Hi-Tech

Инженер в Англии и заочно арестованный в России: история создателя «умных» парковочных датчиков Nwave

С помощью устройств Юрия Бирченко можно узнать о свободных местах на стоянках: они передают данные на 5 км и работают до 10 лет.

В закладки

Поделиться

Чтобы решить эту проблему, инженер разработал датчики Nwave, которые передают данные о свободных парковочных местах. Белорус Юрий Бирченко переехал в Англию и заметил, как много времени водители тратят на поиск парковочного места. Устройства работают с помощью технологии LPWAN — беспроводной передачи данных на дальние расстояния.

Сейчас устройства Nwave стоят в семи городах Великобритании, а также в калифорнийских университетах Беркли и Дейвис.

Продукт для «умного» города

Найти место для парковки можно быстрее там, где есть датчики Nwave: с помощью технологии LPWAN они передают данные о свободных местах в приложения по поиску парковок. По данным The Telegraph, британские водители тратят на поиск парковочного места в среднем 90 часов в год, а это больше двух рабочих недель.

Парковочные датчики компании наземные, их высота составляет 20 мм. Разработка устройства заняла у Nwave три года. Они передают данные на расстояния до 5 км со скоростью 50 бит/с.

Бывает, я сижу возле офиса и наблюдаю, как городские жители пробегают по датчикам, не замечая их, или проезжают на велосипедах и не падают. Наши устройства стоят в Лондоне и других английских городах. Все остальные датчики на рынке вызывают нарекания пешеходов и велосипедистов — о них спотыкаются. У меня в эти моменты душа радуется. Это причина, по которой они не слишком популярны.

Юрий Бирченко

Это позволяет уменьшить стоимость установки. Датчики устанавливаются на асфальт с помощью специального клея — сверлить дорожное полотно не нужно.

Именно продажа информации приносит компании основную прибыль. Кроме самих датчиков, Nwave продаёт данные и статистику об использовании парковок. Стоимость доступа к данным и статистике предприниматель не раскрывает.

Решить проблему с помощью технологии

Партнёры занимались развитием технологии LPWAN — беспроводной передачи данных на дальние расстояния. Основатель Nwave Юрий Бирченко с детства увлекался физикой, а после окончания МФТИ и работы в нефтяной компании ТНК-ВР уволился и вместе с товарищем Евгением Ахмадишиным создал компанию «Стриж». С помощью технологии партнёры сначала разработали парковочные датчики для правительства Москвы, а через год сфокусировались на приборах для учёта ресурсов ЖКХ.

Вместе они поделили интеллектуальные права на технологию и подписали соглашение о неконкуренции на один год. В 2014 году пути партнёров разошлись — Ахмадишин продолжил строить бизнес в России, а Бирченко решил развивать свой стартап на международном рынке.

Он хотел создать облачную платформу для межмашинного взаимодействия и IoT-устройств, с помощью которой датчики могли бы обмениваться данными и экономить заряд батареи. Бирченко переехал в Великобританию и основал компанию Nwave. С этой идеей и первыми пилотными внедрениями технологии предприниматель выиграл главный приз на конкурсе Cisco BIG Awards и получил чек на $100 тысяч.

Более крупные конкуренты, имея худшие по характеристикам технологии, жгли миллионы долларов в месяц на маркетинг и войну за долю рынка. Позже я понял, построить подобную платформу — задача не для стартапа на ранней стадии. Это интересно, но бесперспективно.

Юрий Бирченко

Вместо платформы Бирченко решил создать один продукт, который сможет решить сложную технологическую и общественную задачу с помощью технологии LPWAN.

Юрий Бирченко (второй справа) на конкурсе Cisco BIG Awards

Он понял, что её можно решить, получая точные данные о свободных и занятых парковочных местах и предоставляя их водителям. Предприниматель обратил внимание на проблему с поиском парковок в Англии и США. Конкурентов с развитыми технологиями в этой области Бирченко не нашёл и решил сам создать «умные» парковочные датчики.

В Англии и США большинство людей до сих пор оплачивают парковки с помощью монет. Без всякой лести могу сказать, что Москва в плане развития парковочного пространства находится впереди многих европейских и американских городов. Приходится всегда носить с собой мелочь — это же каменный век.

Юрий Бирченко

Команда и инвестиции

Первые $400 тысяч он получил в октябре 2016 года, остальную сумму — через год. Для проекта Бирченко привлёк больше $1 млн от двух организаций Кремниевой долины — Band of Angels и Sand Hill Angels. В конце 2018 года предприниматель планирует пойти на третий раунд инвестиций.

Всё потому, что английские инвесторы любят простые коммерческие истории — например, приложения по выгулу собак. Я живу в Англии, но инвесторы у меня американские. В так называемый “deep tech” здесь инвестируют единицы и с очень узкой специализацией.

Американцы разберут по кусочкам всё, что вы говорите, «заглянут в зубы» вашему технологическому коню и, если он понравится, сделают на него ставку.
В Америке же наоборот, большинство ангелов — это бывшие или действующие топ-менеджеры технологических компаний, их профессия разбираться в технологиях, они этим зарабатывают.

Юрий Бирченко

Сейчас в команде Nwave на постоянной основе работают десять человек и ещё четверо — удаленно по гибкому графику. Чтобы разработать датчик, Бирченко нанял промышленного дизайнера, инженера-электронщика, программиста микроконтроллеров и математика. Большинство инженеров находятся в России, а исполнительный директор и директор по развитию бизнеса — в Кремниевой долине.

Датчики Nwave на улицах Лондона

«Нанимать средних программистов не вижу смысла — непонятно, как со средними людьми делать уникальный продукт», — говорит предприниматель. По словам основателя проекта, в Лондоне и Кремниевой долине сложно нанимать на работу высококвалифицированных инженеров: за них приходится конкурировать с финансовыми компаниями и технологическими корпорациями.

Трудности разработки

По задумке Бирченко, электронное устройство должно работать десять лет и быть не выше 20 мм. Создать парковочный датчик с точностью детекции автомобиля, близкой к ста процентам, оказалось для команды сложной, но интересной задачей. Кроме того, датчик должен подстраиваться под особенности среды — погоду, пробки, электромагнитный шум метрополитена и уметь распознавать новейшие электромобили c кузовом из углеродного волокна.

У большинства конкурентов парковочные датчики работают с точностью 90-95% в «нормальных условиях», как добавляют разработчики. Мы не первые, кто разрабатывает подобный продукт. Для меня это значит, что их устройство хорошо работает только в лаборатории на столе.

Юрий Бирченко

По словам предпринимателя, это можно сравнить с набором текста на печатной машинке вместо компьютера: в случае ошибки приходится заново перепечатывать всю страницу, что отнимает ресурсы. Анализируя технологии конкурентов, Бирченко понял, что 90% заряда батареи в их устройствах расходуется впустую из-за отсутствия коррекции ошибок в протоколе радиопередачи.

Бирченко связался с товарищем, и тот помог команде решить проблему энергоэффективности. Он изучил современные методы коррекции ошибок и наткнулся на научные работы своего однокурсника и друга Юрия Полянского, профессора в Массачусетском технологическом институте.

Из Китая в Лондон

Первыми клиентами компании стали города Рединг и Ковентри в Великобритании. Nwave продают свои устройства через системных интеграторов или партнёров.

Датчики Nwave уже стоят в Сан-Матео, Оксфорде, Портсмуте, американских университетах Беркли и Дэйвис. Основные заказчики датчиков — города, университеты и предприятия. Стоимость сделок предприниматель не разглашает, но говорит, что продаёт устройства с маржинальностью не менее 70%.

По его словам, основную прибыль Nwave приносит не продажа самих датчиков, а данных и статистику об использовании парковок. По расчётам Бирченко, к концу 2018 года компания выйдет на точку безубыточности.

Бирченко уверен, что в Китае сейчас проще найти высококвалифицированных инженеров, отлично знающих нюансы литья пластмасс и фрезеровки металла. Датчики производят на двух фабриках в Китае. Стоимость производства одного датчика предприниматель не разглашает.

Мои правила выбора подрядчика в Китае:

Широкая воронка на входе — имейте в виду, что трое хороших подрядчиков из десяти будут загружены на 100% и выставят вам цену сильно выше рынка либо просто не ответят, если вы покажетесь им невнятным стартапом. 1. Ещё два окажутся посредниками.

Шортлист должен включать не менее трёх вариантов. 2. Между двумя предложениями всегда будут серьезные различия, вам будет нужен третий источник.

Делайте окончательный выбор только после личного визита на две-три фабрики — вы сразу поймете разницу в отношении, в подходах к управлению качеством, квалификации персонала и тому подобное. 3.

Брак неизбежен, поэтому чётко проговаривайте зоны ответственности поставщика по устранению брака либо допустимый процент брака при производстве. 4. При ответе на эти вопросы можно сразу отличить любителя от профессионала в производстве электроники.

Сразу договаривайтесь о полном функциональном тестировании продукта вашим софтом с отправкой результатов в онлайне или в зашифрованных лог-файлах. 5. Оплачивайте баланс по контракту исходя из результатов тестирования, а не бумажных отчётов менеджера вашего проекта.

Юрий Бирченко

Уголовное дело и заочный арест

Сам Бирченко по решению суда был заочно арестован. Пока Юрий Бирченко занимался развитием своего стартапа в Англии, в это время по решению Басманного суда Москвы под стражу был взят его бывший партнёр Евгений Ахмадишин. Их подозревают в хищении бюджетных средств при выполнении подрядных работ по обустройству парковочных мест «умными» датчиками в 2013 году.

Государство выделило на проект более 500 млн рублей. В 2013 году Департамент капитального ремонта города Москвы (ДКР) объявил тендер на обустройство интеллектуальной системы мониторинга парковочных мест в столице.

Она наняла субподрядчика — компанию «Интеллектуальные трафик системы», которая принадлежала Бирченко и Ахмадишину. Конкурс выиграла компания «Свэко», но самостоятельно никаких работ не выполняла.

Однако затем власти города от неё отказались. По данным «Коммерсанта», предприниматели установили парковочные датчики и запустили ИТ-систему, которая проработала несколько лет.

Так он похитил 30 млн рублей, за что получил штраф в 200 тысяч рублей и два года заключения. Впоследствии оказалось, что заместитель генерального директора Департамента капитального ремонта Константин Сысоев заставлял Бирченко проводить платежи через свою фирму «Ювента».

Позже Следственный комитет возбудил ещё одно уголовное дело, в котором они стали подозреваемыми. В том деле Бирченко и Ахмадишин выступали в качестве свидетелей.

В сентябре 2017 года Евгений Ахмадишин, директор ДКР Александр Шукюров и бывший генеральный директор «Свэко» Олег Филлипов были задержаны по подозрению в растрате бюджетных средств. По версии следствия, предприниматели объединились вместе с чиновниками и похитили большую часть выделенных на проект средств.

Предприниматель отрицает свою причастность к хищениям. В марте 2018 года по решению Басманного суда Юрий Бирченко был заочно арестован — к тому времени он уже четыре года жил за рубежом. Бирченко утверждает, что его компания имела только коммерческие отношения с компанией «Свэко» и вела работы в рамках правового поля.

Субподрядчиками выступала наша с Ахмадишиным фирма «Интеллектуальные трафик системы». В октябре 2013 «Ювента» выиграла тендер по системе мониторинга парковочного пространства на улицах Москвы (550 датчиков). В начале ноября 2013 года мы как субподрядчики выполнили все работы по оборудованию парковок интеллектуальными системами, но не получили от «Ювенты» оплаты.

Чиновники угрожали нам физической расправой, некоторых свидетелей сделали инвалидами, но с нами обошлось. Ориентировочно в апреле бывший заместитель директора Департамента капитального ремонта Сысоев был арестован, в деле мы с партнёром выступали свидетелями.

Вели переговоры с несколькими крупными компаниями, которые хотели выиграть тендер по обустройству интеллектуальной системы мониторинга парковочных мест в Москве. После истории с «Ювентой» мы просто решили делать лучший продукт и продавать тому, кто даст выше цену и более выгодные условия по дальнейшему обслуживанию. Когда выиграли «Свэко», мы стали их субподрядчиками.

На самом же деле, мы с Ахмадишиным не имели никакого отношения к формированию конкурсной документации и цен. Следственный комитет считает, что мы вступили в сговор с чиновниками и давали им взятки за завышение цен на тендеры. Получение прибыли не является уголовным преступлением. Когда «Свэко» выиграла тендер, мы действовали с ними в коммерческом поле, предложив лучший продукт по той цене, которую считали справедливой с учетом наших затрат на разработку и уникального положения на рынке.

У «Свэко» была такая редкая в коммерческой сфере лицензия, у нас нет. Изначально в условиях тендера было обязательное требование о наличии у организации лицензии на работу с государственной тайной. Следственный комитет считает, что мы задолго до этого обстоятельства «создали преступную группу и распределили роли». Мы оспорили это требование в ФАС и добились его отмены (есть в распоряжении редакции). Вы можете себе представить, что члены одной преступной группы выясняют отношения в ФАС?

У нас не было никаких особых отношений со «Свэко», помимо коммерческих. Понятия не имею о возможных причинах. Переходило ли кому-то дорогу руководство «Свэко», нарушали ли они уголовный кодекс, я не знал и не считал это своей прямой обязанностью, если честно. Мы знали, что они постоянно пытались скопировать наш датчик, подкупали наших инженеров, нанимали западных консультантов, в 2014 выиграли конкурс на техническое обслуживание нашей системы и успешно выполнили контракт. Хватало своих сложностей в разработке сложного решения в сжатые сроки.

После того, как его предшественника Сысоева арестовали за реальное хищение средств, которые его карманная компания должна была заплатить ИТС, нас в ДКР никто не хотел видеть. С ещё одним обвиняемым по делу, нынешним директором ДКР Александром Шукюровым, я не знаком и ни разу его лично не видел (даже издалека).

Никакого дополнительного статуса в связи с недавними событиями у меня нет. Я переехал в Британию в 2015 году и получил вид на жительство, как особо талантливый технологический предприниматель после выигрыша Cisco BIG Awards.

Юрий Бирченко

Представители ДКР воздержались от комментариев.

Комментарии экспертов

В основе таких продуктов заложен один принцип работы. Это не единственная компания, которая занимается подобной разработкой. Так называемый "3 axis magnetic field regression", или датчик, который регистрирует изменения магнитного поля во всех направлениях вокруг себя. А именно — детекция автомобиля в пределах зоны действия магнитных датчиков устройства. Возможно использование ультразвуковых методов определения наличия автомобиля. Так или иначе, все сводится к такой модели работы. Но это накладывает некоторые ограничения, нужно следить за чистотой поверхности устройства.

Они могут собирать большие объёмы данных о загруженности паркомест, частоте парковки, относительно времени суток. Подобные стартапы могут решить проблему поиска парковки в крупных городах. И это хорошо ложится в концепцию Smart City и применения в них IoT-систем. Такие данные помогают создавать системы мониторинга автотранспорта и парковки в реальном времени. Они будут занимать всё больше места на рынке. Востребованность в подобных решениях закладывает очень благоприятную почву для роста и успешности подобных стартапов.

Андрей Музыченко

аппаратный аналитик и футуролог в Concepter

Другой вопрос — на ней заработать. Создать ноу-хау технологию — это очень круто и похвально. Иногда создателей так затягивает в процесс созидания ради созидания, что их отрывает от потребителя и рынка. И честно говоря, не всегда это легче, чем сама разработка. Вопрос в том, как данная проблема, которую решает эта технология, решается сегодня другими игроками с худшими показателями. А слушать и слышать рынок — это архиважно. Или какая боль остаётся. Может, этого достаточно с головой. Какие блокеры, кто конечный клиент, кто ЛПР, с какими месседжами к нему приходить, где искать.

Ребятам предстоит много работы проделать в маркетинге и развитии бизнеса, как бы они не относились к этому с позиции «это пыль в глаза». Нужно оформить реальные кейсы — на сайте заявлены логотипы, но нет реальных историй и результатов. Больше хайпа. Если подойти к этому с такой же страстью, как к созданию технологии — это очень увлекательная история.

Иногда очень тяжело технологию проталкивать через кучу инстанций/согласований в государственных структурах. Идея на подумать: сейчас очень много проектов по «умным» городам реализуется на Ближнем востоке — есть деньги и волевое решение руководства. Но там нужен особенный подход и правильные связи.

Валентин Гриценко

директор по маркетингу Ajax Systems

Но, чтобы успешно масштабироваться, компании нужно каким-то образом договариваться с городскими парковками, а именно с теми, кто содержит платные парковочные места. Идея, безусловно, отличная и решающая проблему, кстати, нам тоже было бы интересно партнёрство с ними. Есть, конечно, шанс убедить город, но мне такая идея кажется утопичной. Для этого нужно будет доказать юнит-экономику, то есть убедить владельцев, что с установкой сенсоров увеличится выручка и перекроет затраты на установку. В Китае, думаю, могло бы получиться договориться с каким-то городом, например, с Гуюанем — это центр развития и анализа больших данных в Китае.

Алексей Останин

сооснователь Hudway

#транспорт #интернетвещей #nwave

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть