Hi-Tech

Искать единомышленников и обращать внимание на проблемы: первые шаги в социальном бизнесе

Искать единомышленников и обращать внимание на проблемы: первые шаги в социальном бизнесе

Встреча организована онлайн-школой стартапов Russol.

Зачем заниматься социальным бизнесом

Сейчас принято считать, что эта сфера, наоборот, сужает возможности: что при решении социальных проблем приходится делать уступки в заработке. Социальный бизнес — это дополнительная призма, которая помогает взглянуть на бизнес с новых сторон.

У меня схожая с туристическими агентствами бизнес-модель: пока мы проводим наше путешествие в деревню — мы решаем социальные проблемы. Я с этим не согласна. При этом туристы развлекаются, получают удовольствие и платят деньги.

Программа по активностям сравнима с поездкой в Швейцарские Альпы или на море, в некоторых вещах даже превосходит.

У нас другой подход к путешествиям: местные жители поддерживают гостей, помогают им в проектах.

Мы, например, не ходим есть в столовые, рестораны — мы едим у сельчан. Мы живём у местных, общаемся с ними на другом уровне, нежели просто туристы.

Получаешь сервис гостеприимства, как будто ты приехал к своей бабушке, делаешь для них что-то важное и потом ещё в течение нескольких дней следишь за развитием в этой деревне.

До того, как я начала Altourism, я не путешествовала по России, потому что для меня было сложно потратить отпуск, чтобы получить негативные эмоции, когда ты видишь, что всё плохо, всё рушится и становится ещё хуже. Приезжаешь из этой поездки с оптимистичными чувствами.

И каждый раз, когда я планировала свой отпуск, я думала — нет, я просто уеду куда-нибудь в Европу, потому что после отпуска я хочу вернуться в хорошем настроении.

Когда приезжаешь в деревню к людям, которые делают крутые вещи для развития своей малой родины, то заражаешься их энергией. Эту проблему я и решила. Видишь, как интересные тебе активности ещё и приносят пользу для местного сообщества.

Я проработала в найме довольно долго и не хочу туда возвращаться, несмотря на то, что сейчас я зарабатываю чуть-чуть меньше, чем тогда.

Если посмотреть на моё резюме до того, как я начала Altourism, это были восемь-девять месяцев на каждой работе, потому что мне становилось скучно, я упиралась в потолок, мне было некуда развиваться, я думала: «Боже мой, я сейчас просто погрязну в какой-то рутине, останусь здесь навсегда, и больше ничего в моей жизни не произойдёт» и просто убегала, уходила в другую область.

И впервые в своей жизни я в течение 3,5 лет я занимаюсь одним бизнесом и ни разу не почувствовала, что я делаю что-то не то. У меня было много интересных работ, но каждый раз мне чего-то не хватало.

Почти каждую неделю получаю благодарности от людей, к которым мы ездили неделю, месяц, год назад, которые до сих пор получают позитивные результаты от одной нашей поездки. Каждое утро просыпаюсь с мыслями о том, что ещё можно сделать, как развить компанию. Поэтому бросить это невозможно.

Екатерина Затуливетер

основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

В России система образования поставлена так, что не всегда можно понять, кем ты хочешь быть. У человека всё-таки есть предназначение. Мне повезло, потому что мне жизнь начала аккуратно намекать.

Пять лет назад я попала в сообщество людей, которые делали праздники для детей с ограниченными возможностями, и через некоторое время на Facebook они создали огромный проект.

Я поняла, что когда у тебя что-то получается гармонично, и ты чувствуешь, что это твоё, к этому надо прислушиваться.

Поэтому я решила заняться социальными вопросами, хотя до этого я десять лет вела прибыльный PR-бизнес.

Ольга Флер

основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Они сидят там с первого курса. В акселератор Raise приходят в первую очередь студенты. Мотивация у всех одна — начать своё дело. Есть молодые ребята, бакалавры и магистры.

Главное приходит потом — понимание того, что это большое дело, которое ещё и приносит доход. К сожалению, ими не ведёт идея сделать социальный проект и помогать людям.

Всё больше людей, увидев успех близких, сами задумываются о бизнесе. Это нормально. Приведу пару примеров.

У них в городе много проблем, одна из которых — мусор. Студенческая команда из Нижнего Новгорода работала над проектами ещё с первого курса. Ребята заметили, что рекламные баннеры со временем снимают и складывают в ангар, их переработкой никто не занимается.

После отправили на завод по переработке отходов и получили чистый материал, из которого они стали делать чехлы для телефонов и планшетов, сумки, рюкзаки, пуфики. Тогда студенты договорились с властями города, что эти баннеры им отдадут бесплатно. Это был их первый заработок.

Найти и увидеть её просто, но главное — за это взяться. У каждой команды в своём городе есть какая-то своя проблема.

Она начала искать работу, и ей, соответственно, надо было уйти из дома. Есть одна девушка в России, которую молодой человек оставил одну с двумя детьми.

Она позвонила знакомому программисту и предложила : «Давай сделаем сайт "Няня на час"». Что она сделала? Так она запустила социальный бизнес.

То есть должна быть потребность решить проблему.

Роман Лукшин

руководитель направления корпоративной социальной ответственности Объединенной металлургической компании

Как найти идею

Нужно больше прислушиваться к себе.

Составлять список дел, неравнодушных тебе событий и решений, которые ты можешь предложить. Есть разные психологические практики, тесты на предназначение, на составление карт того, что человеку нравится и беспокоит, какие глобальные проблемы он хотел бы решить.

Всё, что находит отклик и вызывает эмоцию, можно записывать, чтобы потом обратить на это внимание.

Facebook, Instagram, «ВКонтакте» — огромная сила, где сконцентрированы все, кто вам нужен, чтобы потреблять продукт. В поиске и реализации идей помогает digital за счёт большой аудитории соцсетей.

Ольга Флер

основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Как мы приучаем себя каждый день чистить зубы, делать зарядку, так же можно приучать себя 15 минут в день, идя по улице, либо просто находясь где-то, обращать внимание — что мне сейчас приносит неудобство. Если хочется создать свой бизнес и не знаешь, с чего начать, нужно взять за правило обращать внимание на окружающий мир — что в нём происходит и что вам в нём не нравится.

Все изобретения человечества были когда-то сделаны из-за неудобства выполнения определённых задач.

Екатерина Затуливетер

основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

Первый шаг

Потому что ты можешь сидеть и годами разрабатывать проект, а в итоге получится совсем странный продукт — для этого и нужен фидбэк. После того, как у меня появилась идея стартапа, я открыла контакты и составила список людей, которым мне нужно об этом рассказать, чтобы получить реакцию и советы.

У меня идея родилась в конце сентября 2014 года, они открылись в ноябре. Первый человек, с которым я встретилась, порекомендовала сходить в Impact Hub, который тогда ещё не открылся. Там я получила знакомства, советы, опыт.

Первая продажа была в апреле, за это время несколько раз полностью менялась концепция.

Во время разработки проекта я ещё 2,5 года работала в фултайме.

Екатерина Затуливетер

основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

Всегда нужно искать единомышленников. Моя любимая фраза — один в поле не воин. Потому что найдётся тот, кому она не понравится или скажет, что она не работает. Ни в коем случае не надо бежать и спрашивать — нравится людям твоя идея или нет.

Для меня очень важно найти человека, который скажет — да, я с тобой и буду тебя поддерживать. Лучше просто начать, показать первые разработки и найти единомышленника. В этом случае меня спасла Facebook.
И когда ты понимаешь, что ты не один, ты можешь уже идти дальше.

Ольга Флер

основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Коворкинг против акселератора: куда идти

Это больше для создания сети контактов вокруг тебя людей, которые тоже делают какие-то проекты, с ними ты можешь обмениваться идеями. Не нужно путать понятия — коворкинги или тот же Impact Hub.

Ни один коворкинг этого делать не будет. Акселераторы заточены на то, чтобы взять твой проект с точки А и довести его до точки Б. Вы можете сидеть в коворкинге, окружая себя полезными людьми, и при этом проходить акселератор. Они прекрасно работают вместе.

Для вас устраиваются мероприятия под задачи, которые нужны на определённом уровне развития.
Время от времени это полезно делать, потому что так быстрее происходит развитие бизнеса, когда над тобой, над твоими целями и задачами работают трекеры.

Екатерина Затуливетер

основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

О конкуренции

Я бы не уехала в Долину, если бы мне не позвонил один добрый человек и не сказал: «Классная идея, завтра буду делать такой же стартап. Копирование продукта для меня — волшебный пинок. Либо мы делаем его вместе, либо я начинаю один завтра утром».

Я тогда уехала, не зная, что такое венчурное предпринимательство, как оно работает. Это мотивирует. Взяла два билета себе и коллеге в Долину на последние деньги.

Сейчас я ему благодарна, потому что там я познакомилась с инвесторами, с людьми, которые делают что-то похожее. Просто пробовала почву благодаря человеку, который решил сделать идентичный стартап. Узнала, как оценивать стартап, можно сказать, получила второе высшее образование за две недели.

Нет конкурентов — и ты расслабляешься. Для меня конкуренция — это большой стимул вырасти.

Здесь мне повезло, что мы были в этом плане первыми, и бренд уже застолбил свой цвет, логотип и место в прессе. В благотворительности понятие конкуренции растяжимое, потому что мы все делаем что-то хорошее, доброе, но хочется быть сильным продуктом на рынке, узнаваемым.

Тот, кто копирует идею, часто обращается к нашим же лотам, участникам, но я спокойно к этому отношусь.
Сейчас с нами общаются компании или парки и просят сделать совместную инициативу.

Ольга Флер

основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Социальные стартапы с одинаковыми идеями не враждуют, потому что они реализуют проекты в своих городах — для каждого проект является уникальным.

Соответственно, никакой конкуренции.
Если в Москве есть доступная среда, где-нибудь в Ижевске её нет.

Роман Лукшин

руководитель направления корпоративной социальной ответственности Объединенной металлургической компании

Подбор сотрудников

Но я беру первых. Нужны и те, у кого горят глаза, и тех, у кого есть компетенции. Они хотят заниматься проектом, у них есть желание: находят инструменты, решения, знакомятся с людьми, просят совета. Важно давать таким людям свободу.

И я просто в приятном восторге от результата — человек становится взрослым и самостоятельным и считает, что от него зависит итог. Я им говорю: «Я не буду вам подсказывать, сделайте так, как вы считаете нужным, а я уже посмотрю на результат».

Ответ на большинство наших сегодняшних вопросов — нужно просто интуитивно выбирать тех, кто подходит для твоего проекта и насколько он продержится в команде.

Ольга Флер

основатель благотворительного аукциона Meet for Charity

Долго делала это выбор между заинтересованными людьми, которые горят не умеют ничего делать, и с умными, которым ничего не хотят. Я обожглась и о тех и о других.

Нужно брать тех, у кого есть оба этих качества. И поняла, что не нужно делать этот выбор. Да, их немного, но нам много не нужно, особенно в начале проекта.

Можно масштабироваться за счёт технологий. В ИТ-эпоху даже крупные компании не должны иметь множество сотрудников.

Екатерина Затуливетер

основатель сервиса для путешествий по деревням России Altourism

#russol

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть