Hi-Tech

История Dasha.AI — робота-обзвонщика, которого принимают за человека в среднем 95 собеседников из 100

Сейчас его создатели Владислав Чернышов и Александр Зайцев работают над платформой, с помощью которой пользователи смогут создавать личных голосовых помощников — не хуже Google Duplex.

В закладки

AI — сервис для автоматизации колл-центров, который моделирует человеческую речь с помощью искусственного интеллекта. Dasha.

Для создания живой беседы робот использует слова-паразиты, перебивает собеседника, поддакивает и при необходимости отвлекается от основной темы разговора.

Если Dasha перебить в ответ, робот выслушает собеседника и выстроит дальнейший диалог исходя из контекста.

До весны 2019 года они развивали сервис на собственные средства, а в марте американский фонд RTP Ventures и европейский RTP Global (связаны с миллиардером Леонидом Богуславским) инвестировали в компанию $2 млн. Компанию основали в 2018 году двоюродные братья Владислав Чернышов и Александр Зайцев.

Стартап планирует потратить деньги на расширение команды — сейчас в ней 50 человек, включая Александра Дьяконова, доктора физико-математических наук и победителя соревнований для специалистов в сфере ИИ от сообщества Kaggle.

AI тестируют несколько американских компаний. Кроме того, компания собирается увеличить присутствие на рынке США — сейчас технологию Dasha. Их названия Чернышов не раскрывает, но отмечает, что они входят в список Fortune 1000.

В России технологии Dasha. Сегодня у компании около 18 клиентов. AI использовал «2ГИС», но позже разработал похожее решение, отмечал руководитель картографического сервиса Александр Сысоев.

AI опросил в четыре раза больше клиентов по сравнению с операторами колл-центра. А операционный директор «Модульбанка» Антон Липатов рассказал «Коммерсанту», что за первый месяц работы робот Dasha. Банк внедрил технологию летом 2018 года.

AI работает индивидуально с каждым клиентом). Кроме того, команда работает над платформой для самостоятельного моделирования разговоров, с помощью которой рядовые пользователи смогут создавать себе виртуальных ассистентов вроде Google Duplex (пока что Dasha.

В компании хотят, чтобы пользовательские роботы не просто выполняли однотипные задачи, как большинство виртуальных ассистентов, а сами выбирали наиболее оптимальное поведение в той или иной ситуации.

Сейчас, чтобы создавать виртуальных ассистентов, нужно быть кандидатом наук, а мы хотим, чтобы это могла делать любая домохозяйка.

Владислав Чернышов

AI сооснователь Dasha.

Почему Dasha «умнее» остальных голосовых ассистентов

AI вручную прописывают сценарий, по которому робот будет общаться с клиентами заказчика. Сотрудники Dasha.

Для озвучивания используется технология гибридного синтеза речи — сперва диктор записывает фразы, словосочетания, слова или слоги, которые затем с помощью алгоритмов цифровой обработки сигналов «склеиваются» в предложения с подходящей интонацией.

Во время разговора Dasha распознаёт смысл сказанного при помощи алгоритма машинного обучения и «понимает», по какой ветке диалога выстраивать беседу дальше.

Робот может сообщить клиенту интернет-магазина, что его заказ прибыл в почтовое отделение, а если тот поинтересуется, в какое именно, — Dasha подскажет его номер или отправит SMS с адресом.

Если робот понимает, что подключить к беседе некого, то извиняется за плохую связь и кладёт трубку. Если собеседник говорит непонятные роботу вещи, Dasha переведёт разговор на сотрудника колл-центра. Также робот умеет перезванивать через оговоренное время.

AI. Для распознавания голоса используются API от Google и «Яндекса», а также собственные наработки команды Dasha. Технология компании базируется на диссертации Чернышова и технического директора компании Ильи Ступакова.

Илья Ступаков и Владислав Чернышов

Одна из проблем, которую им потребовалось решить, — задержка во время разговора.

Очень важно сделать так, чтобы когда пользователь закончил говорить, робот начал сразу ему отвечать. Когда мы говорим о голосовом движке, на первое место выдвигаются нюансы, связанные с задержками.

За это время система должна перевести речь в текст, извлечь смысл и принять решение, что делать дальше.
Мы определили, что среднее время ожидания, комфортное для человека, — 400 миллисекунд.

Владислав Чернышов

AI сооснователь Dasha.

Робот поддерживает живой диалог: при необходимости перебивает, может переформулировать один и тот же вопрос, если человек его не понял, и использует слова-паразиты вроде «гм», «ага» и другие.

История создания Dasha.AI

Но программистом он не стал и ушёл в бизнес — открыл свою строительную компанию. В 2007 году Чернышов принял участие в первом конкурсе для Android-разработчиков от Google, а также участвовал в чемпионате мира по программированию ACM ICPC.

Однако кризис 2014 года бизнес не пережил и обанкротился. Её оборот он не раскрывает, но отмечает, что к 2013 году в ней работало более 150 сотрудников.

Тогда предприниматель решил создать «Uber для строителей» — приложение, с помощью которого пользователь мог бы составить план расходов и сразу получить смету. Однако этот опыт помог Чернышову увидеть проблему: заказчикам строительных работ было сложно спланировать бюджет.

Версию для iOS написал на Swift, для Android — на Java, а бэкенд — на Node.js и C #. Первый прототип Чернышов собрал в 2016 году. Над приложением он работал вместе со своим двоюродным братом Александром Зайцевым.

Для этого он встроил технологию обработки естественного языка (natural language processing, NLP), и приложение научилось синтезировать речь. Чернышов хотел сделать сервис удобнее: чтобы пользователь мог голосом перечислить объём работы (например: «поменять две двери, заменить смеситель и постелить 3 м² ламината в коридоре») и узнать её стоимость.

Но функция распознавания и синтеза речи так понравилась Чернышову, что он сделал новый продукт на её основе — Dasha. Несмотря на свою функциональность, приложение не стало популярным. AI.

Команда Dasha.AI

Робот продаёт лестницы

Александр Зайцев помогал отцу развивать семейную компанию, которая занималась деревообработкой в Новосибирске, в частности — производством лестниц для коттеджей.

Однако у него не было ресурсов, чтобы увеличить штат менеджеров по продажам. К тому времени местный рынок казался Зайцеву тесным, и он хотел найти дилеров в других регионах.

Чернышов потратил три месяца на создание программы, и в январе 2017 года сервис совершил первый звонок. Тогда в ноябре 2016 года он попросил Чернышова «научить» приложение холодным звонкам, чтобы искать строителей-подрядчиков для сотрудничества.

Первая версия робота, февраль 2017 года

Он делал презентацию компании и рассказывал об условиях сотрудничества. В базу загружались телефонные номера мастеров, которые занимались монтажом лестниц, и робот их обзванивал.

Затем с дилером связывались менеджеры, чтобы закрыть сделку. Если собеседник интересовался, робот просил его прислать SMS с номером телефона и электронной почтой, а в ответ отправлял договор и информацию о сотрудничестве.

Первый клиент в США

Их пригласили на очное интервью в США, однако денег на поездку у них не было. После успешного теста прототипа Чернышов и Зайцев решили, что сервис нужно развивать дальше, и в мае 2017 года подали заявку в акселератор Y Combinator. Тем не менее братьям удалось занять у знакомых около $5000.

Предпринимателям казалось, что интервью прошло удачно, однако они получили отказ — руководитель Y Combinator Майкл Сайбл и партнёры акселератора не поняли, как Dasha. Прототип был на русском, поэтому переводить его на английский пришлось уже на месте. AI сможет зарабатывать деньги в будущем.

Чернышов разослал прототип Dasha. Несмотря на неудачу, братья не торопились возвращаться домой. Задумка удалась, и на следующий день предприниматели подписали первый контракт с сетью стоматологических кабинетов в Сан-Франциско. AI знакомым из США и попросил их рассказать о сервисе друзьям. Сумма контракта на тот момент не превышала $5000.

Сейчас с ними не работаем. Это четыре-пять стоматологических кабинетов в Сан-Франциско.

Но важен сам факт, что наш первый клиент был из США. Мы начали развиваться и поняли, что это слишком маленький для нас проект, нам стало неинтересно.

Владислав Чернышов

AI сооснователь Dasha.

По словам предпринимателя, многие клиенты пришли благодаря «сарафанному радио». В начале июня 2017 года братья вернулись в Россию и начали искать клиентов, одним из первых стал сервис «2ГИС». Также компании стали приходить предложения от инвесторов после статьи на vc.ru.

Монетизация Dasha.AI и развитие стартапа сегодня

По словам Чернышова, это помогает не только «набивать шишки», но и накапливать данные — записи разговоров — для тренировки нейросетей. Сегодня стартап внедряет пилотные проекты для крупных заказчиков.

Среди основных предложений Dasha. Стартап работает с компаниями из сферы банкинга, финансов, страхования и технологий. AI:

Рекорд компании на сегодня — восемь кейсов на одного клиента. По словам Чернышова, все клиенты расширяют количество кейсов в течение трёх месяцев.

Цена рассчитывается индивидуально и зависит от опций, которые выбрал клиент. После запуска проекта клиент выплачивает ежемесячную сумму по модели подписки.

AI и клиент выбирают целевые показатели. Перед запуском робота Dasha. По словам Чернышова, удовлетворительный результат — не более 5% отказов при разговоре с роботом, а рекорд команды — 0,8%–0,5% отказов. Один из самых частых — процент неудачно завершённых разговоров (conversation error rate — CER), когда робот либо отвечает невпопад, либо выдаёт себя.

Пример разговора Dasha с человеком

Планы

AI в платформу, с помощью которой пользователи смогут создавать виртуальных ассистентов и любые другие разговорные голосовые модели. Чернышов хочет превратить Dasha.

Например, свою работу сможет автоматизировать скупщик деталей: ассистент будет звонить, спрашивать цены, характеристики и скупать подходящие экземпляры.

Чернышов называет такое общение natural language. А если на стороне поставщика тоже будет робот, то работа полностью автоматизируется.

Например, добавить голосовой интерфейс к постаматам Amazon, чтобы пользователям не приходилось каждый раз набирать пароль. Разработчик рассказывает, что с помощью синтеза речи можно автоматизировать многие рутинные вещи. В этом случае пользователь сможет попросить устройство отдать посылку, а постамат идентифицирует его по голосу и определит, в какой именно ячейке находится заказ, — и откроет её.

Планируем скоро выкатить её в продакшн. У нас уже есть эта технология. Это будет базовая функциональность нашей новой платформы. Мы сможем в реальном времени подтверждать личность человека по голосу.

Они хотят сделать робота на базе Dasha. С нами связались парни из Бостона, которые делают роботов для приготовления смузи на базе Google Dialogflow, но там их не устраивает синтез и разнообразие речи. AI, чтобы человек мог не просто попить кофе или смузи, но ещё и поболтать с роботом.

Владислав Чернышов

AI сооснователь Dasha.

#machinelearning #искусственныйинтеллект #dashaai

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть