Главная » Хабрахабр » Истории малого бизнеса: Владивосток

Истории малого бизнеса: Владивосток

От многих других городов России Владивосток отличается тем, что надёжно отгорожен всей остальной страной от поставок*. Это ещё одна история одного из наших старейших магазинов. Это самый дальний край Дальнего Востока, вот ещё чуть-чуть и уже будет Япония.

Он стоит мало того, что на островах и полуостровах, так ещё и на сопках. Вторая особенность — это очень необычный город по планировке. Если посмотреть на карту, можно поначалу решить, что это два-три города как минимум. Читай — ровных площадок кот наплакал, и большинство рукотворные.

Пока скажу, что поскольку это магазин из первой десятки открытых в России, история феерична. Есть ещё особенности с китайцами, удивительно дружелюбной атмосферой и военными, но это всё впереди.

Я просто буду отмечать звёздочками места где, по моему мнению, в нормальной жизни магазин бы закрылся.

Начало истории

Началось всё с того, что мы вообще-то не хотели открывать магазин во Владивостоке. Потому что в самом начале работы сети мы делали всю логистику с центрального склада, и довольно слабо представляли, как возить всё это во Владивосток, и как контролировать там точку. Но тут в нашем московском офисе на пороге появились Лёва и Серёга.

Что — он ещё не знал, поэтому приехал в Москву и начал смотреть варианты, которые понравятся ему и деловому партнёру Серёге. Лёва задолбался работать «на дядю» — и принял волевое решение уйти из компании, где он работал, начиная со студенчества, и делать что-то своё. Идея торговать настолками вполне подошла.

В это время на сцене появляется Ольга Ермошина — Лёвина сестра. Через месяц они уже искали место под магазин и ждали поставку товара. Она помогла пошуметь в начале и организовала первую большую бесплатную игротеку. Она работала в рекламном агентстве, и он разместил ей большой заказ — «сделай нам шикарное открытие».

Конкретно — в начале февраля*. Проблема была в том, что магазин открылся позже, чем планировалось, из-за затянувшихся поисков помещения и других задержек. Открываться надо перед сезоном, то есть в августе, сентябре, октябре или ноябре. А у нас сезон — это ноябрь, потом дичайший чёс декабря (всем нужны крутые подарки), январь (все ходят в гости и играют в настолки), 14 и 23 февраля, 8 марта — и дальше спад аж до сентября. Но в феврале — это весьма оптимистичный план. Можно в начале декабря.

Точнее, они вместе с Самарой и ещё парой городов наступили на все классические грабли новичков. По Владивостоку мы писали историю грабель для внутренних инструкций. Сначала поймали несезон, потом неверно рассчитали поставку товара на декабрь и в самый разгар сезона остались с магазином, где на каждой полке стояло по 4 игры лицом*.

Заказали поставку самолётом (это дико дорого, но позволяет хоть как-то получить товар). 3 января магазин закрыли на лопату — внутри было пусто. Всё это время магазин стоял без товара. Вылетел он из Москвы только 18 января из-за каникул у логистических компаний, прибыл 26 января. Молодые предприниматели принесли своих игр, попросили игр у друзей — и заставили всем этим витрину, чтобы прохожие не решили, что магазин закрылся навсегда.

Раз уж как-то получилось отбить вложения. После отправки в путь заказа к половым праздникам парни свели баланс и решили, что это был отличный опыт, пора закрываться*. И даже начали процедуру сворачивания точки, возврата товара и выставления оборудования на Фарпост (это местный сайт объявлений), но тут в дело вмешалась Ольга. Оценили следующий несезон, вздохнули — и решили завязать.

Но денег у неё не было*. Ей настолько понравилось делать игротеки и вообще качать настольное сообщество во Владивостоке, что она решила — магазин должен работать без вариантов. Хотя бы. То есть брат, конечно, отдал ей магазин с удовольствием, но надо было постепенно вернуть ему деньги за товар и за оборудование. Плюс как-то платить аренду и зарплату, пока всё это вытягивается и выходит на нормальную прибыль.

Он популярный человек в городе, известный в Приморье фотограф. Оля позвала Диму Сороку. С 2009 года в Placebo (сейчас клуб уже сменил название) раз в неделю играли во всё то, что есть в коллекции у Димы — когда собиралось 5 человек, когда 40 — но всегда собирались. Дима просто покупал игры и делился ими с друзьями и знакомыми – сначала дома, а потом «отжал» у популярного ночного клуба вечер среды (в будни большинство клубов во Владивостоке работают в формате кафе).

Вместе со всей компанией друзей. И вот он присоединился к проекту. Чуть позже я про это подробнее расскажу. Вообще, чем меня очень поражает Владивосток — это историей того, как люди умеют кооперироваться и делать что-то вместе. Кто-то дал 20 тысяч до конца месяца (поставка идёт 16-18 дней, плюс неделя продаж), кто-то родителям-пенсионерам откладывал на поездку в отпуск и накопил 70 тысяч — и отдал до лета — и так далее. Пока для нашей истории важно то, что невероятное количество друзей Ольги и Дмитрия помогли им деньгами на поставку товара и первое время.

Первый же вопрос — где взять продавца. Если Лёва пришёл из торговой компании и у него была стратегия, чтобы её придерживаться, то для Оли и Димы всё вокруг было невероятным сюрпризом. Поэтому первого продавца Нелю украли в местной сети супермаркетов детских товаров.
Серёга, который помогал Лёве с магазином, тоже решил бросить это дело навсегда.

Прямо оттуда и украли. «Она там была не к месту, тусила около настолок и предлагала их людям. Один сертификат выиграл, забрал, вышел на крыльцо. Потом на нас стали падать люди — заходили. Через два года его у нас украло свежепостроенное казино. Вернулся и сказал:
— Можно я у вас работать буду?
Взяли тогда, конечно. Всё честно — круговорот сотрудников»

Первое место было в ТЦ «Галерея» (Дальпресс). Это торговый центр первого поколения. То есть крытый рынок, по сути, и там хорошо торговать, когда ты продаёшь товары из Индии, и о тебе узнают на йоге. Очень хорошая транспортная доступность, но вообще нет пешего потока*.

Чтобы не закрываться на лопату – везли поставку самолетом. Потом в торжественной обстановке были продолбаны половые праздники — пока решили закрывать, не стали заказывать товар в запас (очевидно), и поэтому образовался дефицит по большинству позиций*. Опять целых 100 килограмм настольных игр по воздуху над всей страной за космические деньги — но простой дороже.

Немного о городе

Теперь пора рассказать про русско-китайские отношения в рознице. И вообще про то, почему во Владивостоке нет особо федеральных сетей. Главная причина — тайга и Амур, то есть если что-то делать, то надо делать из локальных компонентов. Благо рядом Китай. Везти из Москвы — не очень оправдано. Поэтому из известных сетей в городе только федеральные магазины сотовых телефонов и KFC. Кстати, в Китае эти «мавзолеи красного полковника» оказались невероятно популярными и даже вошли в традиции населения (они отмечают праздники в их ресторанах уже на уровне культурного кода). Наши издавна ездили в Китай на выходные за товаром. Специально для русских за китайской границей вырос город Суйфыньхэ — раньше была деревня, потом в ней построили гостиницу и рынок, потом все стали закупаться китайскими товарами там, и вот теперь это уже большой город, выросший на торговле. Туда ездят челноки и просто отдыхающие с пользой. Ещё там наши соотечественники лечат зубы. Можно сгонять туда бесплатно за то, что протащите через границу чужую сумку с одеждой для челноков. Процедура та ещё: сначала вас знакомят с вашей новой сумкой и её составом, потом вы придумываете внятную легенду, зачем вам 8 пар джинсов и 40 одинаковых лифчиков.

Более того, их после 2014 года (падения рубля) невероятно много, а для нас поток в Китай уменьшился. Китайцы тоже ездят во Владивосток.

Кстати, местное птичье молоко варится на агар-агаре прямо из моря, поэтому отличается куда более нежным вкусом. Китайские гости ведут себя странно — например, выметают все пряники из магазинов (обычные пряники, у нас тоже такие есть), берут шоколад с морской солью и птичье молоко. Но для нашей истории во всём этом важно две вещи:

  • Московскую сеть здесь ценят, а когда узнают, что магазином владеет местный житель, то чувства становятся близкими к любви.
  • Для китайцев красная вывеска — это знак «тут есть готовая еда», поэтому на наши вывески они летят со страшной силой. Вот прямо сейчас мы переводим для них правила, кстати.

Для чего ещё нам надо хоть как-то разобраться в истории города — это чтобы понять, где хорошие места под магазин. Обычные варианты такие: сначала открыться на улице или в крупном торговом центре в деловой части города, потом занять торговый центр с якорными арендаторами в крупнейшем спальном районе, потом смотреть по ситуации. Двух магазинов на город до миллиона должно хватить.


Справа видно интереснейший ледокол

Вот, посмотрите на скриншот из Опенстритмэпс: Владивосток из-за сопок и островов разбит на несколько кластеров.

Вот крупнее сам город: Тут видно, что люди живут от острова Русского до аэропортов на континенте, и селятся рядом с дорогой.

До появления моста этот залив делил город на две почти независимые части: можно было жить в своей и не двигаться во вторую месяцами. Обратите внимание на залив Золотой рог, который всего лет шесть назад пересекли Золотым мостом. Соответственно, первый магазин надо открывать в центре (севернее моста по карте), второй в жилом районе (южнее). С появлением моста ситуация поменялась, но всё равно это два независимых кластера. Туда не попадает городской транспорт, там свои магазины, свои детсады, свои врачи и так далее. И ещё обратите внимание на жилой район выше по скриншоту – это Седанка (точнее, район станций Чайка, Седанка, Санаторная, Океанская, Спутник, Садгород, Весенняя, Угольная с центром где-то в Седанке), почти как город-сателлит. То есть нужно три точки в идеале.


Жилой район, вид с острова Русский

Но вообще по солнечным дням Владивосток в десятке по России.
Поближе.

В этот момент очень повезло: Тимур, который открыл первое в городе антикафе, заработал, продал соучредителям долю, вовремя завязал и решил заняться чем-нибудь новым и забавным. В 2012 году, когда Ольга получила магазин, сразу начали искать место в центре. Он взял в управление Флотский универмаг — старый магазин города, что-то вроде советских ЦУМов, которые есть в каждом городе.

И начал искать арендаторов, в частности, предложил угол на 15 квадратных метров. Первое, что он выяснил – что пространство используется не с максимальным КПД. Аренда была такая же, как в старом помещении (38 квадратов), но, как быстро выяснилось, того стоила полностью.

При этом ничего по рекламе вообще не делали, просто переехали. Поставка, сделанная на месяц, ушла за 8 дней. Поток работает.

После чего сразу появились люди от универмага и сказали, что нужно прямо сейчас расторгать контракты, потому что задана парадигма: или использовать помещение самим, или продавать. Через полгода во Владивосток приехал Шойгу. То есть в самый пик продаж. «Через полгода» – это ровно 27 декабря 2012.

Предлагалось оказаться на улице с товаром сразу же*.

Но параллельно пику надо было срочно искать помещение. К счастью, нечеловеческим усилием удалось протянуть всё это до 10 января.

Было плевать на сроки, поэтому довольно дешево заехали на первый этаж. На Диму вышел управляющий ГУМом (это старый пафосный бывший немецкий магазин дядек Кунста и Альберса), там ситуация отличная для нас – арендаторы съезжают, а новых больших не берут, потому что планируется реконструкция в ближайшем будущем. Как это поэтично описал один из покупателей, «каморка Гарри Поттера» под лестницей.

Напомню, тогда по стране был бум историй про то, что старые заводы надо отдавать молодёжи под проекты. Второе помещение было в новом творческом кластере Фабрики «Заря». В случае с Владивостоком Флакон не получился, но и пространство не загнило: просто стабилизировалось в некоей средней ситуации, когда и праздника жизни нет, и стагнации тоже. Если получалось не скатиться в лежбище вейперов, то получался московский Флакон или Винзавод.

Люди из пригорода и ближайших городов смогли делать крюк до въезда в город и не попадать в городские пробки. Было важно то, что до Зари (это как раз жилой район на севере, вдали от центра/на границе между городом и пригородом) внезапно начала доезжать совершенно другая публика. И люди вдруг узнали про настольные игры. До этого для многих из них поездки в город ограничивались оперным театром. Как я уже говорил, Владивосток очень необычный город – тут ценят старый добрый стиль и очень круто дружат. И это им пришлось очень по душе, потому что можно было сидеть и играть с гостями в старом добром стиле. Не через сеть.

Люди выбирали игру на сайте, а потом заезжали за ней при случае. Начали падать письма с предзаказами на выходные. Это тоже удивительно: Владивосток из-за расстояний между районами очень быстро стал сетевым городом, гораздо быстрее некоторых городов центральной части РФ (субъективно).

Но условия на Заре ухудшились.

Сразу же был закуплен огромный щит, огромная вывеска и панель-кронштейн на улице. Дальше история ещё трёх мест. Летом 2013 года, после закрытия ГУМа на реконструкцию, вьехали на Посьетскую – это «полуторная линия», то есть 50 метров от самой проходимой улицы города. Расходы на панель и щит Ольга записала прямо в аренду, поскольку не собиралась их снимать до тепловой смерти вселенной. Это как открыться в 50 метрах от Арбата.

Панды — это дикие люди, которые в Москве бы сделали Имаджинариум и шапочки из фольги, но во Владивостоке остановились на кружках, футболках и открытках. «Мастерская Панды» после закрытия магазина на Заре предложила кинотеатр «Океан». Очень крутых.

У них там уже был магазин, а на 8 квадратных метров по соседству был объявлен поиск арендатора (который благодаря им закончился за пару часов). Они предложили встать стойкой в кинотеатре, первом в городе IMAX. По утрам работали продавцы Убежища, которые научились продавать настолки. Мы поделили эту гигантскую площадь с магазином комиксов «Убежище 14»: стойка и 2 стеллажа со стеклянными витринами, на одном торце Мосигра, на другом Убежище. Вечером стояли наши, умеющие ещё продавать комиксы.

Там город распробовал совершенно крутую «Ответь за 5 секунд». Со стойки с безумной скоростью продавалась Монополия и прочие довольно простые игры. И ещё немного на покупки мелкого и приятного. Там продавалось куда больше мелкого товара, чем обычно – ведь человек в кинотеатр уже взял денег на билет и попкорн.

Но за год существования она так прокачала трафик магазина на Посьетской, что было принято решение списать его расходы на аренду по той же статье, что и вывеску с указателем. К сожалению, точку пришлось закрыть, поскольку прибыли она генерировала почти столько же, как минимальная ставка роялти за магазин.

Тут надо остановиться и сказать, что Владивосток развивается в сфере розницы со своей особенной атмосферой. В 2012 году был достроен новый торговый центр «Черёмушки» с крутым развлекательным этажом. Торговые центры на тот момент были маленькие, в виде крытых рынков или бункерно-башенного типа — то есть сплошные тупики. До сих пор встречаются места, где вам нахамят как в продуктовом в СССР. В центре почти везде первые этажи заняты кафе или лавками, поэтому торговля «размазана». Естественный интерфейс, поддерживаемый невероятной кучей китайцев — обычный рынок формата «толкучка». И арендаторы туда подбираются не бессистемно, а строго по якорности и синергии, как это делается почти везде в Москве сегодня. И вот посреди этого открывается большой современный ТЦ с огромным продуктовым и кинотеатром на последнем этаже.

25 квадратных метров. И вот туда предложили заехать на этаж с кинотеатром. В декабре он заработал на треть меньше центра*. Но тут неверно рассчитали аренду и поток, ТЦ долго выходил на заданную посещаемость. Открытие с помпой было 9 сентября 2016 года. Сам ТЦ открылся в 2012 году, а ТРЦ стал в 2015, когда появился кинотеатр. То есть с 2012 по 2015 два верхних этажа стояли в бетоне и не использовались почти.

У всего РЦ «Иллюзион Парк» планировалось пышное открытие на 20 тысяч человек посетителей (это много для Владивостока, скажем, недельный трафик). А ещё на открытии не сложилось с мебелью. И вдруг приезжает сборщик и говорит — «В городе нет белого ДСП!». В общем, всё готово, только осталось поставить мебель. Оказывается, начинался Восточный экономический форум (событие государственного уровня). Вот просто нет. Мебельщики просто вымели весь белый глянцевый и белый матовый ДСП в городе. Люди, которые планировали это мероприятие заранее, всё понимали и знали, скинули заказ на оборудование за 2 недели до начала. Следующие поставки 12 сентября. Никто из местных продавцов не был готов. С помощью всё того же ресурса дружбы нашли людей, которые видели нетронутый белый ДСП. Официальное открытие – на 3 дня раньше. Три листа брака шли за один по цене. Он лежал на складе брака, его подмочили и побили во время транспортировки. Но успели. В итоге вся мебель раскроена так, чтобы использовать целые части: вместо 5 листов ушло 11.

Посьетская прекрасно закрывала центр города. На Седанке открылся другой партнёр, новый франчайзи Лёша и Наташа. То есть была нужна ещё точка в спальном районе, и город был бы охвачен полностью.

Ещё про город и людей

Обратите внимание, почти каждая звёздочка, которая могла бы означать конец работы магазина, так или иначе разруливается за счёт того, что люди умеют объединяться и решать проблемы. Либо находят кого-то, кто может помочь. В Москве такая история иногда приобретает извращённые формы нетворкинга, когда ты не знаешь, зовут тебя куда-то потому, что хочется, или потому, что ты контролируешь бюджет. Во Владивостоке такой фигни нет: люди сообща потому, что просто так привыкли жить.

Есть в нём что-то неуловимое из прекрасной открытости Екатеринбурга. Вообще, город очень необычный. Тут отмечают день тигра в последний день сентября (это предложил сельский учитель). Есть какой-то кусок такого светлого советского будущего без лишних понтов. Тут есть пит-стоп Кофемашина, который принимает заказы по телефону и не требует предоплаты. Тут стоит памятник самбо на набережной в виде двух тигрёнков. Продавцы приносят свои игры в магазин:

Покупатели спокойно играют перед выбором, никуда не торопясь:

Стоит холодильник ЗИЛ как в местном же музее около подлодки, из которого можно достать нужное дополнение к игре:

Максон ведёт учёт полностью сыгранных партий:

Зимой через залив люди ходят пешком и ездят на машине («Мой дед так от Урала избавился»). Тут бывают тайфуны и постоянные туманы, на которые с восторгом приезжают смотреть японцы. Вот обычный дворик, для меня – символ города: Тут просто прекрасно.

Есть целая книга с играми, которые уже едут, и как приедут – будут сразу отданы людям, которые их заказали. А ещё здесь готовы делать предзаказ за 2-3 месяца и спокойно его ждать. Поэтому даже сложные игры тут не залёживаются. То есть предоплатили со скидкой, а не просто сказали, что «хотим».

Но давайте про соседей.

Вот кафе «Пирог и кофе» рядом с нашим магазином, соседняя дверь:

Если вы поставите поднос на штуку для уборки, то увидите неожиданный бонус (с других углов этой штуки не видно):


«Ты молодец, возьми меренгу!»

Всё делается двумя 25-литровыми флягами: одна с чистой водой для смены, вторая с грязной. Интересно оно тем, что у них нет канализации и водопровода. Конечно, они знают в лицо всех гостей. На месте только доготовка. И, конечно, у них есть открытки. Конечно, они знают, что и кто любит.

Вот, например, за эту магазин при музее чуть не закрыли:

Как он говорит – это символ того, что во Владивостоке очень, очень красивые девушки. Её сделал Илья из студии «Гракон». А ещё они в студии творят нереальную фигню по всему городу. Не могу с ним поспорить.

Вот рядом магазин комиксов «Убежище 14»:

Относительно недавно Ольга открыла магазин сувениров и книг при краеведческом музее и развивает ещё и его. В общем, вот как-то так. Надеюсь, у них у всех всё получится.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Google оштрафован на рекордные $5 млрд за нарушение антимонопольного законодательства в Европе

Это самый большой штраф в истории компании. Еврокомиссия закончила многолетнее расследование против Google и потребовала рекордный штраф в 5 миллиардов долларов (4,3 млрд евро). Товары из каталога Google Shop, согласно обвинению, намеренно ставились выше, чем остальные. Прошлый рекордный штраф, кстати, ...

«Яндекс» начал работу над созданием собственной системы «умный дом»

Сегодня стало известно о том, что компания «Яндекс» осенью может представить собственную систему «умный дом». Во всяком случае, она зарегистрировала в странах Евразийского экономического союза устройство «Яндекс.Модуль», о чем сообщает «Коммерсант». Этот девайс был создан американской компанией NotAnotherOne, у истоков ...