Хабрахабр

Год за рулём электромобиля

Не год, а всего 11 месяцев. На самом деле я соврал. Дикость, конечно. Писать статью «11 месяцев за рулём электромобиля»? За месяц могу вообще передумать писать, или поменяются обстоятельства и на статью не будет времени. Подождать и написать через месяц? Поехали (под катом очень много фотографий).
Итак.

Три года назад

В июле 2017 года я написал во вконтакте такой пост:

Equinox меня почти всем устраивает, но на моей нет камеры заднего вида — неудобно парковаться. Вчера, вдруг, решил поменять машину. Хочу простой SUV (тот же Equinox +-). Уверен, что у меня в подписчиках есть люди, разбирающиеся в машинах. Больше интересуют недостатки, так как достоинства мне покажут в магазинах. Что посоветуете? Спасибо. Автомобиль интересует исключительно как простое семейное средство передвижения, которое я поменяю опять через 2-4 года (возможно, на электромобиль), поэтому варианты типа GLS, M6 и Panamera меня не интересуют.

В этот же день в обсуждении поста я написал это:

Судя по всему, я сделал свой выбор. Всем спасибо. и сделал и не сделал. Т.е. Т.е. Разглядывал в магазине Santa Fe Sport и случайно увидел Hyundai IONIQ Electro (EV). Попросил Test Drive. электромобиль. Я поехал. Мне дали «ключи». Феноменальный автомобиль. Никогда в жизни не водил ничего лучше, чем это. совсем). Бесшумный (т.е. Столько удовольствия от вождения я не получал никогда (в Tesla я был только пассажиром). Мгновенное ускорение и с места и на высокой скорости. Ехал рядом с какой-нибудь быстрой машиной, нажимал на педаль и тут же мгновенно и бесшумно удалялся от неё вперёд. Ускорялся как ребёнок. На всякий случай на ней же заехал ещё в магазин Mazda, но уже по пути туда знал, что я теперь не смогу купить не электромобиль. Это не передать буквами, цифрами, словами и комментариями. Поехал. Взял ключи от Mazda. Гудит. Шумит. Ватная. Трясётся. Уставшая. Медлительная. При этом эта Mazda — отличный автомобиль 2017 года в хорошей комплектации. Устаревшая. Начал оформлять документы на покупку, но в процессе выяснил, что пробег на одной зарядке всего 200 км. Вернулся в Hyundai. Думаю, что делать. Отменил сделку. На Tesla Model 3 очередь года 3 ждать. Bolt не нравится. ДВС купить уже не смогу. У этой слишком маленький пробег. Сижу, изучаю карту зарядных станций в Ванкувере и вокруг него 🙂 Пока не знаю, смириться с маленьким пробегом и ездить на IONIQ EV, или вообще не покупать ничего, ездить на Equinox и ждать EV с большим пробегом.

Ванкувер относительно большой город и мне показалось, что запас хода 200 км недостаточно комфортный. Я зарезервировал себе Tesla Model 3 и начал ждать. Время вокруг меня и обстоятельства менялись быстрее, чем моё место в очереди.

В этом же сентябре я сделал тест-драйв на Tesla Model X

В феврале 2018 года, наконец-то, познакомился с Model 3

В сентябре 2018 года я поменял работу, переехал в Victoria, BC, CA и сделал тест-драйв VW e-Golf, Nissan Leaf и Tesla Model 3

Сентябрь прошлого года

Все случилось как всегда. Неожиданно. Я с женой поехал на ужин и на парковке на месте для зарядок электромобилей увидел Hyndai Ioniq Electric. Я подумал, что, возможно, мне пригодится это в статье на Habr и сделал фотографию:

Мой очередной пост во вконтакте:

Я, примерно, год назад делал на ней Test Drive в Ванкувере, но для Ванкувера пробег до зарядки в 200 км мне показался маленьким и я забыл о ней. На парковке увидел несколько машин на зарядке и в том числе Hyundai Ioniq. Разговорился с ней. Сейчас встретился с владельцем (девушка). Решил вечером заехать в Hyundai и ещё раз сделать Test Drive.

Покупка

Эта встреча предопределила то, что случилось дальше:

Вечером я сделал Test Drive. В четверг мы встретили девушку на парковке на Ioniq. В пятницу я решил, что куплю, а вчера (в субботу утром) я пришёл в магазин за своим Hyundai Ioniq Electric 🙂

Первые эмоции в день покупки:

Начиная от запросов в банк, выбора опций и заканчивая получением страховки и новых номеров (всё это делается в этом же магазине). Весь процесс занял около 3 часов. Было совсем немного номерных знаков на выбор, но мне повезло и я выбрал 070 🙂

Автомобиль такой новый, что его ещё даже на официальном канадском сайте Hyundai нет 🙂 Hyundai Ioniq Electric Ultimate 2019.

Полностью электрический. Запас хода 200 км (точнее немного больше — девушка, которую встретили говорила, что они иногда и 250 проезжали). Кроме того, в Виктории очень много зарядных станций (все Level1, Level2 бесплатные). Заряжать буду на работе (мне бесплатно отдают там розетку). В общем, теперь я никогда не буду заезжать на своём автомобиле на АЗС. На очень многих парковках есть эти зарядки. Неа. Never. Fuck them. Нет.

Кожа, люк, большой и быстрый экран, Apple Car Play, LED фары, бесконтактная зарядка для телефона ну и так далее.
Очень быстрый. В автомобиле есть почти всё, что может быть в автомобиле, начиная от адаптивного круиз контроля с полной остановкой и потом автоматическим стартом и заканчивая автоматическим удержанием полосы и предупреждением о слепых зонах в зеркалах. Бесшумный. Мгновенный отклик на педаль. Обслуживать почти не нужно. Без вибраций и выхлопа. Тормозные колодки почти вечные, так как тормозит рекуперацией. Менять масло не нужно.

Ещё. Да. По крайней мере для меня. Он в целом, не дорогой. на бюджете не отражается — как будто и не покупал). Выплаты по кредиту без первоначального взноса — меньше 10% от моей зарплаты (т.е.

Я как бы опять в какую-то сказку попал или типа того.

Продажа

Через пару недель я продал свой последний автомобиль на ДВС:

Прощай, мой друг. Ушла эпоха.

Chevrolet Equinox 2010.

Мы проехали на нём половину Канады и несколько штатов США. Первый автомобиль, который мы купили в Канаде. Видел бесчисленное число дорог, шоссе и перекрёстков, прерий, гор и скал, мегаполисов и городков на берегу океана. Он возил нас в жару и морозы, сквозь облака комаров и по сугробам. Ждал нас в полях Манитобы, пока мы смотрели на Северное Сияние. Заезжал в пески Орегона. Обгонял змей в Альберте и мёрз на парковке Вистлера, пока мы катались на лыжах.
Вёз, ждал, опять вёз, опять ждал.

Он ей нужен, чтобы ездить в школу, со своими двумя маленькими детьми. Сейчас его водит очень милая девушка, которая живёт на нашем острове.

Которая всё таки ушла. Эпоха. Для нас больше не будет звука урчания мотора, скидки на заправке в Costco, замены масла и дыма из трубы.

Никогда.

Мне кажется, процесс выбора и покупки своего первого электромобиля сейчас всё ещё интересен. Зачем тут вся эта история? Теперь Вы знаете и мою. У всех свои истории.

Hyundai Ioniq Electric

Первая прогулка:

Поехали кататься.

Хотя у меня была почти полная батарея, решил посмотреть как это работает. По пути, где-то на дороге увидели указатель зарядки и свернули туда, чтобы протестировать. Через полчаса вернулись, выдернули шнур и поехали дальше. Включил в розетку и ушёл на фестиваль, который рядом. Зарядка бесплатно.

Т.е. Проезжая мимо АЗС Олеся «на автомате» заметила, что цена на бензин упала и мы тут же поняли, что нам теперь на это плевать. это сложно по началу осознать, но да — нам всё равно сколько он стоит.

Как бы кто-то, кто понимает чуть чуть больше других и имеет тот же самый опыт, что прямо сейчас переживаешь ты. Ещё, каждый встречный EV — теперь не просто очередной EV, а как бы член твоего клуба. Его автомобиль бесшумный. Он не смотрит на цены на АЗС. Он совсем свой. Он уже забыл, что такое 5W30, ГРМ и пинки коробки передач. Рука так и тянется поприветствовать его и помахать ему.

Это тоже невыносимо странно. Бесплатное топливо на парковках и по пути. мы совершили эту поездку условно бесплатно. Т.е. это что-то вроде бесплатного билета на автобус или бесплатного такси. Т.е. Как на велосипеде, но не на велосипеде. Ты куда-то едешь, но не платишь за это. WTF?

Автомобиль не нужно заводить. Бесшумность. Сел за руль, нажимаешь на педаль и он беззвучно едет. Такое впечатление, что он просто катится на нейтральной. Очень быстро. Быстро. Опять и опять.

Никаких задержек. Ускорение. Педалью «газа» можно отправлять сообщения пассажирам морзянкой — мгновенный отклик (точнее нет вообще отклика — машину просто рвётся вперёд вслед за ногой). На Sport Mode шлифует передними колёсами.

Вообще, это совсем другая реальность. Всё это очень и очень странно. Всего этого не поймёшь, пока не будет своего EV.

Продолжим в более формальном и привычном ключе. Ну, пожалуй, хватит эмоций и воспоминаний.

Цифры

Hyundai Ioniq Electric Ultimate 2019

  • Длина 4,470 мм.
  • Ширина 1,820 мм.
  • Высота 1,445 мм.
  • Вес 1,435 кг.
  • Радиус разворота 5.5 м.
  • Ёмкость батареи 28 кВт*ч.
  • Мощность 88 кВт / 118 лс.
  • Крутящий момент 218 lb-ft / 296 нм.
  • Запас хода 200 км. (по тестам производителя).
  • Скорость зарядки Level-1 (120В) 24 часа, Level-2 (240В) 4.5 часа, Level-3 (480В) 35 мин.
  • Цена (начинается с $28,431 USD). Моя версия $33,273 USD (до налогов и Incentives)
  • Incentives (скидка от правительства) в Канаде зависит от провинции. В Quebec сейчас это $9,700 USD, в моей провинции BC сейчас это $6,000 USD (на момент покупки было $3,750 USD).

На зарядке и рядом с другими автомобилями

Много фотографий. Подавляющее большинство сделаны в Victoria, BC, CA, но также есть и из Vancouver, BC, CA, Seattle, WA, US и так далее.

Экстерьер

Автомобиль нельзя назвать особенно красивым.

Симпатичный и интересный спереди:

Раздутый, неуклюжий и грузный сбоку:

Странный и футуристичный сзади:

Хорошо, что есть встроенная лампа подсветки: Крышка розетки для зарядки.

Плохо, что каждый раз приходится вытаскивать пластиковые пробки из розетки:

Самый красивый, но не самый удобный вариант предлагает Tesla — крышка часть задней оптики. Производители устанавливают эти «крышки», соревнуюсь друг с другом в оригинальности — у кого-то спереди на месте декоративной решётки (Nissan Leaf, Hyundai Kona, Hyundai Niro) — очень удобно и зачастую некрасиво, у кого-то по бокам перед дверью (Audi e-tron, Jaguar I-Pace) плюс электропривод для ещё большей премиальности.

Когда подходишь к машине она автоматически включается и зеркала «раскрываются». Дверные ручки и зеркала с подсветкой. В Hyundai Kona, например, такого нет: Выглядит классно.

Не самые неудачные, но и далеко не самые удачные — те, что стоят на Tesla Model 3: Колёсные диски некрасивы, как и подавляющее большинство модных сейчас среди электромобилей «аэроколёс».

Это Michelin Energy Saver 205/55/R16. Покрышки необычные. Автомобиль периодически шлифует на старте колёсами (ситуация усугубляется тем, что он переднеприводной с очень большим крутящим моментом электромотора). Резина не шумная, низкого сопротивления на качение, что даёт лишних пару процентов к запасу хода и заодно ухудшает сцепление с дорогой, особенно на мокром асфальте.

Оптика

Вся оптика, кроме дальнего света, LED:

Дорогу фары освещают отлично — световое пятно однородное, правильного размера и формы.

Под капотом

Эти фотографии я сделал почти год назад:

Переднего багажника нет (вероятно, основная причина в том, что на той же платформе есть и гибрид):

Топливо — электричество:

Батарея, 12 вольт:

Охлаждающая жидкость:

Тормозная жидкость:

На самом деле, пока не пришлось доливать, и, есть вероятность, что не придётся: И самое главное в электромобиле — жидкость для омывания стёкол.

Смотреть всё так же не на что — ничего не поменялось. Недавно опять открыл капот и ещё раз сфотографировал. Единственное отличие — завёлся какой-то паучок:

Интерьер

Интерьер обычный. Классический для Hyundai. Очень похож на топовый Elantra 2019. Мягкий пластик сверху и жёсткий снизу. Отличная кожа на руле. Сиденья, насколько мне известно, гибридные — перфорированная часть из кожи, остальное заменитель.

Пассажира нет. Сиденье водителя моторизовано. Заранее извиняюсь за состояние салона автомобиля — за год я мыл его всего один раз и пару раз протирал паль тряпкой. Плюс в моей версии нет памяти сидений (в версии для рынка США есть).

Удобно. Место водителя. Всё на месте: Всё под рукой.

Интересно, что эти иконки сделаны отдельными диодами, а не экранами, как всё остальное: Панель приборов при включении показывает иконки диагностики.

Высокое разрешение. Экраны хорошего качества. Для разных режимов Normal/Sport/Eco имеют разное оформление и показывают свой набор данных. Не бликуют. Например, нормальный режим: Удобно, что взглянув на приборы сразу видно в каком режиме едешь.

Спортивный режим:

Меню справа настраивается кнопками на руле и может показывать самую разную информацию.

Если выключить автомобиль с открытым люком звуковой сигнал сообщит об этом, что также очень удобно: Видно какая именно дверь открыта и открыт или нет люк/багажник.

Двери самые обычные:

На самом деле звук далеко не Hi-End — я избалован звуком хорошего домашнего кинотеатра, хороших наушников, дорогих автомобилей — могу отличить. «Премиальная» звуковая система Infinity. Точность звука на 4+. В багажнике встроен небольшой сабвуфер. Материалы и решения салона автомобиля так же далеко не Hi-End и дверные панели на определённых частотах резонируют с басом издавая противные жужжание. Плюс за то, что акустика и усилитель не сдаётся даже на максимальной громкости. Вообще, в Model 3 лучше и сам звук (от комплектации зависит — в худшей Model 3 звук как в самом дорогом Ioniq, в Premium Model 3 — один из лучших на рынке, кто-то говорит, что самый лучший) и значительно «крепче» или «монолитнее» на скрипы салон: В Tesla Model 3 такого нет — премиальные материалы позволяют избежать «дребезга».

Удобно, что на нём расположены кнопки управления гаражной дверью — очень актуально в Канаде/США: Зеркало заднего вида автоматически затемняется при ярком свете фар.

Вероятно, это сделано, чтобы не тянуть провода в сам козырёк. Лампа подсветки зеркала в козырьке необычная — включается отдельной кнопкой (выключается, при закрытии козырька, который нажимает собой кнопку). Интересное решение:

Самые актуальные и часто используемые — удержание полосы, автоматическое «освобождение» вилки кабеля зарядки при полной батарее, открытие люка зарядки. Кнопки слева от руля. Удобно, что их можно нажимать не глядя:

Удобная форма. Руль классный. Отличная кожа. Идеальный размер. За рулём лепестки для изменения силы регенерации — 3 уровня (плюс полное отключение). Всё под рукой. Для кого-то это может быть очень комфортно. Hyundai один из немногих производителей (возможно, единственный) в котором есть нулевой уровень регенерации, на котором автомобиль катится так же как на нейтральной передаче в автомобиле с ДВС. 3 уровень регенерации почти позволяет ехать в режиме одной педали (но для полной остановки педаль тормоза всё таки придётся нажать).

Кнопка Power:

Очень плохо. Плохо. До сих пор встречается почти на всех электромобилях. Рудимент. И, верите или нет, но я даже проездив 11 месяцев до сих пор периодически забываю её нажимать, чтобы выключить автомобиль, а не выключив его невозможно закрыть. Сев в автомобиль нужно зачем-то нажать на неё, чтобы включить а перед тем как уйти не забыть нажать вновь, чтобы выключить. Чтобы понять это нужно некоторое время поездить на электромобиле. Как можно забыть? чтобы он шумел и вибрировал). Первая неделя после покупки у меня ушла на привыкание к новому шаблону, точнее, к отсутствию старого шаблона — чтобы автомобиль ехал нужно, чтобы у него работал двигатель (т.е. У вас просто включаются приборы. Если Вы водитель автомобиля с ДВС, то представьте себе, что Вы садитесь в него и поворачиваете ключ не до конца (нажимаете кнопку Start не нажав тормоз). Электромобиль поедет сразу, как только включились приборы и Вы, нажав кнопку D и отпустив педаль тормоза будто бесшумно катитесь с горки которой нет. Вы понимаете, что ехать Вы ещё не можете, нужно сделать что-то ещё, чтобы двигатель завёлся или нужна горка, чтобы вы под неё покатились. Но шаблон этим не заканчивается. К этому нужно привыкнуть и это самое настоящее «Вау!». После остановки Вы с чистой совестью просто выходите из электромобиля (весь Ваш многолетний опыт говорит Вам, что если двигатель не работает, то Вы его заглушили и забрали ключи — можно смело закрывать дверь), нажимаете на кнопку на двери, чтобы она закрылась и автомобиль начинает «пищать» — даёт понять, что Вы забыли его выключить, нажав на кнопку Power. После окончания поездки ДВС нужно заглушить (система start/stop есть далеко не везде) — ДВС, которого в электромобиле нет. Со мной это происходит постоянно.

Подходишь к автомобилю с телефоном в кармане. Как это сделано в Tesla Model 3? Садишься (при этом автомобиль возвращает все Ваши настройки сиденья, руля, мультимедиа и так далее из Вашего профайла автоматически). Просто открываешь дверь (она уже автоматически разблокирована). Выбираешь режим движения D и просто едешь. Всё включено, работает и настроено так, как будто Вы никуда не уходили. Она заблокирует двери и выключится сама. Потом, просто выходишь и машины и уходишь. Идеально.

Мультимедиа обычная:

Медленная. Уродливый UI. Из плюсов — есть спутниковое радио, навигация (которая показывает зарядные станции и доступный запас хода), поддержка Apple Car Play и Android Auto, в целом всё просто и понятно. Без поддержки Multi Touch. Из очень приятных мелочей — климатическая система автоматически сбрасывает обороты вентилятора при звонке по телефону (чтобы не было так шумно при разговоре) и восстанавливает их после завершения звонка. Из приятных мелочей — звук навигации при включенной музыке слышно только из передних громкоговорителей (у некоторых производителей ещё лучше — навигация слышна только из громкоговорителя водителя). Это самая приятная «мелочь», которая позволяет двигаться назад без зеркал и без поворота головы. Есть неплохая камера заднего вида, с интерактивными направляющими и датчиками приближающихся слева или справа автомобилей. В этом Ioniq можно быть спокойным — если приближается автомобиль, то система предупредит звуком и покажет стрелкой с какой стороны он едет. В автомобиле, где есть просто камера, но нет этих датчиков постоянно приходится смотреть по сторонам.

Климатическая установка с одной зоной, что, совсем плохо для такого автомобиля:

Зачем было делать лишнюю кнопку, если можно было бы датчиками вычислить наличие пассажиров и распределять воздушные потоки автоматически? Есть режим Driver Only — когда она работает только для водителя. Из хорошего — датчик на «запотевание» лобового стекла, который автоматически управляет его обдувом. Так или иначе этот режим почти бесполезен и позволяет увеличить пробег всего на 1 км. Очень здорово. Это очень классно — я никогда не нажимаю кнопку «Front» — стекло всегда чистое — климат контроль сам за этим следит.

Под климат контролем пара 12V «розеток для прикуривателя» (при этом самого прикуривателя нет ни в одной из них, как, впрочем и пепельницы), AUX вход и USB порт (ещё один порт в ящике между передними сиденьями):

Я бы предпочёл USB-C порты, но, вероятно, автопроизводитель считает, что время ещё не пришло.

Селектор режима движения D/P/R/N:

Никаких безумных манипуляторов, кристаллов, рычагов, вращающихся регуляторов и прочего. Отличное, элегантное решение. Пальцы лежат на кнопках как на клавишах рояля. Экстремально удобно. Справа от селектора бесконтактная зарядка для телефона — очень приятный бонус. Именно так должен выглядеть выбор режима движения, если он не расположен за рулём, как у Tesla.

За селектором выбор режима Drive Mode — Normal/Sport/ECO, который также легко нажимается вслепую:

Если был выбран режим Sport, то он сбрасывается обратно в Normal когда выключаешь автомобиль. При этом корейцы перестраховались и для следующей поездки запоминается только режим Normal или ECO. У задних пассажиров также есть подогрев сидений. Есть подогрев сидений и руля, но нет вентиляции (в моей версии — в европейских есть). Также есть режим Hold — удержание автомобиля после остановки (можно отпускать педаль тормоза на перекрёстках, крутых горках и так далее). Это важно для электромобиля, так как позволяет экономить энергию — значительно проще и эффективнее согреть сиденье, чем климатической установкой весь салон. Парковочный тормоз включается и выключается кнопкой. Мне этот режим не нужен, одному из моих друзей просто необходим. Очень удобно то, что он выключится сам, если выбрать режим D/R.

Для этого класса сзади полно места как для коленей так и над головой:

Подозреваю, что это сделано для того, чтобы меньше отвлекали и беспокоили водителя, толкая его сиденье. Сетка для мелочей есть, почему-то, только на пассажирском сиденье.

Обдув для задних пассажиров:

Нет отдельного климат контроля, что типично для этого класса. Вообще, все воздуховоды сделаны так, что закрываются при положении «максимум влево». Но почему нет USB зарядок?

Есть 3 регулируемых подголовника:

Очень спасает камера заднего вида. Обзор ухудшается разделителем и так не самого большого стекла сзади.

Но в него с лёгкостью помещаются пара электроскутеров, плюс среднего размера чемодан плюс ещё несколько сумок и прочего хлама: Багажник далеко не самый большой, тем более, что пол немного выше обычного из за батареи.

Камера удержания полосы за лобовым стеклом:

Железо

Батарея над задней осью. Мотор спереди. Центр тяжести очень низкий — автомобиль отлично ведёт себя на поворотах и при перестроениях. Жидкостная система охлаждения/подогрева батареи. Ход, для этого класса очень плавный — сказывается вес автомобиля. Крены минимальны. За 11 месяцев я потратил на обслуживание $0 и 0 минут времени. На дорожных неровностях он едет значительно лучше, чем Hyundai Elantra или Hyundai Ioniq Hybrid. Не нужно менять масло. Даже жидкость для омывания окон не менял. Тормозные колодки ходят в разы дольше обычного, так как автомобиль тормозит в основном рекуперацией. Масляный фильтр.

Климат контроль

В моём городе очень мягкий климат. Температура летом днём, обычно, около +18 +22 градуса, зимой около +6 +8 градусов. Летом кондиционер я включаю очень редко — обычно этого не требуется и чтобы охладить салон достаточно просто открыть люк и/или приоткрыть окно. Зимой всегда включен обогрев. Очень большой плюс в том, что обогрев начинает работать практически сразу — тёплый воздух начинает дуть через несколько секунд после включения.

Температура на улице +23. Чтобы показать как он влияет на запас хода я сделал небольшой тест. Батарея заряжена не на максимум и дальность хода 189 км: В салоне жарко (автомобиль стоял на солнце некоторое время).

С выключенным климат контролем дальность хода 189 км:

Дальность хода упала до 174: Включаем его в автоматическом режиме.

154 км: Включаем кондиционер на максимум.

176 км: Кондиционер на минимум.

167 км: Отопитель на максимум.

183 км: Отопитель на минимум.

189 км: Просто обдув на максимум без отопителя и кондиционера.

Этот тест показывает, что в худшем случае (кондиционер на самый максимум) запас хода сокращается на 35 км = 16% при максимальной дальности хода в 220 км (в моём агрессивном режиме езды — всегда на Sport и почти всегда «педаль в пол» со старта). Цифры могут плавать в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Зарядка

Электричество это не просто другой вид топлива. Это другой мир. Совсем другой. И, боюсь, у меня не получится просто вот так вот в двух словах рассказать что это за мир. Начну с того, что не нужно заезжать на АЗС. Никогда. Это странно. Всю мою жизнь до покупки Ioniq АЗС была частью передвижения на личном автомобиле. Теперь её нет. Сами АЗС остались на своих местах, но теперь они воспринимаются как филиалы какого-то музея. Что-то из другой эпохи. Как конюшня, паровоз, наличные деньги или дисковый телефон. Проезжаю мимо. Ещё более странно то, что я перестал платить за топливо. В Канаде/США десятки тысяч бесплатных зарядок Level-2 (3.5-7.5кВт). Недалеко от моего дома находятся 5 таких. От нуля до 100% Ioniq заряжается на них за 4-5 часов. На быстрых DC-Fast заряжается, примерно, за 40 минут. Скорость зависит от мощности зарядки. Быстрые бывают всего 25кВт, бывают и 350кВт. Чаще всего сейчас встречаются 35-75кВт.

Плюс, обычно, я заряжаюсь просто по пути. Обычно, я не разряжаю батарею меньше 15-20% и мне далеко не всегда нужно иметь полный запас хода. Вчера мы заехали в Canadian Tire за мелочами для Camping (не знаю как точнее перевести это слово) и я, как обычно, просто поставил машину на зарядку, пока был в магазине:

Пока я втыкал вилку подъехал Nissan Leaf и встал слева от меня.

Неделю назад это же место выглядело вот так:

Ещё можно зарядиться, когда приехал выпить кофе:

Когда поехал в магазин:

Когда приехал сплавляться по реке и припарковал свою машину на набережной:

Возле отеля на берегу океана:

На парковке университета, пока у твоего сына очередной Event:

Когда приехал на экскурсию по сборочным «цехам» Boeing:

Когда приехал на тренировку в спорт.зал:

Возле работы:

Возле торгового центра:

На многоэтажной парковке:

Зарядок в Северной Америке много. И так далее. Постоянно строятся и открываются новые. Очень много. Все Level-2 бесплатные. Несколько дней назад в городке возле которого мы едем на Camping в эти выходные не было Fast Charger (было только несколько Level-2), теперь уже есть быстрая. За год владения я потратил на энергию для этого автомобиля пару десятков $ — только потому, что в далёких путешествиях иногда заезжал на платные быстрые зарядки. DC-Fast, обычно, платные, но есть и бесплатные.

Все зелёные — Level-2 (бесплатные). Зарядки в моём городке (население меньше 100K) Victoria, BC, CA. Все оранжевые — DC-Fast (быстрые, обычно платные):

Зарядки в Vancouver, BC, CA:

Зарядки в центре Ванкувера:

Seattle, WA, US:

Центра Сиэтла:

Los Angeles, CA, US:

Центр Лос-Анджелеса:

New York, NY, US: Противоположное побережье.

Манхеттен:

Зарядки в США/Канаде (конечно, их на порядки больше, чем этих маркеров):

Москва:

Новосибирск:

Иркутск:

В Москве я много раз бывал — у меня там много друзей и родственников. Почему Москва, Новосибирск и Иркутск? В Иркутске я жил до переезда в Канаду. В Новосибирске тоже очень много друзей (в Бердске я провёл своё детство).

Т.е. Проблема с зарядками в данный момент в том, что есть множество не связанных между собой провайдеров (но ситуация меняется в лучшую сторону — собираются ввести единый аккаунт для всех), причём для некоторых бесплатных зарядок также нужно приложить их карту/телефон. ситуация напоминает ситуацию с оплатой парковки — нужно держать несколько разных приложений на телефоне, чтобы иметь возможность использовать их все:

Также сама вилка у Tesla самая «правильная» — она, примерно, в 2 раза меньше и легче, чем вилки других стандартов быстрой зарядки. Tesla как всегда на высоте — своя сеть зарядок, которая определяет автомобиль автоматически и владельцу не нужно совершать никаких лишних движений. С другой стороны для Tesla нужен переходник, в случае с другими провайдерами.

Автопилот

В автомобиле есть умный круиз контроль и система удержания полосы.

Может сам остановиться и потом продолжить движение. Круиз контроль работает с 0 км/час сохраняет дистанцию до впереди идущего автомобиля. В целом он очень туп. Если после остановки прошло 3 секунды, то нужно его активировать снова — это можно сделать нажав на педаль «газа» или на кнопку на руле. Иногда путает велосипедистов и автомобили. Не понимает знаков. Хуже всего то, что не различает просто стоящие объекты на дороге. Судя по всему работает только по данным от фронтального радара. Например, в ситуации, когда автомобиль спускается вниз, а потом перед ним дорожное полотно резко идёт вверх — радар мог бы принять это за впереди стоящий автомобиль и включить экстренное торможение. Сделано это, вероятно, для того, чтобы радар не путал само дорожное полотно и транспортные средства на нём. Плохо это тем, что иногда возникает такая ситуация — я издалека, или, например, из за поворота подъезжаю к перекрёстку, на котором в моём ряду уже стоит автомобиль в ожидании зелёного света. Чтобы такого не произошло он просто игнорирует все объекты с нулевой скоростью. Но если радар зафиксировал автомобиль, когда он движется, то проблем нет. Мой круиз контроль просто проигнорирует его и мне придётся самому нажать на педаль тормоза.

Значительно лучше, чем у последних Audi, например. Удержание полосы работает в целом неплохо. Как и радар тут также есть подвох — если я убираю руки с руля, то мне приходится каждые 10 секунд немного его дёргать, чтобы дать понять, что я всё ещё жив, жив несмотря на работу инженеров, которые разрабатывали круиз контроль этого автомобиля. Но всё ещё нуждается в разметке по обоим сторонам дороги и не входит в слишком крутые повороты.

Он уверенно едет там, где инженерам Inoiq не снилось даже в самых сладких снах. Плохой «автопилот» одна из основных причин, почему я задумался о покупке Tesla — в ней он бесконечно лучше — мне было сложно поверить своим глазам, когда я прокатился на последней версии в Model 3. Хотя, кто знает, что снится корейцам?

Дальность хода

Автомобиль сейчас показывает 221 км на полной зарядке:

Можно сделать косвенный вывод, что деградация батарей если и есть, то совсем незначительная. Когда он был новый показывал 220 км.

Если ездить не спеша, например, водить будет только жена, то дальность хода, теоретически, должна составить около 250+ км.

4kWh/100km: Иногда мой расход составляет всего 9.

Вообще, чем меньше остановок (перекрёстков) тем меньше расход. С таким расходом моей 28кВт*ч батареи хватит почти на 300 км пути. лучше ехать быстро без остановок, чем медленно, но с частыми остановками по пути. При этом на скоростных шоссе (там, где скорость ограничена 90-110 км/ч) расход остаётся совсем небольшим — т.е.

Разница с запасом хода в 400 км только в том, что мне придётся при дальних поездках останавливаться на быстрых зарядках в два раза чаще. Но, на самом деле, даже запаса хода в 200 км для моих поездок по Канаде/США мне хватает вполне. Мы любим путешествовать, поэтому, не могу сказать, что редко — в среднем, раз в неделю. Как часто я совершаю относительно дальние поездки (несколько сотен км)? Я просто перестал покупать топливо. Изменился ли мой стиль жизни, после того, как я пересел с ДВС на электромобиль? Зарядок вокруг меня так много, что во время дальних поездок я просто выбираю самые удобные для меня зарядки по пути и/или в конце пути. Протяжённость моих маршрутов осталась та же. Смогу заряжаться на Supercharger. Что будет, если я куплю Model 3? Я буду реже останавливаться на подзарядку. Мне придётся купить переходники, чтобы заряжаться ещё и на обычных зарядках (которых в разы больше, чем зарядок для Tesla). Этим летом мы планировали поехать на Ioniq в Сан Франциско. Но мой маршрут останется тем же самым. Но суть в том, что я запросто могу это сделать даже с запасом хода в 200 км. Не знаю уже успеем или нет — может быть перенесём на следующую весну.

Зимой

Сказать особо нечего — у нас очень мягкие зимы. Запас хода падает с 220 км до, примерно, 190 км (при температуре 0 +8).

Экология

Когда пересаживаешься на электромобиль, то поневоле начинаешь задумываться — какого чёрта я должен дышать выхлопом впереди идущего автомобиля? Т.е. когда едешь на автомобиле с ДВС такого вопроса, само собой не возникает — автомобиль впереди меня травит своим выхлопом меня, я же в свою очередь травлю того, кто едет за мной. В случае с электромобилем эта цепочка «самоубийц» прерывается и в голове возникает то самое «Какого чёрта?». Немного успокаивает мысль, что владельцы автомобилей с ДВС своими налогами (и я когда-то в их числе) помогли правительству собрать на федеральную и провинциальную программу поддержки электромобилей и покупатель получает скидку на покупку в $6,000 USD в моей провинции плюс множество бесплатных зарядок. Красота. Если бы ещё не тот «экологически чистый дизель» впереди меня.

Что вообще происходит?

На самом деле, можно сказать, что уже произошло. Развитые страны пересаживаются на электромобили и дороги назад нет. Вместо сухих цифр просто расскажу, что происходит вокруг меня. Если я еду по дороге, то постоянно вижу или встречаю электромобили на своём пути — они составляют уже очень заметную часть транспортного потока. О, Leaf, о, новый Leaf проехал, ещё один, Mode X в чёрном матовом виниле (интересно, это Вера? А, нет, у неё шильдик спереди обычный, а у этой красный), Model 3, Bolt, Leaf, ещё один, о, Ioniq как у меня, а нет, гибрид, Model 3 белая, серая, всё таки белая мне больше нравится. Олесь, как тебе эта серебристая Model 3? Нет? Правильно, белая лучше. Что случилось? Почему он не отстаёт со светофора? А, sorry, Model 3. Трёхколёсный электромобиль? Не часто такое встретишь. Оу. Опять Ioniq. На этот раз Electric. И так далее. У меня во дворе стоит Leaf. У моего коллеги есть Leaf. У моего друга и однофамильца в Ванкувере Kia Soul EV. У очень хорошего друга в Ванкувере Tesla Model 3. У одного из начальников Model S. У другого хорошего друга Hyundai Kona Electric. У подруги Tesla Model X. Почти все мои друзья и знакомые говорят, что их следующим автомобилем будет электромобиль.

Прогноз

Если говорить про США и Канаду то судя по тому, что я вижу, можно сделать такой прогноз:
В течение ближайших пары лет начнётся дефицит. Сначала дефицит электромобилей (он уже в каком-то смысле есть сейчас, например, чтобы купить сейчас тут новый Ioniq Electric нужно ждать от нескольких месяцев до года). Потом нехватка публичных зарядных станций (уже сейчас иногда можно встретить очередь на зарядку, даже если зарядок несколько). При этом цены на электромобили снижаться не должны, ни на новые ни на Second Hand.
Level-2 зарядок устанавливать будут всё меньше, а DC-Fast всё больше. Лет через 10 электромобилей на дорогах США/Канады будет уже больше, чем автомобилей с ДВС. Вопрос только в том насколько больше — т.е. как быстро смогут производители удовлетворить спрос.

Итого

Hyundai Ioniq Electric Ultimate 2019 — отличный автомобиль. Процесс вождения доставляет мне значительно большее удовольствие, чем вождение любого автомобиля с ДВС, а ездил я на очень многих и на очень хороших, дорогих и быстрых. Сейчас я задумался о том, чтобы пересесть на Tesla Model 3. Я пару дней ездил за рулём Model 3 своего хорошего друга. При сопоставимой цене Model 3 намного лучше почти во всём. Автомобиль совсем другого уровня. Другой эпохи. Другой инженерии и философии. Возможно, я продам свой первый электромобиль и куплю второй. Если так, то, возможно, Вас ожидает ещё как минимум одна статья и хочется верить, что она получится не такой скучной и сухой.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть