Главная » Hi-Tech » Истории российских агентств: путь «Восхода» из Екатеринбурга на международный рынок

Истории российских агентств: путь «Восхода» из Екатеринбурга на международный рынок

Сотрудники «Восхода»

Как всё начиналось

Тогда у нас не было особой специализации — мы делали всё, за что платили деньги. Агентство основано в 1996 году. Креатив был приложением к медиасервису, за все сценарии и съёмки отвечал сооснователь агентства — Андрей Губайдуллин.

Вспомнили о нём накануне подачи документов на регистрацию юридического лица. Название «Восход» появилось случайно. Тогда международных перспектив бизнеса на горизонте не было, так что названием стало первое слово, пришедшее в голову, — его выбрали без стратегических сессий, фокус-групп и оценки перспектив масштабирования бренда.

«Восходами» назывались ракеты, колхозы, магазины. Это было символичное для советской эпохи название. Такой «раритет» было трудно официально зарегистрировать в качестве торговой марки, но нам это удалось. И в этом состояла харизма слова.

Тематическая фотосессия агентства

И тогда, и сейчас Ирина отвечает за «организационно-коммерческую» часть, Андрей — за «художественную». Сначала штат агентства состоял из двух человек: Ирины Крафт (сейчас генеральный директор) и Андрея Губайдуллина (сейчас исполнительный креативный директор).

Постепенно рос объём контрактов. Всё начиналось с комнатки 20 м². Брались за любые заказы. Клиентов искали в прямом смысле «ногами» — когда интернета не было, его заменяли личные встречи, на которые ездили сооснователи агентства. Иногда кажется, что «Восход» успел поработать с доброй половиной бизнесов Екатеринбурга: от автосалонов до меховых магазинов.

Первые проекты

Но креативный директор агентства Андрей Губайдуллин всегда хотел делать интересные проекты, а не просто product demo. Раньше клиенты в Екатеринбурге покупали эфирное время — сценарии роликов им доставались бесплатно, а съёмки делали «на сдачу». Именно таким стала кампания салона ритуальных услуг «Карит» — для неё сняли видеоролик про альтиста, который играет на инструменте, а потом бережно убирает его в чёрный футляр.

Несмотря на скромный по столичным меркам бюджет на производство, в 2003 году ролик получил награду московского рекламного фестиваля — первую в истории агентства.

Например, ролик обувного бренда «Котофей», созданный буквально руками на офисном столе. Это было время, когда мы не сотрудничали со сторонними продакшн-студиями и снимали всё сами.

На фоне в процессе съёмки виден наш бывший офис в Екатеринбурге.

Переломный момент — 2008 год

Бюджеты на креатив тогда выделяли по остаточному принципу, однако кризис вытолкнул креатив на передовую. В статусе крупного регионального медийного игрока «Восход» жил до 2008 года. Клиенты осознали, что лучше потратить 10% бюджета на идею и продакшн и получить wow-эффект, чем слить 100% без ощутимого результата.

Некоторые клиенты оказались не готовы платить за то, что привыкли получать практически бесплатно. Мы заметно подняли стоимость работ по креативу и увеличили штат креативного офиса. Но нашлись и те, кто остался с нами: например, мясокомбинат «Черкашин и Партнёр» вместе с «Восходом» уже больше десяти лет.

Пришло время выходить на федеральный рынок. Мы стали первым агентством в Екатеринбурге с таким подходом. Сначала свои (сможем ли?), потом — клиентов. И тут преодолевать приходилось больше не внешние барьеры, а внутренние страхи и ограничения.

Ведь дело происходило ещё до широкого распространения видеозвонков, хотя Skype и провайдеры и сейчас временами подводят нас качеством связи. Екатеринбург — это совсем не другая планета, но многие иногородние компании не представляли, как можно работать с командой агентства, которая находится «где-то очень далеко».

Офис в Москве

Главный плюс не только в том, что на встречи больше не нужно летать самолетами, — мы стали лучше ориентироваться в «менталитете столицы». В итоге в 2009 году нам пришлось открыть офис в Москве, чтобы нас лучше «видели». Тем не менее свой уральский бэкграунд мы до сих пор считаем преимуществом: здесь у нас лояльная и сплочённая команда, мы давно сработались, пустили корни и живем в некой отдалённости от суеты и меркантильности столицы.

Сотрудники агентства на фестивале Golden Drum

Существует множество средств связи, и каждый пользуется тем, что удобно. Коммуникации между двумя городами выстроены просто: официально одобренного канала наподобие корпоративного мессенджера у нас нет. Для рабочих задач мы используем CRM и облачный офис.

Но и для всех остальных мы минимум раз в год устраиваем общие встречи. В агентстве есть те, кто часто летает «туда-сюда» — в первую очередь это менеджеры по развитию бизнеса и те, чья работа связана с коммуникациями с клиентом. Например, в 2016 году отмечали юбилей агентства в Сочи, этой зимой вместе праздновали Новый год в Екатеринбурге.

Собираем её уже два года. Забавный факт из жизни агентства — у нас есть коллекция отпечатков лбов сотрудников «Восхода» на гипсе — потому что мы работаем головой.

Проекты гордости

После запуска кампании «Сделано диабетиками», созданной для бренда глюкометров «Акку-Чек», мама одного мальчика с диагнозом «диабет» прислала письмо с благодарностью за то, что в рекламной кампании поднята важная для неё и миллионов других людей тема: как не опускать руки и продолжать жить с диабетом. В 2017 году мы получили самую дорогую оценку своей работы.

Такие письма вдохновляют и заставляют более вдумчиво работать. Сейчас копия этого письма висит в рамке на стене офиса поверх фестивальных дипломов.

Во всех смыслах: по охвату, оценке аудитории, фестивальному успеху, по измеренному бизнес-результату для бренда. CarCurling — один из самых успешных наших проектов прошлого года.

Мы опытным путем выясняли, какого размера должно быть поле, сколько игроков в команде. Подготовкой проекта занималась большая команда: мы закупали автомобили на Avito, автомастерская их готовила, технический регламент разработал тренер Паралимпийской сборной по кёрлингу.

Клиенту было легче согласиться ещё и потому, что бюджет на мероприятие потребовался совсем небольшой — стоимость одной «Оки» составляет около 25 тысяч рублей. Сначала идея даже авторам казалась невероятной, но наши специалисты по нестандартным проектам смогли продумать все мелочи и реализовать её. Мы не платили за медиа, вместо этого пригласили журналистов посоревноваться, а редакции сами решили поставить сюжеты о событии в новости.

Ну а дальше все знают: всемирный охват, директор страхового агентства SMPolis стала местной суперзвездой, а мы ещё и получили за проект «Каннского льва».

Есть проекты, которые на стадии продакшна клиенты реализовывали сами, поэтому полученные результаты — дело их вкуса, и пусть за них они стыдятся сами. Нам ни за что не стыдно. Мы любой проект «допиливаем» до стадии, когда претензий к нему практически не остаётся.

О конкурентах

Конкурентом мы считаем любое агентство, которое делает хорошие проекты в брендинге, медиа, креативе, digital.

Главное, чтобы в тендере мы конкурировали не с чьими-то личными или финансовыми интересами в выборе подрядчика, а с профессиональными компетенциями. В России много интересных агентств, у которых есть чему поучиться и с кем можно честно соревноваться.

Но хорошими кейсами вдохновляемся, чтобы думать дальше и лучше. Чужие идеи мы принципиально не используем, считаем, что у нас хватает ума и фантазии шевелить извилинами самостоятельно.

Офис агентства в Екатеринбурге

«Восход» сейчас

Долгие годы работы в качестве медийного агентства сыграли в нашу пользу — позволили делать не просто хороший креатив, а проекты «под ключ» сначала в офлайн-среде, затем в онлайне.

Собственный отдел digital-креатива дал возможность самостоятельно проектировать и разрабатывать любые технологичные решения. Мы постоянно изучаем и внедряем что-то новое, открываем новые направления, чтобы успевать за реактивным рекламным рынком. Первые придумывают концепции, дизайн, идеи сайтов, активаций, а вторые занимаются технической реализацией. Он состоит из дизайнеров, арт-директоров и разработчиков. Вместе они облекают идеи в форму продукта.

Сейчас мы не зависим от подрядчиков. До появления отдела digital-креатива реализацию приходилось отдавать на аутсорс.

Теперь измеряем всё, что просят и не просят. В 2017 году мы открыли направление маркетинговых исследований. Это здорово помогает принимать более взвешенные решения для рекламных кампаний. Сами ставим задачи, составляем анкеты, программируем и обрабатываем данные.

Creative, Voskhod. Сейчас агентство состоит из следующих отделов: Voskhod. Digital и Voskhod. Branding, Voskhod. Media.

Но над проектами они работают вместе. Как понятно из названий, у каждого отдела есть своя зона компетенций. Мы смогли так сбалансировать структуру, что сегодня своими силами можем реализовать любой этап работ за исключением сложного видеопродакшна.

Мы — самое награждаемое агентство страны, но звёздная болезнь в нашей индустрии — нонсенс. Нельзя обойти стороной тему фестивалей. Мы широко известны лишь в узких кругах профессионалов. Реклама — это не шоу-бизнес. Так что задирать нос не перед кем.

С нашим уровнем менеджерской культуры — это редкость и большая ценность. Но эта известность помогает бизнесу: нас постоянно приглашают в тендеры, с нами вежливо разговаривают. Хотя в условиях тотального дефицита профессиональных кадров сотрудников всё равно приходится искать годами. И рынку труда мы интересны.

Агентство за долгие годы выстрадало правило не работать без оплаты. Мы всегда отказываем на приглашения в бесплатные тендеры даже известным брендам.

Если представители клиента ведут себя неадекватно — для нас это синоним «неуважительно, непрофессионально, нечестно», — мы предпочитаем с такими клиентами не сотрудничать, пока не поменяется команда маркетинга или исполнительной дирекции.

Планы на будущее

Окончательно ушло время, когда различные специализации в рекламе существовали параллельно. Наша бессменная цель — быть ещё более компетентными и универсальными. Чтобы создавать кампании, которые находят контакт с потребителями и обходят все внешние и внутренние «эдблоки», каждый из нашей команды должен знать немного обо всём: медийщики — о креативе и продакшне, креативщики — о медиастратегии и digital. Наступила эпоха мультиканальности и кросс-компетенций.

Мы планировали это несколько лет — четыре года ждали завершения строительства, но к осени всё же переедем. В этом году наш московский офис перебирается в новое помещение в «Москва-Сити». С новым адресом мы также расширим штат и набор компетенций столичного офиса «Восхода». Локация удобная для сотрудников и клиентов, можно пешком друг к другу ходить.

Во время съёмок ролика для «Точки»

Каждый год мы ездим к зарубежным коллегам небольшой командой за вдохновением, опытом и неформальным общением. Сейчас выбираем страну для очередного корпоративного путешествия. Уже посещали Францию, Германию, Голландию и Швецию.

Постоянно строим планы, но рассказывать об этом не будем — не всегда всё получается, как задумывается.

Три жизненных урока из опыта агентства — не наступайте на наши грабли

Но были среди этих граблей и специфические рекламные. В процессе роста наступили на все грабли, которые встречаются на пути у непрофессиональных предпринимателей: юридические проколы в договорах, недобросовестные партнёры, «кидание» на деньги клиентами и многое другое.

Замысел казался нам идеально обоснованным: есть много федеральных компаний с подразделениями в крупных городах, при этом рекламная деятельность этих подразделений часто довольно разрозненная. Десять лет назад мы решили открыть собственную региональную сеть агентств.

Мы могли бы объединить все усилия и бюджеты в один комплекс, выработать общие стандарты маркетинга и значительно сэкономить без потери эффективности.

Да и менталитет в каждом регионе отличается от уральского. На деле выяснилось, что филиалы всеми силами сопротивляются такой идее, не хотят выпускать власть из рук. В Краснодаре наш офис просто разворовали — в одну ночь из помещения вынесли всё, что не прибито. Новосибирск показался нам очень закрытым — сибиряки привыкли к самостоятельности и не слишком рады чужакам на своей бизнес-территории.

Закончив эксперимент, мы решили сосредоточить экспансию на столице.

В условиях дефицита кадров мы хотели выращивать для себя профессионалов — открыли школу рекламы, арендовали помещение, вложили деньги. Другой сомнительной инвестицией стала собственная программа обучения. В итоге большая часть выпускников уходила к конкурентам, а кто-то из студентов хотел просто потусоваться, как в книге «99 франков».

Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда приходится защищать свои интересы. Третье, чему мы научились за 21 год работы: век живи, век учись юридической грамотности.

Тогда мы вместе с юристами добились его закрытия, а название «Восход» через некоторое время официально зарегистрировали как товарный знак. Один из первых и точно самый наглый случай их нарушения был в 2004 году: группа мошенников полностью скопировала наш сайт вместе с портфолио, изменив только адрес и телефон, и стала так продавать свои услуги.

«Восход» в цифрах

  • В производственном расписании есть место только для одного тендера в месяц.
  • Базовая цена креативной идеи — 1,6 млн рублей.
  • Средний чек на видеопродакшн — 7-9 млн рублей.
  • Стоимость разработки комплексной рекламной стратегии — 1,5 млн рублей.
  • В 2017 году 12 проектов «Восхода» получили 73 награды на российских и международных фестивалях в категориях: креатив, медиа, брендинг, PR и маркетинговая эффективность.

#историиагентств #маркетинг


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Instagram рассказал об 1 млрд пользователей и представил раздел с роликами до 60 минут

Instagram рассказал об 1 млрд пользователей и представил раздел с роликами до 60 минут Презентация состоялась 20 июня в Сан-Франциско. Фотосервис Instagram рассказал о росте аудитории до 1 млрд пользователей и представил платформу IGTV для создания и просмотра вертикальных роликов ...

Кем были предки Тинькова, Касперского, Дурова, Воложа и Овчинникова

Олег Юрьевич Тиньков Родился 25 декабря 1967 года в посёлке Полысаево Кемеровской области (в паспорте указано: город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области). Есть сводный брат — Юрий, сын матери от первого брака. Жена Тинькова — Рина Валентиновна Тинькова (Восман), родилась 29 августа ...