Главная » Хабрахабр » Где учатся аналитики?

Где учатся аналитики?

Мы проводили его уже второй раз. В начале лета в Контуре закончился курс по продуктовой аналитике. Юлия Закс, руководитель всех наших аналитиков и организатор курса, рассказала, как обучение прошло в этом году, чему научились курсанты и когда стартует следующий курс. Студенты успешно защитили выпускные проекты и прошли стажировку в компании. А еще — с каких факультетов к нам приходят лучшие аналитики :).

Рон Ховард Кадр из фильма «Игры разума» реж.

Как прошла подготовка к новому курсу?

Мы начали искать студентов в феврале, а уже в марте у нас было 250 заявок! В прошлом году курс проводили осенью, а в этом году решили провести весной, чтобы после обучения ребята сразу могли пойти на летнюю практику.

Какие задачи были на отборочном экзамене?

В этом году был он проходил в формате экзамена — два часа ребята решали задачи прямо в аудитории.
От аналитика мы ждем умения хорошо, понятно, грамотно, подробно писать. Мы отобрали 100 заявок и позвали их авторов на очный отбор. Задание тут может быть, например, таким: прочитать законодательный акт и сформулировать ключевую мысль, или формализовать прочитанное в виде алгоритма. Проверяем, умеют ли курсанты работать с информацией, искать ее, обрабатывать, систематизировать, выделять в тексте главное и второстепенное.

Для аналитика важно уметь придумывать новое и предлагать разные варианты решения, а потом выбирать какой-то один самый действенный. Еще мы проверяем фантазию кандидатов. Часто формулировки в законодательстве неточные или пользователи не могут точно выразить, чего они хотят, но разработчик в итоге должен получить четкий алгоритм. Навыки формулирования тоже важны. И вот это умение четко и ясно формулировать задачу — очень важно.

У студентов гуманитарных специальностей есть проблемы с формализацией. У меня другое мнение. Хоть мы и не проверяем технические знания, но в основном к нам приходят студенты и выпускники матмеха, физфака, радиофака и других технических факультетов. Они могут широко и красиво все описать, но систематизировать получается хуже, чем у тех же матмеховцев.

Сколько курсантов было в этом году?

В первую мы зачислили 21 человека — все это студенты старших курсов. У нас сформировались две группы. А во вторую группу набрали восемь выпускников, уже работающих специалистов, и восемь наших молодых аналитиков.

Причем трое из них дослушали курс до конца, но не стали защищать выпускную работу, потому что это совпадало с подготовкой к госам и защитой дипломных работ в вузе. Из 37 курсантов до конца дошли 33. Сейчас поддерживаем связь с ребятами, возможно, скоро они к нам вернутся и защитят свои проекты. Это было нашей ошибкой, мы сделали выводы, что курс нужно начинать и заканчивать раньше, чтобы старшекурсники могли спокойно заняться дипломами.

Единственное различие: студентам мы давали более простые и понятные примеры. В обеих группах программы были совершенно одинаковые. А группе, где были взрослые ребята, мы объясняли все на реальных примерах с налоговыми и отчетностью. Например, алгоритм продажи билеты на концерт через ВКонтакте.

А что с преподавательским составом?

Мы смогли уделять достаточно времени каждому студенту. В этом году со студентами занимались 12 человек: семеро преподавателей и пятеро ассистентов, которые проверяли домашние задания. Преподаватели тоже смогли неплохо прокачаться. Студентам понравилось, что к ним приходят разные люди, с разным опытом и разной подачей материала.

Курс позволил взглянуть на работу аналитика, не привязываясь к специфике одного проекта, задать те вопросы, на которые не ответит книга, пообщаться с начинающими ребятами и опытными аналитиками. — Я изучала системный анализ по книгам и видяшкам на YouTube, а свой первый опыт получила на стажировке в Контур.Маркете. Помог ли мне курс в работе? Мне очень понравились практики: работа над конкретной задачей, которую надо выполнить в сжатые сроки вместе с командой и в конце презентовать результат. Теперь я иначе формулирую вопросы для интервью, по-другому смотрю на метрики. Однозначно да. А главное, знаю, где искать нужную информацию и какие инструменты для работы могут помочь мне в сложной ситуации, — комментирует Мила Ковалева, студентка курса.

Чему еще учили на курсе?

Как изначально он понимает, что у пользователя есть проблема, как эту проблему должен решать продукт. Мы рассказывали, как работает аналитик над задачей, охватывая все аспекты его работы. Много говорили о командной работе аналитика. Как в конце собрать обратную связь с пользователей, как понять, что ты сделал то, что нужно. Кто еще есть в команде, как взаимодействуют все эти люди, чего ждут от аналитика.

Практика проходит в группах. Все, о чем мы рассказывали, тут же проверяли на практике. Еще у нас было много домашних заданий, хочется, чтобы ребята попробовали сами все, чему мы их учим. Причем каждое занятие группы перемешивались, потому что аналитику важно уметь работать в команде и договариваться с разными людьми. За весь курс у нас почти не было ребят с невыполненной домашкой, все очень мотивированные и ответственные.

Как защищали выпускные проекты?

Работа с наставником — это возможность расспросить про то, как устроена работа аналитика в Контуре. В конце курса ребята вместе с наставником (аналитиком Контура) выполняли выпускную работу. Ребята задавали классные вопросы и помогали развивать идеи по проекту. Для наставников это тоже уникальный опыт, который прокачал их.
— Я была поражена поддержкой со стороны моих наставников: это были уютные дружеские беседы. Смогла пообщаться с ребятами и понять, где и чьи знания мы можем использовать, не изобретая велосипед. Благодаря работе над выпускным проектом я узнала, чем занимаются сотрудники других отделов. Еще очень классно, что этот спецкурс произошел в нашей жизни, потому что у меня появились новые друзья и знакомые, — говорит Соня Архиповская, системный аналитик и ученица курса.

Мы считаем, что формат презентации лучше всего раскрывает умение студента рассказывать о результатах своей работы. В конце ребята презентовали свой проект наставникам, студентам и всем заинтересованным контуровцам. Это одно из главных качеств аналитика.
По итогам защиты мы пригласили 12 человек на стажировку и 4 взяли сразу на работу, чему мы очень рады :).

В этом учебном году будет новый курс?

В первом и во втором семестрах. Да, и проведем мы его дважды! Те, кто окончит курс зимой, смогут выбрать, когда они придут на стажировку, а летние курсанты пройдут боевое крещение летом. Соответственно, стажировок будет тоже две — зимняя и летняя. Не пропустите! В этот раз на отборе будет домашнее задание, в которое можно будет погрузиться и спокойно решить.
Принять участие в курсе может любой желающий, подробности о наборе появятся в начале сентября в группе ВК Образовательные программы СКБ Контура. Хочу на курс!


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Как программист новую машину подбирал

В предыдущих статьях (I, II, III) я подробно рассказывал о разработке сервиса для поиска выгодных б/у автомобилей в РФ. В крупных городах существует огромное количество официальных дилеров, по крайней мере для популярных брендов. Поездив продолжительное время на различных б/у машинах, ...

ReactOS 0.4.10 — теперь со вкусом BTRFS и весёлыми иконками для папок

Привет, Хабр! И какой! Прошло всего каких-то пять месяцев со дня прошлого релиза ReactOS, а мы уже выкатываем новый! Как обычно, у нас для вас фирменный коктейль из киллер-фич и адового тюнинга незначительных компонентов системы. В этом выпуске — внедрение ...