Главная » Hi-Tech » Инспекция показала, что у ракеты-носителя NASA SLS очень большие проблемы

Инспекция показала, что у ракеты-носителя NASA SLS очень большие проблемы

Главный инспектор NASA, которые время от времени проводит аудит космических программ агентства, опубликовал новый отчет, касаемо прогресса разработки SLS, сообщает портал The Verge. Сроки введения в эксплуатацию, а также стоимость разработки новой сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которую аэрокосмическое агентство NASA планирует использовать для доставки людей на Луну и Марс, могут снова увеличиться. Проблем, связанных с проектом, как оказалось, гораздо больше, чем думалось.

Кроме того, ракета-носитель, вероятнее всего, не будет готова к своему первому запуску, намеченному на июнь 2020 года. Согласно новым прогнозам, ракета, разработка которой уже несколько раз сталкивалась с перерасходом средств и задержками финансирования, обойдется США на несколько миллиардов долларов больше, чем ожидалось.

Отмечается, что компания столкнулась с серьезными проблемами при разработке основной ступени ракеты. Главным виновником такого положения дел отчет называет компанию Boeing — основного подрядчика, занимающегося созданием SLS. Однако сейчас по самым оптимистичным прогнозам запуск состоится не раньше декабря 2019 года. Изначально предполагалось, что дебютный тестовый запуск первой ступени SLS будет произведен в июне 2017 года. По мнению генерального инспектора, основные проблемы связаны с «низким уровнем производительности» со стороны Boeing. Но тут же отмечается, что есть вероятность переноса запуска на более поздний срок. В отчете говорится, что компания неоднократно давала неправильные оценки объемам оставшихся работ для завершения основной ступени, а также тому, сколько для этого может потребоваться людей.

Согласно текущим прогнозам, на доработку первой ступени силами Boeing, а также работу по подготовке ракеты к предстоящим запускам к 2021 году американское космическое агентство потратит 8,9 миллиарда долларов, что практически в два раза больше изначального бюджета разработки. Поскольку существует большая вероятность увеличения сроков задержки запуска, агентству стоит ожидать очередного повышения общей стоимости разработку SLS. Например, доработка основных двигателей ракеты, которые использовались еще в программе космических шаттлов и производятся компанией Aerojet Rocketdyne, обошлась агентству в более чем 2 миллиарда долларов. И это, если не считать затрат на сотрудничество с другими подрядчиками.

Первый запуск носителя ожидался еще в прошлом году, однако дебют так и не состоялся. Задержки и постоянно раздувающийся бюджет уже давно стали типичной проблемой для программы разработки ракеты SLS, говорится в отчете. В ноябре 2017 года агентство запланировало запуск на 2019 год, однако позже запуск был перенесен на 2020-й. С начала разработки в 2010 году и на текущий момент на создание ракеты NASA потратило почти 12 миллиардов долларов. Согласно экспертному мнению, и этот срок кажется маловероятным.

Одна из частей первой ступени ракеты-носителя SLS в сборочном цехе

Агентство называет основной причиной проблем ошибочные прогнозы и оценки Boeing. Сама компания Boeing связывает постоянные задержки в разработке с недостатком выделяемого финансирования, однако в разговоре с инспектором официальные лица NASA заявили, что дело совсем не в деньгах. Эффективность производства – еще одна проблема, которая указывается в отчете. Компания не только не смогла грамотно рассчитать объемы предстоящих работ, но еще и предоставляла NASA неправильные прогнозы по поводу сроков и стоимости проекта. Также в отчете говорится о некоторых технических и санитарных проблемах на линии сборки. Лишь половина запланированных задач была выполнена в установленные сроки. Торнадо повредил один из сборочных цехов NASA в Новом Орлеане, где производятся некоторые детали для SLS. Свою роль также сыграли форс-мажорные обстоятельства. Это задержало всю производственную цепь на два месяца.

Агентство не требовало от Boeing предоставления детальной информации о стоимости разработки ступеней для SLS, что в свою очередь не позволяло NASA проследить за всей цепочкой финансовых затрат. В отчете упоминается и неэффективное руководство со стороны NASA. Кроме того, документ сообщает о злоупотреблении системой премиальных выплат – бонусов, которые компании получают за быстрое и эффективное выполнение и перевыполнение плана. В итоге самому агентству оказалось сложно оценить – сможет ли подрядчик вовремя решить поставленные перед ним задачи. В промежутке между 2014 и 2018 годами компания потратила дополнительные 600 миллионов долларов, отставая при этом от графика работ на два года, однако NASA все равно выплатило компании дополнительные 323 миллиона долларов премиальных. В отчете говорится, что такие финансовые взаимоотношения между NASA и Boeing выглядят весьма странно, учитывая насколько низкой оказалась эффективность последней.

В частности, советуется пересмотреть и более точно определить сроки выполнения поставленных задач, а также пересмотреть условия контракта между двумя организациями, чтобы NASA могло точно знать во сколько обойдется завершение разработки ракеты-носителя. В документе также прописываются рекомендации для NASA, которые позволят решить все накопившиеся проблемы и завершить разработку проекта.

Противники программы не раз заявляли о чрезмерно высокой стоимости разработки, а также о возможности использования космическим агентством менее дорогих ракет-носителей. Источник новости считает, что приводящиеся в отчете данные, могут стать инструментом манипуляции для тех, кто выступает против программы SLS. Правда в этом случае речь идет о другой версии SLS (NASA разрабатывает две версии: Block 1 и Block 1B), первый запуск которой состоится не раньше 2024 года (если не будет никаких задержек). На эти аргументы NASA ранее уже отвечало тем, что SLS по завершению строительства станет самой мощной ракетой-носителей в мире, способной выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) до 131 тонны полезной нагрузки. А это в свою очередь не многим больше возможностей той же сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy частной американской компании SpaceX – ее грузоподъемность составляет около 64 тонн. Базовая версия SLS (Block 1) будет способна выводить до 95 тонн груза на НОО. При этом стоимость подготовки Falcon Heavy к запуску составляет что-то среднее между 90 и 150 миллионами долларов, что гораздо дешевле запуска SLS.

NASA необходимо провести большие изменения в программе разработки, или ракета-носитель рискует так и остаться на земле. В целом отчет не несет ничего хорошего тем, кто поддерживает программу SLS.

Обсудить новость можно в нашем Telegram-чате.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Высокоскоростную подземную линию Илона Маска откроют 10 декабря

Об этом бизнесмен заявил в «Твиттере», добавив также, что 11 декабря тестовую линию протяженностью около 1,5 километра покажут публике и даже предложат бесплатно прокатиться. Американский предприниматель Илон Маск объявил о том, что тестовая линия высокоскоростного тоннеля под Лос-Анджелесом, строительством которого ...

Под поверхностью Марса может быть достаточно кислорода для жизни

И вот, новое исследование в Nature Geoscience показывает, что на Марсе может быть достаточно кислорода, чтобы поддерживать жизнь под поверхностью. Возможность найти жизнь на Марсе волновала ученых многие годы, и недавние открытия только увеличили волнение на тему того, найдем мы, ...