Главная » Hi-Tech » Истории российских агентств: путь Jami от bluetooth-сети до проектов с «Билайном», Coca-Cola и Минкомсвязи

Истории российских агентств: путь Jami от bluetooth-сети до проектов с «Билайном», Coca-Cola и Минкомсвязи

Вадим Устюжанин

Как всё начиналось

Смелый проект, учитывая уровень технологий и развития мобильных платформ в 2008 году. Нашим первым бизнесом был венчурный технологический стартап — мобильная bluetooth-сеть, в которой полезный контент сочетался с рекламным. Похожие проекты были в США, Европе, и наша сеть стала одной из самых крупных. У нас было 200 точек и команда из 25 сотрудников.

Остались четыре сооснователя и аккаунт-менеджер Маргарита Шестакова, которая сказала, что верит нам и хочет быть в новом проекте. В условиях кризиса модель перестала быть жизнеспособной — вместе с инвесторами мы закрыли первый стартап и расстались с командой.

Очень помогли понимание маркетинга как инструмента достижения целей бизнеса, опыт менеджмента и построения процессов, который мы получили «в бою». Мы решили шагнуть за рамки мобильных платформ в более широкий digital: стратегии, креатив и интегрированные маркетинговые кампании.

Некоторые предполагали, что компания получила имя в честь восточной богини плодородия, потом кто-то принес в офис сборник стихов Нуриддина Абдуррахмана ибн Ахмада Джами, и в нас увидели ценителей персидской поэзии. Есть разные версии происхождения названия Jami.

Хотелось чего-то западного и технологичного. Первоначальный замысел был «Yami — вкусные мобильные сервисы». Мы посмотрели на логотип, решили, что простые решения — самые лучшие, и стерли палочку у буквы “Y”. Но с регистрацией возникли проблемы — кажется, был корм для собак с тем же названием. Так родилось название Jami.

Первые проекты и клиенты

Ещё на этапе мобильных платформ у нас было несколько проектов с большими брендами, появилась определённая репутация и рекомендации, которые позволили получить первых клиентов: Campbell's, множество брендов Bayer, среди которых был Alka-Seltzer, несколько брендов Novartis.

Мы с самого начала старались предлагать клиентам комплексные решения, поэтому даже если поступал небольшой бриф, например, на веб-разработку, мы не делали «креатив ради креатива», а досконально разбирались со стратегией и экосистемой рекламной кампании в целом.

За это время мы создали с нуля платформу Coca-Cola в социальных сетях и провели несколько больших интегрированных кампаний. По-настоящему серьёзным прорывом стала работа с The Coca-Cola Company — Coca-Cola, Sprite, Powerade — и она продолжалась почти три года.

Сложности на пути

Ни у кого из сооснователей не было масштабного предпринимательского опыта, только горячая убеждённость, что если ты энергично, честно и ответственно делаешь своё дело — всё получится. Главной сложностью стал ежегодный почти двукратный рост компании. Эту бизнес-парадигму для себя внутри мы сформулировали как «нормально делай — нормально будет».

Приходилось активно учиться и ошибаться в процессе. Такое мощное масштабирование компании требует кратного роста управленческой экспертизы. Сейчас наша зона комфорта — постоянное движение. Но в то же время искушения отдышаться на каком-то уровне и осесть в зоне комфорта никогда не возникало.

Другая интересная сложность возникла там, где мы её не ждали.

Нам хотелось создать среду, где никто не стоит над душой, можно пробовать и ошибаться, где нет потолка для карьерного роста, пока приносимая ценность и амбиции человека растут сообразно друг другу. С самого начала мы строили компанию, в которой талантливые и ответственные люди смогут реализовать себя в благоприятной, стимулирующей к развитию обстановке в окружении таких же заряженных коллег. И мы рады, что нам это удалось.

Но с течением времени эта идея мутировала в сознании некоторых сотрудников — family осталась, а ответственность и развитие отступили на второй план. У нас быстро появилась уютная дружеская атмосфера — мы называем это family power.

Получился классный Диснейленд для тусовых ребят, которые на расслабоне приходили попозже и уходили пораньше, полагая, видимо, что их главная задача — поддержание корпоративного духа в офисе на Тверской.

Недостаток их эффективности компенсировали ценой экстра-усилий те самые заряженные гиперответственные ребята, для которых изначально и создавалась эта атмосфера.

Пришлось ещё раз прояснять истинное значение наших ценностей и отпускать тех, чьё представление о внутреннем устройстве Jami не сходилось с истинным положением вещей. То, что мы это допустили — управленческая ошибка. Сейчас мы с самого начала сотрудничества правильно расставляем акценты в понимании нашего подхода к работе.

Развитие агентства

2010-2012 годы

Этап становления, первые клиенты, первые победы.

Работы всегда было много, поэтому выжить хотелось в прямом смысле слова — хотя бы достаточно спать. Как и у всякого бизнеса на старте, главный фокус был на выживании. Это крайне полезный и неочевидный навык, всю ценность которого понимаешь только с опытом. В это время мы научились контролировать нагрузку так, чтобы не допустить выгорания.

2013-2015 годы

Появилось относительно чёткое разделение зон ответственности в компании, был взят сознательный курс на диверсификацию клиентов и отраслевых сегментов рынка. В этот период сформировалась основная команда агентства и топ-менеджмент.

Нам было важно обеспечить себе устойчивость для дальнейшего развития. История знает множество примеров сервисного бизнеса, который полностью зависел от одного клиента или отрасли, что немного рискованно.

С 2016 года по настоящее время

В эти годы сформулирован стратегический вектор до 2020 года. Поиск новых возможностей и рычагов для роста, запуск новых продуктов и направлений, в том числе автономных от основного бизнеса.

Теперь, когда у нас есть микс креативно-коммуникационной экспертизы и возможность заниматься планированием и размещением рекламы, отвечая за конечный результат, мы можем выполнять «под ключ» маркетинговые задачи любого клиента. Мы вложили много ресурсов в развитие собственного медиаотдела.

Она включает в себя Jami Branding — направление, которое занимается исследованиями, концептуальным созданием брендов и фирменного стиля. С 2017 года Jami — это коммуникационная группа. Агентство «Простор» отвечает за разработку и проектирование продуктовой логики, UX, разработку и дизайн интерфейсов.

Развитие Jami

За восемь лет поставлено и достигнуто много целей, но лейтмотивом всегда было:

  • Обеспечение первоклассного клиентского сервиса.
  • Совершенствование существующих продуктов и разработка новых, отвечающих стратегии развития.
  • Выстраивание процессов, которые позволяют в динамичной реальности рекламного рынка стабильно выдавать качественный продукт без нечеловеческих усилий команды.

Увольнение клиентов

В рамках чётко очерченных принципов работы и прозрачных договорённостей мы обещаем сделать всё возможное для достижения целей и облегчения жизни бренд-команды, которая обычно находится в бешеной загрузке. На старте работ мы позиционируем себя как равноценного партнёра.

Если задача невыполнима или, на наш взгляд, не пойдёт проекту на пользу, мы всегда предложим адекватные альтернативы. Односложное «нет» на любой запрос от нас услышать невозможно.

Как правило, причиной расставания становится многократная существенная смена брифа в процессе работы без готовности компенсировать усилия или дисбаланс ожиданий и бюджета. Но если исходные условия и договорённости нарушаются, а переговоры ни к чему не приводят, мы передаём работу новым исполнителям и завершаем сотрудничество.

Хотя однажды мы уволили крупного медийного клиента за привычку общаться исключительно нецензурно.

Проекты агентства

Будучи digital-centric, кампания получила широкую поддержку в ATL-каналах. Среди проектов, которыми мы гордимся, стоит отметить знаковые, например, нашу первую федеральную кампанию по ребрендингу Sprite в России.

Охват кампании составил 80% целевой аудитории, получено более 3 тысяч конкурсных работ — музыкальных треков молодых групп, более 4 млн органических просмотров промовидео и более 300 тысяч подписчиков в группе во «ВКонтакте» с нуля.

Это контентный YouTube-проект с популярными блогерами по запуску линейки продуктов Samsung S7. Второй проект — Samsung YouTube TV — реализован в партнёрстве с агентством Zebra Hero.

Тот случай, когда сильная стратегия в основе и хороший креатив в реализации дали отличный результат.

Это федеральная кампания для Минкомсвязи по продвижению госуслуг среди населения страны. Другой проект реализован для портала «Госуслуги». Сложнейший в управлении проект с 19 различными активностями параллельно.

В результате кампании мы получили 625 тысяч зарегистрировавшихся на сайте, более миллиона новых установок мобильного приложения, при этом активность текущих пользователей увеличилась в 1,6 раза.

Огромную роль в успехе этих проектов сыграли живое участие и открытость команд со стороны клиента.

В зоне риска чаще всего оказываются те, у которых нет вовлечённого лидера на стороне клиента или лидеров слишком много. Иногда проекты получаются не такими, какими задуманы на старте. Внутри клиента включается внутренняя политика, попытки угодить вкусам коллег и желание каждого внести свой вклад.

Яркие проекты не могут на 80% состоять из компромиссов. Коллективное творчество в отсутствии того, кто принимает окончательное решение, всегда чревато средневыраженным результатом. Но как-то без огонька. Если всё сделать правильно, кампания пройдет гладко, формальные KPI будут выполнены.

Можно закинуть шарф на плечо и гордо удалиться — вариант небольших бутиков и тех, кто работает на портфолио и награды. Когда начинается нечто подобное, у агентства есть два пути. Мы чаще выбираем второй. Второй вариант — не спускать глаз с конечной цели и методично работать вместе с клиентом, если проект сбивается с курса.

О конкурентах

Я стараюсь танцевать лучше себя самого». О конкуренции лучше всех сказал Михаил Барышников: «Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных.

Сегодня сложности нормальному агентству создаёт не другое агентство, а отсутствие качественного профессионального образования, недостаточная квалификация кадров на рынке и неопытность клиентов. Конкуренция предполагает соперничество, борьбу, закрытость и изоляцию друг от друга. Поэтому каждая компания, которая делает хорошую работу, двигает индустрию вперед.

Кому-то удаётся креатив, кто-то сумел построить эффективный прибыльный бизнес, у кого-то сильная менеджерская экспертиза. Среди наших конкурентов — агентства Ailove, Possible, Mosaic, BBDO Digital и Slava. Главное, что все мы развиваем предпринимательство за пределами нефтяной трубы и создаём рабочие места.

Планы на будущее

За десять лет мир изменился на наших глазах, и мы находимся в самом начале этих лавинообразных перемен.

Сегодня к нам обращается крупная региональная производственная группа с запросом на digital. В 2012 году мы приходили к клиенту и рассказывали, зачем ему digital. Собственники ещё не знают, как с этим работать, но понимают — если они не начнут разбираться сейчас, завтра будет сложнее.

Например, в 2017 году на рынок вышел наш собственный проект — мобильный автоконсьерж Alfred, который устраняет сложности сотрудничества с автосервисами. Наша цель — стать первым игроком, “top of mind” брендом в этом сегменте, параллельно используя свою инфраструктуру в качестве базы для бизнес-акселератора и собственных стартапов.

В дальнейшем мы планируем создавать новые digital- и disruptive-продукты, с помощью которых сможем сделать жизнь людей проще, безопаснее и интереснее.

#маркетинг #историиагентств


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

5 причин, почему смартфон никогда не будет видеорегистратором

Правда, в подобных аксессуарах мало кто разбирается: выбирают самый дешевый, который просто работает и записывает видео. Сейчас все больше автомобилистов устанавливают в свои машины видеорегистраторы — неприятных ситуаций на дороге немало, к тому же это отличный способ доказать свою невиновность ...

Instagram разрешил обмениваться голосовыми сообщениями в Direct

Instagram разрешил обмениваться голосовыми сообщениями в Direct — Соцсети на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Они могут длиться минуту и не исчезают из диалога. В закладки Об этом ...