Главная » Хабрахабр » Gartner: главное на рынке IaaS в 2018 году

Gartner: главное на рынке IaaS в 2018 году

В мае появился «магический квадрант» Gartner 2018 года для IaaS-рынка: Magic Quadrant for Cloud Infrastructure as a Service, Worldwide. Команда Mail.Ru Cloud Solutions сделала выжимку по самым интересным темам, которой мы делимся с вами — возможно, кому-то будет полезно. Как бизнес использует облака и чего ожидает? Каковы тенденции года на рынке облачных услуг? Как сегодня выглядит «магический квадрант» для IaaS? В заключительной части поста мы делимся нашим видением ситуации на отечественном рынке.

Что такое IaaS

Gartner определяет IaaS как стандартизированный сервис, в рамках которого пользователь получает доступ к инфраструктурным ресурсам провайдера в требуемом объёме (on-demand). Это делается через автоматизированные средства самообслуживания, без ручных действий сотрудников провайдера. Минимальный набор сервисов для IaaS — это вычислительные ресурсы (VM), хранилища и средства управления сетевыми соединениями.

Всем, что находится выше уровня гипервизора — ОС, middleware и приложениями, — управляет либо сам пользователь, либо дополнительный управляемый сервис (managed service). В рамках IaaS провайдер управляет дата-центром, оборудованием и виртуализацией. Иногда управляемый сервис предоставляет тот же провайдер, что и IaaS, иногда — третья сторона.

Эффект от внедрения IaaS

IaaS — триггер цифровой трансформации. Многие компании рассматривают IaaS просто как «арендуемую виртуализацию», возможность избавить себя от капитальных затрат на частное облако или собственный дата-центр. Но прямой перенос локальной виртуализированной инфраструктуры в публичное облако редко даёт нужный бизнесу эффект. Это даёт экономию, ограниченное улучшение надёжности и безопасности, но сам по себе перенос не раскрывает всех возможностей облака.

Автоматизация не затрагивает сами приложения, портированные из частного облака, но меняет подход к управлению IT-операциями. Цифровая трансформация начинается, когда к переносу добавляется оптимизация бизнес-процессов за счёт виртуальной автоматизации, возможной в публичном облаке.

Цифровая трансформация приносит в IT-операции:

  • Гипермасштабируемость: изменение мощности системы вместе с изменением потребности в её вычислительных ресурсах, памяти, сетевых ресурсах, хранилищах.
  • Снижение времени вывода на рынок (time to market) для новых продуктов.
  • Мгновенное подключение PaaS и других сервисов в любом объёме. Благодаря автоматизации настройка новых сервисов не требует привлечения дорогостоящих экспертов и снижает зависимость от услуг интеграторов.
  • Снижение расходов на владение инфраструктурой в десятки раз, снижение операционных затрат за счёт автоматизации предоставления сервисов.

IaaS не обязательно уменьшает расходы. Планируя внедрять IaaS, многие изначально рассчитывают на снижение расходов. Но в итоге большинство компаний внедряет IaaS ради большей гибкости бизнеса или доступа к новым возможностям инфраструктуры, которые даёт цифровая трансформация.

IaaS также выгодна компаниям, которые не могут инвестировать в инфраструктуру, например, стартапам. IaaS позволяет существенно сэкономить на обеспечении краткосрочных или сезонных пиковых потребностей, batch-вычислений, резервных мощностей при аварийном восстановлении. Для крупных компаний с собственным дата-центром, зрелой виртуальной инфраструктурой, эффективной IT-командой и высоким уровнем автоматизации внедрение IaaS для уже сложившихся бизнес-процессов может даже повысить их стоимость.

При этом крупнейшие провайдеры постоянно снижают стоимость, а доступ к автоматизированным управляемым сервисам (MSP) существенно снижает стоимость управления инфраструктурой. В целом, чем менее эффективны бизнес-процессы, тем большую экономию даст облако. Выгода от использования облака будет только расти.

Хотя при использовании публичного облака многие настройки безопасности ложатся на плечи пользователя, на уровне самой платформы большинство крупных IaaS-провайдеров предлагают высокий уровень защиты. Провайдеры публичных облаков предлагают более высокую безопасность, чем частные дата-центры. Gartner настоятельно рекомендует внедрять DevSecOps-подходы для управления безопасностью в IaaS-окружении. Прозрачное шифрование LAN, WAN и хранилищ скоро станет стандартом для облачного IaaS как защита от новейших кибератак.

Технологические тенденции

Преимущества бессерверных вычислений проще всего получить в облаке. Решения для бессерверных вычислений освобождают разработчиков от многих рутинных процедур управления и уменьшают операционные расходы. Спектр бессерверных решений растёт, появились FaaS (function as a service, или fPaaS), например, AWS Lambda и Azure Functions. Возможности бессерверных вычислений способствуют переходу гибких IT-компаний в публичные облака.

Провайдеры развивают интегрированные в IaaS-платформу инструменты создания микросервисной архитектуры: среду исполнения микросервисов, фреймворк разработки, технологии автоматизации жизненного цикла. IaaS-провайдеры предлагают решения для микросервисной инфраструктуры. Она включает контейнерную IaaS, высокоуровневую aPaaS (сервис сред разработки и развёртывания приложений) и FaaS. Ключевым аспектом для развития микросервисов является управляемая система контейнеров. Большинство технологий микросервисов незрелы и относятся к самым инновационным возможностям, которые предоставляют облачные провайдеры.

Общие тенденции на рынке IaaS

Размывание границ IaaS и PaaS

IaaS-провайдеры всё чаще предлагают сервисы программной инфраструктуры, такие как PaaS, FaaS, оркестрации контейнеров (например, Docker) и middleware-сервисы. Часто ни пользователь, ни провайдер не делают различий между сервисами уровня PaaS и IaaS: пользователи просто выбирают комбинацию сервисов, которая решает их задачи.
Чтобы пользователю было просто подключать новые сервисы, провайдерам следует предлагать общий каталог всех сервисов, инструменты управления ими с общей идентификацией и управлением доступа, простую связность сервисов с низкой задержкой, общее для сервисов управление безопасностью.

Мультиоблако

Большинство компаний придерживается мультиоблачной стратегии. Обычно компании выбирают одного стратегического IaaS-провайдера, иногда — двух. Для отдельных приложений компании могут привлекать дополнительных «тактических» провайдеров. Использование нескольких облаков даёт более широкий выбор решений. Но мало кто строит настоящую мультиоблачную инфраструктуру, в которой одно приложение или задача работает на нескольких стратегических облачных провайдерах: такие архитектуры чрезвычайно сложны.

При одновременном использовании нескольких облаков трудно создавать стандартизированные политики и процедуры, запускать рутинные процессы, организовывать общее управление, оптимизировать расходы. Компаниям сложно управлять мультиоблачной IaaS. Заявления провайдеров об открытости их экосистемы не имеют отношения к реальной портируемости сервисов, а тема no vendor lock-in — просто маркетинговый хайп. Управление всеми облачными ресурсами «с одного пульта», бесшовное перемещение между IaaS-платформами, бесшовная настройка усиления локальных ресурсов облачными (cloudbursting) вряд ли когда-либо станут возможными, даже когда провайдеры IaaS в составе мультиоблака используют одинаковый фреймворк облачной инфраструктуры (CIF, например, OpenStack или VMWare), одинаковые открытые API и общую технологию контейнеров приложений.

Большинству компаний, интенсивно использующих IaaS, не хватает встроенных возможностей управления. Для управления облаком, особенно мультиоблаком, часто задействуют инструменты сторонних производителей. Дополнительные инструменты для управления мультиоблаком поддерживают интегрированное управление расходами, идентификацией и доступом; мониторинг безопасности и соблюдения политик; управление сетью.

Консолидация рынка IaaS и локальные провайдеры

С 2015 года AWS и Microsoft Azure обеспечивают большую часть спроса на рынке IaaS. Если учесть PaaS, их доля ещё выше. Более того, AWS во много раз больше, чем Azure, и структура рынка ещё больше перекошена. Это затрудняет жизнь другим провайдерам и снижает уверенность их клиентов.

Они часто повторяют функциональность глобальных лидеров. Китайские провайдеры вышли на мировой рынок, но их успех ограничен. Их клиенты — компании с бизнесом в Китае и его сфере экономического влияния. Это привело к успеху в домашнем регионе, но на мировом рынке не они не стали лидерами.

В тени лидеров — тысячи провайдеров IaaS. Остальная часть IaaS-рынка сильно фрагментирована. Другие предлагают управляемые сервисы на чужих IaaS, третьи — хостинг виртуальных частных серверов (VPS) для малого бизнеса. Одни из них — провайдеры управляемого хостинга или управляемых сервисов локального значения, для которых IaaS — просто инфраструктурная платформа для построения своего бизнеса. Обычно они предлагают ограниченную функциональность и не обладают развитой партнёрской экосистемой. Такие провайдеры обслуживают локальные рынки.

Компании предпочитают держать данные в том регионе, где будут их использовать — из соображений задержек в сети. Локальные провайдеры востребованы, но их возможности ограничены. Вспоминаются и недавние откровения о доступе иностранных спецслужб к частным данным. Кроме того, компании за пределами США вынуждены приобретать IaaS у локальных провайдеров, потому что этого требует местный регулятор.

При этом хранение данных в домашнем регионе не гарантирует защиты от слежки как изнутри региона, так и извне. К сожалению, многие локальные провайдеры не обладают возможностями глобальных, большинство сфокусировано на малом бизнесе, а не на крупном. По наблюдениям команды Mail. В итоге компании, для которых закрыт доступ к глобальным провайдерам, получают только базовую IaaS-функциональность, и это тормозит внедрение IaaS в регионе. Ru Cloud Solutions, российские провайдеры пытаются изменить ситуацию и расширяют набор сервисов IaaS- и PaaS-уровня.

Конкуренция IaaS с частными облаками

Компании предпочитают single-tenant public cloud IaaS, а не hosted private cloud IaaS. IaaS-провайдеры внедряют возможность создания инстансов и хранилищ в режиме single tenant. Это позволяет многим пользователям выполнять требования регулятора или лицензий ПО, которые требуют именно такого режима использования. Public cloud IaaS (даже в режиме single tenant) обычно предлагает гораздо больше возможностей, чем hosted private IaaS. Многие пользователи выбирают именно конфигурацию single-tenant public cloud IaaS, или дополняют public cloud IaaS оборудованием в колокации. В результате мало кто из провайдеров hosted private cloud IaaS добивается успеха в конкуренции с публичным облаком.

Большинство компаний, которые построили частное IaaS-облако в собственном дата-центре, добились лишь ограниченного успеха. Частное IaaS-облако в собственном дата-центре приносит пользу, в основном, за счёт дополнительных надстроек. Не случайно провайдеры частных IaaS также предлагают в виде дополнения частные PaaS, и многие клиенты их приобретают. Им приходится идти дальше: усиливать виртуализированную инфраструктуру дополнительной автоматизацией, создавать инфраструктуру контейнеров, развёртывать у себя PaaS-фреймворки и покупать частные PaaS, наконец — переходить в публичное облако.

Что учитывать пользователям при выборе IaaS

Предложения IaaS не равноценны. IaaS-сервисы, аналогичные на уровне функций, у разных провайдеров реализованы по-разному, обеспечивают разную доступность, производительность и безопасность, имеют разную стоимость. Покупателю стоит учитывать риски vendor lock-in и портируемости приложений — на всякий случай, если в будущем придётся переезжать на другой сервис.

Все провайдеры предлагают похожую базовую IaaS-функциональность в виде сервиса: вычисления, хранение и программно определяемые сетевые соединения. Выбирая IaaS, учитывайте, какие дополнительные сервисы доступны на его базе. Существенные функциональные различия начинаются на уровне дополнительных сервисов, которые провайдеры предлагают поверх IaaS: middleware, DBaaS, различные PaaS, DevOps-ориентированные сервисы.

В 2016 и 2017 году на рынке появились новые и сильно модифицированные IaaS-платформы, в 2018 году ожидаются ещё. Внимательно оценивайте новых провайдеров. Новые провайдеры охотятся за новыми пользователями, предоставляя щедрые скидки. Многие из них — это сервисы с минималистичной функциональностью, низкой надёжностью и без экосистемы поддержки. Это выглядит привлекательно, но если вы решили обратиться к такому провайдеру, внимательно оцените его надёжность и уровень поддержки, изучите отзывы клиентов этого провайдера с похожими на ваши требованиями.

Что учитывать провайдерам IaaS в своей стратегии

Главный генератор ценности IaaS — интегрированные в IaaS-платформу сервисы управления и разработки. Когда пользователь может подключить сервисы, интегрированные в IaaS-платформу, это удобнее неинтегрированных решений от разных провайдеров, которые приходится интегрировать самостоятельно. Поэтому IaaS-провайдеры будут только расширять спектр таких сервисов, в том числе — программной инфраструктуры и PaaS.

Партнёрская экосистема включает: Пользователи рассчитывают на мощную партнёрскую экосистему, которая вырастает вокруг IaaS-платформы.

  • приложения на базе IaaS от независимых производителей (ISV);
  • инструменты, интегрированные в IaaS-платформу через API, особенно инструменты управления IT (ITOM) и DevOps;
  • автоматизированные профессиональные и экспертные сервисы, которые поддерживают миграцию, интеграцию приложений, разработку на базе IaaS;
  • помощь локальных партнёров, особенно на уровне профессиональных и управляемых сервисов.

API ложится в основу партнёрской экосистемы. Возможность доступа к IaaS через API позволяет создавать интегрированные в IaaS приложения и инструменты управления, средства интеграции мультиоблачных сред. Вопреки этой логике, нынешний рынок уходит от создающих партнёрскую экосистему открытых API, таких как OpenStack, в сторону проприетарных API. Один из побочных эффектов партнёрской экосистемы — усиление риска vendor lock-in для пользователей, поскольку приложения интегрированы с конкретным middleware и IaaS-средой.

Провайдеры, которые попали в «магический квадрант» 2018 года, либо уже предлагают, либо собираются вывести на рынок гипермасштабируемую интегрированную IaaS-PaaS. Выводить на рынок новые гипермасштабируемые интегрированные IaaS-PaaS сложно. При этом партнёрские компании предпочитают работать с лидерами рынка. Выход на этот рынок требует огромных начальных инвестиций в разработку и в инфраструктуру на годы вперёд, глубокой технической экспертизы и способности построить экосистему поддержки. При выводе на рынок нового предложения провайдер рискует застрять в узкой нише.

Например, компания, которая использует инструменты разработчика и middleware от Microsoft, наверняка выберет облако Microsoft Azure как среду для этих приложений. Компании часто выбирают облака от провайдеров, приложения которых они уже используют. Обратное тоже верно — компании строят стратегию внедрения приложений, исходя из возможностей уже задействованного облачного провайдера.

Провайдеры, которые создают решения для обслуживания узких сценариев, могут процветать в своей нише. Для узких сценариев хорошо подходят специализированные IaaS. Такой подход может выделить провайдера на рынке и завоевать пользователей в рамках отдельных сценариев, даже когда эти пользователи уже задействуют другого стратегического провайдера для более общих сценариев. Они обычно предлагают только базовую IaaS-функциональность, но специально «скроенный» для целевых сценариев и дополненный специфичными возможностями.

Магический квадрант

Какие новые тенденции отражает «магический квадрант» для IaaS 2018 года?

Изменения за год (май 2018 vs июнь 2017)
Магический квадрант: IaaS.

Это на восемь меньше, чем в прошлом году: исключены CenturyLink, Fujitsu, Interoute, Joyent, Rackspace, NTT Communications, Skytap, Virtustream. В 2018 году «магический квадрант» вошли только шесть IaaS-провайдеров. Сокращение отражает консолидацию рынка и повышение ожиданий покупателей, которое Gartner отразил в более строгих критериях включения в «магический квадрант».

В 2018 году при выборе стратегических IaaS-провайдеров клиенты Gartner обращают внимание на глобальность предоставления сервиса:

  • IaaS должна быть доступна как отдельный-сервис, без необходимости покупки дополнительных сервисов.
  • Провайдер должен входить в топ глобальных провайдеров IaaS.
  • IaaS должна предоставляться глобально (за пределами своего домашнего региона), с возможностью безналичного расчёта, консолидированного биллинга, с поддержкой и документацией на английском.

Кроме того, клиенты ожидают технической зрелости провайдеров, поддержки критически важных процессов и широкомасштабной нагрузки. Техническая зрелость подразумевает:

  • программно определяемые вычислительные мощности, хранилища и сеть;
  • средства управления, мониторинга и автомасштабирования;
  • гипермасштабируемую архитектуру, создание инстансов в реальном времени, предоставление контейнеров Docker за секунды;
  • VM не менее 16 vCPU и 128 Гбайт RAM;
  • SLA не менее 99,9 %;
  • обеспечение информационной безопасности при расширении ресурсов дата-центра компании в облако;
  • поддержку многих пользователей и API-ключей, ролевую модель доступа.

О ситуации на российском рынке облаков

Расклад, который описывает Gartner, отражается и на нашем рынке облачных услуг. При этом рынок имеет свою специфику:

Российские компании всё меньше отдают на аутсорсинг построение и обслуживание критичных бизнес-систем и всё шире используют PaaS-сервисы. PaaS источник масштабной экономии. В результате бизнес слезает «с иглы» сервисных компаний и снижает стоимость владения (TCO) в 2-3 раза за счет того, что человеческая экспертиза (которая дорога и плохо масштабируется) теперь полностью замещена автоматизацией.

Мы видим растущую потребность компаний-разработчиков ПО (ISV) во всё большей автоматизации, которую должна предоставлять облачная платформа для решения задач создания SaaS-сервисов. SaaS — двигатель IaaS и PaaS. Повышенная степень автоматизации, предоставляемая IaaS и PaaS, снижает time-to-market и позволяет выиграть в конкурентной гонке. Для таких компаний перевод своих классических приложений в SaaS не только повышает маржинальность бизнеса, но и сильно упрощает поддержку клиентов, начальную установку и централизованное обновление версий ПО.

Банки, производство и другие крупные компании имеют сложные процессы, монолитные системы многолетней давности. Крупному бизнесу нужны гибридные облака. Для таких компаний идеально подходят гибридные облака. Для них преимущества облака — быстрое масштабирование без тендеров. Второй позитивный момент «гибридов» проявляется при использовании мультивендорных облаков, когда компания не подвязана на единственного подрядчика, может перемещать ресурсы между вендорами без окончательной привязки и выбирать оптимальный режим использования облака. Компании тестируют новые продукты, технологии, рынки в облаке, а старые держат «у себя».

Представьте крупную компанию с жёсткими требованиями по аптайму. Облако и интеграторы: конкуренты или партнёры? Облачные вендоры трансформируют рынок партнёров и интеграторов и создают новые ниши, где нужна партнёрская экспертиза.
Во-первых, нужен консалтинг в сфере миграции в облако. Второй вопрос ­— компаниям нужна поддержка в том, чтобы полностью реализовать потенциал облака. Как сделать для неё переход постепенным, успевать тестировать нагрузку, учесть все возникающие риски? IT-систему мало перенести в облако как есть, нужно перевести её на новую архитектуру, адаптировать текущие процессы под гибридное мультиоблако.

За год или два мы ожидаем появления интеграторов, адаптированных под эту новую нишу, с кейсами и опытом работы с гибридами. Мы видим большой спрос на такие услуги и хорошо осознаём важность наращивания партнёрской экосистемы. Подключение консалтеров и интеграторов к поддержке облачных решений даст существенный толчок рынку облаков в целом.

Ru Cloud Solutions. Материал подготовила команда облачной платформы Mail.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

OpenSceneGraph: Групповые узлы, узлы трансформации и узлы-переключатели

Когда происходит рисование точки, линии или сложного полигона в трехмерном мире, финальный результат, в конечном итоге, будет изображен на плоском, двухмерном экране. Соответственно, трехмерные объекты проходят некий путь преобразования, превращаясь в набор пикселей, выводимых в двумерное окно. Идеологически и «чистые» ...

«Монстры в играх или 15 см достаточно для атаки»

Спасибо читателям за проявленный интерес, рад что материалы полезны. Представляю вам четвертую статью цикла.Сегодня я хотел бы разобрать такой важный элемент для любого монстра — дистанция атаки. Их существует всего три: ближняя средняя дальняя В первой части разберем типичные примеры ...