Главная » Игры » Искусство воспитания: идеология игровых автоматов

Искусство воспитания: идеология игровых автоматов

30 ноября RUVDS совместно с Музеем советских игровых автоматов проведут первый в России турнир по олдскульным видеоиграм Game Overnight. Продолжается предварительный турнир на сайте игры, остается 4 дня до финала. А пока мы решили поговорить об особенностях советских игровых автоматов с точки зрения советской идеологии.

Кадр из фильма «Удивительные приключения Дениса Кораблева», 1979 год. В фойе кинотеатра стоят старые добрые игровые автоматы: от самого распространенного на просторах бывшего СССР «Морского боя» до редкого «На Луну».

Развлечений у нас в стране до 70-х годов было до боли мало, и все они не являлись чем-то новым, но первая в этом направлении дверца — игровые автоматы — поменяла ситуацию.
После выставки «Аттракцион-71», на которой были представлены зарубежные модели от «Sega» и разных других компаний-производителей, Министерство культуры принимает решение производить собственную линейку игровых автоматов. Вопрос о влиянии игр на моральный облик подрастающего поколения волновал не только современных исследователей, но и советских. И через какое-то время стало понятно: не всем по душе новое веяние с запада.

Календарик с изображением автомата «Телеспорт», 1980 г.

Даже сам дизайн автоматов — цветной, яркий — являлся вызывающим, веселым — среди общей серости это был глоток свежего воздуха. Нет, играть хотели — и играли — многие, выставка имела огромный успех, пионеры и взрослые были в восторге от игровых ситуаций и возможности на пару минут забыть о быте. Но не все так просто.

Во-первых, считалось, что с запада идет «зараза», игры «учат плохому». Поначалу автоматы не принимались частью населения. В-третьих, чтобы поиграть, надо было потратить деньги — и возникало отторжение от такого «капитализма». Во-вторых, игровые автоматы по незнанию путали с «однорукими бандитами» и считали азартными, развращающими. А ведь процесс уже запущен — и отказываться от прибыли, которую приносили государству автоматы, не хотелось.

Эта эрозия началась после оттепели, когда постепенно снимался пресс с бытовой жизни советских граждан. В этом проявлялась эрозия советской системы: люди хотели развлекаться, но при этом рушился облик страны с коммунистической идеологией. А некоторые слои населения выступали против, например, школьные учителя, которые отмечали «идеологически неправильное» происхождение игровых автоматов и их зачастую агрессивный сюжет (поступали предложения о производстве «полезных» автоматов, например, для обучения пеленанию детей), а также весьма резонно поднимался вопрос о наличии денежных средств у подростков для игры в автоматы. Власть терпимо относилась к западному происхождению некоторых явлений, таких как развлечения — игровые автоматы и аттракционы больших форм.

Появляется постановление Министерства культуры СССР, которое предписывало автоматам способствовать идеологическому, эстетическому и трудовому воспитанию молодежи.

Фотография с сайта «Magnum»

При «Союзаттракционе» — объединении, которое отвечало за выпуск и распространение игровых автоматов по территории Союза, возникают печатные издания, плакаты и реклама, рассказывающие об игровых автоматах. Чтобы распространить игровые автоматы, нужно было повлиять на отношение к новой индустрии, объяснить ее.

Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.

Рекламные календари «Союзаттракциона»

В своей структуре у «Союзаттракциона» была настоящая, и чуть ли не единственная в своем роде Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционов по разработке и внедрению новой аттракционной техники (ЦНИЛАТ), которая занималась социологическими исследованиями, в том числе адаптацией западных игровых автоматов для советских реалий, научно- исследовательской и организационно-методической работой по вопросу воспитательного воздействия игровых автоматов на молодежь. Но это — мелочи. Существовало и конструкторское бюро, которое занималось моделированием новых игровых ситуаций (а их не так много: преследование и избегание).

Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.

Сотрудники музея советских игровых автоматов встречались с работниками «Союзаттракциона» — Алексеем Георгиевичем Левинсоном и Юрием Зиновьевичем Бочевером, в 2015 году, и выяснили несколько интересных фактов об идеологии игровых автоматов в то время.

Алексей Георгиевич Левинсон (справа) и Юрий Зиновьевич Бочевер (слева) в Музее советских игровых автоматов, 2015 год

В 1981 году он написал несколько статей, в частности: «Некоторые вопросы воспитательного воздействия игровых автоматов на детей и подростков» в журнале «Экспресс-информация», издававшимся специализированным информационным центром по проблемам культуры и искусства, материально-технической базы культуры «Гипротеатр». Алексей Георгиевич был в ЦНИЛАТ заведующим отдела социологических исследований с 1977 по 1982 год.

Вот как он определял идеологию сферы развлечений и автоматов того времени в статье:

Под рекреацией советскими учеными понимается действие по восстановлению способности к труду, более широко — по воспроизводству рабочей силы. Общий социальный эффект аттракционов определяется как разновидность эффекта рекреации. В это понятие включается не только физиологический отдых, нервная разрядка, но также и передача определенных навыков, знаний, представлений, необходимых активному члену общества.

Автоматы стали пропагандироваться как способ не только развлечься, но и развиться — то есть должны были обладать некой воспитательной, обучающей функцией, говоря проще — стать полезными обществу. Что же это значило для игровой индустрии?

Оборот советского рекламного плаката, 1984 год.

Некоторые автоматы тренировали память, некоторые учили правилам дорожного движения. Игры были призваны развивать спортивные качества, меткость, ловкость, быстроту реакции, глазомер. К тому же, в СССР был ряд автоматов, не имеющих аналогов на западе — изобретенные нашими инженерами в конструкторском бюро при ЦНИЛАТ.

Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.

Многие отмечают, что он лишен примитивной агрессии — напротив, использует сюжет доброй детской сказки. Силомер «Репка», в отличие от распространенных за рубежом «кувалд» и «боксерских груш», измерял силу в килограммах, путем вытягивания своеобразной «репки» из корпуса автомата.

Такие автоматы, как «Городки», «Конек-Горбунок», «Скороход» апеллируют к русским народным играм и фольклору.

В оформлении «Торпедной атаки», помимо этого, использована флотская «азбука» флагов-символов, по которым передаются определенные команды между кораблями). Оформление некоторых автоматов учит разбираться в датчиках на приборах (панели гоночных автоматов «Мотогонки», «Обгон», изображение датчиков глубины и давления на «Ледоколе», «Торпедной атаке». Дети могли получить начальные навыки разбираться в условных обозначениях на военных картах с помощью автомата «Морской бой», а специальная версия этого автомата — ЭТ10-М («электронный тренажер») — поставлялась на подводные лодки для развлечения подводников — считалось, что этот автомат развивает глазомер, а его перископ по устройству — практически точная копия настоящего перископа.

Фотография внешнего оформления автомата «Морской бой», Музей советских игровых автоматов, 2018

Создание новых ситуаций является результатом дополнения автоматом действий играющего — а значит, развивает его.
В исследовании ЦНИЛАТ «Социально-эстетические проблемы аттракционов малых форм» (игровых автоматов), особое внимание уделяется тому, что человек и игровой автомат в одинаковой степени являются творцами игры.

В аттракционах со спортивной активностью игра близка по своим эстетическим качествам к собственно спортивным играм — она строится как состязание, участники которого имеют равные права и равные возможности.

Журнал «Экспресс-информация
«Выпуск 5, 1981 г

Скан журнала «Экспресс-информация», 1981 год

Автомат, требующий от играющего ловкости, глазомера и быстроты реакции, не столько развивает эти качества, сколько измеряет их. Конечно, во многом это условности. В этом смысле аттракционы более походят на спортивные соревнования, нежели на спортивные тренировки. Во всех автоматах играющему предлагается продемонстрировать некоторые свои качества и сравнить возможности с неким эталоном, либо с возможностями «соперника». Развить какую-либо способность, навык, автомат действительно может, но лишь в случае постоянной, в течение достаточно длительного периода, игры на нем.

В своей работе Левинсон замечает:

Для ребенка, познающего мир посредством игры, игра в шофера или летчика не является видом «профессиональной подготовки» к соответствующей работе, но способствует общей подготовленности к принятию профессиональной роли. Определенный воспитательный эффект автоматов заключается в том, что они предлагают детям знакомство с некоторыми чертами взрослых занятий и профессий. не являются единственным средством такой «сверхранней профориентации». Правда, в данном качестве игровые автоматы во многом совпадают с детскими игрушками, т.е. Но это не умаляет их собственного значения.

Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год

На западе были «однорукие бандиты», где иногда люди проигрывали все свое состояние. Еще одно важное идеологическое отличие наших автоматов от западных было связано с азартностью. Игра на этих автоматах имеет азартный характер. «Однорукими бандитами» в США называли автоматы, снабженные большой рукояткой на боковой панели. Поскольку средствами массовой информации был сформирован отрицательный образ распространенных в некоторых капиталистических странах «одноруких бандитов», на появившиеся позднее отечественные автоматы многими недостаточно знающими людьми был необоснованно перенесен этот ярлык и соответствующее негативное отношение. Выигрыш — деньги или жетоны, шарики, обмениваемые на деньги — никак не зависит от действий играющего и является в каждом цикле игры абсолютно случайным. За выполнение определенной задачи играющему выдается некий приз-сувенир или предоставляется бесплатная («призовая») игра. Но все серийно выпускаемые в СССР автоматы отличаются от описанных тем, что ставят выигрыш в зависимость от действий играющего; за свои деньги играющий приобретает право на собственно игру, а не на выигрывание денег, проигранных другими.

На тот момент это была новая, передовая техника — и советские исследователи обращают внимание на важность ее появления в жизни подростков: На самом деле с игровыми автоматами Советский Союз попал в уникальную ситуацию.

Это говорит об уникальности и важности роли автоматов в воспитании навыков обращения с современной аппаратурой. Стоит отметить, что в бытовой технике, в игрушках ребенку не приходится сталкиваться ни с такими сложными по характеру работы устройствами, ни с таким многообразием способов манипулирования. Эта функция легко соединяется с функцией игры, нисколько не страдая от этого: она не навязчива, поскольку не заметна играющему.

Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год

Алексей Георгиевич Левинсон играет в автомат «Скачки», Музей советских игровых автоматов, 2015 год

Их значимость заключалась в первую очередь в знакомстве поколения с научным прогрессом: И действительно — это был первый шаг к эре компьютеров и современных технологий — да, со своей, игровой стороны, однако в первую очередь игровые автоматы представляют уникальный пласт технической истории СССР.

В большинстве своем они предлагают играющему действия, по общим принципам близкие к действиям оператора, т.е. Игровые автоматы — образцы техники эпохи научно-технической революции. Они не обучают управлению какой-либо конкретной установкой, но знакомят с элементарными принципами управляющих действий оператора в системе «машина-человек». действия, характерные для процессов управления сложной современной техникой.

Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год

В Советском Союзе в принципе очень ответственно подходили к производству игровой техники — причем не только в идеологическом или эстетическом плане, но и в плане безопасности для потребителя.

На встрече с работниками «Союзаттракциона» в Музее советских игровых автоматов Юрий Зиновьевич Бочевер, который работал там конструктором с  1975-го по 1980-й год и заведовал отделом перспективных исследований, поделился воспоминаниями:

Мы выезжали на заводы, чтобы оценить работоспособность автоматов и их безопасность (было очень много требований по этим пунктам). Я занимался еще проверкой надежности автоматов. Автоматы собирались на военных заводах, а там секретность страшная.

Была подписка о неразглашении — просто по факту того, что это военный завод. Нам завязывали глаза, пока не доведут по заводу до нужного места с автоматами.

Автомат должен быть полностью безопасным, но при этом антивандальным. Серии тестов на надежность, которые мы проводили — это серьезно.

Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.

Нас провели мимо шикарно накрытого стола — чтобы задобрить, наверное. Иногда бывали забавные случаи: как-то в Пензе принимали катальные горки. Очень страшно было залезать на эту конструкцию. Про горки сказали, что «водопроводчик делал, талантливый парень». Без стола нас оставить хочешь?». Я у напарника спрашиваю: «Обязательно надо кататься?» А он мне: «Ты стол видел?

Приехали еле живые — конструкция грохотала ужасно, развалиться готова была на глазах. И мы поехали — а что делать? Подписывать это не стали, конечно.
А вообще приняли около 92 автоматов, пока работали.

Юрий Зиновьевич Бочевер играет в автомат «Дуплет», Музей советских игровых автоматов, 2015 год.

В новых условиях, в отсутствии государственной монополии, оказалось выгоднее покупать автоматы за границей. С 1991 года с распадом СССР почти мгновенно остановился и выпуск игровых автоматов. Завершилась эпоха советских игровых автоматов, но она многое дала тем, кто их застал — это не только теплые детские воспоминания, но и переход к современности, к технологиям, к научному и техническому развитию. Так отечественные металлоемкие игры оказались невостребованными, без должного квалифицированного ухода стали приходить в негодность и просто сдаваться на металлолом.

Сейчас подобные образцы технической истории представлены в Музее советских игровых автоматов, где можно вспомнить и поиграть в них — например, 30-го ноября на турнире«Game Overnight».


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Сегодня MIPS стал Open Source, против RISC/V и ARM. Как Россия повлияла на стратегию американской процессорной компании

То, о чем говорили сторонники Open Source с 1980-х — свершилось! Сегодня архитектура процессоров MIPS стала Open Source. Учитывая, что такие компании как Broadcom, Cavium, китайский ICT и Ingenic платили MIPS за архитектурную лицензию (право сделать совместимую по системе команд ...

Вышла новая версия Unity 2018.3

Вышла новая версия Unity, которая уже доступна для пользователей. Unity 2018.3 содержит более 2000 новых функций, исправлений и улучшений, включая улучшенный воркфлоу префабов, Visual Effect Graph (Preview) и обновленную систему Terrain, которые дают разработчикам возможность повысить производительность и создавать многогранные ...