Hi-Tech

Инновации в медицине, конкуренция с Sony и смена стратегии во время кризиса: 128 лет истории Philips

Какие технологичные продукты выпускала компания, как она пережила Вторую мировую войну и почему лампочки Philips оказались в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.

В закладки

1891–1915 годы: от восстановления заброшенной фабрики до люстр в Зимнем дворце

Он закончил Делфтский технический университет в 1883 году, получил диплом инженера и продолжил исследования в области экспериментальной физики. Основатель компании Жерар Филипс с детства интересовался наукой.

Там молодой инженер познакомился со знаменитым физиком Уильямом Томсоном и профессором Джемисоном и победил в конкурсе в области электрического освещения, передачи энергии и телеграфии. После окончания университета Филипс поехал в Глазго для наблюдения за установкой системы электрического освещения на мореходном судне.

Жерар Филипс Twitter

Филипс вернулся из Англии уже официальным представителем AEG. В 1889 году бизнесмен Эмиль Ратено, основатель немецкой электроэнергетической компании Allgemeine Elektricitäts Gesellschaft (AEG), предложил Жерару руководить одним из офисов его компании в Амстердаме. Именно в Амстердаме ему и инженеру Яну Якобу Рису приходит идея открыть собственное производство электрических ламп.

Тогда Филипс обратился за помощью к своему отцу Фредерику. В 1890 году, когда Жерар решил, что готов к открытию фабрики по производству ламп, Рис отказался от дальнейшего сотрудничества. Одновременно они вышли из семейного кофейного и табачного бизнеса. Тот поддержал сына, и через год они купили в Эйндховене, на юге Нидерландов, бывшую кожевенную фабрику с небольшим участком земли.

Целью Филипсов было наладить производство долговечных и доступных электрических лампочек. Они запустили производство в 1892 году, целый год потратив на обустройство фабрики и проведение экспериментов. Первоначальная цель Жерара — производить 500 ламп в день — на первых порах оказалась недостижимой.

К 1894 году убытки выросли настолько, что отец и сын готовы были продать компанию. Конкуренты Филипсов — например, AEG — выпускали в год более миллиона ламп. Предложения оказались невыгодными, и Фредерик решил продолжить бизнес.

Но лондонские брокеры отказались поддерживать производство, и предложение отца принял сам Антон. Его младший сын Антон в то время изучал коммерческое дело в Лондоне, именно к нему он обратился за помощью с поиском опытного специалиста, который бы спас компанию.

Антон Филипс «Википедия»

Он лично посещал клиентов и брался за самые мелкие заказы. Младший Филипс ночами оставался в офисе, вникая в детали производства, изучая процесс горения ламп.

За год производство выросло с 109 тысяч до 280 тысяч ламп. В 1895 году компания получила первую прибыль, на вырученные деньги обновив оборудование. В 1897 году фабрика производила уже 630 тысяч ламп, а количество сотрудников выросло с 60 до 170.

Предприятие Philips Philips

В августе 1898 года Антон, по воспоминаниям Фредерика, отправился в Россию «без рекомендательных писем, не зная языка, но с убеждением, что выполнит свою задачу». Антону Филипсу удалось наладить поставки ламп Philips в Германию, но планы братьев (Жерара и Антона) на экспорт их продукции уходили далеко за пределы Европы.

Спустя несколько лет компания стала одним из самых крупных производителей в Европе. В России Филипсов ждали заказы на несколько тысяч ламп: только в Петербурге Антон подписал контракт на поставку 50 тысяч ламп для освещения Зимнего дворца.

Лампы Philips в Зимнем дворце Эрмитаж

В 1914-м отец и сын открыли лабораторию для проведения физических экспериментов и разработки новых продуктов NatLab. В 1912 году Филипсы зарегистрировали компанию как общество с ограниченной ответственностью, акциями Philips теперь торговали на Амстердамской бирже. Директором лаборатории стал физик из Лейдена Гиллз Хольст.

1915–1940 годы: первые инновации в медицине, радио и инновационная электробритва

В 1916 году Philips получила королевское признание: такой статус получают тщательно отобранные компании, достигшие исключительных высот в своей области и имеющие безупречную репутацию.

С этого изобретения началось расширение линейки продуктов Philips. В 1918 году компания представила свою первую медицинскую рентгеновскую трубку — электровакуумный прибор, генерирующий рентгеновское излучение.

Первая рентгеновская трубка Philips, 1918 год «Яндекс.Дзен»

В 1924 году врач и профессор Альберт Бауверс, сотрудник лаборатории компании, изобрёл улучшенную версию рентгеновской трубки Metalix, которая защищала врачей и пациентов от опасной радиации: у его улучшенной трубки источник излучения окружал стальной цилиндр.

Рентгеновская трубка Metalix, 1924 год GQ

Модель Rotalix 1929 года оборудовали вращающимся в вакууме диском, что улучшило качество снимков. Его следующим изобретением стал портативный прибор, который позволил делать рентгеновские снимки прямо у пациента дома. Благодаря усовершенствованию учёные смогли эффективнее бороться с туберкулёзом.

Центральный офис в Эйндховене тоже расширялся: в 1923-м лаборатория из фабрики переехала в отдельное здание, а количество сотрудников, работающих в ней, выросло с 35 до 466 к 1939 году. Компания продолжала расти и в начале 1920-х годов открыла первые представительства за пределами Европы: в Китае, Австралии и Бразилии.

Лаборатория Philips Philips

Первый приёмник, состоящий полностью из деталей, произведённых компанией, представили на выставке торговли в Утрехте. В 1927-м Philips запустила производство радиоприёмников. Впервые в истории учёные компании установили радиосвязь между Эйндховеном и Голландской Ост-Индией (острова Малайского архипелага).

Первый радиоприемник Philips, 1927 год «Яндекс.Дзен»

Через пять лет компания стала самым большим производителем радиоприёмников в мире, а в 1933 году произвела 100-миллионную по счёту электронную лампу.

Из-за Великой депрессии в 1932 году компании пришлось на 25% сократить номинальный капитал. 1930-е годы стали тяжёлыми для Филипсов.

Фриц закончил Делфтский технический университет по классу машиностроения в 1929 году и сразу присоединился к отцу и дяде на фабрике в Эйндховене. В 1935-м вице-директором компании становится Фриц Филипс, сын Антона Филипса.

Фриц Филипс Philips

Движущаяся картинка в большой коробке так понравилась посетителям, что позже представители Philips отправились с трейлером и в другие страны Европы: Бельгию, Венгрию и Румынию. В 1933 году Philips начинает поставлять рентген-аппаратуру в США, а в 1938-м, снова в Утрехте, представляет свой первый телевизор, точнее — «перевозной телевизионный приёмник», установленный в трейлере.

Через год молодой инженер Philips Александр Хоровиц изобретает электробритву с вращающимися лезвиями — Philishave.

Бритва Philishave, 1939 год Twitter

В 1939 году число работников на фабриках Philips достигло 45 тысяч, но руководство не было уверено в том, что стоит расширяться дальше.

Это напоминает метеорологические предсказания, когда, если вы окружены густым туманом, трудно вообразить, что всего в 50 милях от вас сияет яркое солнце.

Надо иметь немалое мужество, чтобы принимать ответственные решения, не имея перед собой никакого графика, подсказывающего вам, когда грянет и когда закончится очередной экономический взлёт.

из воспоминаний Фрица Филипса

1940–1970 годы: Вторая мировая война, прорыв в онкологии и первая аудиокассета

Все, кроме Фрица: тот остался, считая своим долгом защитить работников фабрики и не дать захватить семейный бизнес. 9 мая 1940 года, как только до Филипсов дошли слухи о том, что Германия вот-вот оккупирует Нидерланды, семья бежала в Северную Америку. Несмотря на то что Фриц не покинул Голландию, для руководства компании создали два треста — британский и американский, — а основные решения принимались семьёй из Штатов.

Во время оккупации фабрик в Эйндховене компания, по распоряжению Фрица, специально выпускала неисправные лампы, снижала продуктивность и тщательно скрывала истинные возможности производства.

Узнав, что немцы депортируют евреев из близлежащего лагеря Вухт в Освенцим, Фриц придумал простое решение: взять их на работу. Но протест вице-директора на этом не закончился. За пять лет на фабрики в Эйндховене взяли на работу 469 заключенных евреев, 382 из них выжили.

За открытое нежелание сотрудничать 30 мая 1943-го Фрица арестовали и даже пытались депортировать в Германию, но в сентябре того же года Филипса освободили, и он смог вернуться в свой кабинет.

Лагерь, в котором находился Фриц Филипс History of Sorts

После окончания войны, в 1945-м, Филипс взялся за реконструкцию пострадавших от бомбёжек фабрик и восстановление производства. Несмотря на многократные бомбёжки фабрик в Эйндховене в 1942–1944-м годах, учёные в лаборатории продолжали работать над новыми изобретениями.

Ей награждают тех, кто помогал евреям во время Холокоста. В 1996 году Филипс получил медаль «Яд ва-Шем».

Ему принадлежит несколько открытий в области квантовой физики: эффект Казимира и модель Казимира — Гортера. В 1946 году исследовательский отдел лаборатории Philips NatLab возглавил Хендрик Казимир — видный физик 20 века, профессор Лейденского университета.

Хендрик Казимир «Википедия»

В 1949 году компания выпустила его первую версию — Philips Synchrocyclotron, который стал настоящим прорывом в изучении злокачественных опухолей: аппарат используют для облучения глубоко залегающих и резистентных опухолей. Под его руководством учёные лаборатории начали работать над первым циклотроном — ускорителем атомных частиц.

Philips Synchrocyclotron, 1949 год Twitter

После войны выяснилось, что производство Philips по всему миру продолжалось без прямого руководства, пока Эйндховен был оккупирован.

Решив превратить компанию в «демократическую федерацию», Philips открывает новые представительства в Индии, Венесуэле, Португалии и Швеции. Независимость международных представительств поставила руководство компании перед дилеммой: вернуться к довоенной системе или пересмотреть систему менеджмента.

Он был последним из членов семьи Филипс, руководивших компанией. В 1961 году Фриц Филипс стал директором компании.

Сама технология магнитной ленты уже существовала, но Philips сделала упор на удобстве и портативности кассет и проигрывателя. В 1963 году у Philips выходит первая аудиокассета на магнитной ленте — Compact Cassette.

Реклама кассетного проигрывателя Philips в автомобиле, 1971 год The Register

Их покупателями стали не профессионалы, а любители: за 25 лет (с 1963 по 1988 год) компания продала около 3 млрд кассет. Внимательно изучив уже существующие на рынке продукты, Лу Оттенс, руководитель проекта Compact Cassette, решил максимально уменьшить ширину магнитной ленты (а с этим и размер самой кассеты) и снизить качество записи (для любителей это было приемлемо, а Philips это позволило сделать кассеты компактнее и дешевле).

1970–1990 годы: энергосберегающие лампочки и компакт-диски

За десять лет оборот компании вырос с $2,7 млрд до $10,1 млрд. Период, в который компанией руководил Фриц Филипс, стал одним из самых успешных в истории Philips.

В начале 1970-х годов Philips представила первые версии энергосберегающих лампочек, а в 1972-м на рынке появились первые видеомагнитофоны VCR и кассеты для них.

Philips открыла несколько фабрик в Китае, но Эйндховен оставался центром инноваций. Руководство компании решило оптимизировать производство в конце 1970-х, переместив его в страны с более низким уровнем жизни.

После переноса производства в Азию руководство в центральном офисе полностью сконцентрировалось на менеджменте и внедрении новых технологий: именно в это время компания начинает уделять больше внимания разработкам в области медицины и медицинского оборудования.

В 1982-м году Philips вместе с Sony выпустила первый компакт-диск (CD).

Формат CD показывают журналистам «Союз»

Виссе Деккерс и Кор ван дер Клюгт, директора, управлявшие Philips в тот период, пытались разобраться с ними, дав больше свободы и самостоятельности отдельным подразделениям. В 1980-х в менеджменте компании заметили проблемы: темпы разработки продуктов, их качество, медленный выход на рынок и высокие производственные затраты.

Ван дер Клюгт оставил компанию убыточной. Но те положительные изменения, которые предсказывало руководство, не произошли. В 1990 году, когда Philips возглавил Ян Тиммер, она понесла рекордные за свою историю убытки — $2,6 млрд.

1990-е годы: кризис и новая стратегия

По его мнению, главной причиной кризиса в компании был менталитет: отсутствие предпринимательского духа, смелости и запала. Несмотря на пессимистичные прогнозы, Тиммер был настроен реабилитировать репутацию компании.

Свою стратегию он назвал «Операция “Центурион”». Он был уверен: чтобы снова поставить Philips на ноги, нужно вернуть сотрудникам интерес к качеству продуктов, покупателям и прибыли. Стиль Тиммера был жёстким: собрав руководителей всех подразделений в закрытой переговорной в первый день, он несколько часов демонстрировал им показатели конкурентов и требовал немедленных улучшений.

В ходе «Операции “Центурион”» Тиммер уволил 45 тысяч сотрудников и продал несколько подразделений компании. В конце встречи Тиммер заставил каждого подписать договор, по которому руководители подразделений обещали в общем уволить 15% сотрудников компании.

Второй этап программы Тиммер посвятил тренингу персонала: менеджеры должны были лично проводить обучающие сессии на специальных встречах и отвечать на вопросы.

Новый директор решил почти полностью сместить фокус компании на мультимедиа-продукты и ПО. Тиммер также ввёл регулярные «Дни клиента», на которых сотрудники и менеджмент компании обсуждали жалобы и пожелания клиентов, а также способы улучшить продукты Philips. В 1994 году прибыль компании составила $1,3 млрд.

В результате смены руководства и изменений на мировом рынке Philips решает ограничить количество областей работы и переводит больше ресурсов в область медицинской техники.

Несмотря на разработки компании, признанным мировым стандартом стали японские технологии — систему NHK (японской вещательной корпорации) официально приняли в США. В начале 1990-х Philips и их конкуренты активно инвестировали в телевидение высокого разрешения (HDTV).

DCC — улучшенная технология кассеты на магнитной ленте, которую Philips выпустила в 1960-е, — уступила аналогу Sony — Minidisc. В то же время Philips уступила японским конкурентам и в области звуковой аппаратуры.

Кроме того, DCC была дешевле CD, и компания делала на продукт большие ставки. Новый формат внешне был почти не отличим от старого, но благодаря новой цифровой технологии (данные на DCC записывались в виде цифрового кода, по принципу CD или DVD, а потом расшифровывались и считывались проигрывателем) качество звука было выше.

Однако от цифровой кассеты было больше проблем, чем пользы: с новыми кассетами проигрыватели приходилось чистить чаще, сама лента быстро изнашивалась, а цена была всё ещё высокой для любителя.

Японская альтернатива цифровой кассете называлась MiniDisc и продавалась намного лучше: она была дешевле, меньше по размеру. В то же время аналог DCC вышел у Sony, конкурента Philips. Несмотря на то, что качество ленты было ниже, чем у Philips, работала быстрее и не вызывала проблем с проигрывателями.

Ей награждают тех, кто спасал и помогал евреям во время Холокоста. В 1996-м году Фриц Филипс, вице-директор компании, который взял на работу почти полсотни заключённых евреев во время оккупации Голландии, получил медаль «Яд ва-Шем». Критики утверждали, что стремление Тиммера к сокращению расходов и стандартизации заставило его игнорировать новые тренды мирового рынка. В том же году, после того как показатели компании снова начали падать.

Он решил по-своему, плавнее, продолжить политику Тиммера, продал около 40 предприятий, закрыл ещё 100 фабрик и перенёс штаб-квартиру из Эйндховена в Амстердам, чтобы привлечь в Philips молодые таланты. Тиммер ушёл в отставку, и на мену ему пришёл новый президент — Кор Боонстра. Сотрудничество с Sony в области дисков продолжается: в 1997-м в магазинах появляется первый DVD-диск.

Несмотря на высокие ожидания, уже спустя год партнёры разорвали отношения: дело было не только в высококонкурентном рынке (лидировали Motorola, Ericsson и Nokia), но, по словам аналитиков, и в малоэффективной коммуникации между компаниями. В том же году Philips начинает сотрудничество с компанией Lucent Technologies, планируя выйти на рынок беспроводных телефонов.

Несмотря на неудачу, Боонстра сконцентрировал внимание на дизайне, увеличил количество специалистов в штате и позволил дизайнерам участвовать в разработке продуктов Philips уже на самых ранних стадиях.

Лаборатория Philips Philips

До прихода Боонстры товары Philips продавались в США под разными марками, и покупатели часто не понимали, что у них один производитель. Вторым важным изменением нового гендиректора стало усиленное продвижение продуктов компании на североамериканском рынке. После перехода на единый бренд доходы начали расти, и к 1999 году объём продаж вырос до $30 млрд.

2000–2010-е годы: будущее технологий в медицине

Новый руководитель компании Джерард Клайстеорли объявил о реструктуризации. В начале 2000-х компания снова переживает сложный период: из-за большого разнообразия направлений в 2001 году убытки Philips достигли нового рекорда — €2,6 млрд.

Часть подразделений Philips в США интегрировалась с другими. Производство мобильных телефонов он полностью передал China Electronics Corporations, а производство видеомагнитофонов — японской компании Funai Electric Company.

Несмотря на финансовые трудности и необходимость пересмотра общей стратегии, компания продолжала развиваться: главным направлением развития Philips стала область медицинского оборудования.

В 2002-м компания представила Ambient Experience — инновационный подход к дизайну больниц и медицинских центров. В 2001 году Philips приобрела компанию по производству медицинского оборудования Healthcare Solutions Group.

Сегодня более 1250 таких систем — от аппаратов МРТ до отделений неотложной помощи — установлено по всему миру. С помощью динамического освещения, проекций и звука система Ambient Experience позволила сделать опыт пациентов максимально комфортным, а также увеличить эффективность работы медицинских сотрудников.

В 2006 году в продаже появился первый 3D-сканер Philips, улучшенная версия аппарата компьютерной томографии, а в 2012-м компания представила рентгеновскую систему Allura Clarity, позволяющую получать снимки высокого качества при низких дозах облучения. Помимо новых изобретений, инженеры и учёные Philips продолжали совершенствовать уже существующие технологии.

В 2014 году генеральный директор компании Франс ван Хаутен объявил о разделении компании на два направления: освещение (Philips Lighting) и здравоохранение (Philips Healthcare).

Генеральный директор Philips Франс ван Хаутен  Philips

Philips Research регулярно организует мероприятия для молодых учёных и студентов в области нейронаук. В 2017 году компания открыла первую в России лабораторию Philips Research в инновационном центре «Сколково». В 2018 году компания вместе со «Сколтехом» провела в России нейрохакатон на тему диагностики рассеянного склероза.

Нейрохакатон-2018 в «Сколтехе» «Яндекс.Дзен»

Несмотря на то что Philips продолжает производить и совершенствовать продукты в областях от электрических зубных щёток до будильников, имитирующих рассвет, в 2018-м более половины всей выручки компания получила от технологий в области медицины.

Планы на будущее

У компании более 76 тысяч патентов, 47 тысяч торговых марок и 91 тысяча прав на дизайн. Сегодня доход Philips составляет $20,7 млрд в год, фирма — четвёртый по величине поставщик медицинского оборудования в мире.

Одна из последних разработок Philips — система управления устройствами сигналами мозга, которая позволит пациентам с нейродегенеративными заболеваниями выполнять простые повседневные задачи.

С помощью гарнитуры Emotiv, которую надевают на голову, пациент сможет через простые мимические движения и мысли управлять «умной» домашней техникой и мобильным приложением.

Вместе с Salesforce компания также работает над глобальной облачной медицинской платформой, которая позволит хранить и передавать медицинские данные пациента в реальном времени, а также отслеживать состояние тысячи больных одновременно.

Эта технология, которая пока ещё находится на стадии прототипа, сделает возможным отслеживание показателей пациента без отведения глаз от операционного стола и получение доступа к результатам анализов за секунды. Наконец, сотрудничество с Google, возможно, скоро позволит компании представить систему передачи медицинских данных на очки Google Glass.

По словам Жерона Таса, главы инноваций и стратегии Philips, искусственный интеллект будет играть центральную роль в разработках Philips в будущем. С 2016 года компания занимается только технологиями в области здравоохранения.

Компания использует ИИ в трёх основных направлениях.

  1. Для структурирования и систематизации данных, избавляя медицинский персонал от административной работы, заполнения бумаг и составления заключений.
  2. Для обеспечения поддержки пациентов за пределами больницы: ИИ позволит контролировать и отслеживать хронические болезни, а также постоянно следить за состоянием больных, отправляя данные врачам.
  3. Самое нишевое применение ИИ, по словам Таса, — молекулярная биология, а именно геномика (изучение генома и генов живых организмов). ИИ уже позволяет учёным собирать, хранить и систематизировать данные, полученные в лабораториях, а также распространять последние разработки от больших исследовательских центров до региональных клиник.

Используя ИИ в геномике, мы сможем поднять эту технологию на следующий уровень и отсканировать ошеломляющий объём данных, чтобы найти закономерности среди больших групп пациентов.

В сочетании с вашими личными генетическими данными это может помочь дать точный прогноз того, с какими болезнями вы, возможно, столкнётесь в будущем

Жерон Тас

в интервью Ai Business

В 1891 году Жерар Филипс создал свою компанию с целью сделать последние достижения науки доступными каждому. В центре всех последних инноваций Philips — идея «адаптивного интеллекта», ИИ, используемого максимально эффективно для повышения качества жизни людей. Несмотря на все изменения в производстве и стратегии, эта идея так и остаётся главной в философии Philips.

#philips

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть