Hi-Tech

История конфет Chupa Chups: первых леденцов, побывавших в космосе

A. Испанская компания, которая позже прославилась за счёт знаменитой конфеты на палочке, была основана в 1946 году и носила название Granja Asturias S. Дела компании шли не слишком успешно, поэтому к началу 1950-х годов она была на пороге закрытия. Сладости, производством которых занималась фирма, преимущественно изготавливались из яблочного сиропа.

Именно в этот момент к компании присоединился Энрике Бернат — потомственный кондитер, благодаря которому в ассортименте появился мармелад и другие сладости, главной из которых стала peladillas (типичная испанская конфета).

Peladillas

Тогда у него появились амбиции выкупить вторую половину и полностью преобразовать производство. Усилия не пропали даром — сделав фирму по-настоящему успешной, в 1958 году Бернат за свои старания получил 50% акций компании.

Рождение Chupa Chups

С самого начала Бернат задавался вопросом: «Зачем изготавливать так много разных товаров для одного рынка, когда можно сделать один специальный товар для всех рынков?» Все эти годы Бернат мечтал создать идеальную конфету для детей.

Тогда как опросы по улучшению ассортимента задавались только взрослым. Ради этого он даже заказал маркетинговое исследование — подобные инструменты в то время были непопулярны, — которое показало, что основные потребители его товаров — дети до 16 лет.

Поэтому малыши доставали конфету изо рта, из-за чего руки становились липкими, грязными, а следом пачкалась и одежда, об которую дети вытирали пальцы. В процессе исследования кондитер узнал о типичной проблеме для всех детей — конфета требовала времени на рассасывание, и, как правило, ребёнку было интересно посмотреть, как она уменьшается.

Поэтому, несмотря на желания детей, взрослые старались реже покупать эту сладость. Родителям это категорически не нравилось. Бернат понял, что при создании нового леденца угодить нужно в первую очередь родителям.

Согласно другим источникам, на создание идеальной конфеты Берната подтолкнули детские воспоминания, когда раздражённая мать ругала его, видя грязные липкие руки после поедания конфет.

Первой его идеей стала маленькая вилка. Бернат нашёл компромисс — конфете нужен держатель, некий буфер между рукой и липкой сладостью. Сладость так и называлась — «конфета с вилкой» — и продавалась только в магазинчике Берната. Цель была достигнута — руки оставались чистыми.

Бернат был футбольным фанатом и выбрал название "Gol" (в переводе с испанского — гол), и конфета была круглой как футбольный мяч. Новинка настолько понравилась покупателям, что было решено запустить её в массовое производство.

Сменилось и название конфеты — с "Gol" на "Chups". Вскоре вилка была заменена на деревянную палочку, так как её было дешевле производить, и этот материал был безопаснее для детей. Поэтому он обратился в рекламное агентство, которое и предложило название Chups (на испанском глагол chupar — лизать, сосать). Согласно истории, Бернат понимал, что название должно быть запоминающимся, и "Gol" для этого не подходит.

До сих пор самыми популярными вкусами Chupa Chups являются клубничный и клубничный со сливками, хотя сейчас есть больше ста вариантов вкуса леденцов. Первыми были запущены леденцы с семью вкусами — клубничный, апельсиновый, клубника со сливками, шоколад с ванилью, кофе со сливками и мятный.

Продвижение Chupa Chups

В переводе с испанского это означало «Соси Chups». Первый рекламный слоган, который должен был привлечь внимание испанских покупателей, гласил: «Chupa Chups». Первая реклама на радио звучала так: «Chupa, Chupa el Chupa Chups» (Лизать, лизать, лизать что-то как Chups).

В 1961 году Бернат официально переименовал конфету в Chupa Chups. Слоган оказался настолько популярным, что люди приняли его за название конфеты.

Первая маркетинговая кампания включала в себя слоган «És rodó i dura molt, Chupa Chups», что в переводе с каталонского означало «Он круглый и долговечный».

Конфета стала настолько популярной, что, получив все права на компанию, Бернат ликвидировал остальные 200 разновидностей сладостей, сосредоточив всю деятельность бренда только на Chupa Chups.

Причём они должны были быть расположены на уровне глаз маленьких детей. Он лично разработал стратегию продажи сладостей — в отличие от конкурентов, которые выкладывали товар на полки, Бернат распорядился, чтобы в магазинах были установлены специальные стенды с леденцами.

Тогда конфета стоила одну песету, для того времени это было дорогое удовольствие. Запуск конфет на палочке начался в 1958 году. С самого начала бренд выбрал стратегию позиционирования себя как дорогого продукта и всегда превосходил в цене свои аналоги.

К 1964 году дистрибьюторская сеть насчитывала более 300 тысяч точек продаж по всей Испании. Тем не менее, сладость была настолько популярна, что её продажи достигли 200 тысяч штук в день — специальные грузовики бренда развозили конфеты по киоскам, магазинам сладостей, супермаркетам, барам.

В 1969 году там была открыта иностранная дочерняя компания производителя Chupa Chups. Первыми после испанцев конфету попробовали французы. Однако 90% продаж по-прежнему приходилось на испанский рынок, и только 10% были распроданы за пределами Испании. Спустя несколько лет во Франции появился ещё один завод сладостей. В 1970-х годах конфета появилась, помимо Франции, в Италии и Португалии.

Было принято решение сменить деревянную палочку на пластиковую, которая была безопаснее, чище и намного выгоднее для производителя. Конец 1960-х годов стал для компании знаменательным.

Бернат осознавал, что, если он хочет выйти за пределы испанского рынка, продукт нужно качественно подать. Но главное событие, которое произошло прежде, чем леденец появился на международном рынке, — смена логотипа. За идеей нового логотипа он обратился к своему другу-художнику, знаменитому сюрреалисту Сальвадору Дали.

Так или иначе, идея Дали оказалась крайне проста — разместить красные буквы на желтом фоне в форме цветка маргаритки. Согласно одной версии гению понадобился всего лишь час, чтобы создать логотип, согласно другой — художник часами рисовал на газетах то, что стало отличительным знаком Chupa Chups. Ребрендинг логотипа был проведён только однажды — в 1988 году.

Во-первых, так название сразу же бросалось в глаза и легко читалось. Кроме того, художник предложил революционную задумку — разместить логотип не сбоку, как это делалось обычно, а на верхней части конфеты. Но главное, при снятии фантика логотип не разрушался, цветок растягивался и дети могли сохранить красивую обёртку.

Когда у Дали спрашивали, ради чего он принял участие в создании бренда, художник, не стесняясь, заявлял: «Ради денег». Это дало конфете индивидуальность, она была необычна как внутри, так и снаружи. За подобные заказы сюрреалист получил даже прозвище Avida Dollars, что переводится как «стремящийся к деньгам».

К 1980-му году 90% продаж приходилось уже на другие страны и только 10% на Испанию. Новая упаковка помогла завоевать международный рынок.

Мировая экспансия Chupa Chups

Циничный полицейский с брутальной внешностью брался за раскрытие сложных преступлений. В 1970-х годах американский телеканал CBS запустил сериал про детектива Коджака с одноименным названием. Вместо этого главный персонаж стал появляться с неизменным Chupa Chups во рту. В первых эпизодах детектив много курил, но поскольку в США назревала антиникотиновая кампания, в дальнейшем было решено, что Коджак должен бросить сигареты.

В начале 1980-х годов бренд продолжил участие в борьбе с курением и запустил мощную антиникотиновую кампанию под слоганом «Кури Chupa Chups».

Для взрослой аудитории бренд разработал специальную упаковку для леденцов, подобную сигаретной пачке. До сих пор компания участвует в движении против курения, их лозунг звучит так: «Хватит курить, начинай сосать». На ней вместо надписи, предупреждающей о вреде курения, красуются слова: «Сосание не убивает».

Девять лет спустя компания удвоила этот результат — с момента создания Chupa Chups было куплено 20 млрд леденцов по всему миру. Открытие новых рынков и растущая популярность помогли бренду достигнуть рекорда продаж — в 1979 году была продана 10-миллиардная конфета. Тогда это означало, что на одного человека приходится четыре леденца.

Уже через два года ежедневно в России производилось 1,5 млн леденцов Chupa Chups. Заметную роль в этом результате сыграло открытие российского рынка в 1989 году. Космонавтам Международной космической станции «Мир» были доставлены леденцы в качестве десерта. В 1994 году конфета стала первой сладостью, запущенной в космос.

Кроме того, конфета Chupa Chups вышла за пределы детской аудитории. В конце 20 века компания отпраздновала продажу 40-миллиардного леденца. Например, Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Клуни. Многие известные люди не стеснялись появляться на публике с леденцом во рту.

Новые достижения производителя конфет

В 1990 году компания начала работу над конфетами для взрослых. Однако несмотря на популярность Chupa Chups не только среди детей, было понятно, что не всегда и не всем уместно появляться на публике с леденцом во рту. Так началась работа над мини-конфетами без сахара Smint. Тщательно изучив аудиторию, производитель пришёл к выводу, что старшее поколение предпочитает освежающий вкус. Компания занималась их производством уже под руководством сына Берната — Хавьера, которому отец передал бразды правления в 1991 году, отойдя от дел.

Она была представлена в 1994 году. Поиски идеальной конфеты для взрослых заняли четыре года. На протяжении последующих шести лет Smint стала синонимом свежего дыхания. Маленькая освежающая конфетка необычной треугольной формы с буквой S посередине сразу стала востребована среди взрослых покупателей. Помогла ей в этом удачно запущенная брендом маркетинговая кампания со слоганом «Нет Smint, нет поцелуя».

Это сотрудничество продолжается и до сих пор. Также компания присоединилась к движению по борьбе с раком груди и начала отчислять в фонд долю с каждой проданной упаковки Smint с клубничным вкусом.

Начиная с 2015 года владелец компании ежегодно инвестирует около €4 млн в новые идеи. Что касается детских леденцов Chupa Chups, то компания также не останавливается на достигнутом. За всё время успели появиться конфеты с жевательной резинкой внутри, леденцы, которые окрашивают язык в разные цвета, а также свистящие и взрывающиеся во рту Chupa Chups.

Появились провокационные постеры. 21 век дал новое развитие в продвижении конфеты — теперь уже компания готова рекламировать леденец не только как лакомство для детей.

Сумма сделки составила €400 млн. В 2006 году Хавьер Бернат продал бренд компании Perfetti Van Melle — итальяно-нидерландскому концерну, который занимается производством кондитерских изделий и жевательной резинки. Компания к тому моменту уже владела такими брендами, как Mentos и Fruittella.

Под новым руководством у Chupa Chups появился свой талисман — Chupa Chuck.

Целевой аудиторией рекламы стали подростки, которые, по мнению бренда, стали слишком серьёзно ко всему относиться. Была запущена маркетинговая кампания «Относись к жизни менее серьёзно». Леденец и должен стать той лёгкой и непринуждённой паузой, чтобы каждый мог почувствовать себя ребенком. Поэтому в такой напряжённой ситуации им нужно делать перерыв.

Сейчас леденцы на палочке продаются в 150 странах мира. Сумма продаж конфеты в 2014 году составила почти €98,4 млн евро.

#какэтобыло

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть