Hi-Tech

Hyperloop и летающие автомобили сразятся за будущее транспорта

На прошлой неделе Илон Маск и CEO Uber Дара Хосровшахи разговорились в Twitter на тему того, что летающие автомобили станут прорывом в транспорте. Техногиганты хотят пересмотреть способы наших передвижений в ближайшие десятилетия, но кто из них победит? Напомним, CEO Tesla и SpaceX хочет запускать пассажиров в бобах по вакуумным трубам на скорости в сотни километров в час. Хосровшахи заявил, что совсем не обязательно рыть туннели для Hyperloop, как это представляет Маск.

Хосровшахи, компания которого разрабатывает летающие автомобили в рамках инициативы Elevate, парировал, сказав, что улучшенные батареи и несколько небольших роторов уменьшат как шум, так и загрязнения. Маск ответил, что результатом повсеместного распространения летающих автомобилей станут шум и рябь в глазах.

Вопрос в другом: кто победит? Все они в чем-то правы, оба видения будущего транспорта имеют право на жизнь. Кто убедительнее?

Впрочем, это может измениться. Летающие автомобили уже давно прячутся где-то за углом, но несмотря на то, что сама идея существует уже лет семьдесят, ни один из них не поступил в массовое производство.

Раньше это были в основном автомобили с крыльями, но теперь это скорее новое поколение электрических, зачастую автономных, многороторных пассажирских аппаратов. Технологии дронов-бесилотников представляют весьма убедительный образ переделки летающих автомобилей.

По данным CNN, компания возит пассажиров с 2015 года, но в кадр это попало впервые. Китайский стартап eHang в прошлом месяце показал кадры людей, которые едут на автономном пассажирском дроне.

Очевидно, есть и другие стартапы, работающие над прототипами. Самоуправляемый многороторный концепт Airbus Vahana также осуществил свой первый испытательный полет в январе, а компания заявила, что планирует реализовать версию для массового производства уже к 2020 году.

В настоящее время непонятно, какими правилами эти транспортные средства будут регулироваться — стандартными правилами авиации или же новыми правилами, которые будут сформулированы для компаний вроде Amazon, которые захотят заниматься воздушной доставкой. Построить летающие автомобили — это только часть проблемы.

Полностью автономный eHang будет не сильно отличаться от дрона доставки, разве что с человеком вместо груза. Вероятно, все будет зависеть от уровня автономии транспортного средства. Компания утверждает, что в городской зоне такие аппараты уже могут летать на правах вертолетов. Но Uber в своем документе Elevate видит пилотов-людей при поддержке частично автономного транспорта.

NASA в настоящее время разрабатывает такую систему и планирует внедрить ее в лучшем случае в 2025 году, и недавно Uber подключился к проекту, поэтому проблему, возможно, удастся решить как раз к моменту, когда летающие автомобили будут готовы захватывать небо. Uber признает, что для адекватного масштабирования новые системы управления воздушным трафиком должны будут способны совладать с тысячами дронов и летающих автомобилей на низких высотах.

Uber хочет предлагать такие же услуги по перевозке пассажиров, как и сейчас, но они будут садиться в специально оборудованных крытых «вертопортах». Но какой будет бизнес-модель — это совсем другой вопрос.

Uber, конечно, убеждает нас в обратном. Учитывая инвестиции в инфраструктуру, необходимую для создания комплексной сети таких центров, большие изначальные издержки на флот летательных машин, ограниченный диапазон полета (из-за слабых батарей) и стоимость обучения пилотов (или же разработки безупречной автономии), крайне трудно представить, что доступный сервис такого рода появится в ближайшем будущем.

Но едва ли Uber и Lyft смогут исправить созданные ими же пробки на дорогах таким образом. Возможно, такое решение станет более экологически чистым и удобным способом для состоятельных руководителей перелетать с одной вертолетной площадки на другую. Пробки они создали, вытащив людей из общественного транспорта.

Впервые он изложил идею запуска пассажиров по вакуумной трубе между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско на скорости 1000 км/ч в 2013 году. С другой стороны, видение Маска под названием Hyperloop предлагает как раз-таки массовый транзит.

Прошло всего пять лет, и от Чикаго до Мумбаи предлагаются разные проекты, а над непосредственным воплощением трудятся уже несколько компаний, включая Virgin Hyperloop One, которая поддерживается миллиардером Ричардом Брэнсоном.

Это сеть туннелей, прорытых под городом, с автономными «электросанями», которые носятся на скорости 200 км/ч и могут перевозить автомобили или пассажирские бобы между элеваторами, выходящими прямо на улицу. В то время как Hyperloop должен предложить более дешевую, чистую и быструю альтернативу коротким перелетам или высокоскоростным шоссе между городами, Маск также представлял и более скромные системы Loop для городских зон.

И если финансирование инфраструктуры для поддержания последних кажется сложной задачей, стоимость копания сотен километров туннелей и наполнение их вакуумными электрифицированными трубами… ну, вы поняли. Virgin Hyperloop One удалось разогнать пассажирский боб до максимальной скорости в 387 км/ч в экспериментальной трубе длиной 500 метров, однако сама технология еще дальше от реализации, чем летающие автомобили.

Но десятки миллионов долларов за километр — это все еще колоссальные деньги. В попытке совладать с этим вопросом, Маск создал Boring Company, задача которой — сократить стоимость создания туннелей с 1 миллиарда долларов за километр в США более чем в десять раз.

Да и само разрешение на их создание придется выбивать десятилетиями. И даже если их найдут, создание туннелей займет много времени.

Бент Фливбьерг, экономист из Оксфордского университета, специализирующийся на мегапроектах, говорит, что крупная инфраструктура всегда полагается на крупные субсидии, поэтому, учитывая экологические и эффективные выгоды, он не видит причин, почему бы им не строить Hyperloop. Однако проект массового транзита может привлечь большее внимание законоделов, чем попытки выпустить в небеса над городом летающие автомобили.

Впрочем, Boring Company не будет привлекать дополнительные средства для своих проектов. Он также отмечает, что Маск прекрасно умеет обращаться с финансированием правительства в форме грантов, налоговых льгот и экологических кредитов, как показывают другие его проекты.

Они заполняют разные ниши, поэтому успех одного вряд ли помешает развитию другого. В конечном счете летающие машины и скоростные надповерхностные путешествия вряд ли будут конкурировать.

Сочетание Hyperloop и Loop, с другой стороны, может оправдать обещание Маском «пятого вида транспорта», который произведет революцию в массовых перевозках… если найдутся деньги на его создание. В настоящий момент летающие автомобили выглядят ближе к реализации, но непонятно, смогут ли они стать большим, чем обновление частных вертолетов, которые мало кто из нас вообще будет использовать.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть