Главная » Хабрахабр » Годвилль — кроме шуток

Годвилль — кроме шуток

gdvll2 Когда говорят о Годвилле, то прежде всего вспоминают, что это текстовая самоиграйка: с одной стороны — пародия на популярные мморпг игры, с другой — переосмысление «Плоского мира» Терри Пратчетта. Что, разумеется, правда, однако в то же время и невероятное упрощение. Лично я рассматриваю Годвилль прежде всего как книгу, и этой книге (как, впрочем, любой книге) не помешало бы предисловие. О технической стороне Годвилля здесь уже писали, причём дважды. С тех пор прошло ровно девять лет. На сегодня это, вероятно, самая популярная онлайновая текстовая игра в рунете. За это время Годвилль развивался и усложнялся, но суть его сохранилась прежней. Именно о сути данного проекта далее и пойдёт речь.

Крайне редко что-то появляется совершенно из ниоткуда и ничего этому не предшествует. По моему мнению, рассказ о Годвилле следует начинать с предыстории. Этот сборник содержит десять сонетов. Так и идеи, реализованные в Годвилле, уходят корнями в середину двадцатого столетия, когда в 1961 году французский писатель и поэт Раймон Кено опубликовал сборник сонетов «Сто тысяч миллиардов стихотворений». Чтобы достичь единообразия текстов, пришлось использовать ряд ограничений — как в стилистике и организации сонетов, так и при выборе тем. Каждая строка каждого сонета напечатана на отдельной полоске. Количество потенциальных комбинаций огромно: 140 строк, содержащихся в десяти сонетах, дают возможность составить 100 000 000 000 000 стихотворений, то есть число, заявленное в заглавии. Поскольку все сонеты имеют одинаковую схему рифмовки и одинаковые рифмы, строки можно комбинировать в любом порядке, открывая соответствующую полоску из каждого сонета. Любой человек, независимо от его литературных способностей, мог создать новое, ранее никем не читанное произведение. Кено называл своё изобретение «машиной для производства стихов». При этом сам автор вдохновлялся детской книжкой «Сменные головы», листая которую можно было по-разному комбинировать полоски, изображавшие части тела и одежду забавных человечков. По подсчётам самого Кено на прочтение всех потенциальных вариантов понадобилось бы двести миллионов лет беспрерывного круглосуточного чтения. В цифровую эпоху появились интерактивные онлайн-публикации сонетов, позволяющие произвольно или автоматически генерировать тексты на базе сонетов Кено.

Тексты в игре сортируются по сравнительно небольшому числу тем, которые соответствуют крупным элементам фабулы — приключение в море, в подземелье и т. Хотя Годвилль не имеет прямого отношения к поэзии, структура его устроена аналогичным образом. Категориям — более мелким блокам фабулы, которые определяют, что и в какой части «главы» делает персонаж. п., условно назовём их главы. Кроме этого в игре используются переменные %% и . Все тексты в игре должны соответствовать определённому набору ограничений, что и позволяет комбинировать их между собой в определённом порядке, вписывая в нужную сюжетную линию. Второй позволяет примирить гендерные отличия. Первый вид переменных предназначен для встраивания самых мелких частей текста в нужную часть произведения, например, отдельные предметы или персонажи. Что немаловажно для каждого читателя — персональный. В результате мы получаем бесконечный самовоспроизводящийся сатирический приключенческий роман. Даже если бы этого не происходило, роман всё равно оказался бы бесконечным, хотя и более скучным. Мы сейчас оставляем за скобками то, что база текстов Годвилля (в отличие от базы Кено) постоянно растёт, а в их составлении могут принимать участие сами читатели.

В 1975 году она была описана Борхесом в рассказе «Книга песка» (El libro de arena), где главному герою попадает в руки книга, страницы которой разделяются до бесконечности, а текст, написанный на неведомом языке, никогда не повторяется и предположительно имеет религиозное содержание, отсылая нас к абстрактной Книге Книг (или даже Книге Книг Книг). Справедливости ради следует напомнить, что идея бесконечного романа (в самом общем смысле) тоже отнюдь не нова. По форме же повествование ведётся от лица героя, бесконечно совершающего подвиги во славу своего бога, изредка по его заветам и ещё реже под прямым божественным руководством. Годвилль по сути отсылает нас в том же направлении. Таким образом, эпос в духе Сервантеса в нём сливается со священным текстом, на что временами претендует герой, не без основания ощущающий себя пророком. Тематика, мировоззрение, бесконечная череда подвигов, социальная база, даже сублимация сексуальных отношений прекрасно накладываются на общие правила средневекового рыцарского романа. Реализовать нечто подобное было бы почётно и увлекательно само по себе, однако Годвилль этим не ограничивается.

Имеется в виду не просто влияние на развитие лексики его читателей (с этим прекрасно справляется любая беллетристика), а на язык вообще. Ещё одна особенность Годвилля — его влияние на язык. Художественная литература — это и есть главная мастерская слов и смыслов, откуда происходят многие слова и выражения. Человеческий язык совершенствуется, и не в последнюю очередь благодаря поэзии и прозе. Слова в нём выворачиваются и трансформируются именно для того, чтобы придать выражению (порой распространённой цитате) новый, иногда весьма неожиданный смысл. Но если для художественной литературы это, так сказать, сопутствующая нагрузка, то в Годвилле, где почти каждая фраза имеет двойное (а порой и тройное) значение, на это делается основной упор. Делается это не всегда осознанно, но именно отсюда и берёт свое начало юмор.

Наличие юмора автоматически подразумевает способность получать удовольствие от рассмотрения связей и закономерностей, даже если они не касаются непосредственного удовлетворения наиболее примитивных социальных инстинктов.
Одним из результатов применения вышеотмеченных способностей для языка становится его развитие через придумывание неологизмов, фразеологизмов, каламбуров и просто устойчивых выражений. Если слегка перефразировать знаменитое высказывание братьев Стругацких, юмор — это прямое следствие фантазии и воображения, которые позволяют связывать психологически несовместимые понятия и явления, характерные для нашего сложного и противоречивого мира. Или, как иногда говорят, тем язык богаче. Ведь чем больше в языке слов, оборотов и выражений, тем больше оттенков чувств и смыслов он может передать и тем он лучше.

Именно это Борхес называл «Книгами, рассказывающими о других книгах». Любое масштабное художественное произведение содержит цитаты из других произведений или упоминает события, которые в них происходили. Это настоящий калейдоскоп (ещё одна игрушка, наглядно иллюстрирующая Годвилль) цитат и отсылок, он буквально переполнен ими. Годвилль в этом отношении значительно превзошёл все известные мне книги. Прежде всего, это книги и фильмы, порой знакомые нам с самого детства, порой незнакомые вовсе, но непременно заслуживающие нашего с ними знакомства. С одной стороны заимствования органично встраиваются в повествование, с другой намекают на иные произведения.

По моему мнению, происходит это не только благодаря появлению их цифровых версий, но и потому, что у этих традиционных носителей литературы появились конкуренты — интернет, вики, блоги, онлайн-игры, доступное кино и т. В заключение хотелось бы сказать о сложившейся за последние 20 лет тенденции непрерывного падения тиражей книг, газет и журналов. И если полвека назад книга была фактически безальтернативным видом развлечения, то со временем ситуация изменилась. п. И Годвилль выглядит как новый, оригинальный носитель изящной словесности, работающий где-то на стыке книги и онлайн-игры.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Полезные штуки до «штуки»: небольшая подборка с небольшими ценами

Добрый день! Очередное, отведенное нам время на Хабре, близится к завершению, и мы благодарим читателей за внимание и терпение. В финале мы «жестим» больше обычного: вот и теперь по мотивам прошлых материалов мы собрали небольшую коммерческую подборку небольших и недорогих ...

Кажется мы стали забывать как выглядит освоение космоса

Смена руководства космических агентств и предприятий, бесконечные дискуссии о полетах на астероиды, Луну или Марс, размышления о судьбе МКС, коррупционные скандалы, споры о многоразовости и перспективах частной космонавтики — это, конечно, важно. Бесконечная череда проблем отечественной космической отрасли и попытки ...