Главная » Hi-Tech » История Рунета за десять минут

История Рунета за десять минут

Когда с тобой случился первый бизнес и что это было?

Идея мне понравилась, но для учёбы нужно было за два последних года пройти, помимо обязательных предметов, десять спецкурсов. Осенью 1996 года я учился на четвёртом курсе Физтеха, а друг, работавший в то время в страховой компании, предложил открыть свою страховую. Чтобы освободить время и заняться бизнесом, мы прошли за один семестр все нужные спецкурсы.

После нескольких неудач нам объяснили, что у обычных людей без связей это сделать не получится. Потом зарегистрировали компанию и долго пытались получить лицензию для страхового бизнеса. Сейчас всё это настолько просто, есть сервисы — начинающий предприниматель может вообще ничего не понимать в бухгалтерии и сосредоточиться на бизнесе. Но желание заниматься бизнесом уже прочно закрепилось в моей голове. Тогда я получил бесценный опыт работы главным бухгалтером.

Как родители отнеслись к тому, что ты предприниматель на всю голову?

Я не вернулся, потому что считаю, что в бизнесе реализовал то, о чём говорила мама в отношении науки: наука — это когда ты удовлетворяешь своё любопытство, а тебе за это платят деньги. Они воспринимали это спокойно, но считали, что моё стремление к бизнесу — это баловство, и рано или поздно я вернусь к науке. На первых порах количество этих денег в науке и «бизнесе» было соизмеримо — о сверхприбылях и речи не было.

Как ты попал в интернет-маркетинг?

Там случился первый опыт создания страниц для сайтов. На последнем курсе института я работал в компании, которая занималась автоматизацией торговли и ресторанов. Мой брат Степан (он на четыре года старше меня и тоже окончил Физтех) работал в отделе маркетинга металлопрокатной компании.

Я не понял, что это, но с детства знал, что все его затеи — классные, и согласился. Мы решили открыть агентство. Весной 1999 года я получил диплом, и брат предложил заняться маркетингом в интернете. Первое собеседование, с программистом, проходило в машине — офиса у нас ещё не было.

Довольно долго работали вчетвером — с программистом и дизайнером. Мы начали продавать услуги создания и продвижения сайтов.

Самая большая и болезненная инвестиция в его создание — 120 долларов за домен, таких свободных денег у нас не водилось. Сайт себе сделали только спустя год. Вообще денег в этой сфере было мало.

Как отслеживали эффективность вашей работы? Какие клиенты были у агентства тогда?

Пока не было особой конкуренции, мы предлагали ещё и хостинг — купили системный блок и разместили его в серверной, которую сейчас серверной назвать сложно — это была маленькая комнатка без кондиционеров, в ней стояли столы с системными блоками тех, кто платил чуть дороже, а тех, кто экономил — на полу. Когда мы договаривались с клиентом о создании сайта, вполне обычным делом была просьба провести в офис интернет и купить компьютеры («вы же интернетом занимаетесь»). Как нам говорили провайдеры, в этой комнате размещалась примерно половина российского интернета. Напротив нашего сервера стояла стойка, на которой размещался поисковик Апорт. В соседней комнате сидели обе девочки, которые регистрировали в домены в зоне ru и su.

Поскольку это был малый бизнес, и у него не было лишних денег, чтобы взять и вложить их просто так. Мы с самого начала работали в основном с теми клиентами, которые измеряли эффективность маркетинга. Один из первых наших клиентов считал эффективность в сантиметрах — измерял в начале и конце месяца толщину пачек стодолларовых купюр, которые заработал интернет-магазин. С учётом технологий тех лет методы были достаточно примитивные: в основном выделяли отдельный номер телефона для сайта и так считали клиентов — это была первая версия коллтрекинга.

Первый договор и фото с корпоратива агентства Siniloc

Что уж говорить, многие компании в провинции до сих пор так считают. Из аналитики в те годы были счётчики вроде Рамблер топ-100, они показывали количество посетителей и просмотров сайта («хиты» и «хосты»), и на сайтах можно было встретить десяток таких счётчиков, многие считали, что это круто.

В числе первых сервисов аналитики появился SpyLOG, были ещё какие-то, но все попытки их использовать возвращали нас к нашей разработке. Для отслеживания эффективности работы мы сделали собственную систему аналитики — она хранила данные о посещаемости сайта, том, кто отправил заказ и с какого источника он пришёл, и за много лет до появления модуля электронной коммерции мы сохраняли, на какую сумму был сделан заказ. «Яндекс.Метрику» создали только спустя девять лет — в 2009-м, только с её развитием мы смогли отказаться от своей системы.

Первые визитки известных персон Рунета

А конкуренты были?

Чаще случалось так, что, когда мы уже должны были подписывать договор с клиентом, он звонил и говорил: «У меня сын в Ворде сделал хтмл-страницу, в принципе нам этого достаточно». Конкуренции в виде других агентств не ощущалось.

Что тогда понимали под продвижением сайта?

Тогда это ещё не называлось поисковой оптимизацией. Весной 2000 года мы подписали первый договор, в котором обязались вывести сайт на первые позиции в результатах поиска. В 2002 году прошла первая конференция «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», она же «Ашмановская» — можно сказать, это было начало эпохи SEO.

На конференции в 2003 году я случайно сел в зале рядом с руководителем поиска «Яндекса» Александром Садовским. Так и познакомились.

Какие сайты были в моде в начале нулевых?

В гостевой книге обычно было несколько тестовых сообщений и сообщений от друзей создателя сайта («классный сайт, молодец, Вася»). Сайты были забавные — обязательно были гостевая книга и часто задаваемые вопросы. Часто разработчик уделял целый раздел рассказу о себе, и в какой-то момент могло оказаться так, что этот раздел становился больше, чем сам сайт.

На сайтах писали, что он работает круглосуточно. Мало кто понимал, зачем нужен сайт, но все думали, что это очень круто.

Это был хороший период тематических порталов, потому что у многих компаний не было сайтов, и на одном портале можно было собрать информацию про несколько компаний одной сферы, а присутствие на портале конкурентов мотивировало другие компании разместиться там.

Кто-то из бывших коллег брата сделал тематический портал по металлопрокату, а мы создали проект по торговому оборудованию (я работал в этой сфере и знал участников рынка).

Как развивали этот проект?

Организаторы выставки сильно озадачились, что у нас за проект и даже спрашивали, как мы считаем, исчезнут ли выставки с появлением интернета. В сентябре 1999 года выставлялись с ним на выставке «Торговля и склад». На самой выставке все удивлялись, что стенд принадлежит сайту, а вместо названия компании — домен.

Для портала мы выбирали имя из десятка трёхбуквенных адресов — остановились на адресе tot.ru (торговое оборудование и технологии). Сейчас он висит у меня без дела, надо бы продать.

Портал прожил лет восемь — мы его закрыли, потому что он требовал большого объема работ по контенту, а наши приоритеты в бизнесе были на тот момент другими.

Также с него к нам приходили за сайтами клиенты из этой отрасли. Мы его показывали как пример сложного сайта клиентам, многие эксперименты с поисковой оптимизацией проводили именно на нём, сайт полностью окупался.

Вы занимались только поисковым продвижением?

К тому времени мы уже сделали несколько интернет-магазинов, и у нас была собственная CMS, из которой мы впоследствии сделали конструктор. Летом 2001 года мы поняли, что можем быстро создать интернет-магазин, вывести его в топ и получать заказы, в то время как согласовывать сайт с клиентом (особенно дизайн) гораздо дольше.

Быстро наполняли сайт товарами, иногда даже без фото и описания — этого было достаточно для начала продаж. Стали сдавать интернет-магазины в аренду. Некоторые клиенты приходили к нам за советом, что лучше начать продавать, потому что было всё равно, что продавать — нужно было только договориться с поставщиком и прийти к нам. Принципиально не согласовывали дизайн, иногда даже стартовали сайт без предоплаты — клиент платил нам абонентскую плату, вообще не занимаясь сайтом.

В то время у нас было большое количество сайтов и интернет-магазинов, которые мы сдавали в аренду. В декабре 2003 года мы стали размещать на главной странице нашего сайта ссылки на запущенные проекты и обнаружили, что благодаря этим ссылкам сайты быстро поднимались в поиске на первые позиции. Помню, как мы решали, в каком порядке будут восемь наших интернет-магазинов бытовой техники размещаться в Яндексе по запросу «холодильники». На их основе я сделал автоматизированную систему расстановки ссылок на наши проектах, которая позволяла нам буквально за пару недель выводить сайт на первые позиции практически по любому запросу.

Но летом 2005 года Яндекс начал быстрее индексировать главные страницы сайтов. Чтобы как можно дольше сохранять эту технологию в тайне, а тогда о таком использовании ссылок мало кто знал, мы специально размещали бесполезные ссылки на эти же сайты в сотнях каталогов и форумов. В итоге и желающих использовать ссылки для поисковой оптимизации сильно прибавилось. Конечно, это ускорило выход наших новых проектов на первые позиции, но вызвало волну обсуждений на тематических форумах, как же сайт за неделю мог попасть в топ по конкурентным запросам типа «пластиковые окна».

Почему свой магазин не сделали?

Руководствовались принципом, что во время золотой лихорадки нужно продавать не золото, а лопаты.

Почему продавать в интернете было так просто?

В первых магазинах владелец сам занимался всем — от работы с поставщиками до обработки заказов и доставки, все работали в чёрную. Товары в онлайн-магазинах стоили намного дешевле, чем в обычных, поэтому продажи шли хорошо. Мы им объясняли, что этим они раскручивают скорее поисковики — люди привыкали, что в Яндексе или Рамблере можно найти товар дешевле, и название магазина не имело никакого значения, поэтому за повторной покупкой не возвращались. Многие делали минимальную наценку в надежде на то, что на этом раскрутятся. Когда нужно было масштабироваться, нанимать сотрудников, получалось далеко не у всех, потому что нужно было повышать цены.

Что продавали ваши клиенты?

У них интернет был только дома по модему, но муж поверил в то, что интернет — это любопытно, и надо попробовать. Первым нашим арендатором стал магазин бытовой техники на ВДНХ, им занималась супружеская пара, мы сами на них вышли. К нам стали приходить другие продавцы с ВДНХ с запросом «сделайте нам как у Лены с Колей». Через несколько месяцев они отказались от аренды торговой точки и вдвоём в небольшом офисе обрабатывали заказы, а через три месяца, зайдя к друзьям в павильон, увидели, что часть клиентов приходят к ним с распечаткой их сайта.

Тот самый сайт «Лены с Колей»

Билетов на концерты. Ещё мы делали интернет-магазины электроники, спорттоваров, стройматериалов.

Кажется, они были всегда... Агрегаторов билетов тогда ещё не было?

У нас же идея возникла спонтанно в преддверии какого-то концерта. Через пару месяцев после открытия онлайн-продаж билетов меня позвал на встречу основатель сервиса Партер.ру — оказалось, они долго и серьёзно готовились к запуску и не ожидали появления конкурентов.

Договорились работать за проценты с продаж — это мотивировало нас активнее работать и проводить разные эксперименты. Мы предложили знакомому, работавшему в концертной компании, попробовать продавать билеты в интернете. К старту рекламной кампании она уже успевала проиндексироваться, и когда люди слышали по радио, что будет концерт Roxette, набирали в поисковике и попадали на наш сайт. Например, поскольку мы знали о грядущем концерте чуть заранее — от момента подписания контракта до старта официальной рекламы, то и страницу на сайте делали раньше, и выкладывали ещё без цен, дат и прочих подробностей.

Для сайта bestshow.ru мы сделали даже емейл-рассылку 😉

Точек соприкосновения мы тогда не нашли, но они «помогали» нам с рекламой — запускали рекламу о концерте, в которой говорилось: «Билеты на сайте Партер.ру». Основатель Партер.ру говорил на встрече, что скоро все билеты будут продаваться только через их сервис. Люди не запоминали сайт, шли в поиск, и находили первым наш сайт.

Как шли дела с магазинами в аренду?

Некоторые ругались, что всё плохо, и не платили. Многие клиенты боялись говорить, как идут продажи, чтобы мы не подняли цены. Но когда отключали сайт за неуплату, тут же приходили деньги и просьба вернуть «как было». Мы сами не могли достоверно проверить, насколько всё плохо, потому что большая часть заказов была по телефону.

Подняли в три раза, и отвалились только два клиента. Как-то за месяц мы открыли 18 новых магазинов и все-таки решили поднять цены. Аренда обходилась магазину 15000-25000 рублей в месяц.

Подарок коллег, чтобы Алексей мог быстрее отвечать клиентам, сколько будет стоить интернет-магазин

Мы давали рекламу в печатном журнале «На стол руководителю», а на встрече с потенциальным клиентом выслушивали пожелания и честно говорили: «Сайт, который вам нужен, делать минимум месяц, а то и полгода, и вы не получите сразу то, что хотите. Осенью 2004 года мы сделали такую же услугу по аренде сайтов. Ещё через неделю вы получите первые звонки, а по итогам месяца решите, нужен ли вам этот сайт или нужно всё-таки делать свой». Мы предлагаем запустить сайт через неделю. Большинство оплачивало и продлевало сотрудничество. Мы даже не брали предоплату, и спустя месяц выставляли счёт.

К тому времени появилась контекстная реклама, к нам пришли крупные клиенты. Закрыли мы эту услугу в 2006 году, когда требования поисковых систем к контенту сайта ужесточились, быстрое продвижение стало невозможным. На тот момент в агентстве работали пять человек — мы с братом искали клиентов и делали сайты, три девушки из службы поддержки, а штат программистов и дизайнеров сократили, потому что работали только на конструкторе.

Что было дальше?

Мы брали у офлайн-магазинов выгрузку для «Яндекс.Маркета», открывали интернет-магазин и выводили его в топ, подключали коллцентр, который работал с обращениями (это помогало лучше анализировать, откуда приходили клиенты), и передавали готовые заказы в магазин, получая вознаграждение. В продолжение темы с услугой аренды сайтов мы запустили сервис «Авинторг» — название расшифровывалось как «автоматизация интернет-торговли».

Проценты с продаж в интернет-магазине игрушек «Бомбино-Шоп» приносили нам в несколько раз больше денег, чем услуга по продвижению такого сайта

Мы подумали, что нужно либо самим заниматься электронной коммерцией и продавать, либо делать рекламу для тех, кому это действительно нужно. Закрыли сервис через год, в 2009 году, когда поняли, что бизнес плохо масштабируется — с ростом заказов магазины начинали повышать цены, хитрить со статусами заказов, переставали заморачиваться с подготовкой контента, и считали, что если у нас так круто получилось, значит, они могут сами сделать так же.

А потом?

В этой ситуации нам на руку была ставка на отслеживание эффективности. Экономический кризис 2009 года закономерно привёл к росту интереса рекламодателей к повышению эффективности рекламных кампаний. К нам стали обращаться крупные клиенты, которые до кризиса не анализировали рекламные кампании в интернете, но столкнулись с необходимостью оптимизации рекламного бюджета.

В 2010 году мы окончательно отошли от задачи продвижения сайтов в топ выдачи поисковых систем и сосредоточились на ведении и аналитике рекламных кампаний с точки зрения бизнес-показателей — выручки, количества заказов, возврата вложений в рекламу.

Спустя 11 лет работы название «Синилок» сменили на ISEE Marketing

Это была своего рода мечта — нам казалось, что это круто иметь красивый просторный офис в самом центре Москвы. В октябре 2011 года офис агентства переехал на Пушкинскую. К тому времени я перебрался жить из Москвы в Черноголовку Московской области. Но мы быстро поняли, что никаких преимуществ это не давало, а потеря времени на пробки и поиск места на парковке даже мешала работе. Это было очень сложное решение. И решил перевезти офис туда же.

Плюсы, минусы, подводные камни переезда в Подмосковье?

Подводные камни — разве что психологически сложно было начинать на новом месте. Минусов пока не нашёл. Мы берём человека, который хорошо справился с решением математических задач со звёздочкой на собеседовании, и быстро обучаем его всему, что нужно для работы. С новым коллективом проблем не было вообще — в наукограде много жителей с хорошим образованием, а ездить каждый день на работу в Москву не все могут и хотят.

Аренда и содержание офиса в Подмосковье в разы дешевле, чем в Москве. Плюсов масса. Когда мы съезжали с Пушкинской, арендодатель вернул часть денег за оставшийся месяц — их хватило на первый месяц аренды нового офиса.

За окнами офиса ISEE Marketing лес, в пяти минутах ходьбы — озеро

Экономия времени на дорогу позволяет не только лучше высыпаться утром и проводить много времени с семьёй после работы, но и существенно сказывается на производительности труда. В Черноголовке все сотрудники ходят на работу пешком, потому что живут рядом. А это очень важно при нашей схеме работы, когда мы продаём клиентам часы работы специалистов.

Корпоративы проводим в Черноголовке или окрестностях — вариантов хватает. На встречи с клиентами мы выбираемся в Москву или общаемся по скайпу.

Сейчас агентство всё так же занимается привлечением клиентов из интернета. После переезда в Черноголовку я понял, что не хочу больше в круглосуточном режиме участвовать в текущей работе агентства, и выстроил работу так, что команда может справиться и без моего участия, а я могу гордиться их результатами и заниматься вопросами стратегического развития и запуском новых проектов.

Как получилось так, что без тебя сейчас не обходится ни одна уважающая себя конференция по интернет-маркетингу?

Первые 200 докладов дались непросто, но это как раз тот случай, когда любой опыт помогает. Я начал участвовать в отраслевых конференциях как спикер в 2008 году. В своих докладах я обращаю внимание на глупые и смешные типичные ошибки на сайтах — получается через юмор передать аудитории свои мысли о том, как делать нельзя.

В это время я появляюсь в офисе пару раз в месяц — в остальное время курсирую между аэропортом «Шереметьево» и Сочи, Иркутском, Ижевском, Пермью, Тюменью и другими городами, в которые зовут выступать. «Сезон конференций» — март-апрель и октябрь-ноябрь. Составлять график перемещений крайне интересно, когда за неделю нужно побывать в Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Краснодаре или выбраться из отпуска в водном походе по Карелии через Мурманск в Ульяновск.

Собрал «Крокус Сити Холл»

Для этого пришлось пролететь 112 тысяч километров и 73 раза выступить в 30 городах. В прошлом году аудитория моих выступлений превысила 30 тысяч человек. Я рад, что мой опыт помогает предпринимателям.

#навсюголову


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Стартап дня: BidX1 — ирландская компания с аукционами по розыгрышу недвижимости

Стартап дня: BidX1 — ирландская компания с аукционами по розыгрышу недвижимости — Торговля на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Описания лотов выставляются на сайт заранее — у потенциальных ...

От чего упал «Союз»? Расследование нашло виновных

Но выйти на орбиту ему не удалось. 11 октября состоялся плановый запуск «Союза-МС-10» с ракетой-носителем «Союз-ФГ». Затем сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Авария произошла на 119-й секунде при отделении боковых блоков первой ступени от центрального ...