Hi-Tech

История Hoversurf: 3500 предзаказов на ховербайк, партнёрства с полицией Дубая и Yamaha и инвестиции в $2,4 млн

Основатель компании Александр Атаманов о том, как превратить разработку прототипов в бизнес.

В закладки

С тех пор Hoversurf привлекла $2,4 млн инвестиций, разработала прототип аэротакси и заключила партнёрства с полицией Дубая и Yamaha. Компания Атаманова известна по проекту ховербайка — летающего мотоцикла, который Hoversurf впервые представила на конференции Startup Village 2016 в «Сколково».

Александр Атаманов рассказал vc.ru:

  • Как получить 3500 предзаказов на продукт, не тратя ничего на маркетинг.

  • О технологиях, используемых в ховербайке и аэромобиле Hoversurf.

  • Как могут зарабатывать технологические проекты, у которых нет собственного производства.
  • О согласовании полётов и навигации дронов при помощи мобильного приложения.

  • Как будет проходить процесс распространения аэромобилей и какая инфраструктура для него понадобится.

Александр Атаманов с ховербайком

История компании

Прежде чем заняться разработкой летающих мотоциклов, он развивал сервис для регистрации патентов Online Patent и компанию «СПЭНС», которая производит установки для очистки поверхностей в промышленности, энергетике и нефтегазовом секторе. Hoversurf — не первый бизнес Атаманова.

Доход от предыдущих проектов позволил ему профинансировать давнюю мечту, делится предприниматель.

Отец брал меня в конструкторское бюро, где проектировал сверхлёгкие летательные аппараты, а я c энтузиазмом разбирался в их устройстве и летал на них. Идея проекта — из глубокого детства.

Детали для прототипа предприниматель привёз из США, где их помог изготовить специалист по композитным материалам из Tesla Motors, а на разработку устройства ушёл год. Первую модель ховербайка Scorpion 1 компания Атаманова представила в 2016 году.

Сейчас в команде проекта 18 человек: инженеры, разработчики и промышленный дизайнер. Инженеров Атаманов нашёл в конструкторских бюро «Сухой» и «Миля» и ведущих технических институтах — например, МФТИ и МГТУ имени Баумана.

Первыми в проект вложились сам Атаманов, бизнес-ангелы Николай Белых и Сергей Солонин, венчурный фонд Starta Capital и компания Electa Capital — суммарно они проинвестировали $500 тысяч. По словам предпринимателя, проект привлёк приблизительно $2,4 млн инвестиций — за предпосевной и посевной раунды. Инвесторов предприниматель знал по своему прошлому проекту Online Patent.

Больше всего средств тратится на прототипы. Деньги инвесторов компания тратит на зарплаты инженерам, изготовление прототипов, аренду офисов, страховку и патенты.


В «Сколково» работает основная команда разработчиков Hoversurf, и здесь же собираются прототипы устройств. Филиалы проекта расположены в «Сколково» и в Калифорнии. В США у компании находятся тестовая площадка для сертификации и шоурум, в котором Hoversurf демонстрирует прототипы потенциальным партнёрам.

Американские стандарты безопасности — самые высокие в мире, поэтому для нас важно, чтобы все полёты и сертификация проходили там. В Штатах есть аэродром, на котором мы можем тестировать прототипы в течение года и получать обратную связь от федерального авиационного агентства (FAA).

Ангар Hoversurf в Калифорнии

Не только ховербайки

Hoversurf начала разработку летательных аппаратов с ховербайка, чтобы на нём отработать использование технологий дронов для полётов с пассажиром. По словам изобретателя, рынок летательных аппаратов устроен аналогично рынку наземного транспорта: на нём есть грузовые дроны, легковые автомобили и более компактные мотоциклы.

Технология новая и необъезженная, и тестировать её лучше на байке, когда на нём сидит подготовленный спортсмен в специальном защитном костюме.

В июне 2016 года Hoversurf публично протестировала летающий мотоцикл на конференции Startup Village в «Сколково» — байк поднялся вверх на два метра и сел. Ховербайк послужил компании и как маркетинговый инструмент. Атаманов говорит, что внимание вокруг проекта помогло Hoversurf привлечь партнёров и инвесторов. Несмотря на это, информация о тестировании несколько дней продержалась в топе новостных лент.

Получив положительный отклик от рынка (на мотоцикл поступило 3500 предзаказов), в Hoversurf продолжили совершенствовать байк и разработали два новых устройства: аэротакси «Формула» и грузовой дрон. Hoversurf не тратит средства на маркетинг: компания продолжила продвижение, публикуя ролики с испытаний на YouTube, и открыла предзаказы на ховербайк, чтобы протестировать спрос.

Испытания прототипа аэротакси в масштабе 1:10

Технология

В новых моделях вместо винтов используют электрические вентиляторы (EDF) в кольцевых обтекателях. Первые прототипы ховербайка критиковали за неизолированные винты, которые при неосторожном использовании устройства могли повредить ноги водителя.

Модель ховербайка с неизолированными винтами Модель ховербайка с EDF

Чтобы поднять его до показателя обычных винтов, в обтекателях прорезали воздухозаборные щели. Основной недостаток технологии — низкий КПД, говорит Атаманов. Затем в воздухозаборных щелях обтекателей падает давление, и в двигатель завлекается воздух из внешней среды, что увеличивает его эффективность . Благодаря этому в двигателях возникает эффект Вентури: жидкость или газ сжимается и выходит из сопла.

Александр Атаманов объясняет использование эффекта Вентури в двигателе

Помимо увеличения КПД, эффект Вентури позволяет снизить шумность двигателя за счёт активного шумоподавления: так как центральный поток воздуха в двигателе «обволакивается» потоком из воздухозаборников.

Атаманов не первый, кто придумал использовать эффект Вентури в двигателях — он иcпользуется и в самолётах, чтобы увеличить тягу при подъёме в воздух, и в гоночных автомобилях.

Благодаря использованию эффекта Вентури максимальное время полёта ховербайка составляет 40 минут, а его максимальная скорость — 96 км/ч.

Она выше, чем у ховербайка, за счёт двух технологий: гибкого крыла, разработанного и запатентованного Hoversurf, и гибридного привода. Дальность полёта на аэромобиле — до 350 км. Гибридный двигатель может работать на обычном топливе и позволяет использовать для дозаправки существующую инфраструктуру АЗС.

А продолжительность полёта для ховербайка Атаманов планирует увеличивать за счёт более мощных батарей.

Мы вышли на рынок UAM (urban air mobility) — это полёты внутри города. Для аэромобиля у нас пока нет задачи увеличивать дальность ещё сильнее. А для полётов между континентами или городами есть самолёты и вертолёты.

Из-за этого себестоимость аэромобиля выше, но вес и сложность конструкции снижаются. В движение «Формулу» приводят 16 турбин, а не четыре, как у ховербайка. Максимальная скорость «Формулы» — 320 км/ч.

Концепт аэромобиля «Формула»

Горизонтальное движение — «экономный» режим аэромобиля: для него используются раскладывающееся крыло и оставшиеся две толкающие турбины. Аппарат вертикально взлетает и садится аналогично коптеру — за счёт 16 EDF-вентиляторов.

Единственная серийно производимая модель V-22 Osprey разрабатывалась компанией Bell более 30 лет и находится на вооружении военных сил США. По такому же принципу (переключению между «самолётным» движением и «вертолётным») перемещаются и конвертопланы.

Конвертоплан V-22 Osprey

За последние три года разбилось 13 V-22 Osprey — при том, что в эксплуатации всего около 350 устройств. Основной недостаток конвертопланов — высокая аварийность, особенно при переходе от вертикального движения к горизонтальному.

К тому же в аэромобиле нет тяжёлых механизмов поворота двигателей и сложных соединений топливопроводов. По словам Атаманова, Hoversurf решает проблему аварийности сниженной нагрузкой на крыло: в «Формуле» нет режима перехода, в котором двигатели бы меняли вектор тяги.

Безопасность

«Пассивные» — это конструкция ховербайка или аэромобиля, использование композитных материалов и пены, поглощающих удар. В продукты компании заложены как «пассивные», так и «активные» технологии для обеспечения безопасности, объясняет изобретатель. «Активные» — системы, которые активируются при отказе двигателей или в другой критической ситуации.

Для поломок на большей высоте в систему встроен баллистический парашют. Например, Hoversurf разработала электронную систему X-BI, которая автоматически приземляет дрон на землю, если в нём сломался пропеллер или мотор (на высоте ниже зоны парашютирования). А столкновений с другими объектами пассажирским дронам помогают избегать системы сонара (звуковой навигации — примечание vc.ru) и компьютерного зрения.

Полётный компьютер Hoversurf

Регулирование

Помимо летающих мотоциклов Атаманова, к этой категории относятся, например, воздушные шары и дельтапланы. Ховербайки по американским законам относятся к классу СЛА – сверхлёгких летательных аппаратов, которые весят меньше 150 фунтов (примерно 68 кг).

Для управления ховербайком не нужны лицензия пилота и сертификация, однако перед полётом придётся предупредить диспетчерскую. Все ограничения на полёты накладываются правилами для класса: на СЛА можно летать только в зоне G — ниже 3050 метров вне городов.

А для того, кто уже умеет управлять мотоциклом, процесс займёт десять минут. По словам Атаманова, чтобы научиться управлять ховербайком, неподготовленному человеку понадобится около пары часов.

Обучение полёту на ховербайке

Всё, что нужно уметь, это управлять дроном и соблюдать воздушный кодекс. Обучение управлению ховербайком быстрее обучения для мотоцикла, потому что в воздухе гораздо больше свободы: нет правил дорожного движения, нет светофоров и развязок.

Управление летающим мотоциклом упрощает и то, что водителю не нужно самостоятельно держать баланс: положение ховербайка автоматически обрабатывает и регулирует компьютер.

Правила использования будут зависеть от итоговой конструкции и класса, к которому FAA (федеральное агентство авиации) отнесёт устройство. Аэромобиль Атаманова пока не сертифицирован — компания испытала только прототип в масштабе 1:10 и готовится к сборке полноразмерной модели. На сертификацию аэротакси предприниматель закладывает примерно два года.

Грузовой дрон компании Hoversurf можно использовать только в военных целях, говорит Атаманов: так как такие устройства пока нелегальны.

Инфраструктура

Ховербайки и аэромобили компании взлетают с парковочного места и не требуют специальных площадок. Основное преимущество Hoversurf перед продуктами конкурентов — E-volo, Lilium Jet и EHang — использование уже существующей транспортной инфраструктуры.

Сравнение размеров «Формулы» и её ближайших конкурентов (слева направо — E-volo, Lilium Jet и EHang) «Популярная Механика»

А от дрона «Бартини» наша разработка отличается уже тем, что летает и не падает.

Для навигации дронов уже существует мобильное приложение AirMap — с помощью него можно уведомить регуляторов о запланированном полёте, выстроить траекторию движения и избежать пересечения маршрута с другими летательными аппаратами.

Интерфейс приложения для полётов

Основатель Hoversurf поясняет, что инфраструктура работает похоже на воздушные коридоры для вертолётов и самолётов, но на меньшей высоте.

Массовое производство

Прототипы ховербайков

По словам Атаманова, прототип можно дорабатывать «до бесконечности» — совершенствуя конструкцию и дизайн. Пока прототипы производится поштучно — в среднем на сборку рамы и устройства у команды уходит месяц.

У нас нет производственных мощностей, чтобы пустить мотоциклы на конвейер. На сайте компании указано, что на ховербайк можно оформить предзаказ, но это не так — мы таким образом тестировали спрос.

Изобретатель говорит, что компания выбрала для себя другой подход. В Hoversurf не планируют запускать серийное производство самостоятельно. Hoversurf — технологический проект, основная ценность которого в его интеллектуальной собственности: патентах и конструкторской документации, которые позволят производить ховербайки и аэромобили на базе других компаний.

Зачем изобретать велосипед, если у корпораций уже есть инфраструктура для этого? Массовое производство, дилерские центры, техническое обслуживание — это не про нас.

Например, на CES 2019 Hoversurf подписала договор о сотрудничестве с производителем мотоциклов Yamaha, но Атаманов не может разглашать его подробности. Hoversurf собирается создавать совместные предприятия с авиа- и автоконцернами и зарабатывать на лицензионных платежах.

Мы продали несколько прототипов, в том числе полиции Дубая: для нас это испытательный полигон в условиях высоких температур, пыли и пустыни. Об ожидаемой стоимости ховербайков тоже пока говорить нельзя. Но цена, за которую мы их поставили, не имеет ничего общего с рыночной.

Будущее

Договор о сотрудничестве компания подписала на технологическом форуме GITEX. Основной партнёр Hoversurf — полиция Дубая.

По словам Атаманова, Дубай поддерживает проект персональных дронов, чтобы впоследствии одним из первых внедрить воздушный городской транспорт. Полиция Дубая позволяет проекту тестировать ховербайк на их территории, а собранные данные Hoversurf использует для доработки прототипов. Но когда ждать внедрения ховербайков в флот полиции города, предприниматель пока не уточняет.

А российские власти пока не проявляют инициативу по внедрению пассажирских дронов и разработке законодательства в этой сфере, сетует предприниматель. Первыми странами, где появятся дроны-такси, Александр Атаманов считает ОАЭ, Сингапур и США.

Как здесь сотрудничать? В Москве даже до «Росавиации» не дозвониться — трубку никто не берёт.

Но в Россию всё тоже приходит, хотя и запаздывает, и потом хорошо развивается.

Сначала аэротакси будут использоваться на маршрутных дистанциях вне города — например, до аэропортов. Атаманов ожидает, что использование пассажирских дронов начнётся в 2025 году, а «примет форму» ещё спустя десять лет. А третьим этапом — безмаршрутное передвижение в любые точки. Второй волной распространения будет применение дронов не только на маршрутах снаружи города, но и в его пределах.

По мнению Атаманова, массовому распространению пассажирских дронов поспособствует использование аэромобилей как общественного транспорта: так как оно снизит стоимость поездки на человека.

Например, на конференции CES-2019 Атаманова впечатлили концепт «шагающего» автомобиля от Hyundai и беспилотный автомобиль Mercedes. Изобретатель старается активно следить за другими транспортными стартапами и разработками. Но самыми интересными ему кажутся проекты, направленные на покорение других планет.

Транспортная ситуация усложняется с каждым годом, а пробки и ухудшение экологии снижают уровень жизни горожан, особенно в мегаполисах. Мы сами рассматриваем движение в этом направлении, но пока сосредоточились на том, чтобы дать людям свободу там, где они сейчас живут.

#транспорт #аэромобили #hoversurf #атаманов

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть