Hi-Tech

История руководителя PepsiCo Индры Нуйи, которая нашла спасение компании в здоровой пище

Индра Нуйи. Фото: Youth Incorporated Magazine

Она работала в корпорации 24 года, из которых 14 лет была руководителем. 3 октября 2018 года глава PepsiCo Индра Нуйи уйдёт в отставку. До начала 2019 года Нуйи сохранит пост председателя совета директоров, чтобы передать дела и стратегию развития компании.

Аналитики считали, что её нужно уволить ещё в 2012 году, но Нуйи смогла доказать, что здоровая еда и качественный дизайн — не ошибки, а спасение компании.

Детство

Мать вела хозяйство и воспитывала детей. Индра Нуйи родилась 28 октября 1955 года в семье банковского служащего в Мадрасе в Индии.

Мать спрашивала их, что бы они сделали для улучшения мира, став актрисами, политиками или бизнесменами. С детства родители Индры Нуйи воспитывали в дочках целеустремленность, самостоятельность и желание думать о будущем. Выслушав ответы, мама объявляла победительницу.

Её свободолюбивый характер и увлечения остаются с ней на протяжении всей жизни. Нуйи изучала английский язык, играла в крокет и участвовала в девичьей рок-группе. Например, будучи топ-менеджером PepsiCo, она купила несколько гитар и устроила с коллегами концерт.

Каждое утро нужно просыпаться со здоровым страхом, что мир изменился. Мы не можем сидеть спокойно. Нужно меняться и быть более гибким, чем кто-либо другой.

Индра Нуйи

глава PepsiCo

Начало карьеры

Это одно из немногих высших учебных заведений Индии, в котором можно получить диплом MBA — магистра делового администрирования. После школы Нуйи училась в колледже Мадраса, а затем в Индийском институте менеджмента в Калькутте.

Первой официальной работой стала должность продакт-менеджера текстильной компании Mettur Beardsell. Нуйи начала работать ещё студенткой, продавая рекламные площади в газете. Первой её задачей на новом месте стало продвижение женских гигиенических прокладок Stayfree, что было тяжело, учитывая культурные особенности Индии. Карьеру продолжила в отделении фармакологической компании Johnson & Johnson в Мандрасе.

Рекламировать в Индии средства личной гигиены — всё равно, что рекламировать в России безалкогольную водку. Это был восхитительный опыт.

Индра Нуйи

Она сдала вступительные экзамены, получив право на максимальную стипендию. Однажды Нуйи увидела рекламу Йельской школы менеджмента в Америке, и ей захотелось поехать туда. Но в будущем она всё равно смогла выйти замуж за индийца Раджу Нуйи, который отказался от работы в HP ради неё. Родители дали согласие на поездку, но по индийским традициям это лишило бы её возможности брака.

Фото: Business Insider

Она пыталась соответствовать сверстникам и устроилась на ночную работу, чтобы накопить денег на брючный костюм. Во время учёбы за границей Нуйи обнаружила, что почти все её сверстники ходили на собеседования в официальной западной одежде.

Она чувствовала себя некомфортно и провалила собеседование. Европейская одежда оказалась ей непривычна, Нуйи в ней не разбиралась и выбрала за $50 костюм из некачественных материалов с короткими брюками и желтыми сапогами. Преподаватели в университете посоветовали ей не пытаться стать «европейской женщиной», а оставаться собой и придерживаться удобного и комфортного для неё стиля.

Принцип «быть собой» стал основным в её карьере. На второе собеседование девушка надела традиционную индийскую одежду сари и получила работу стажёра в компании Boston Consulting Group. Она проработала в BCG шесть лет, возглавив направление проектов по международной корпоративной стратегии компании.

Каждый год в этой сфере – как три года в корпорации. Я проработала в Boston Consulting Group 6,5 лет. Когда у тебя много проблем и много клиентов, ты растёшь очень быстро.

Индра Нуйи

С 1990 по 1994 год она работала в компании Asea Brown Boveri — на должности директора корпоративной стратегии Нуйи объединяла 15 разноотраслевых компаний в одну. В 1986 году Motorola предложила Нуйи стать сотрудником, она согласилась и к 1990 году стала директором корпоративной стратегии и вице-президентом компании.

Она согласилась заняться стратегическим развитием PepsiCo, чья прибыль падала. В 1994 году за Нуйи соревновались две компании — PepsiCo и General Electric.

Работа Нуйи в PepsiCo

Они вызывали негатив у других игроков ресторанного бизнеса, которые отказывались продавать у себя продукцию Pepsi из-за невозможности конкурировать. Одной из главных проблем PepsiCo был дочерний бизнес — рестораны быстрого питания Taco Bell, KFC, Pizza Hut, в которых продавалась продукция компании. К тому же руководство PepsiCo не могло следить за качеством обслуживания: оно падало, сокращая поток посетителей.

Brands), а затем продала её. Нуйи предложила реструктуризировать компанию и выделила ресторанный бизнес в отдельную компанию — Tricon Global Restaurants (в 2002 году переименованную в YUM! Brands входит в список 500 крупнейших компаний США. Сейчас YUM!

Фото: Business Insider

Но, по словам Нуйи, новый капитал от натуральной продукции гораздо надёжнее. После продажи PepsiCo потеряла $10 млрд доходов, которые вернулись только спустя 10 лет.

На совещаниях она призывала к изменению стратегии развития, считая, что популярность сладких газированных безалкогольных напитков скоро снизится и нужно подготовить к этому компанию. Нуйи занималась статистикой и аналитикой.

Спросом пользовались холодные чаи, соки, энергетические и спортивные напитки. Нуйи оказалась права: в 2008 году в США впервые за 50 лет упал спрос на сладкие безалкогольные напитки, а на территории школ и кампусов запретили продавать газировку в целях борьбы с ожирением.

Индра считала, что газировку пьют после десяти утра, а после пробуждения люди предпочитают соки. Руководство услышало Нуйи: в 1998 году она возглавила сделку по приобретению крупнейшего в мире производителя соков Tropicana.

Он занимал 86,3% рынка спортивных напитков в США. Позже в этом же году PepsiCo вышла на рынок спортивных напитков, купив Quaker Oats Company — владельца самого популярного бренда спортивного питания Gatorade. PepsiCo опередила в покупке Danone и Coca-Cola, заплатив за Quaker $13,4 млрд.

Бренды PepsiCo. Источник: Estrade

Нуйи прошла несколько «ступеней» на пути к должности главного исполнительного директора.

  • 1994-1996 годы — старший вице-президент по стратегическому планированию PepsiCo.
  • 1996-2000 годы — старший вице-президент PepsiCo по корпоративной стратегии и развитию.
  • 2000 год — старший вице-президент PepsiCo и финансовый директор.

По информации издания Business Week, с тех пор, как она начала работать финансовым директором в 2000 году, годовые доходы компании выросли на 72%, а чистая прибыль удвоилась и составила $5,6 млрд в 2006 году.

  • 2001 год — главный финансовый директор, президент и член совета директоров PepsiCo.
  • 2006 год — главный исполнительный директор PepsiCo.

С 2006 года Нуйи руководила всей компанией PepsiCo со штатом в 285 тысяч сотрудников и доходом в $60 млрд.

«Ответственно к цели»

Потребители хотели более здоровые продукты, росла активность защитников окружающей среды. Нуйи возглавила PepsiCo в тот момент, когда компании требовались изменения.

Чтобы адаптировать PepsiCo к новым рыночным условиям, Нуйи разработала концепцию «Ответственно к цели», нацеленную на решение бизнес-задач с учётом потребностей окружающего мира.

Источник: PepsiCo

Основные цели концепции: PepsiCo планировала дальнейший рост за счёт продуктов здорового питания и экологичности предприятий.

  • Продукты. Обеспечить устойчивый рост PepsiCo за счет здоровой и питательной продукции.
  • Планета. Обеспечить экологичность предприятий и производства.
  • Люди. Улучшить коммуникацию компании с партнёрами и потребителями.

PepsiCo разделила продукцию на три категории:

  • Напитки и закуски "fun-for-you": Pepsi, Mountain Dew, Lay’s, Doritos, Fritos, Cheetos.
  • Продукты "better for you": диетическая Pepsi, Lay’s из печи, запечённые Doritos.
  • Продукты "good for you": цельнозерновые снеки, крупы, макароны, натуральные соки, молочная продукция.

Источник: PepsiCo

В 2008 году компания купила производителя соков «Лебедянский» за $1,4 млрд, а в 2011 году приобрела «Вимм-Билль-Данн» (торговые марки «Чудо», «Весёлый молочник», «Я», «Агуша» и другие) за $5,8 млрд.

Продуктовое портфолио PepsiCo в России. Источник: PepsiCo

По мнению Нуйи, за здоровые продукты нельзя платить больше. PepsiCo также следит за тем, чтобы более здоровые продукты — Quaker и Tropicana хорошо выглядели на прилавке и были по доступной цене. Они должны стоить ровно столько, чтобы подтолкнуть потребителей к более здоровому питанию.

В рамках кампании Refresh Everything Нуйи создала Pepsi Natural — полностью натуральную линейку продукции, разработанную для молодого поколения, которое больше заботилось о своём здоровье и соблюдало диету.

Для старшего поколения Нуйи выпустила Pepsi и Mountain Dew Throwback, вдохновлённые дизайнами 1960-1970-х годов и вызывающие чувство ностальгии.

«А этот палец у нас будет Северной Америкой»

В Южной Индии её мать благодарили за воспитание дочери после того, как та стала генеральным директором. Чтобы повлиять на культуру компании, Нуйи воспользовалась индийскими традициями. Это улучшило отношения с партнёрами PepsiCo и атмосферу внутри компании. Нуйи начала отправлять письма родителям глав подразделений с благодарностью за их труд.

Нуйи считает, что нужно ценить личную жизнь сотрудников.

Я уважаю их, а не просто отношусь как ним, как сотруднику №4567. Я знаю, что у сотрудников есть жизнь за пределами PepsiCo. Хороший бизнес начинает с того, чтобы быть хорошим работодателем.

Индра Нуйи

Во время интервью «Ведомостям» генеральный директор PepsiCo случайно пролила газировку на белый диван и ушла за салфетками, чтобы вытереть его. Коллеги и партнеры отзываются о Нуйи, как о простой и бесхитростной женщине.

К примеру, во время выступления в Колумбийском университете она на пальцах объясняла взаимосвязь континентов и экономических функций, показала средний палец и сказала: «А этот палец у нас будет Северной Америкой». По словам матери Нуйи, она непосредственная, с хорошим чувством юмора.

PepsiCo, по мнению Нуйи, должна давать возможность всем желающим попробовать свои силы в работе, а не только тем, кто получил хорошее образование.

С нашей рыночной капитализацией мы — 37-я по величине республика в мире. Многие крупные компании больше, чем страны. Мы должны использовать это как для роста, так и для улучшения общества. И у нас есть глобальное управление, чего нет во многих странах или регионах.

Индра Нуйи

Если не менять продукцию, можно сохранить продажи, но маржа будет уменьшаться. По словам Нуйи, компания должна постоянно эволюционировать и меняться. Любая инвестиция PepsiCo работает на стратегию сохранения компании, а не краткосрочные цели.

Это привело к изменению продукции и увеличению расходов, но без решения экологических проблем компания потеряет лицензии в некоторых странах. К примеру, чтобы сдержать обещание быть экологичной компанией, PepsiCo сокращает использование воды на своих заводах и улучшает фермерские технологии. Ещё одно желание Нуйи — оставить вкус, но уменьшить жиры, соль и сахар в продукции "fun-for-you" к 2025 году.

«Разговор с покупателями»

По её словам, каждую неделю она проверяет, как продукция PepsiCo выглядит на полках магазинов. Одна из инициатив Нуйи — постоянное улучшение дизайна продукции. Нуйи считает, что магазины становятся всё более загроможденными, и нужно «говорить с покупателями», чтобы заинтересовать их.

Альбомы вернули лишь несколько человек: многие ничего не сделали, кто-то фотографировал жён и детей. В 2012 году она раздала топ-менеджерам фотоальбомы с камерами и попросила сфотографировать всё, что они считают хорошим дизайном. Никто не знал, что такое дизайн.

Она считает, что эти попытки изменить дизайн напоминали «упаковку свиньи в новую коробку, вместо её перепроектирования». По словам Нуйи, каждый раз, когда она пыталась поговорить о дизайне внутри компании, люди смотрели на упаковку и спрашивали: «Мы должны изменить оттенок синего?». Нуйи решила привлечь дизайнера.

Нуйи выполнила его просьбы: создала дизайн-студию и выделила ресурсы. Она пригласила промышленного дизайнера компании 3M Мауро Порчини на должность главного дизайнера PepsiCo. Сейчас команда дизайнеров работает над всей системой PepsiCo — от создания продукта до упаковки и взаимодействия пользователей с ним.

Или возненавидели. Для меня хорошо продуманный продукт — тот, который вы полюбили. В идеале это продукт, к которому хочется возвращаться в будущем, а не просто купить, съесть и забыть. Это может быть полное несоответствие с потребителем, но оно должно спровоцировать искренние чувства.

Индра Нуйи

К примеру, раздаточные машины Pepsi Spire с сенсорным экраном сохраняют идентификатор пользователя, отслеживают его покупки и предлагают вкусовые комбинации, в зависимости от его предпочтений. Нуйи и команда Порчини переосмыслили пользовательский опыт взаимодействия с продукцией компании. Каждое добавление вкуса сопровождается анимацией, чтобы продемонстрировать процесс.

Pepsi Spire. Источник: PepsiCo

В Китае PepsiCo выпустили специальные чипсы в пластиковом контейнере с лотком. Команда PepsiCo заметила, что мужчины и женщины едят по-разному: мужчина может засыпать остатки чипсов в рот, а женщины этого стесняются. По словам Нуйи, женщины не хотят, чтобы окружающие слышали хруст, поэтому создали чипсы другой формы и консистенции. Женщина может вытащить лоток, поесть и закрыть упаковку.

«У меня есть результаты долгосрочного управления и шрамы краткосрочного»

В 2012 году Нуйи могла потерять работу: аналитики предлагали совету директоров отправить её в отставку из-за слабых продаж и прибыли, которая была ниже ожидаемой.

Не будь матерью Терезой. И угадайте, что отраслевые аналитики говорят мне? Мы же пытаемся взять привычку людей к еде и питью и сделать её более приятной. Ваша задача — продать воду и чипсы.

Индра Нуйи

Но вопреки прогнозам аналитиков в 2016 году PepsiCo заработала $63,5 млрд благодаря Doritos, Cheetos, Lay's, Quaker Oats, Naked Juice и других продуктам. Идею долгосрочной стратегии раскритиковали, называя уклон в более здоровые продукты «чушью, которая уничтожит компанию, пока Coca-Cola становится сильнее».

Стоимость акций PepsiCo. Источник: Business Insider

Это не означает, что не нужно следить за ежеквартальными результатами, но пристальное внимание к ним вредно, когда дело касается будущего компании. По мнению Нуйи, руководители госкорпораций и акционеры должны концентрироваться на долгосрочной стратегии.

Но это не принесло бы успеха в долгосрочной перспективе. Я могла вжать педаль в пол, убрать издержки, получать огромную прибыль в течение нескольких лет, а потом сказать «Адьё».

Индра Нуйи

В 2005 году издание Forbes поместило её на 28 строчку самых влиятельных женщин мира, в 2006 году она стала четвёртой, а в 2008 году — третьей. По итогам 2017 года Индра Нуйи заработала более $31 млн.

Её заслуги были отмечены президентом Индии Пранабом Мукерджи в 2013 году — её назвали одной из 25 величайших людей Индии. Сейчас Индра Нуйи занимает 11 место среди самых влиятельных женщин мира по мнению Forbes.

Общественная деятельность

  • Член попечительского совета программы Эйзенхауэра.
  • Член Yale Corporation.
  • Член совета директоров Федерального Резервного Банка Нью-Йорка.
  • Глава совета директоров американо-индийского Делового Совета.
  • Член консультативного совета Йельского университета.
  • Член Линкольновского совета современного искусства.
  • Член попечительского совета Международного комитета спасения по борьбе с расовой дискриминацией.
  • Консультант президента США Дональда Трампа по вопросам экономического роста, повышению производительности труда и созданию новых рабочих мест.

В своей колонке на LinkedIn Индра Нуйи сформировала семь правил, которые она выделила для себя во время работы в PepsiCo:

  • Нужно ставить цели и следовать им. Будьте в курсе потребностей окружающего мира, придумайте видение, которое вдохновит людей.
  • Думайте о времени. Нужно балансировать между краткосрочными и долгосрочными интересами. Краткосрочный успех может растеряться на дистанции.
  • Убеждайте людей. Всегда будет критика, но всегда будут и сторонники. Ищите их, несмотря на сложности.
  • Умейте слушать. Не позволяйте вашим убеждением препятствовать новым идеям и предложениям.
  • Никогда не прекращайте учиться и исследовать окружающий мир. Общайтесь, ходите на курсы, выходите в реальный мир.
  • Люди — это всё. Успех компании обычно сводится к одному — к команде. Счастливые сотрудники работают лучше. Обратитесь не только к их головам, но и сердцам.
  • Не забывайте о семье. Работа не менее важна, чем семья, и нельзя отодвигать её на второй план.

В моей отрасли — да. Будут ли конкуренты постоянно бросать вам вызов? Когда я говорю, что нужно снижать уровень сахара и создаю новую линейку продуктов, они удваивают производство сахарных напитков.

Отказываемся от них и теряем долю рынка. А что делаем мы? Убедить в этом инвесторов очень сложно. Это нормально, потому что мы работаем над продукцией, чтобы изменить мир. Это требует огромного мужества, последовательности и убеждённости.

Индра Нуйи

#какэтобыло #еда

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»