Главная » Хабрахабр » Где и как выращивать таланты?

Где и как выращивать таланты?

Как их выращивать в домашних условиях и на что их лучше ловить? Где обитают талантливые программисты? Под катом подробный рассказ директора академических программ Parallels Антона Дяйкина.

Зачем компаниям заниматься образовательными проектами? — Хотелось бы начать с достаточно общих вещей. Что влияет на их качество и масштабы?

В ИТ индустрии — это особенно заметно. — На самом деле, бизнес любой компании базируется на правильных людях. Сегодня, очевидно, что мы наблюдаем величайшую битву за умы. Качество людей определяет вектор развития и будущее той или иной компании. Parallels в этом смысле не исключение. И каждый стремится получить в свои ряды лучших из лучших. Это может быть реализовано в виде базовых кафедр, научно-исследовательских лабораторий, отдельных образовательных блоков или факультативов в рамках общей образовательной программы. Многие высокотехнологичные компании реализуют собственные образовательные инициативы во взаимодействии с вузами. Конечно же, чем шире эта работа поставлена, тем, к сожалению, ниже конверсия. Безусловно, это дорогостоящая история, но без нее включиться в борьбу за таланты сегодня практически невозможно. И несмотря на то, что в целом подобный формат работы считается не самым эффективным, в сравнении с другими компаниями у нас достаточно высокий приток талантливых молодых специалистов. Например, если говорить о Parallels, то у нас есть собственная базовая кафедра в МФТИ. При том, что средние цифры по индустрии – от пяти до двадцати процентов. Сейчас это на уровне семидесяти пяти процентов от числа выпускников кафедры. Поэтому нужно понимать, что подобная работа с таким результатом как у нас, существенно выше среднего уровня, требует значительных усилий и средств. Это значит, что, начав образовательную работу с сотней студентов, до финиша с вами может дойти в лучшем случае лишь пятая часть. Но хочу сказать базовую вещь: вы не получите лучших специалистов, если не участвуете в их обучении в вузе. Для крупных компаний существуют одни решения, для небольших компаний – другие. Необходимо находиться в академической среде. А если вы планируете эти заниматься, вам нужен выделенный человек. Просто, если вы не там, пробиться к талантливым молодым специалистам будет практически невозможно.

— Когда вы говорите о том, что формат базовых кафедр неэффективен, вы говорите в принципе о подобной образовательной модели или о каких-то ее элементах?

Формат базовых кафедр, безусловно, эффективен с точки зрения результатов. — Я имел ввиду прежде всего финансовую составляющую. При этом, нужно все же понимать, что их качество не идет ни в какое сравнение со специалистами, выращенными в рамках собственных образовательных программ. Но если анализировать объем затрат, то на цифрах получится, что пассивный поиск на рынке труда потенциальных кандидатов в денежном выражении дешевле. Если вы готовите перспективные кадры с учетом специфики и интересов вашего бизнеса, вы получаете «штучных» специалистов, готовых к выполнению именно ваших задач, мотивированных работать у вас, лояльных к компании.

Через какое время можно сказать, что та или иная инициатива была эффективной? — А как вообще можно измерить эффективность образовательных проектов?

Чем выше процент пришедших молодых специалистов, тем ваш образовательный проект эффективней. — Самое простое – это количество выпускников вашей образовательной программы, присоединившихся к компании после окончания обучения за год. При этом, мы подразумеваем, что это того качества люди, которые необходимы вашему бизнесу здесь и сейчас.

Случаи, когда подготовленные вами люди уходят в другие компании, например. — Бывают ли осечки?

А значит – осечка исключена. — Если вы серьезно относитесь к своим образовательным программам, то знаете практически каждого студента в лицо. Они общаются со своими студентами еженедельно, а иногда и каждый день. Например, в Parallels за каждым учащимся закреплены менторы. Конечно же, по прошествии времени студент может решить строить карьеру в другой компании или вообще перейти из ИТ в другую отрасль. При таком подходе, пропустить случайных людей невозможно. Такое бывает, и исключать подобный вариант развития событий нельзя. Программисты – творческие люди. Базовый принцип наших академических программ – высочайшая внутренняя мотивация студентов. Тем более, что мы со своей стороны не заключаем никаких кабальных контрактов с учащимися. Если у вас изменились приоритеты или представления о будущем, никаких препятствий мы вам чинить не станем. Если вам нравится атмосфера, в которой вы учитесь и работаете, если вы готовы к амбициозным задачам в компании профессионалов мирового уровня, вам к нам, будет интересно.

Речь о своего рода пассивной позиции к корпоративному образованию, когда люди ждут, что необходимые знания им будут даны без дополнительных усилий. — Как вы относитесь к мнению, что в России до сих пор популярна позиция «пусть меня научат»?

В первом случае речь может идти о развитии сотрудников, уже находящихся внутри компании. — На мой взгляд, нужно разграничить понятия корпоративное обучение и академические программы. Безусловно, и там и там есть люди, не готовые занимать проактивную позицию. В случае академических программ, мы говорим про подготовку перспективных кадров со студенческой скамьи. При этом, если ориентироваться на лучших из лучших, то они, безусловно, нацелены на результат и имеют четкие ориентиры. Причем это касается не только обучения, но и жизни в целом. С третьего курса – имеют представление где бы они хотели работать. Сегодня студенты технических вузов на факультетах ИТ, начиная уже с первого-второго курсов в основном понимают, чего они хотят. Не секрет, что разработчики сегодня в большой цене. К четвертому курсу найти будущего выпускника без закрепленного места работы крайне сложно. А талантливые программисты тем более.

Это и МФТИ, и МГТУ им.Баумана, и Высшая школа экономики, и МГУ. Если говорить о Parallels, то мы работаем с ведущими техническими вузами страны. Они принимают в свои стены лучших из лучших. Эти вузы предъявляют высочайшие входные требования к абитуриентам. И вот с этими талантливыми ребятами мы уже и проводим свою селекционную работу.

Можно ли считать ваш опыт уникальным? — Насколько подобный подход развит? Как его тиражировать?

Я вам приведу простой пример. — Не думаю, что мы делаем что-то сверхъестественное. На мой взгляд, он, пожалуй, единственная образовательная площадка в нашей стране, где так успешно реализован симбиоз промышленности и образования. МФТИ — это уникальный вуз. Образование в этом вузе, условно, делится на две части. Там порядка 130 базовых кафедр. Другие вузы сейчас к этой модели только подходят или постепенно движутся в этом же направлении. Базовое вузовское образование на первых двух курсах, а далее следует узкоспециализированное образование в рамках существующих базовых кафедр. Только представьте – более сотни базовых кафедр! МФТИ в этом смысле – законодатель моды, реализовавший рабочую перспективную модель в жизни. Причем мы говорим о весьма широкой отраслевой направленности. Это более сотни предприятий, заинтересованных в подготовке молодых специалистов, готовых вкладываться в профессиональную подготовку и предоставлять впоследствии рабочие места. Поэтому компаний, занятых в сфере профессионального обучения молодых кадров немало, другое дело, что подходы и инструменты у них могут быть разные. Сегодня в МФТИ в формате базовых кафедр работают представители промышленных предприятий, ИТ-гиганты, а совсем недавно пришли банкиры. Это открывает весь спектр возможностей компаниям в разных регионах страны. В настоящее время модель МФТИ активно внедряется в самых разных российских университетах.

Но что делать, если вы представитель малого или среднего бизнеса и подготовка молодых специалистов со студенческой скамьи для вас безумно дорогое удовольствие? Когда речь заходит об ИТ-гигантах, ни у кого не возникает вопросов относительно затрат и масштабов их деятельности. Можно опять-таки обратиться к опыту Parallels. Ответ – кооперироваться. Мы объединили усилия и совместно решаем задачи в области образовательных инициатив, несмотря на то, что у нас отдельный менеджмент, разные проекты и финансирование. Например, наша базовая кафедра – это результат совместной работы компаний Parallels, Acronis и Virtuozzo. При этом, повторюсь, одно из условий успеха – иметь в штате человека, понимающего как добиться успеха и целиком отвечающего за данное направление. Кооперация в случае, когда собственного бюджета недостаточно – отличное решение. Кроме того, с учетом определенной инертности образовательных стандартов и учебных планов, вам необходимо проактивно работать над соответствием содержания учебного процесса и НИРов постоянно изменяющимся требованиям промышленности. При работе с вузами нужна тонкая настройка взаимодействия, понимание специфики и нюансов на стыке бизнеса и образования.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Микросервисный фронтенд — современный подход к разделению фронта

Она имеет целый ряд преимуществ: это и строгое деление на модули, и слабая связность, и устойчивость к сбоям, и постепенность выхода в продакшн, и независимое версионирование компонентов. Микросервисная архитектура уже давно де-факто стала стандартом при разработке больших и сложных систем. ...

Security Week 31: Пятьдесят оттенков небезопасности в Android

Давно мы что-то не писали про безопасность Android. В целом ситуация там вроде бы неплохая: таких серьезных проблем, как трехлетней давности баг Stagefright, пока не находили. С 2016 года развивается программа Android One, в которой устройства среднего уровня получают единую ...