Главная » Hi-Tech » FuckUp Nights: реальные истории головокружительных неудач. Продолжение

FuckUp Nights: реальные истории головокружительных неудач. Продолжение

FuckUp Nights: реальные истории головокружительных неудач. Продолжение

Андрей Шарков, создатель компании Shokobox и цикла подкастов «Берись и делай»

Нас достали патетичные распевы продуктивности, мы хотим знать правду о провалах и рычагах, помогавших подняться после падения. FuckUp Nights – это всемирное движение предпринимателей, которое в Петербурге поддерживает коворкинг GrowUp. Мы не дураки и хотим учиться на чужих ошибках, чего и вам советуем – поэтому публикуем истории, которыми делятся герои FuckUp Nights в GrowUp.

Сегодня в главной роли - Андрей Шарков, создатель компании Shokobox и цикла подкастов «Берись и делай».

Авария была серьезная, но ему повезло. В 18 лет Андрей символично перевернулся на машине напротив Института протезирования на Бестужевской улице. Андрей рассказывает, как стоял, смотрел на ошметки своей ржавенькой девятки и думал, что глупо бояться чего-то и откладывать свои мечты на «потом», когда можно вот так в один момент погибнуть.

Я тогда работал ночным сторожем в бизнес-центре, а на следующий день уволился и решил начать свой бизнес. В этот момент я начал жадно дышать, и так дышу до сих пор.

Андрей Шарков

Shokobox

Он шел не за мечтой, а за результатом; так появилось рекламное агентство, в котором развивалось направление сувенирной продукции. У Андрея никогда не было идеи о том, что жизнь нужно посветить конкретному делу, эдакому ремеслу. В какой-то момент фокус остановился на одной из позиций – брендированном шоколаде – потому что этого никто не делал.

И сейчас мое главное предназначение, раз уж на то пошло – быть свободным и счастливым человеком. Честно скажу, в детстве я просто хотел быть директором – потому что по рассказам моих родителей о встречах с начальством понимал, что директором в этой жизни быть хорошо.

Андрей Шарков

Shokobox

Любой товар или услуга бессмысленны, пока в них не существует потребности. По идее, стоит строить бизнес, предлагая продукты и услуги под существующий спрос. Но иногда спрос надо разглядеть, считает Андрей. Это банальные и совершенно верные азы бизнеса. Он может быть, он может даже лежать на поверхности, просто хорошего примера его обработки на рынке пока не случилось.

Никто не вводил в Яндексе и Google запрос «брендированный шоколад». Перед тем, как мы начали делать шоколад с логотипами – спроса на него вообще не было. Так тоже бывает. Но я предложил то, что никто не искал, и вдруг оказалось, что всем это нужно.

Андрей Шарков

Shokobox

К 21 году он стал рублевым миллионером. Сначала у Андрея Шаркова все и правда было в шоколаде. Андрей ездил на машине своей мечты, каждые выходные летал в путешествия и, по собственному мнению, «поймал звезду». К 23 годам, в 2008 году, он сделал свою компанию известной - о ней писали в Forbs и Деловом Петербурге, а база полнилась статусными клиентами.

То есть я-то думал, что они не сами текут, что это мы делаем что-то такое невероятное, генерируем этот поток. В компании работало 5 человек и заказы сами текли рекой. Но на самом деле просто время было жирное.

Андрей Шарков

Shokobox

Бизнес Андрей Шаркова кризис почти уничтожил. Концом «жирного времени» стал экономический кризис 2008 года. В этот же момент прекратился поток звонков и заказов. Летом 2008 года доллар стоил 23 рубля, а потом в один момент стал стоить 35.

Платежные обязательства копились, пачка счетов росла. Непонимание происходящего, ожидание, что «само пройдет» сменялось паникой.

С Ford’а – на битый Hyundai Getz. С машины своей мечты, роскошной Infinity, я пересел на Ford Focus. По такой траектории я скатился за три месяца. Потом я высчитывал, как мне добраться от офиса до дома – на трамвае или маршрутке.

Андрей Шарков

Shokobox

Тот, кто ждет – не дожидается, а просто проедает все свои ресурсы. Оказавшись в патовой ситуации, важно не выжидать, когда все закончится, а признать, что ситуация изменилась и никогда не будет прежней. Андрей проел их за три месяца и начал соображать.

В какой-то момент я перевариваю происходящее, рассматривая внушительную стопку счетов, и вдруг понимаю – все это время мне постоянно продолжают звонить клиенты, которых я просто игнорирую!

Андрей Шарков

Shokobox

Скажем честно, бизнес легко мог прожить и без этого. Шоколадки с логотипом заказывали компании в маркетинговых целях – для выставок, мероприятий, просто так – красиво положить на ресепшн. Таким образом и иссяк основной поток клиентов – юридических лиц. Соответственно, когда кризис в разы уменьшил бюджеты, тратить последние деньги на шоколад никто не спешил.

Им хотелось сделать шоколадку в подарок на день рождения тёще, а Андрей недоумевал: «Простите, но какого масштаба ваш праздник? Но все это время телефон Андрея Шаркова обрывали «физики», частные заказчики. Делать меньше казалось нецелесообразно, тем более с учетом того, что собственное производство еще не было налажено, и заказы делегировались сторонним подрядчикам. Мы не делаем меньше 1000 штук». В общем, эти звонки даже нигде не фиксировались.

Андрей решил, что попробует сделать что-то для физлица – в конце концов, с командой склеит 20 шоколадок вручную. Но в момент, когда у тебя пачка счетов на оплату, а денег нет вообще ни рубля, начинаешь смотреть на варианты заработка внимательнее. Что стоить они будут уже не по 6 рублей 50 копеек, как для заказа тиражом в 1000 штук, а по 20 рублей – за маленькую квадратную шоколадку. Он перезвонил последнему из таких случайных интересантов и осторожно объяснил, что сможет сделать 50, минимум 30 шоколадок. Тут же привез 1000 рублей. Интересант с готовностью согласился. А утром Андрей посмотрел на этот скромный гонорар и подумал – а ведь механика совсем не сложная.

Маржинальность остается заманчивой, а главное – да, наша продукция больше не нужна «старой» аудитории, но ведь физлица продолжают звонить! Если в уравнении переменная сводится к количеству чеков – с этим можно работать. В общем, на сайте появился новый раздел – шоколад с фото. Было лето, сезон свадеб, дней Рождения на открытом воздухе.

Андрей Шарков

Shokobox

Выстроилась иначе и работа с корпоративными клиентами: слово «тысяча» пугало само по себе, и минимальный тираж был снижен до 500 шоколадок. Таким образом, оттолкнувшись от дна, команда Андрея Шаркова не просто нашла деньги на неотложеные платежи по счетам, - компания была развернута на новый курс с новой мощностью. Минимальный тираж для частных клиентов начинался от 100 штук. Сразу подключились мелкие клиенты: салоны красоты, магазины и прочие.

Пока ситуация не сложится критическим образом, ты просто игнорируешь потоки, которые идут к тебе, целые сегменты аудитории, целые ниши, совершенно никем не занятые. Новая стратегия помогла нам выдохнуть и пересмотреть все механизмы бизнеса.

Андрей Шарков

Shokobox

Если у вас тоже есть ценные истории провалов, на которых пришлось учиться – можете рассказать в комментариях, но лучше написать мне, чтобы стать спикером FuckUp Nights.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

SpaceX решила не добавлять возможность повторного использования ко второй ступени ракеты Falcon 9

SpaceX решила не добавлять возможность повторного использования ко второй ступени ракеты Falcon 9 — Транспорт на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Вместо этого компания ускорит производство ракеты BFR. ...

«Новички задают похожие вопросы и отвлекают коллег»: стартап формирует базу знаний для ИТ-команд из переписок в Slack

Материал издания об информационных технологиях в Беларуси и в мире dev.by. В закладки При этом он до сих пор каждый день пишет код, потому что ему это нравится. 29-летний разработчик и ИТ-предприниматель Андрей Фан ни дня не трудился по найму: ...