возникал гнев и недоумение, когда недавно купленную вещь приходилось долго и муторно ремонтировать.

Через непродолжительное время флагман начинал пережевывать плёнку и далеко не всегда от этого спасала стандартная процедура очистки. Народные флагманы требовали замену пассиков уже через год работы, в лентопротяге разваливались и деформировались ролики, которые производились из недостаточного стойкого к механической нагрузке полимера.

50-летия Октября. Через два года после Вильнюса производство перспективной модели освоили на львовском ПО им. Что интересно, инженеры украинского предприятия быстро выявили проблемы литовской разработки и устранили ряд проблем.

Ролики, выполненные из резины, также практически не подвергались износу и деформации. Так, по отзывам меломанов советской эпохи, у львовских дек, названных «Феникс-010-стерео» (так как планировалось использовать последнюю в стереокомплексах “Феникс”), в отличие от литовских аналогов были очень надежные пассики. Да и в целом все литовские детские болезни с успехом решили во Львове.

Со временем от них отказались, к 1986-му году и украинское и литовское производства были свернуты. Несмотря на наполеоновские планы, ни “Вильмы”, ни”Фениксы” не пошли в большую серию, были малочисленны, а в связи с высокой стоимостью ещё более не доступны. Модель послужила основой для множества аналогов от «Вильмы» и других советских предприятий.

Итог

Отзывы тех, кто использовал “Вильмы” в те годы, оставляют желать лучшего. Несмотря на это, анализ моделей, которые создавались этим заводом в 70-е — 80-е годы, говорит о том, что инженеры предприятия хорошо разбирались в актуальных технических тенденциях и шли, что называется “в правильную сторону”. Литовские конструкторы стремились создавать оригинальные модели, внедрять смелые и передовые идеи и даже при копировании вносили авторские изменения.

Убийственно влияли на качество мелочи, такие как материал роликов, свойства пассиков, а также проблемы с контролем качества сборки. Проблемой “Вильмы” стали не ошибки в проектировании и не плохая комплектация. «Вильма — Феникс-010-стерео», если не превзошел зарубежные аналоги, то смог дотянуться до их уровня, при общем отставании СССР в такого рода разработках. При этом надо отдать должное разработчикам “Вильмы”, а также Львовским инженерам, доводившим до ума некоторые их разработки.

Использован фото контент:
retrotexnika.ru
www.rw6ase.narod.r
www.radiomuseum.org
А также фото техники из коллекции Валерия Еремина

В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации. Джинса
Мы торгуем электроникой.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть