Главная » Hi-Tech » FuckUp Nights: реальные истории головокружительных неудач. Продолжение

FuckUp Nights: реальные истории головокружительных неудач. Продолжение

FuckUp Nights: реальные истории головокружительных неудач. Продолжение

Андрей Шарков, создатель компании Shokobox и цикла подкастов «Берись и делай»

Нас достали патетичные распевы продуктивности, мы хотим знать правду о провалах и рычагах, помогавших подняться после падения. FuckUp Nights – это всемирное движение предпринимателей, которое в Петербурге поддерживает коворкинг GrowUp. Мы не дураки и хотим учиться на чужих ошибках, чего и вам советуем – поэтому публикуем истории, которыми делятся герои FuckUp Nights в GrowUp.

Сегодня в главной роли - Андрей Шарков, создатель компании Shokobox и цикла подкастов «Берись и делай».

Авария была серьезная, но ему повезло. В 18 лет Андрей символично перевернулся на машине напротив Института протезирования на Бестужевской улице. Андрей рассказывает, как стоял, смотрел на ошметки своей ржавенькой девятки и думал, что глупо бояться чего-то и откладывать свои мечты на «потом», когда можно вот так в один момент погибнуть.

Я тогда работал ночным сторожем в бизнес-центре, а на следующий день уволился и решил начать свой бизнес. В этот момент я начал жадно дышать, и так дышу до сих пор.

Андрей Шарков

Shokobox

Он шел не за мечтой, а за результатом; так появилось рекламное агентство, в котором развивалось направление сувенирной продукции. У Андрея никогда не было идеи о том, что жизнь нужно посветить конкретному делу, эдакому ремеслу. В какой-то момент фокус остановился на одной из позиций – брендированном шоколаде – потому что этого никто не делал.

И сейчас мое главное предназначение, раз уж на то пошло – быть свободным и счастливым человеком. Честно скажу, в детстве я просто хотел быть директором – потому что по рассказам моих родителей о встречах с начальством понимал, что директором в этой жизни быть хорошо.

Андрей Шарков

Shokobox

Любой товар или услуга бессмысленны, пока в них не существует потребности. По идее, стоит строить бизнес, предлагая продукты и услуги под существующий спрос. Но иногда спрос надо разглядеть, считает Андрей. Это банальные и совершенно верные азы бизнеса. Он может быть, он может даже лежать на поверхности, просто хорошего примера его обработки на рынке пока не случилось.

Никто не вводил в Яндексе и Google запрос «брендированный шоколад». Перед тем, как мы начали делать шоколад с логотипами – спроса на него вообще не было. Так тоже бывает. Но я предложил то, что никто не искал, и вдруг оказалось, что всем это нужно.

Андрей Шарков

Shokobox

К 21 году он стал рублевым миллионером. Сначала у Андрея Шаркова все и правда было в шоколаде. Андрей ездил на машине своей мечты, каждые выходные летал в путешествия и, по собственному мнению, «поймал звезду». К 23 годам, в 2008 году, он сделал свою компанию известной - о ней писали в Forbs и Деловом Петербурге, а база полнилась статусными клиентами.

То есть я-то думал, что они не сами текут, что это мы делаем что-то такое невероятное, генерируем этот поток. В компании работало 5 человек и заказы сами текли рекой. Но на самом деле просто время было жирное.

Андрей Шарков

Shokobox

Бизнес Андрей Шаркова кризис почти уничтожил. Концом «жирного времени» стал экономический кризис 2008 года. В этот же момент прекратился поток звонков и заказов. Летом 2008 года доллар стоил 23 рубля, а потом в один момент стал стоить 35.

Платежные обязательства копились, пачка счетов росла. Непонимание происходящего, ожидание, что «само пройдет» сменялось паникой.

С Ford’а – на битый Hyundai Getz. С машины своей мечты, роскошной Infinity, я пересел на Ford Focus. По такой траектории я скатился за три месяца. Потом я высчитывал, как мне добраться от офиса до дома – на трамвае или маршрутке.

Андрей Шарков

Shokobox

Тот, кто ждет – не дожидается, а просто проедает все свои ресурсы. Оказавшись в патовой ситуации, важно не выжидать, когда все закончится, а признать, что ситуация изменилась и никогда не будет прежней. Андрей проел их за три месяца и начал соображать.

В какой-то момент я перевариваю происходящее, рассматривая внушительную стопку счетов, и вдруг понимаю – все это время мне постоянно продолжают звонить клиенты, которых я просто игнорирую!

Андрей Шарков

Shokobox

Скажем честно, бизнес легко мог прожить и без этого. Шоколадки с логотипом заказывали компании в маркетинговых целях – для выставок, мероприятий, просто так – красиво положить на ресепшн. Таким образом и иссяк основной поток клиентов – юридических лиц. Соответственно, когда кризис в разы уменьшил бюджеты, тратить последние деньги на шоколад никто не спешил.

Им хотелось сделать шоколадку в подарок на день рождения тёще, а Андрей недоумевал: «Простите, но какого масштаба ваш праздник? Но все это время телефон Андрея Шаркова обрывали «физики», частные заказчики. Делать меньше казалось нецелесообразно, тем более с учетом того, что собственное производство еще не было налажено, и заказы делегировались сторонним подрядчикам. Мы не делаем меньше 1000 штук». В общем, эти звонки даже нигде не фиксировались.

Андрей решил, что попробует сделать что-то для физлица – в конце концов, с командой склеит 20 шоколадок вручную. Но в момент, когда у тебя пачка счетов на оплату, а денег нет вообще ни рубля, начинаешь смотреть на варианты заработка внимательнее. Что стоить они будут уже не по 6 рублей 50 копеек, как для заказа тиражом в 1000 штук, а по 20 рублей – за маленькую квадратную шоколадку. Он перезвонил последнему из таких случайных интересантов и осторожно объяснил, что сможет сделать 50, минимум 30 шоколадок. Тут же привез 1000 рублей. Интересант с готовностью согласился. А утром Андрей посмотрел на этот скромный гонорар и подумал – а ведь механика совсем не сложная.

Маржинальность остается заманчивой, а главное – да, наша продукция больше не нужна «старой» аудитории, но ведь физлица продолжают звонить! Если в уравнении переменная сводится к количеству чеков – с этим можно работать. В общем, на сайте появился новый раздел – шоколад с фото. Было лето, сезон свадеб, дней Рождения на открытом воздухе.

Андрей Шарков

Shokobox

Выстроилась иначе и работа с корпоративными клиентами: слово «тысяча» пугало само по себе, и минимальный тираж был снижен до 500 шоколадок. Таким образом, оттолкнувшись от дна, команда Андрея Шаркова не просто нашла деньги на неотложеные платежи по счетам, - компания была развернута на новый курс с новой мощностью. Минимальный тираж для частных клиентов начинался от 100 штук. Сразу подключились мелкие клиенты: салоны красоты, магазины и прочие.

Пока ситуация не сложится критическим образом, ты просто игнорируешь потоки, которые идут к тебе, целые сегменты аудитории, целые ниши, совершенно никем не занятые. Новая стратегия помогла нам выдохнуть и пересмотреть все механизмы бизнеса.

Андрей Шарков

Shokobox

Если у вас тоже есть ценные истории провалов, на которых пришлось учиться – можете рассказать в комментариях, но лучше написать мне, чтобы стать спикером FuckUp Nights.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

7 причин поступить в магистратуру Университета Иннополиса

7 причин поступить в магистратуру Университета Иннополиса — Промо на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Почему учиться никогда не поздно. В закладки Материал подготовлен при поддержке Университета Иннополис ...

Онлайн-ритейлер Lamoda обновил логотип и начал ребрендинг

Онлайн-ритейлер Lamoda обновил логотип и начал ребрендинг — Дизайн на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Компания поменяла лого впервые за семь лет. В закладки Он затронет интернет-магазин и ...