Хабрахабр

Город-на-лодках: как Венеция существует без машин

И там особая ситуация с транспортом. Венеция — это куча мелких островов, которые ещё и плотно застроены. Исторически можно только ходить пешком, ездить на коне или плыть на лодке. Машины запрещены, мотоциклы запрещены, велосипеды запрещены. С конём в современности тоже проблемы — раньше мосты были гладкие, а сегодня со ступеньками.

Вот, например, скорая помощь — это скоростная лодка. В итоге, всё, что делается в Венеции, делается с лодки. Доплываем по каналу до ближайшего к дому месту и забираем его на носилках в лодку. Больному плохо?

Исторически аристократы тоже не ходили пешком, а двигались на богато украшенных лодках, поэтому основные входы в дома всегда выходили на канал.
То есть дверь богатого дома выходит просто на канал:

Кстати, относительно недавно молодёжь по ночам заплывала через одну такую арку в полузаброшенный храм и предавалась там всяческим непотребствам. Или есть арка, через которую можно заплыть во внутренний двор (он тоже сделан из воды).

В кварталах победнее просто улица кончается водой:

То есть если вы будете воспринимать каналы не как преграды, а как дороги особого типа — не ошибётесь. В общем, нет никакой сложности доплыть прямо до дома.

Вместо автобусов — речные трамвайчики-вапоретто. Для перехода через дорогу есть мосты или лодки, которые перевезут вас на другую сторону.

По мере развития Венеции острова выравнивались и объединялись. С этой «системой дорог» связан ещё один интересный аспект. Вот улица Риа Терра, то есть земляной канал.

Но, с другой стороны, к театру «Феникс» пришлось выкопать свой отдельный собственный канал — привычка аристократов двигаться везде на лодке не позволяла богатой публике прибывать по суше. Это взяли канал и сделали пешеходной улицей.

Во-первых, он был основан как акционерное общество. Театр тоже волшебный. Во-вторых, инвесторы были настолько жадные, что заказали у Верди «Травиату» и «Риголетто», чтобы был свой крутой контент. Его единственной целью был заработок денег. В-третьих, его назвали «Феникс». Заказывали и у Беллини, в честь чего назвали коктейль. Театр полностью соответствовал своему названию — горел два раза и оба раза его восстанавливали.

От пожарной лодки протягиваются рукава к дому, а вода есть в канале. Пожарная служба тоже на лодках. Потому что именно в этот момент было большое обмеление каналов, и пожарные лодки просто не смогли пройти к театру. Тем не менее, когда горел вот этот самый «Феникс» второй раз (вроде бы, ходит байка, что подрядчик по реконструкции не успевал к сроку контракта и организовал поджог), заодно чуть не сгорела половина города. Откуда-то достали вертолёт, но он был один, и не сильно помог.

Звучит странно — мол, зачем гидранты в городе на воде, но после истории с театром становится понятнее, в чём дело. Начиная с этого момента в городе решили сделать систему гидрантов — как раз был водопровод с материка новый, и сделали аварийные краны.


Это не просто висящее во дворе бельё, это на самом деле фотография гидранта в своём ареале обитания.

Единственный светофор на каналах сделан как раз для пожарных — когда что-то горит, он зажигается красным, перекрывает Большой канал, и они спешат к месту возгорания.

Только пожарные заливают что-то водой, а золотари, наоборот, выковыривают отходы из домов. Аналогично пожарным работают золотари-ассенизаторы. Сначала просто всё выкидывалось и выливалось в каналы. Тут надо сказать пару слов про канализацию. Рыба заносится течением в лагуну, например, около Бурано. Прилив-отлив, каналы прокачиваются и выносят всё в лагуну из города. В Праге в отличие от других городов, пахло кровью от мостовых в центре. Город смердел, как смердели почти все средневековые города кроме Праги. Сверху желоб для попадания воды из каналов. С появлением представлений о санитарии стали делать септики с тремя камерами: для туалета, для кухни и для всего остального. Первые септики делали из того, что получится — например, дерева. В итоге очищенная вода выходит наружу, а твёрдые остатки уплотняются в септике. Но это всё равно было лучше, чем ничего.

Если из вашего дома вытечет что-то грязное в канал, сегодня вас оштрафуют. Сейчас там, где септик поставить нельзя (дома слишком сложно реконструировать), используют фильтры, которые надо очень часто менять (раз в неделю).

Раньше была поговорка, что самые наглые жители Венеции — это голуби и гондольеры. Такси тоже водные — это примерно те же лодки, что у скорой помощи, только для пассажиров. Лицензия (со слов местных) стоит почти 800 тысяч евро, такси по ценам золотое, но местами незаменимое. Теперь список пополнили таксисты. В итоге, опять же, по словам местных, сами таксисты почти не работают, а их подмастерья впахивают. По условиям таксист может ставить помощника на замену (что-то вроде системы мастера и подмастерья), но полностью отвечает за его действия. Ну и у них такое же закрытое сообщество, примерно как у гондольеров. Плюс, я прямо подозреваю, работа с кучей наличных и не очень продвинутый налоговый контроль — и вот лицензия быстро окупается.

Гондольеры

Венецию очень сложно представить без гондол. Полчаса стоит 70 евро днём и 100 евро ночью (потому что поднимается ветер, править сложнее). Гондола — это ассиметричная лодка с гнутым хвостом:

Удобнее это делать, когда именно весло, а не ты, находится на продольной оси лодки. Гнут он так потому, что там стоит гондольер с веслом и гребёт. Форма лодки и её украшения регламентированы, например, вот эта символическая штука на носу — почти флаг.

Шесть плашек символизируют 6 кварталов города. S-изгиб повторяет форму Большого канала. Звёзды между плашками — три острова рядом (Мурано, Бурано, Торчелло). Арка — главный мост Риальто. Сами лодки чёрные и достаточно одинаковые не просто так — это отголоски войны понтов между аристократами, которая кончилась нормативным актом, регулирующим, что понтоваться нельзя, все должны быть примерно одинаковыми, все лодки — чёрными. Колпак — корона дожа (она примерно такой формы). Хотите выделиться — спонсируйте церковь.

Дальше фасад пробовали продать кому-нибудь из богачей.
Барочный стиль проектировался так: богатый фасад со слотами для статуй. Иногда не получалось — тогда фасад просто не делали, строили домик как домик. Если получалось — ключевая статуя или бюст были от спонсора, и церковь строилась с шиком. Сегодня памятники культуры тоже не делаются на муниципальные деньги — ищут спонсора. Эту церковь спонсировал адмирал, вот его большая статуя. Например, на главной площади висит невероятно здоровый баннер Визы, типа, спасите город, платите нашими картами — и будет висеть, пока там всё не починят.

Поэтому гондольеры не любят таксистов — те гоняют на моторных лодках и поднимают волну. Поскольку каналы мелкие, киля нет, и осадка всего около 20 сантиметров. За год переворачивается примерно три гондолы, что означает огромный скандал с туристами внутри.

Вместо поворотников — крики «иду влево», «иду вправо» в качестве защиты от столкновений. Кстати, в каналах действует вполне нормальные правила канального движения. Распространены движки на 9,9 лошадиных сил, это типа наших мотороллеров — нет VIN на движке, поэтому штраф за превышение отправлять некому. Ограничение скорости — 10 километров в час в городе, 20 километров в час в лагуне.


Лодки должны быть с габаритными огнями.

Такое ограничение в городе потому, что венецианцы всеми силами стараются уменьшить волны, поскольку они разрушают набережные каналов.

Они чуть приподняты над уровнем воды, поскольку тут море, и есть приливы и отливы. Кстати, набережные каналов. Ещё когда дует ветер в одну сторону может быть обмеление, в другую сторону — наводнение.


Видно подъём


Тут видна старая набережная и новая, и есть отметки уровня воды

Вот, смотрите, дамбы на домах:

А вот тут уже уложены аварийные тротуары в ожидании подтоплений (почти каждую осень):

Один звук — 1,1 метра над уровнем моря, просто закройте мини-дамбы и спите спокойно, пока вода стучит к вам в дом. При наводнении запускается сирена. Три гудка — вода пойдёт в дома через плитки пола. Два гудка — 1,2 метра, то же самое, но можно ждать сюрприза. Первые этажи домов и так почти необитаемы из-за влажности (ну или сдаются туристам, а к сезону наводнений туристы уезжают), поэтому дома всё будет хорошо. В этот момент владельцы складов и магазинов начинают лихорадочно спасать товар. 1,4 метра — вам хана, город ждёт масштабная реконструкция. А в магазине нет. В прошлом году в октябре было 1,6 — по улицам ходили в бахилах и с кошельками в руках, дети ловили рыбу руками, ночью по мостовым плавали медузы.

Дальше опять со слов местных (цены проверены у трёх разных людей, но могут отличаться от реальных). Но вернёмся к гондольерам. Она в общей сложности стоит около 35 тысяч евро. Итак, чтобы круто зарабатывать на туристах, вам нужна лодка. Поэтому гондольеры часто уносят её домой вечером, чтобы ушлые туристы не скрутили сувенир. Причём та же уключина под единственное весло обычно делается в виде фигурки, и эта композиция стоит под штуку евро тоже. Ещё нужна лицензия. Но лодка — это только полдела. Гондольеры фактически объединены в закрытое династическое сообщество — как гробовщики в России. Лицензия получается почти как у такси, через сложный экзамен и кучу денег (около 150 до 500 тысяч евро по моим данным в зависимости от маршрута). Без лицензии можно ходить на гондоле только в частных целях (быть кем-то вроде персонального водителя). Поэтому попасть на этот рынок очень сложно: экзамен принимается или не принимается именно людьми изнутри сообщества. В общей сложности в Венеции около 450 гондол с лицензиями.

Вообще, с учётом законодательства ЕС относительно биометрических данных, удивительно, что он дал разрешение на съёмку.
Представитель этой славной профессии.

То есть вместе с получением лицензии вы получаете и точку в городе у полосатого столба. Гондолы ходят круговыми маршрутами и имеют чёткое место старта. У таких полосатых столбов обычные лодки парковаться не могут.

В прошлом году там была замечена наша соотечественница в костюме снегурки, но она не имеет лицензию на публичные перевозки (насколько я знаю). Зимой гондольеры переодеваются в Санта-Клаусов и выплывают на парад в Большой канал.

А каналы мёрзнут зимой?

Очень редко, раз в 10-20 лет на пару дней. И чаще мелеют, но тоже ненадолго. Вода в каналах морская, то есть солёная, и для замерзания нужны реально низкие температуры, которые сложно получить в этом климате. Но при аномальных похолоданиях случается вот такое:


Вот тут очень подробная публикация на английском про все замерзания, картинка оттуда

За год один-два раза можно увидеть белые мостовые. Снег в Венеции можно застать, но он обычно не долетает до земли и тает.

И что, у каждого жителя есть своя лодка?

И да, и нет. Проблема с парковочными местами, лодки продаются только с ними. Найти парковку сложнее, чем купить лодку — регуляция идёт именно по местам хранения. Сейчас мэр обещает новые парковочные места всем желающим, но, похоже, где-то на окраине.

В итоге лодки есть у многих коренных жителей, а для остальных — вапоретто и трагетто.

Вапоретто — речной трамвайчик. Трагетто — это лодка через канал, короткий маршрут от пристани до пристани, замена моста. Днём и вечером (в момент окончания спектаклей) эти судёнышки забиты как у нас вагоны метро в час пик в Москве, то есть туда реально не протолкнуться. Сеть речных трамвайчиков покрывает город. Поэтому для местных на пристанях сделаны приоритетные проходы — можно приложить красный проездной и пройти до основной толпы на посадку. И в основном это туристы. Это потому что туристы ждут 5-10 минут, а местные приходят прямо к трамвайчику — ходят они очень точно. При этом в залах ожидания приоритетной посадки нет сидячих мест, а в обычных — есть.

Основные фасады повёрнуты на канал.
Многие дома рассчитаны именно на то, что их будут смотреть с воды.

Фарватер обозначен палками-бакенами. Вапоретто ходит и по лагуне, в частности, на острова Мурано, Бурано, Торчелло и на остров-кладбище.

Снимают памятник обычно без солнечных батарей, но они нужны для освещения ночью.
Ладья Данте, плывущая в ад (на местный остров с кладбищем), подробности есть вот в этом ЖЖ.

И поэтому их не делают из бетона или стали, кстати. Кранцами настоящие профессионалы не пользуются, поэтому палки бывают стёсаны вот так.

Ещё транспорт

Входной терминал сделан для лёгкого метро «People mover», идущего через небольшой пролив от острова с кучей парковок. На эту же входную площадь приходит электричка, и там же гнездуются автобусы. Из аэропорта можно приехать как на парковочный остров, так и прямо на эту площадь. На этом месте привычный транспорт заканчивается. Дальше — система вапоретто. Билет стоит 7,5 евро, проездной на 24 часа — 20 евро (действует и на автобусы и прочее в материковой части). Проездные продаются в табачных киосках. Там же, кстати, есть офигенные почтовые ящики GPS-почты.

Дальше по этой марке идёт отслеживание (получили в терминал, отдали с терминала, получатель сосканил код), и можно прямо к открытке закрепить видео, тогда получатель сможет его посмотреть с телефона.
Эта почта — отдельное крутое изобретение: жёлтые ящики стоят в почти всех табачных и сувенирных, и можно купить марки с QR-кодом. Куда удобнее, чем классическая почта, но и дороже.

Вот так выглядит перемещатель людей:

Точнее, на центральной станции, потому что их тут всего три, и две из них конечные.
Рельсы разделяются на станциях, домах-на-дереве.

Служебные лодки

Поскольку каналы — это дороги, на них много служебных лодок. Поставка товаров в магазины, перевозка мебели — всё лодками.


Утренняя выгрузка, похоже, что для Coop


СКС сама себя не проложит

Вот эти краны-манипуляторы — очень частое явление на лодке, почти стандартный набор экипировки:

А вот строители работают:

А здесь происходит самое интересное — обновляется парковочный шест: его вбивают в дно канала специальной штукой:


Каналы тоже обслуживаются: они постепенно зарастают илом, туда намывается песок с материка и так далее — их надо углублять примерно раз в 30-40 лет.

Да, я помню про Рускеалу, но про Венецию ещё нужно рассказать феерическую историю про то, как они вообще в этом пустом и недружелюбном месте умудрились построить богатейшую морскую империю и заодно свой маленький Арзамас-16 Средневековья. Всё, вот так устроен город-на-лодках с транспортной стороны. Ну и в нашем хабе Туту.ру есть много про другие виды транспорта.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть