Hi-Tech

Истории предпринимателей, которые организовали котокафе в своих городах

Котокафе Nurri, Таллин

Рассказывают основатели Яанус Илленд и Хелен Иыудна.

О создании

Идея сразу понравилась. Мы продали дом и долго путешествовали по Европе, а когда вернулись и стали выбирать постоянное занятие, увидели передачу о лондонском кошачьем кафе. Позже кафе стало семейным делом и постоянным местом работы.

Но сначала мы создали группу в Facebook, провели опросы и открыли краудфандинговый сбор на платформе hooandja.ee. Мы открыли кафе с кошками в 2014 году. Стало понятно, что идея востребована. Проект оказался успешным — в кафе вложилось больше 600 человек.

Тратили деньги, которые остались от продажи дома, поскольку брать кредит слишком накладно. Но сбор — это малая часть того, что требовалось для открытия. Но этой суммы недостаточно. От краудфандинга мы получили €10 тысяч, а всего на ремонт и помещение ушло около €60 тысяч.

€150 000

столько, по мнению основателей Nurri, нужно для «идеального» открытия котокафе

Тем не менее мы открылись почти в срок, как обещали во время сбора денег. Помещение нашли быстро, но оно было в ужасном состоянии. Пришлось задержаться только на две недели из-за стульев — их не успели доставить из Британии.

Всем каналам и радиостанциям было интересно написать о таком формате. После открытия в течение полугода мы дали больше 25 интервью разным изданиям и передачам. Сейчас основной путь продвижения кафе — сарафанное радио, Facebook и Instagram.

О клиентах

Это радио на финском языке, оно вещает прямо из кафе — над ним работает финская журналистка, для которой выделили небольшое помещение. Многие приходят через Trip Advisor, а финские туристы узнают о кафе с помощью интернет-радиостанции Kattiradio. Приют, где мы брали кошек для кафе, тоже рекламировал нас, так что после открытия мы быстро стали известными.

На каникулах чаще приходят семьи с детьми, около 25% посетителей — постоянные клиенты, которые бывают в кафе раз в две недели. Сейчас половина клиентов — туристы. Самый тяжёлый месяц — февраль, когда у людей не остаётся средств после зимних праздников, тогда в день бывает всего 20 посетителей.

Средний чек тоже сильно зависит от погоды — от €5 до €15 на клиента. В туристический сезон может прийти и 150 клиентов (если считать не количество человек, а число заказов).

Смысл в том, что посетители платят фиксированную сумму (взрослые — €4,70, дети — €3,50) и могут съесть столько блинчиков, сколько в них поместится. Мы проводим и дополнительные мероприятия: встречи, посвящённые публикациям книг, воскресенья блинчиков.

У нас есть полноценное меню. Nurri — это не тайм-кафе. Но на кухню зверям вход закрыт. По законам Евросоюза животные могут находиться рядом с едой.

В залах, где находятся животные, сами клиенты должны следить за чистотой тарелок. Если владельцы могут подтвердить, что на кухне кошек не будет, то готовить можно.

О животных

Все деньги, которые остаются после необходимых платежей, уходят на них. В кафе живет 11 кошек. Лечить и содержать животных дороже, чем людей, потому что для них нет системы страхования.

Например, одного кота отдали из семьи, в которой у ребёнка обнаружилась аллергия на перхоть. Кошки приходят из приюта или из семей. Конечно, перед тем, как оказаться в кафе, кошки проходят ветеринарное обследование.

Сначала были подобные идеи, но теперь понятно, что развитие потребует слишком много сил и ресурсов. Расширяться мы не планируем. Но денег не будет. Это такой бизнес — с ним становишься эмоционально богатым.

Кафе Murrchim, Новосибирск

Рассказывает основательница Анна Стародуб.

О создании

Это логичное продолжение увлечения. Кафе в Новосибирске открылось в 2016 году в мае. В то же время мы занимались помощью приюту для бездомных животных. У нас [основателей кафе] была работа. Поэтому мы подумали, как превратить защиту животных в работу. Сочетать было трудно: не хватало сил и времени.

Потому мы выбрали котокафе. Чтобы открыть, например, ветеринарную клинику, нужен большой опыт и серьёзные вложения, но у нас этого не было. На его открытие деньги пришлось собирать у друзей: своих накоплений не было, кредиты в банке предлагали под безумные 30%.

400 000 рублей

потратила основательница кафе Murrchim на ремонт помещения, но ей всё равно не хватило

Открылись в полуготовом состоянии, а ещё месяц после заканчивали ремонт. Мы приносили из дома всё, что можно принести, вплоть до пылесоса. Многое делали своими руками, так что научились работать шуруповертами и молотками. Помещение — это старое здание, которому больше 100 лет, и мы разбирали потолки и стены.

Арендные каникулы продолжались всего две недели, а на ремонт ушло три месяца. Больше всего средств ушло на аренду, поскольку нужно было оплачивать ещё и депозитный взнос. То есть мы впустую каждый месяц платили больше 50 тысяч рублей.

Мы обращались к другим владельцам кафе, но готовых рецептов и подсказок не получили, всё пришлось делать своими силами. Тогда в России таких заведений почти не было, тем более успешных, поэтому посоветовать нам никто ничего не мог.

Но оказалось, что нормы относятся либо к сельскохозяйственным животным, либо к общепиту. В это же время мы штудировали СанПиНы, чтобы понять, как же нам правильно открыться и соблюсти все законы. Не существует никаких норм и регламентов для котокафе.

Мы вообще не обязаны никого уведомлять об открытии, потому что не относимся к общепиту и не оказываем услуги по лечению. Мы не попадаем ни под одну привычную категорию: мы не контактный зоопарк, не приют, не ресторан. У нас просто тайм-кафе, где живут коты.

Например, у кого-то нет постоянной посуды, только пластиковая. Поэтому проверяющие органы не знают, как с нами взаимодействовать, и все котокафе на местах устроены по-разному.

Сейчас всё уже отлажено, и мы работаем со своими ветеринарами. Мы ходили в управление ветеринарии и потом больше года сотрудничали с ними: они чипировали и проверяли животных, советовали лекарства и средства для дезинфекции.

Всё закончилось фразой: «Делайте что хотите». А в Роспотребнадзоре, куда мы обращались за консультацией, не поняли, кто мы такие.

На него тоже пришлось добывать деньги, потому что прибыли не хватило. Примерно через год после открытия первого кафе мы открыли ещё одно — в Академгородке.

И у нас появилась идея фикс — сделать франшизу. После полугода работы стало ясно, что мы справляемся. С первым кафе могло просто повезти — выбрали удачное место. Я подумала, что один удачный проект — это ещё не статистика, надо было открыть второе кафе и проверить, работает ли наш бизнес.

Во-первых, не требовался ремонт, во-вторых, мы уже знали, что делать. Поэтому второе кафе отрывали в отдалённом районе, и открылись мы быстрее. В Академгородке больше помещение и дороже аренда, но проект прекрасный, не хочется его закрывать.

Слишком много моральных нюансов. Но мы поняли, что франшизы не будет. Деньги здесь не такие, какие должны быть в предпринимательстве, и сил отнимает кафе немало. Люди, которые обращаются за франшизой, хотят удачный бизнес, а это не самое рентабельное дело.

О животных

Раньше мы брали для них корм суперпремиум-класса по закупочной цене, но потом кошек стало много, а тратить по 16 тысяч рублей только на еду слишком накладно, учитывая, что в кафе живут не все наши подопечные. В каждом кафе живут по 15 котов.

Это не считая лечебного корма для тех, кто не живёт в кафе и лечится. Пришлось перевести их на корм подешевле, теперь питание обходится примерно в 8000 рублей в месяц. К счастью, постоянные посетители нередко оставляют корм для таких кошек. На специальное питание может уйти и 2000 рублей на одного кота. Хотя его не всегда хватает. А наполнитель Lucky cat мы получаем по спонсорской поддержке.

Это часто бывает среди зоозащитников, хотя цели у нас общие. До открытия бизнеса мы работали с приютом, а когда решили сделать кафе, начались разногласия. Так что мы решили зарегистрировать благотворительный фонд «Варежка» (как в старом мультике). Нашлись те, кто считал, что мы будем зарабатывать деньги на страданиях животных. Занимаемся кошками и собаками: пристраиваем бездомных животных, помогаем лечить.

Только льготная стерилизация и прививки обходятся минимум в 3000 рублей, а если животное болеет, суммы могут быть заоблачные. Самое сложное — подготовить кошку к кафе. Неделю его обследовали в стационаре и поддерживали капельницами. Один из котов как-то перестал есть. Кот снова начал есть, но его обследование и лечение обошлось больше чем в 50 тысяч рублей. Никто не понял, что это было, возможно, депрессия. Без фонда мы бы не могли себе такое позволить.

О клиентах

Без родителей мы пускаем детей старше 14 лет, но делаем исключения для постоянных посетителей, которых знаем. В центре города в кафе приходят разные люди: туристы, дети, семьи. В Академгородке больше семей с детьми и много иностранцев, потому что в кафе приходят делегации с семинаров.

В среднем в месяц приходят 500-700 посетителей. Летом всегда достаточно клиентов, а в сентябре начинается тишина по будням, зато полная посадка по выходным. Потом начинается поминутная тарификация, и остаются только постоянные клиенты или люди, пришедшие поработать. Обычно в кафе проводят час, который стоит 200 рублей. Стараемся поднимать чек продажей сувениров, напитков, сопутствующих товаров.

Но нет ограничений по возрасту, наша миссия — воспитывать ответственное отношение к животным. Дети оплачивают полную цену, потому что от ребёнка проблем нередко больше, чем от взрослого. Каждому гостю рассказываем правила на входе, предупреждаем, какие коты не любят повышенного внимания. Иногда к нам приходят дети, которые до этого вообще ни разу не держали кота на руках.

О рекламе

Можно завесить всё билбордами, но если людям не понравится внутри, то ничего не поможет. Наша лучшая реклама — сарафанное радио. Некоторые кафе относятся к работе как к благотворительности: владельцы считают, что к ним должны ходить ради помощи котам, а на недочеты не обращать внимания, ведь благое дело требует жертв. Мы делаем упор на работу с персоналом.

Наша цель — чтобы люди видели, что животные с улицы так же прекрасны, как купленные за большие деньги. У нас не было такого похода. Поэтому мы следим, чтобы администраторы были приветливыми и общительными, а в кафе всегда было чисто: никакого запаха, никакой шерсти. И что люди, которые помогают бездомным животным — нормальные, как и все остальные.

Это простой способ, потому что у нас много контента — ведь котики всегда популярны. В октябре и декабре, самые тихие месяцы, мы запускаем рекламу в Instagram. Судя по опросам, о нас узнают по рассказам друзей и из социальных сетей.

Сначала думали, что нам придётся искать людей, но наша площадка настолько интересна, что ищут нас. Когда мы открылись, брались за все дополнительные мероприятия подряд. За два года выработали список лекторов, на которых приходят люди.

Иногда просят программу на дни рождения. Всегда собирают посетителей кулинарные курсы по работе с шоколадом, психологические тренинги, детские мастер-классы: мыловарение, рисунки. По вечерам мы устраиваем кинопоказы, которые тоже нравятся клиентам.

Рассказывает основатель Владимир Кузин.

О создании

Идея появилась в 2015 году. «Котики и люди» — первое котокафе в Москве. Я долго думал и нашёл формат, который совмещает кафе, искусство, а также общение с животными и людьми. Мне было тогда около 40 лет, из-за кризиса личности хотелось чего-то нового: открыть свой бизнес, причём такой, который доставлял бы удовольствие. Я читал о котокафе и смотрел ролики на YouTube, ездил в кафе в Санкт-Петербург, потом открыл своё.

Приложение не взлетело, денег на кафе не осталось. Я уволился с должности ИТ-директора и решил открыть бизнес, причём старался сделать сразу два проекта: ресторанное приложение, в которое я и вложил все свои деньги, и котокафе.

Поэтому пришлось обращаться к родственникам и занимать у них. Кредит малому бизнесу дают только под заранее утверждённые аналитиками бизнес-планы: под хостел, пивную, крематорий, а под котокафе нет. Я даже писал бизнес-план, но потратил намного больше, чем собирался.

Мы заплатили за три месяца 900 тысяч рублей, и всё это время делали помещение. Вначале я ещё верил всем на слово, не знал, что строительные сметы обойдутся в два раза дороже, что арендные каникулы продлятся меньше, чем ремонт.

900 000 рублей

потратил основатель «Котики и люди» на аренду помещения за три месяца

Это детские ошибки, и я сейчас сам не могу понять, как мы их совершили. Нас подвели люди и пришлось дважды менять помещение, терять деньги, потраченные на ремонт. Потери на первом этапе не огорчают. Наверное, как всем начинающим бизнесменам, нам казалось, что всё будет хорошо: «Вот откроемся и пойдут миллионы».

Мне сказали, что шансов нет, будут только убытки и лучше не открываться. Я привык к планам и KPI, обращался к финансовым аналитикам, пробовал просчитывал перспективы кафе. Если бы мы не верили в идею, то и не открылись бы.

Но мы до сих пор не вернули затраты на открытие, потому что случилось несколько ситуаций, потребовавших новых вложений.

О животных

Кошки легко заболевают. У нас 25-30 кошек. После стерилизации, прививок и анализов животные попадают к нам, от нас — к хозяевам. Поэтому мы работаем с кураторами — частными лицами из фондов и приютов, которые находят кошек, лечат их и пристраивают в кафе или к хозяевам. По спонсорской программе мы получаем наполнитель для туалетов, а корм и лечение — это уже на нас. Подготовка кошек стоит от 4 до 15 тысяч рублей.

Нельзя открыть заведение с кухней и животными, хотя в других странах есть подобные бары и рестораны. Я не хотел разделять кошек и общение, поэтому кухни у нас нет. Мы подаём тин паны, димсамы и бельгийские десерты. Все продукты готовятся у нас вне заведения, мы их только размораживаем. Мы могли бы закупать пиццу и беляши, но это не зажигает.

О клиентах

Если бы мы хотели зарабатывать деньги, то торговали бы алкоголем. Мы воспринимаем кафе как произведение искусства — не хотим продавать «колу» и «сникерсы», поэтому ищем концепты, удивляющие людей. Вся еда разогревается на пару, она не пахнет, в ней нет жира. Но мы выбрали здоровую и вкусную еду. Многие приходят только ради меню.

Лето у нас тяжелое время, мы выживаем. В будни к нам приходят 80-100 человек, а в выходные и праздники 100-150 человек. Но мы стараемся держать низкие цены: долго просчитывали, что мы сможем сделать, в итоге в выручке не теряем. Владельцы выходят на смену, чтобы экономить.

Исходя из этого можно строить ценовую политику. Чтобы не поднимать цены, надо наблюдать за людьми и понимать, почему они приходят. Оказалось, что именно в четверг стало приходить больше людей. У нас была акция: мы ввели стоп-чек (клиент оплачивает фиксированную стоимость за посещение кафе, не ограничиваясь во времени) для парочек по четвергам.

Мы решили не ограничиваться четвергом и расширили акцию на все дни недели. Но в среднем посетители проводят в кафе полтора часа, не больше. Просто действие, но для этого пришлось почти год наблюдать за посетителями. Клиенты приходят и возвращаются — шаг был верным.

Но мы решили, что так неправильно. Во многие котокафе в мире детям до 10 лет нельзя заходить, и это легко объяснить. Но за почти четыре года нам пришлось лишь один раз попросить семью выйти из кафе из-за поведения детей. Сначала ограничивали возраст, потом пытались ввести детские дни. И мы поняли, что ограничивали права огромного количества детей ради единственного случая.

Теперь к нам больше приходит семей. Тогда мы одного ребёнка до десяти лет стали пускать бесплатно. Понятно, что с детьми нужно больше работать, но кошки остаются в гостевых помещениях и сами выходят к посетителям. С каждым ребёнком мы подписываем договор, в котором описаны правила поведения в кафе, читаем его вместе на входе. Значит, кошкам комфортно.

О рекламе

Контекстная реклама стоит дорого и тяжело настраивается. Мы постоянно экспериментируем с продвижением, но заказ крупной рекламы не окупается. Можно взять 50 тысяч рублей, вложить в раскрутку, и люди придут. Лучше всего работает сарафанное радио и Instagram. А можно сделать что-то крутое бесплатно, и люди тоже придут.

Достаточно хорошей необычной идеи. Создать поток посетителей, которые зайдут один раз, легко. Мастерство в том, чтобы мотивировать их вернуться, и у нас это получилось.

Мы решили отойти от общей практики открытых дверей в приюте или выставки «на пристройство», открыли формат прогулок с собаками — каждые выходные в Аптекарском огороде при помощи кураторов собираем бездомных собак, с которыми можно пройтись по парку.

В итоге каждые выходные около 150 человек приезжают погулять с собаками, и там мы тоже рассказываем о кафе. Для нас это ничего не стоило, кроме организационной работы. Сейчас это наш любимый способ продвижения. Люди жертвуют деньги, подписываются на соцсети, потом приходят в котокафе.

У нас работает школа для детей по поведению, школа для владельцев кошек, школа для кураторов и мастер-классы по рисованию. Ещё мы готовим на каждый месяц афишу с дополнительными мероприятиями. Люди приходят с большим удовольствием.

Кафе Soulmate, Санкт-Петербург

Рассказывает основательница Арина Кудрявцева.

О создании

Мне это так понравилось, что я решила повторить. Когда мне было 18 лет, я увидела шестисекундные видео из японских котокафе, где держат по 50 кошек. Стартовали мы в мае 2016 года и открылись всего за месяц — нашли идеальное помещение с окнами на набережную Фонтанки.

Коты на подоконниках, в гамаках, на заднем фоне — везде. Окна панорамные, подоконники находятся на уровне колен прохожих, и с улицы отлично видно помещение кафе и котиков. Чтобы помещение не «ушло», пришлось организовать всё очень быстро.

Это мой первый бизнес, деньги на дело я занимала у родителей, вернуть средства получилось за полтора года.

1 000 000 – 2 000 000 рублей

нужно, по мнению основателя Soulmate, для открытия «хорошего» котокафе

О животных

А мы ищем животным хозяев. Мы сотрудничаем с приютом «Островок надежды», они готовят кошек к тому, чтобы их можно было выпускать к посетителям: лечат, стерилизуют, прививают. Держать их сложно, потому что на ветеринаров можем потратить до 50 тысяч рублей в месяц, если кто-то из животных заболеет. Сейчас у нас живёт 21 кошка.

Мы планируем оформить партнёрские программы с производителями корма или с поставщиками, но пока всё в процессе. В месяц на корм, наполнитель и лечение уходит до 70 тысяч рублей.

К тому же мы при открытии упирали на то, что стараемся решить проблему бездомных животных, а эта идея чиновникам нравилась. У контролирующих организаций не было к нам никаких претензий, потому что мы не общепит, за кофе, чай деньги не берём.

О клиентах

Много молодых людей, которые любят котов, много семей, а также тех, кто просто проходил мимо. У нас очень разные посетители. У нас нет ограничений для детей, заходить в кафе могут все.

По выходным в кафе постоянно находится около 20 человек, по будням — 5-10 человек. Обычно посетители сидят около часа, компании, которые пришли поиграть в настольные игры, проводят у нас больше времени. В этом году пришлось поднять цены, и за минуту мы берём 5 рублей. Мы стараемся не пускать больше 30 посетителей одновременно, потому что в толпе котам некомфортно.

Огромную роль сыграло место: мы в центре города, на пешеходной улице, рядом театры и университет балета, поэтому у нас большой поток посетителей, которые увидели кошек и зашли в гости. После открытия мы проводили рекламные кампании в соцсетях, а дальше подключились рекомендации. Теперь мы меньше вкладываемся в рекламу, хватает рекомендаций.

Но нам легко набирать персонал, потому что желающих работать в таком формате очень много. В первые полгода в кафе работали мои друзья, потом все разошлись по «взрослым» местам, всё-таки администратор в котокафе — это занятие больше для студентов. Часто к нам приходят студенты-ветеринары, которые любят животных.

Где? Мы проводили игру «Что? Но летом поток людей предсказать сложно. Когда?», лекции по психологии и мастер-классы по дизайну, чтобы привлечь посетителей. В плохую погоду кафе забито, в хорошую многое зависит от туристов, так что мы временно приостановили проведение мероприятий, но в будущем вернёмся к ним.

Три котокафе на один город — это много. Мы хотели развиваться и открывать другие кафе, но в Петербурге уже есть «Республика кошек», и недавно они открыли ещё одно кафе. Франшизу открывать не планируем, хотя запросы были. Нам хватает гостей, потому что у нас разные форматы и аудитория разная, но четвёртое кафе будет лишним. Для каждого города всё будет индивидуально и рискованно, и мы не хотим торговать репутацией.

#офлайн #еда

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть