Главная » Хабрахабр » FAQ по междугородним пассажирским автобусным рейсам

FAQ по междугородним пассажирским автобусным рейсам

Диск аналогового тахографа с записанной самописцем информацией (графики внизу и справа)

Что делать? — Я пришёл на остановку за 2 минуты до отправления по расписанию и помахал рукой ушедшему автобусу.

Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.

Самые современные тахографы — это независимый аккумулятор, устройство хранения (обычно onboard-флеш), GPS/Глонасс-приёмник, акселерометр, входы для датчиков (уровень топлива, температура в салоне), интеграционный модуль для CAN-шины. — Что это за тахограф на каждом автобусе?

Раньше это было нечто вроде часового механизма, соединённого со спидометром. Тахографы постоянно совершенствуются, равно как и знания водителей о том, как их обмануть. Всё чаще их комплектуют GSM-модемами с M2M-сим-картами для удалённого получения данных перевозчиком (основного лога в реальном времени при наличии сети на маршруте или детальной выгрузки в конечном пункте). Задача тахографа — фиксировать нарушения рабочего графика, видеть, когда водитель сгонял на дачу на служебном автобусе или сделал «левый» рейс, знать точный расход топлива.

— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?

Поэтому автобусов с лежачими местами нет. У нас по ПДД пассажир и водитель должны ехать сидя. А, например, в Китае, Таиланде и Индии есть sleeping bus — как правило, ночные рейсы, где можно загрузиться и поспать до приезда.
— Обязательно нужен паспорт для покупки билета? Точнее, изредка встречаются «лежанки», но они предназначены для отдыха водителей между рейсами.

Если вы едете из области в область — уже нужен в любом случае. На смежных межрегиональных маршрутах паспорт не нужен, но при покупке онлайн паспортные данные понадобятся. Что не исключает возможность того, что у вас их попросят предъявить для проверки по дороге. То есть внутри одного субъекта Федерации можно покупать билет и двигаться вообще без документов.

— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?

По дороге могут проверять как самого перевозчика, так и пассажиров. На территории автовокзала автобус и документы пассажиров имеет право проверять администрация вокзала. Дальше действуют обычные нормы, как если бы сотрудники подошли к вам на улице. МВД или ФСБ могут искать преступников, проверять багаж на наркотики и перевозку оружия и так далее. Может быть и такое, что автобус задержала полиция, и пассажирам придется добираться самостоятельно.

— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?

И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если сняли правомерно, то не компенсируют. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.

— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?

Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов. Например, 6,5 рубля за километр.

— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?

Если же вдруг у вас сорвалось что-то важное по причине нарушения со стороны перевозчика, можно попробовать подать в суд с доказательствами нанесённого вам ущерба (например, пропущенного рейса самолёта). Обычно нет. Но обычно такие вещи решаются в досудебном порядке с перевозчиком. Если это было не ДТП, не пробка и не что-то ещё вроде пассажира, которому внезапно стало плохо, и вы повезли его в больницу прямо с маршрута, шансы есть. Стандартной страховки, покрывающей опоздания, нет. Простая подача «на моральный вред» обычно не приводит к успеху.

Меня теперь могут высадить? — Мы вышли в степи, там был туалет типа «сортир», и я целиком использовал маршрутную квитанцию для нужд гигиены.

По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир. Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону.

Главное, чтобы был билет. Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема.

То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно.

— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?

Но есть городские маршруты (это которые с контролёром и билетами, обычно вы их встречаете внутри города), которые пересекают границы регионов. На междугороднем автобусе вообще невозможно понятие «безбилетный пассажир», потому что такого человека не должны пустить в автобус в принципе. Городских маршрутов через границу России пока нет. Но в любом случае вас будут штрафовать по федеральному закону № 220, который действует везде по России.

— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?

Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована.

Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).

Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику. Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика.

Что делать? — У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках.

Возможно два варианта:

  1. Вы купили поддельный билет.
  2. Что-то где-то пошло не так, и данные о покупке билета не дошли до списка.

Во втором случае имеет смысл оперативно связаться с перевозчиком. Сделать это можно по прямому телефону либо через дежурного по вокзалу. Дежурный точно так же будет звонить перевозчику, как это сделали бы вы, но разница в том, что он точно знает, кому звонить, и у него может быть внутренний номер нужного специалиста.

Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев.

— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?

Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки. На усмотрение перевозчика.

Что делать? — Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки.

Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Обратиться к водителю. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.

— Я забыл багаж в автобусе, что делать?

Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности. Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения.

Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить.

Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.

Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.

— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?

Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Сценарий выше вполне подходит. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.

— Что надо знать про остановки?

Изменения в расписании должны быть объявлены за 10 дней. В расписаниях указывается местное время. Некоторые остановки могут быть обязательными, а некоторые — по требованию (но все они должны быть указаны в маршруте, поэтому водитель может и должен проигнорировать просьбу «остановите у столба», но должен остановить по вашей просьбе на остановке, если там никого нет, а она указана как необязательная). Расписание должно быть на каждой остановке автобуса. «У башни кто-то выходит?» — вполне нормальное предупреждение. А ещё он должен заранее вас предупредить про такую остановку. Бывают остановки без посадки — например, конечные для высадки пассажиров.

— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?

Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют.

Если на рейс будет допущен сломанный автобус, посадят механика. Если на рейс будет допущен пьяный водитель, посадят медика. Если рейс «белый», конечно. Всё серьёзно.

— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?

позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов. На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к.

Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Но это работает только с распечатанными билетами. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.

Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.

— То есть не бывает невозвратных билетов?

Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Да. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.

— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?

То же самое, если рейс отменён. Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат.

— Как страхуется пассажир?

Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать. На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам.

— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?

Но по отзывам можно сказать, что остановки на «туалет и покурить» достаточно частые. На усмотрение перевозчика, стандарта нет.

— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?

Действуют обычные ПДД. Да. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Специальных детских ремней нет.

— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?

И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен.

— Когда перестают продавать билеты?

Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Так называемый овербукинг. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.

— Какие нормативы стоит изучить?

  • Постановление от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
  • Постановление от 14 сентября 2016 г. № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…».
  • Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] На чём прокалывается ИИ при генерации человеческих лиц

В 2014 году исследователь в области машинного обучения Ян Гудфеллоу выдвинул идею генеративных состязательных сетей или GAN. «Генеративность» состоит в том, что результатом их работы являются изображения, а не оценка ввода (типа «хот-дог или нет»), а «состязательность» — в том, ...

«Когда ты — главный редактор Rusbase»: новый подкаст о работе с контентом и карьере в технологических медиа

Это — подкаст с теми, кто пишет, редактирует, снимает фото, видео и руководит созданием контента. Сегодня мы подготовили для вас текстовую версию четвертого выпуска. Мы говорим о карьере, рабочих инсайтах, «кухне» и новых проектах издания. Его гость — Светлана Зыкова ...