Главная » Hi-Tech » Городские экскурсии от Москвы до Кемерово: организация бизнеса, затраты и прибыль

Городские экскурсии от Москвы до Кемерово: организация бизнеса, затраты и прибыль

Истории шести российских предпринимателей.

В закладки

Исторические, архитектурные и тематические экскурсии

Ирина Стрельникова, основатель проекта «Совсем другой город», Москва

Когда журнал изменил тематику, а рубрику Стрельниковой закрыли, она решила переключиться с написания статей на проведение экскурсий. В течение десяти лет Ирина вела историческую рубрику в журнале «7 дней», делала документальные фильмы для «Первого канала» и телеканала «Культура».

Сайт проекта «Совсем другой город»

«Совсем другой город» продвигается в интернете с помощью контента. Первоначальные вложения в проект составили 10 тысяч рублей — на создание сайта. Главный источник, откуда будущие участники узнают об экскурсиях, — страница проекта в Facebook (более 3000 подписчиков), где публикуют статьи с сайта.

За сентябрь 2018 года было проведено 15 экскурсий, цена участия за одного человека — от 350 до 1000 рублей, количество участников группы в среднем около 15-20 человек. Основную прибыль приносят сборные (групповые), а не корпоративные (по заказу компаний) экскурсии. Стоимость индивидуальной пешеходной экскурсии — 7000 рублей.

И как только появляется новая — сразу идут». По словам Стрельниковой, особой популярностью пользуются новые маршруты: «У меня есть своя фан-группа людей, которые ходят на все экскурсии.

Для них Ирина арендует автобус за 10 тысяч рублей на восемь часов. Иногда проект проводит выездные экскурсии в Тверь. Ещё одна статья затрат — оплата учреждениям.

Она колеблется от 3000 до 15 тысяч рублей. Особняки, разумеется, берут плату за то, что пускают нас. Владельцам особняков уходит львиная часть выручки — поэтому на интерьерные экскурсии дорогие билеты.

Ирина Стрельникова

основатель проекта «Совсем другой город»

Сайт проекта «Совсем другой город»

В тёплое время года больше уличных и выездных прогулок, зимой — интерьерных, в особняках. Сезон влияет на тематику и место проведения.

Среди экскурсий, которые проводит «Совсем другой город», есть «По Рождественке, Кузнецкому Мосту и Неглинной: банки, бани, золото», «Хлудовские бани», «Особняк фабриканта Смирнова» на Тверском бульваре, «Особняк купца Носова» на Электрозаводской и другие.

«Заработок тут — дело хоть и необходимое, но всё же дополнительное. По словам Ирины, несмотря на то, что она один из самых высокооплачиваемых экскурсоводов в Москве, для неё это скорее дело для души. Я бы не хотела жить только на него, не имея другой — редакционной работы».

Марта Агеева, совладелец проекта «Экскурс-бюро № 1», Москва

Сначала основательницы проводили экскурсии после основной работы бесплатно. Журналист Марта Агеева совместно PR-менеджером Юлией Абрамовой создали проект в июле 2011 года.

Причём даже не из рабочих страниц, а на личных — в Facebook и Instagram. В начале пути о нас узнавали из социальных сетей. В основном работает сарафанное радио. Сейчас анонсировать продолжаем у себя групповые прогулки, но редко.

Марта Агеева

совладелец проекта «Экскурс-бюро № 1»

С гостями не только делятся историческими фактами, но и показывают Москву с необычной стороны. Формат, в котором работает «Экскурс-бюро №1», Марта называет «экскурсией как шоу». Популярностью пользуются экскурсии в центре города. Например, одна из прогулок называется «Москва мужская», где участникам рассказывают о предпринимателях и бизнесменах столицы в прошлом и настоящем.

Всем хочется погулять по Тверской, увидеть дом, где Толстой писал «Войну и мир». Трудно заманить группы на прогулку «Четыре вокзала» в районе «Комсомольской» или, например, на ЗИЛ, где у нас была экскурсия «Назад в СССР».

Российские гости из крупных компаний, если они впервые в Москве, просят показать Кремль. Многие наши гости иностранцы хотят «открыточную» Москву с видами, которые знают все.

Марта Агеева

совладелец проекта «Экскурс-бюро № 1»

Группа проекта «Экскурс-бюро № 1» в Facebook

Оборот компании за 2016 год оценивался в 6,5 млн рублей. Стоимость корпоративной экскурсии с разработкой маршрута — 150 тысяч рублей, сборной экскурсии — 500 рублей с человека. Компания не раскрывает показатели за 2017 год.

Во многом такие показатели связаны с Чемпионатом мира по футболу и большим количеством иностранных туристов. По словам Агеевой, «Экскурс-бюро №1» стабильно растёт, в 2018 году оборот увеличится на 200% по сравнению с предыдущим годом.

Когда проект стал популярнее, к девушкам стали обращаться чаще: прогулок в октябре не меньше, чем в июле, и расписаны заказы на зиму. Когда «Экскурс-бюро №1» только начинало работать, экскурсии проводили с марта по октябрь — и несколько прогулок на Новый год. В плохую погоду помогают автобусы, часть экскурсий проходит в музеях и помещениях.

«Экскурс-бюро №1» само проводило школу гидов. Основной проблемой экскурсионного бизнеса Агеева считает недостаток сотрудников: не хватает людей, которые могут владеть вниманием аудитории в течение двух с половиной часов, артистичны и знают языки. Участников обучали не только истории Москвы, но и технике речи и искусству выступления, лучших — звали к себе работать.

Катерина Ревинская, основатель проекта нестандартные экскурсии «Город-курорт», Самара

Первые экскурсии начала водить в 2015 году после работы — одну-две в неделю. Ревинская окончила Железнодорожный университет, работала инженером по охране труда в РЖД. Сначала это были бесплатные прогулки для друзей и их знакомых, на которые записывались через группу во «ВКонтакте».

Экскурсий на такую тему в городе никто раньше не водил, поэтому они вызвали интерес: на первую прогулку записалось 30 человек. Специально для них девушка придумала маршрут — «мистическая Самара».

Группа проекта «Город-курорт» во «ВКонтакте»

Лучше всего работало сарафанное радио. Первый год вложений не было — только покупка громкоговорителя за 2500 рублей. У страницы «Города-курорта» в Instagram 13 400 подписчиков, больше 27 тысяч во «ВКонтакте». Сейчас в команде проекта 15 человек, из которых только два менеджера, остальные участники — экскурсоводы. На продвижение групп уходит от 10 до 15 тысяч рублей в месяц в зависимости от сезона.

«Это горожане среднего достатка с детьми, большого потока туристов у нас нет. Большую часть аудитории проекта составляют местные жители в возрасте от 23 до 60 лет. Мы начинали со сборных экскурсий, сейчас появились корпоративные заказы — для организаций, компаний и школ», — поясняет Ревинская.

Основные расходы идут на аренду транспорта — от 4000 до 30 тысяч рублей, а также зарплату гидам — от 2000 до 6000 рублей за одну прогулку.

На октябрь запланировано 38 коммерческих сборных экскурсий. Стоимость сборных экскурсий варьируется от 300 до 2500 рублей, индивидуальная прогулка по Самаре стоит 4000 рублей.

Наибольшей популярностью пользуются мистические маршруты проекта: «По следам самарских привидений», «Дьявольская усадьба», «Заколдованная церковь», «Проклятый перекрёсток».

Ольга Васильева, руководитель проекта «Внутри и снаружи», Кемерово

В 2012 году вернулась в родной город и вместе с мужем открыла антикафе. Ольга родилась в Кемерово, с 2005 года работала в Москве ивент-менеджером. Через год оно превратилось в творческое объединение «Кот да Винчи», на базе которого родился проект «Внутри и снаружи».

Для развития проекта запустили сбор средств на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Первую пешеходную экскурсию организовали в марте 2016 года, билеты продали за сутки. За четыре месяца удалось собрать 63 тысячи рублей, которые потратили на создание первых тематических экскурсий в Кемерово и запуск сайта.

Благодаря соцсетям и поддержке друзей о «Внутри и снаружи» узнали многие кемеровчане, которых интересовала история города.

Группа проекта «Внутри и снаружи» в Facebook

Особый интерес вызывают гастрономические прогулки. Ольга отмечает, что во многом популярность экскурсии зависит от гида — его уровня экспертизы, знания города.

Гуляешь и ешь» — по кемеровским кафе и ресторанам. В нашем проекте есть «Пицца-тур», кофейный тур «Прокофьев» и «Гуляш. Также востребованы новые экскурсии, так как аудитория подписчиков «Внутри и снаружи» растёт медленно. Экскурсии на предприятия по производству чего-нибудь вкусного всегда вызывают ажиотаж.

Ольга Васильева

руководитель проекта «Внутри и снаружи»

За два с половиной года экскурсии посетили примерно 2000 человек. Сейчас у проекта 1055 подписчиков в Instagram, 540 — во «ВКонтакте» и 169 — в Facebook. С ресторанами договариваются на взаимовыгодных условиях. Стоимость прогулки за одного человека — от 150 до 300 рублей, 50% из них проект отдаёт гиду.

Если идём второй и третий раз, то договариваемся о скидках. В первый раз заведение предоставляет всё бесплатно, с нашей стороны — реклама в соцсетях, профессиональный фотоотчёт.

Гид — сотрудник предприятия или хозяин бизнеса, в этом случае вся прибыль остаётся в проекте. Если экскурсия проводится на предприятии, то, как правило, билет стоит 150 рублей.

Мы её тратим на продвижение в соцсетях, оплату работы программиста, домен, хостинг сайта, печать билетов, буклетов, открыток, наклеек.

Ольга Васильева

руководитель проекта «Внутри и снаружи»

Группа проекта «Внутри и снаружи» во «ВКонтакте»

По словам Ольги, проект находится на стадии самоокупаемости. Всего в месяц проводятся четыре или шесть экскурсий. Одна из проблем, с которой основатели пытаются разобраться, — низкая эффективность: доход от экскурсий пока не зависит от их количества.

Я считаю, что сейчас время вложения в проект (сил, времени, небольших денег), материальная или имиджевая отдача будет небольшой, но стабильной. Со временем экскурсий становится больше, но увеличиваются и расходы по рекламе и развитию бренда. Кемерово — географический тупик и совсем не туристический город.

Ольга Васильева

руководитель проекта «Внутри и снаружи»

Организаторы проекта разрабатывают новые маршруты, привлекают к сотрудничеству местных архитекторов, фотографов и журналистов. В будущем Ольге хотелось бы привлечь ту аудиторию жителей, которые готовы тратить большие деньги на путешествия в другие города и страны и считают, что в Кемерово нечего смотреть и некуда ходить.

Знакомство с барной культурой города

Олег Мельников, основатель проекта City Pub Crawl, Москва и Санкт-Петербург

Хотел создать свой проект. До организации туров по барам предприниматель работал в сфере организации мероприятий: вёл и писал сценарии для различных событий. Идей было много, но до реализации не доходило — терял интерес, отмечает Мельников.

Во время путешествия в Сингапуре побывал в барном туре, мероприятие Мельникову понравилось, он решил организовать то же самое в Москве.

Группа проекта City Pub Crawl во «ВКонтакте»

Сейчас на продвижение проекта в среднем уходит 50 тысяч рублей в месяц. Первоначальные затраты на проект составили 100 тысяч рублей — на фирменный стиль, тестовый заход и запуск. Но по словам Мельникова, лучше всего работает сарафанное радио. Рекламу размещают в соцсетях и на тематических сайтах. Многие клиенты приходят несколько раз.

Прогулки по барам посещают как местные, так и туристы. Основная аудитория City Pub Crawl — молодые люди от 23 до 35 лет. Всего в команде работает 17 человек вместе с гидами. Билет на тур стоит от 1299 до 1499 рублей в Санкт-Петербурге и от 1699 до 1999 рублей в Москве. Выручка больше в летний сезон, в среднем она составляет 250 тысяч рублей в месяц. В один тур входит посещение четырёх заведений.

Последние получают фиксированную сумму и процент с оплаты участников, в среднем выходит от 1500 до 5000 рублей за каждый тур. Расходы уходят на зарплаты администратору и гидам. С барами договариваются на разных условиях: платят за шоты или работают по бартеру.

Ещё к затратам Олег относит печать и покупку материалов для тура: буклетов, сувениров, короны. С дизайнером и программистом работают удалённо — их помощь нужна, чтобы дорабатывать сайт, настраивать SMS-оповещение, рассылку электронной почты. На налоги — 6% по УСН. На CRM-систему, бизнес-аналитику и программное обеспечение проект тратит 6000 рублей в месяц.

Экологические прогулки

Сергей Петров, основатель проекта «Орнитологические экскурсии», Санкт-Петербург

Начал с того, что проводил бесплатные экскурсии для школьников, рассказывал о птицах своим друзьям. По образованию Петров биолог, работает младшим научным сотрудником в зоологическом институте, участвует в учётах птиц при экологическом мониторинге и ведёт лекции по орнитологии. Два года назад Сергей создал группу во «ВКонтакте» и начал её продвигать. Тема вызвала интерес.

В 2018 году сосредоточились на контенте. В прошлом году самостоятельно занимался продвижением проекта: писал в открытых тематических группах, вёл информационное сотрудничество, делал бесплатные экскурсии с широкой информационной поддержкой. А ещё у нас скидка за репост записи нашей группы.

Сергей Петров

основатель проекта «Орнитологические экскурсии»

Людмила Попова, группа проекта «Орнитологические экскурсии в Санкт-Петербурге» во «ВКонтакте»

Сейчас в группе проекта 2061 человек. «ВКонтакте» до сих пор остаётся единственной информационной площадкой. Женщин среднего возраста больше, чем всех остальных. Основная аудитория — местные жители, неравнодушные к природе и птицам. Есть постоянные посетители, которые ходят наблюдать за птицами с Сергеем с самого основания проекта. Ещё одна группа участников — родители с детьми.

Стоимость одной экскурсии — от 200 до 300 рублей за участника, обычно в группе около 12 человек. Финансовые затраты идут на покупку и аренду биноклей для экскурсантов и оплату проезда. Доход в месяц пока нестабильный и варьируется от 12 до 25 тысяч рублей в месяц.

В дальнейшем Сергей планирует наладить работу с иностранными туристами и организованными группами, расширить число ведущих, проводить туры на несколько дней в разных регионах, продвигать наблюдение за птицами и экологическое просвещение в России.

Онлайн-платформы

Каждая из них берёт процент с заказа: «Трипстер» и Airbnb, «Впечатления» берут с экскурсоводов 20%, размещение на сайте — бесплатно. Существует несколько платформ, работающих как с профессиональными гидами, так и с любителями. Если экскурсия проводится некоммерческой организацией или в сотрудничестве с ней — сборы за услуги сервис не взимает. Для организаторов из России Airbnb начисляет НДС по ставке 18%.

Для создания своей экскурсии на каждом из сервисов необходимо зарегистрироваться, заполнить информацию о туре, включая содержание, стоимость и цену, добавить фотографии.

На «Трипстере» после рассмотрения заявки организатора ждёт «звонок-знакомство», на котором обсуждаются условия сотрудничества и основные идеи экскурсии, затем предложение публикуется. Airbnb рассматривает заявку в течение двух-четырёх недель, при положительном ответе предложение появляется на сайте.

Сайт проекта «Трипстер»

По словам генерального директора проекта «Спутник» Александра Кима, платформы, через которые можно забронировать экскурсии, сейчас пользуются популярностью.

Людям это удобно, потому что на таком сайте можно найти всё сразу, не искать какого-то конкретного человека и писать ему в личку, а зайти на сайт, выбрать и забронировать. Я бы сказал, что в год через сервис вроде нашего бронируется от полумиллиона до миллиона билетов как минимум, а может, и больше.

Александр Ким

генеральный директор проекта «Спутник»

Популярность направления зависит от времени года. «Спутник» работает с туристами по всему миру. Зимой активнее едут в Европу, заказывают экскурсии в Праге, Париже, Риме, Милане, отмечают в компании. Летом больше бронируют экскурсии в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тбилиси.

Сайт проекта «Спутник»

Ким рассказывает, что рынок бронирования экскурсий через интернет растёт — если раньше люди пользовались услугами турагентств, то сейчас покупают билеты на экскурсии в онлайне.

Рынок уже восстанавливается и сравнялся с докризисным уровнем. Однако если говорить про ситуацию в целом без привязки к интернету, рынок не сильно растёт, сказывается кризис последних лет. Если ничего не случится плохого, то будет расти.

Александр Ким

генеральный директор проекта «Спутник»

По его словам, треть аудитории переходит по ссылке в раздел экскурсий на сайте. Заместитель генерального директора проекта KudaGo Илья Кокоуров также отмечает, что отрасль не находится в стагнации.

В среднем в месяц (без учёта сезонности) более 36 тысяч человек заходят выбрать экскурсию в Москву, в Санкт-Петербург — более 27 тысяч.

KudaGo повышает брендовые запросы в поисковиках и решает задачу, как привести клиента, в дополнении с другими инструментами: сообществами, «Яндекс.Директом» и так далее.

Зато мы поможем сформировать и поддержать бренд, а также получить огромный охват за счёт партнёрских площадок и того, что СМИ и площадки-конкуренты часто берут наш контент.
Но работать с нами по прямой модели ROI будет не совсем правильно и уж точно неэффективно.

Илья Кокоуров

заместитель генерального директора KudaGo

В пример он приводит проект «Москва и Петербург глазами инженера», который организует инженерные экскурсии и мастер-классы. Кокоуров считает, что лучшее, к чему может стремиться организатор экскурсионного бизнеса, — это построение сильного независимого бренда.

Это очень интересный проект, который за счёт необычной идеи и качественной подачи смог выделиться из бесконечных скучных экскурсий про мистику, «взрослых тем» вроде «Бордели и городское дно столицы», скучных исторических анекдотов.

Эти ребята современны, говорят на понятном языке, смотрят на город с необычного ракурса и прекрасно могут работать с аудиторией с помощью дополнительных каналов вроде сообществ или допродажи новых авторских экскурсий собственной базе.

Илья Кокоуров

заместитель генерального директора KudaGo

Группа проекта «Москва глазами инженера» во «ВКонтакте»

Среди последних тенденций на рынке эксперт отметил уход компаний, организующих небольшие туры по городу, в формат долгих выездных экскурсий в область или другие города.

Отчасти это происходит потому, что подобный формат приносит организатору в разы больше прибыли. Например, активно развивают направления Карелии, «Золотого кольца» и «Серебряного ожерелья».

Илья Кокоуров

заместитель генерального директора KudaGo

Экскурсии как коммерческая деятельность

Вне зависимости от варианта размещения информации об экскурсиях и их продвижения, если человек, который их водит, делает это не на добровольных началах, а получает оплату — он занимается коммерческой деятельностью.

Соответственно, человек должен платить налоги, как любое лицо, которое занимается коммерческой деятельностью. Потому необходимо деятельность правильно оформить как ИП, ООО или купить патент.

Ряд из них берут таких гидов на сезонную работу — студентов, людей, любящих историю. Он может работать по договору с музеями, усадьбами и монастырями. Эта деятельность нелицензируемая.

Инга Скворцова

директор по развитию юридической фирмы «Клифф»

Стоимость патента на экскурсионные услуги в Москве за год составит около 19 800 рублей, в Санкт-Петербурге — 18 тысяч рублей.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Яндекс.Маркет» занялся разработкой сервиса для сравнения цен в офлайн-магазинах

«Яндекс.Маркет» занялся разработкой сервиса для сравнения цен в офлайн-магазинах — Торговля на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Детали нового проекта в компании пока не раскрывают. В закладки Об ...

Путешествия по деревням и мастерская для женщин в декрете: примеры социального бизнеса в России

Путешествия по деревням и мастерская для женщин в декрете: примеры социального бизнеса в России — Офлайн на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Опыт шести основателей из Москвы, Санкт-Петербурга ...