Hi-Tech

Историк, который вывел «Ленту» на IPO и открыл 44 магазина Metro в России: чем известен новый глава «Магнита» Ян Дюннинг

Краткая биография генерального директора продуктовой сети.

В закладки

Ян Дюннинг Фото Newkuban.ru

26 июня 2019 года стало известно, что гендиректор «Магнита» Ольга Наумова покинет свой пост «из-за разного с советом директоров видения стратегии развития бизнеса».

Наумова занималась трансформацией компании — планировала за пять лет увеличить долю на рынке с 9% до 15%, расширить ассортимент и объединить все точки ритейлера под одним брендом. Она пришла в «Магнит» в мае 2018 года — вскоре после ухода основателя сети Сергея Галицкого.

Место Наумовой займёт нынешний президент компании — Ян Дюннинг.

59-летний руководитель «Магнита» по образованию историк и экономист. Дюннинг родился в 1959 году в Гронингене, Нидерланды. В 1983 году закончил Университет Гронингена по специальности «Современная история», а в 1989 получил степень MBA в Университете Амстердама.

Начало карьеры в Aldi Retail и Lukas Klamer

С 1989 по 1994 год работал региональным менеджером в нидерландском представительстве Aldi Retail, немецкой сети дискаунтеров. Ян Дюннинг пришёл в ритейл в 30 лет, окончив университет в Амстердаме. Этот пост он занимал с 1994 по 2000 год. Затем Дюннинга повысили до директора по продажам и развитию Aldi Retail уже в Германии. В это время ритейлер вышел на рынок Ирландии в 1999 году.

По данным РБК, в 2014 году выручка сети составила €50 млрд. По данным на 2017 год, лоукостеру принадлежали 11 234 магазинов в 19 странах мира: Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Италия, Люксембург, Словения, Португалия, Польша, Испания, Швейцария, Австрия, Венгрия, Великобритания, Ирландия, Дания, Китай, США, Австралия.

Там нет витрин и стеллажей, а товар лежит на паллетах — так сеть сократила расходы на мерчендайзеров. Успех сети журналисты РБК связывали с культом экономии: магазины Aldi Retail маленькие — от 185 до 270 м². Также в магазинах нет автоматических дверей — чтобы экономить электричество.

В ней он проработал до 2003 года. В 2000 году Дюннинг занял пост генерального директора торговой компании Lukas Klamer — «дочки» Metro Group.

Бизнес работал в провинции Гронинген и продавал товары из голландских колоний. Магазин Lukas Klamer открыл в 1886 году Йоханнес Кламер. Сколько магазинов было у местного ритейлера и какая выручка — неизвестно. В 1990 году сеть приобрела Metro Group. По данным Metro в Нидерландах, магазины Lukas Klamer работали в Бевервейке, Леувардене, Гронингене, Уотерингене, Неймегене, Барендрехте, Хертогенбоше и Ньювегейне.

Работа в Metro Cash & Carry

В 2003 году Ян Дюннинг перешёл в «Metro Cash & Carry Россия» на должность директора по продажам, затем работал операционным директором.

По данным компании «Лента», за шесть лет работы в российском Metro Дюннинг открыл 44 магазина, хотя в 2003 году у ритейлера было всего четыре торговых центра в Москве и Московской области, а также два магазина в Санкт-Петербурге.

А в 2008 году компания открыла сортировочный центр в подмосковном Ногинске. С 2003 по 2009 год магазины Metro появились в Казани, Ярославле, Омске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Уфе, Самаре, Воронеже, Тюмени, Екатеринбурге, Красноярске и Новокузнецке.

А выручка компании выросла с 53,8 млрд рублей до 74,4 млрд рублей соответственно. По данным сайта Retail.ru, чистая прибыль Metro в 2006 году увеличилась на 50% — до 4,2 млрд рублей против 2,8 млрд рублей в 2005 году. В 2008 году выручка ритейлера составила около 120 млрд рублей.

По итогам 2007 года товарооборот сети составлял €818 млн. В 2009 году Дюнинг стал руководителем магазинов Metro на Украине. В том же году компания открыла два магазина в Киеве и Харькове, увеличив общее количество точек до 25. После прихода Дюннинга выручка ритейлера по итогам года поднялась до 8,4 млрд гривен, или €1,05 млрд по курсу за 2008 год.

Переход в «Ленту» и штурм офиса

С осени 2009 года Дюннинг стал гендиректором сети российских гипермаркетов «Лента», в 2013 году вошёл в совет директоров.

В 2002 году, чтобы получить деньги на развитие сети, он продал 40% компании инвестору Августу Мейеру. В 1993 году «Ленту» основал Олег Жеребцов в Санкт-Петербурге, но гипермаркеты начал открывать в 1999-м.

Осенью 2009 года Жеребцов продал 35,4% акций за $110 млн фондам TPG Capital и «ВТБ Капитал». К 2007 году в продуктовой сети работали 26 гипермаркетов, а выручка составляла $1,5 млрд.

В 2010 году в «Ленте» произошёл конфликт акционеров — между Августом Мейером и новыми владельцами компании — фондами TPG Capital и «ВТБ Капитал».

Мейер сместил Дюннинга, которого поддерживали фонды, и назначил на его место другого руководителя — своего бизнес-партнёра Сергея Ющенко, который с 2005 года входил в совет директоров компании.

В сентрябре 2010 года конфликт обострился: Ян Дюннинг вместе со своей охраной и бойцами ОМОНа три раза пытался войти в офис компании, чему мешали сотрудники «Ленты», которые вызвали полицию.

По данным издания Lenta.ru, в результате штурма были задержаны Сергей Ющенко и другой акционер компании Дмитрий Костыгин, которые забаррикадировались в офисе, а также несколько работников.

При этом он отметил, что штурм был необходим, поскольку именно он является легитимным директором компании. После штурма Дюннинг вышел к журналистам и извинился за то, что им пришлось наблюдать.

Сумма сделки составила $1,1 млрд. В 2011 году конфликт удалось урегулировать: по данным Reuters, Август Мейер и его партнеры Дмитрий Костыгин, Сергей Ющенко и Глеб Огнянников согласились продать принадлежащие им 44% компании фондам TPG, «ВТБ Капитал» и Европейскому банку реконструкции и развития.

Это позволило «Ленте» привлечь $950 млн и достичь капитализации $4,3 млрд. Дюннинг остался руководителем компании, и в кризисный 2014 год помог ритейлеру провести IPO.

Мне кажется, “Лента” успела вскочить буквально в последний вагон», — цитировал Reuters управляющего директора по инвестициям ТКБ Париба Инвестмент Партнерс Владимира Цупрова. «Ситуация на рынке крайне тяжёлая.

И девальвация, конечно, сильно влияет на потребительский сектор. «Украина, конечно, сильно влияет на рынки. Размещение “Ленты” стало отличным сигналом, так как все понимают, что в секторе идёт замедление», — говорил Reuters инвестбанкир одного из западных банков.

У «Магнита» — 5,828 млрд, у X5 Retail Group — 5,636 млрд, у «О'кей» — 325,65 млн фунтов. 16 января 2014 года капитализация «Ленты» на Лондонской бирже составила 1,266 млрд фунтов стерлингов.

В середине 2010 года «Лента» состояла из 37 магазинов с оборотом 55,6 млрд рублей (выручка на конец 2009 года). 7 декабря 2018 года Ян Дюннинг объявил об уходе в отставку. По итогам третьего квартала 2018 года ритейлер управлял 233 гипермаркетами и 121 супермаркетом в 84 городах, а выручка достигла 294 млрд рублей.

«Мы рассматриваем достижения «Ленты» за последние десять лет как почти целиком связанные с Яном Дюннингом», — цитирует аналитиков «ВТБ Капитала» Марию Колбину и Николая Ковалева РБК.

Он заявил совету директоров, что после 10 лет работы хочет перемен. По данным «Ведомостей», инициатива уйти в отставку исходила от Дюннинга. Хотя ещё в начале 2018 года в интервью «Ведомостям» управленец говорил, что не планирует никуда уходить.

Когда ты думаешь, что наконец у тебя отличный формат, концепция, — ты должен снова идти работать. «У ритейла есть преимущество: оно в том, что идеальный момент не наступает никогда. И это то, что меня в нём привлекает», — цитирует издательство Дюннинга.

По их мнению, всему виной конкуренция и слабая инфляция. Однако уход гендиректора «Ведомости» связывали и с оттоком клиентов из супермаркетов. До 2018 года компания всегда выполняла планы по открытию магазинов, но в 2018 впервые его не выполнила: запустила не 20 гипермаркетов и 50 супермаркетов, а 18 гипермаркетов и около 40 супермаркетов.

Пост гендиректора занял Герман Тинг. По данным РБК, через два дня после новостей об уходе Дюннинга в отставку стоимость акций сети гипермаркетов «Лента» снизились на 13% — до 188 рублей (нынешняя стоимость акций ритейлера составляет 204,9 рубля).

«Магнит»

Место гендиректора заняла Ольга Наумова, бывший руководитель продуктовой сети «Пятёрочка», которая входит в X5 Retail Group. В феврале 2018 года основатель компании Сергей Галицкий продал 29,1% акций ВТБ.

Среди них был и Дюннинг, и Наумова, но договориться с ними в тот момент не удалось. По информации РБК, Сергей Галицкий заранее подбирал кандидатов на пост гендиректора компании.

16 января Ян Дюннинг стал президентом компании «Магнит» и вошёл в состав директоров.

— Наумова будет отвечать за работу компании и возглавлять правление. «Фактически Дюннинг будет подчиняться Наумовой, и наоборот, — пояснял РБК источник, близкий к компании. Дюннинг сосредоточится на стратегии и взаимодействии со стейкхолдерами, а Наумова к будет подотчетна ему и совету директоров».

Председатель совета директоров «Магнита» Чарльз Эмитт Райан, сообщал, что Дюннинг и Ольга Наумова продолжат заниматься трансформацией компании.

Ритейлер планировал сделать несколько вещей. Под трансформацией понимали переход «Магнита» от компании одного топ-менеджера к команде предпринимателей.

  • увеличить долю на рынке с 9% до 15% к 2023 году;
  • расширить ассортимент, чтобы покрывать не 40%, а 70% потребностей потребителей;
  • создать омниканальную экосистему — объединить все точки (супермаркеты, семейные гипермаркеты и магазины косметики) под одним брендом.
  • внедрить систему повышения лояльности.

Она увеличилась на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года — до 7,6 млрд рублей. По итогам третьего квартала 2018 года ритейлер впервые с 2016 года отчитался о росте чистой прибыли.

Ян Дюннинг взял на себя роль гендиректора и сохранил должность президента компании. 26 июня 2019 года Ольга Наумова ушла в отставку. Ян Дюннинг останется на посту заместителя председателя совета директоров. По данным пресс-службы «Магнита», Ольга Наумова решила покинуть компанию из-за разного с советом директоров видения стратегии развития бизнеса.

Тем временем выручка ритейлера за первый квартал 2019 года выросла на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года: с 289,7 млрд до 319 млрд рублей.

Всего в сеть ритейлера входит 19 223 магазина. В первом квартале 2019 года компания открыла 875 магазинов по сравнению с 277 магазинами, которые запустили с января по март 2018 года.

#магнит #ритейл #лента

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть